Календарно- тематическое планирование на 2023-2024 уч.год для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность воспитанников и основы ОБЖ дома».
материал по обж (старшая группа)

Людмила Яковлевна Пляскина

Данное тематическое планирование «Безопасность воспитанников и основы ОБЖ дома»

представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_poobzh.docx163.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

Календарно- тематическое планирование на 2023-2024 уч.год

для детей старшего дошкольного возраста

«Безопасность воспитанников и основы ОБЖ дома»

Picture background

Выполнила:

Пляскина Л.Я

г. Нижневартовск

Актуальность.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме.

Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.

В современном мире, зачастую, родители вынуждены оставлять ребенка одного дома. Есть ли у родителей уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации? Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях.

Основное противоречие состоит в том, что необходимо научить ребенка действовать в возможных опасных ситуациях и при этом не запугать малыша. Данное тематическое планирование «Безопасность воспитанников и основы ОБЖ дома»

представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома.

Цель - формировать опыт безопасного поведения дошкольников в бытовой среде.

Объект исследования: процесс воспитания у детей безопасного поведения в быту.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания безопасного поведения детей в быту.

Задачи.

Образовательные:

Знакомить с факторами риска в быту;

- Знакомить с правилами безопасного поведения дома;

- Знакомить с практическими действиями при возникновении разных опасных бытовых случаев;

- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения ребенка дома.

Развивающие:

Развивать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность;

- Развивать внимательность и осторожность при нахождении дома;

- Развивать ответственность и бдительность.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;

- Воспитывать взаимопомощь;

- Воспитывать навыки разумного поведения при опасных обстоятельствах, случившихся дома, научить адекватно вести себя в различных ситуациях.

Методы работы.

- Теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме;

- Эмпирические - опрос, беседа, диагностические методики, методы статистической обработки данных

Ожидаемые результаты инновационной деятельности.

- дети получат знания о правилах безопасного поведения в быту;

- научатся правильно вести себя в той или иной ситуации;

- научатся преодолевать чувство страха;

- снизится детский травматизм.

Месяц, тема                                                                                                Сентябрь

«Электроприборы»

НОД

-Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;

-Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

 

«Один дома»

Беседа

Формировать навыки осознанного безопасного поведения и чувство самосохранения детей.

 Вызывать у детей желание соблюдать правила безопасности в доме, путем познания, а не запретов. Приучать детей к адекватным действиям в опасных ситуациях

«Как огонь воду невзлюбил»

Игровая ситуация

Развитие познавательной активности детей через обогащение их представлений о правилах безопасного поведения в быту.

«Безопасный дом»

Беседа

-Помочь детям запомнить предметы и ситуации опасные для жизни и здоровья.

- Самостоятельно сделать вывод о последствиях неосторожного поведения и обращения с опасными предметами.

Месяц, тема                                                                                               Октябрь

«Можно - нельзя»

Рассматривание альбома

-Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях в быту.

«За закрытой дверью»          

Беседа

-Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

«Лекарство не игрушка»

Беседа

-Формировать у детей первичные представления о лекарственных средствах, о правильном их использовании (запрет на использование лекарств без разрешения взрослых).

 «Волк и семеро козлят»

Чтение сказка «Волк и семеро козлят»: 

-Учит быть осторожным, не доверять чужим людям, слушаться родителей.

Месяц, тема                                                                                               Ноябрь

«История пожарной службы в России»

Беседа

-Расширять знания о профессии пожарный и воспитывать уважение к ней;

 -Показать связь прошлого и настоящего в истории развития пожарной службы;

 «Рассказ утюга

о пожаре».

Образовательная ситуация 

-Расширять и обогащать знания детей о профессиях людей,

-Способствовать формированию представлений детей об опасной для человека ситуации- пожаре и о профессии пожарного через сюжетно – ролевую игру.

Б.Житков Пожар

Читать продолжить знакомить детей с творчеством  писателя Б. Житкова.

- Продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения.

-Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

-Обогащать словарь детей за счет  расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

-Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.

- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

 «Порядок и безопасность»

Беседа

Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Месяц, тема                                                                                               Декабрь

 «Как лисички нашли спички»

Образовательная ситуация

 -Закрепить у детей знания о правилах безопасного поведения;

 -Выработать у детей подсознательную привычку в соблюдении пожарной безопасности;

 -Сформировать умения действовать в тех или иных ситуациях.

  «Причины пожаров»

 Рассказ

-Познакомить с правилами поведения в чрезвычайной ситуации .                                             

-Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь. 

- Прививать навыки осторожного обращения с огнем.

«Таня дома одна захотела сварить суп»

Проблемная ситуация

-Учить детей узнавать и называть овощи;

-Понимать и выполнять инструкцию «возьми по одному»;

-Использовать в речи обобщающее существительное овощи;

-Закреплять названия цветов: красный, желтый, зеленый;

 «Неприятности

с водой»

 Беседа

-Формирование опыта безопасного поведения дошкольников в бытовой среде.

