Программа дополнительного образования "Аҡбузат"
рабочая программа

Усманова Динара Дамировна

Основная проблема обучения детей родному башкирскому языку: потребность возрождения национальных языков, развития национальных культур, сохранения самобытности народов РБ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx268.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Документы на 2024-2025 уч.год\Кружок\1_PDF Scanner 041024 6.51.48 — копия.jpg 

Программа

дополнительного образования

естественнонаучной направленности

в старшей группе 5-6лет

«Аҡбузат» - обучение родному (башкирскому) языку

на 2024-2025 учебный год»

Составлена на основе парциальной программы- обучение башкирскому языку как государственному детей разных национальностей в детском саду.

Разработала:

                                                    воспитатель

                                                        Усманова Д.Д.

р.п.Приютово, 2024 г.

Оглавление

1.Пояснительная записка…………………………………………………….......3

1.2.Цель и задачи программы…………………………………………………...4

1.3. Основные принципы и подходы к построению программы……………...5

1.4.Значимые для разработки и реализации программы  характеристики…..7

1.5.Особенности  организации  образовательной деятельности……………...8

1.6. Взаимодействие с родителями......................................................................11

1.7.Планируемые результаты…………………………………………………..12

2.Календарно – тематический план на учебный год……………………...…...15

3.Методическое обеспечение…………………………………………………27

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребёнка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом.

     Теоретическая модель гражданина нового Башкортостана определяет его характеристики. Одна из них национально-культурная, выражается в знании подрастающим поколением родного языка, своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций и обычаев, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Башкортостана, России и других народов мира.

      В многонациональном Башкортостане, отличающемся многообразием традиций и обычаев, башкиры – как коренной народ республики занимают стержневое место в поликультурном «соцветии» культур. Поэтому образовательный процесс должен быть построен не в узко формальном направлении освоения культуры своего народа и отрыве от культуры башкирского и других народов, а в тесном сопряжении, единстве и взаимопроникновении.

Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества на родном языке, играют в народные подвижные игры. Это способствует пробуждению в ребёнке национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, к родному языку, обучению основным правилам поведения в обществе.

Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной башкирской культуры.

     Язык – основное средство приобщения к сокровищнице человеческой культуры, неиссякаемый источник народной мудрости, основа национального самосознания. Овладение языком самым тесным образом связано с познавательным развитием, приобщением к художественному слову.

     Обучение детей башкирскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Основная образовательная программа ДОУ определяет задачи развития языка и речевой деятельности дошкольника как умение формировать и формулировать мысли с помощью слов, умение использовать язык в процессе рождения связного текста. Это очень важная сторона коммуникативного развития дошкольника.

      Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников, учитывает возрастные, психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

 Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса  по обучению родному башкирскому языку на ступени  дошкольного образования.

Программа  разработана на основе нормативно- правовых документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «От утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО»
  3. Приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»
  4. Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДО»
  5. Закона РБ  «О языках народов Республики Башкортостан».
  6. Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- Изд-во «Мозаика-Синтез».- М., 2015
  7. Устава  МАДОУ №14
  8. Программы развития  МАДОУ №14
  9. Образовательной  программы дошкольного образованиядошкольной образовательной организации МАДОУ №14 «Ласточка» р.п.Приютово.

10. Азнабаева Ф.Г.  Нафикова З.Г.”Шатлык”. Программа  - руководство обучения башкирскому языку как государственному детей разных национальностей  в детских садах (в комплекте)

Основная проблема