Месяц, тема                                                                                               Январь

 «Ток бежит

 по проводам»  

Беседа

-Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;

-Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

-Развивать мыслительную активность, любознательность.

-Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами.

Причины пожаров»     

Рассказ

-Познакомить детей с причинами возникновения пожара, его последствиями.

-Формировать у детей чувство опасности огня.

-Обучать правилам пожарной безопасности.

 Рассказ о мальчике, который нашел дома аптечку и решил поиграть в больницу

Рассказ

-Формировать опыт безопасного поведения дошкольников в бытовой среде.

 «Предупреждение несчастных случаев с детьми в быту»

Беседа

-Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

Месяц, тема                                                                                               Февраль

«Один дома»

Анализ ситуации

-Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими.

«Какой бывает огонь»

Беседа

-Показать важность роли огня в жизни человека. Закрепить знания о вреде и пользе огня.

«Спичка-невеличка»

Беседа

-Воспитывать у детей безопасное поведение, быть осторожными с огнем.

-Формировать понятие о пользе и вреде огня.

 

«Кошкин дом»         

Чтение

Формировать у детей понятие «опасные предметы», помочь им запомнить правила пожарной безопасности.

Месяц, тема                                                                                               Март

«Незнакомые предметы»

Беседа

-Формирование знаний у детей, что нельзя брать неизвестные предметы, так как они могут оказаться опасными для жизни.

-При обнаружении такого предмета сразу же сообщить взрослому.

- Развивать внимание, наблюдательность, осторожность, бдительность.

«Кто-то за дверью»        

Анализ ситуации

-Формировать опыт безопасного поведения дошкольников в бытовой среде.

   «Тушим пожар»              

Проблемная ситуация

-Обобщение и систематизация знаний детей о правилах пожарной безопасности.

 «Опасный предмет»      

Лепка

-Формировать представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, учить детей делать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

- Закреплять знания о правилах безопасного поведения в быту, навыки аккуратного наклеивания силуэтов «опасных предметов».

-Расширить словарный запас детей пословицами, словами «опасно», «осторожно».

-Развивать внимание, осторожность, сообразительность.

-Воспитывать чувство сопереживания, товарищества.

Месяц, тема                                                                                               Апрель

«Колюще - режащие предметы»

 Беседа

-Формирование опыта безопасного поведения дошкольников.

 

 «Песня пожарных»

 из м/ф

Слушание

-Процесс воспитания у детей безопасного поведения в быту.

«Птенчики в беде»  

Игра

-Воспитывать решительность, выдержку, умение соблюдать правила игры.

«Безопасность поведения в быту»   

Беседа

 -Повторить с учащимися основные правила безопасного поведения в быту.

-Формировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить.

 -Дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности.

Месяц, тема                                                                                               Май

 «Что делать»

Игровые ситуации

-Учить детей распределять роли, выстраивать сюжет игры,развивать игровые навыки и умение договариваться.

 «Простые правила»      

Беседа

-Знакомство детей с правилами поведения и безопасности в окружающем нас мире.

-Расширение кругозора учащихся по вопросам безопасности.

-Развитие творческих способностей.

-Сплочение коллектива.

-Умение выслушать мнение другого и высказать свою точку зрения.

 

«Безопасный дом»

 Беседа

-Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

«Назови правило»

Игра

-Систематизация представлений детей о правилах безопасного поведения в окружающем, формирование умений внимательно относиться к своему здоровью.

Список использованных источников:

1.Гарнышева Т. П. ОЮЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

2.Интернет – ресурсы

3.Как обеспечить безопасность дошкольника: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада/К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение, 2000

4.ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

5.ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

6.Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015

7.Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

8.Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе/ Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева и др.; под общей редакцией Л. Л. Тимофеевой – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС на неделю на старший дошкольный возраст "Домашние и дикие животные"

Планирование в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы Цель: Закрепить названия домашних животных, домашних птиц и их детёнышей, знания об их назначении и...

Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности на учебный год (старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Материал сгруппирован по месяцам, неделям Определены основные задачи.Тематика  итогового занятия, продуктивной деятельности, знаменательные даты.,...

Календарно-тематическое плванирование кружка по квиллингу "Волшебный завиток" для детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое плванирование кружка по квиллингу "Волшебный завиток" для детей старшего дошкольного возраста...

Календарно-тематическое планирование по теме "Овощи, фрукты - полезные продукты" для старшего дошкольного возраста

laquo;Чтоб здоровым, сильным, крепким и красивым  быть,Нужно с витаминами дружить!» Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в пр...

Календарно-тематическое планирование по теме «Существуют ли инопланетяне?» для детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование  по теме «Существуют ли инопланетяне?» для детей старшего дошкольного возраста...

Календарно-тематический планирование по теме: «Войди в природу другом» для старшего дошкольного возраста

Представлено комплексно- тематическое планирование по пяти образовательным областям...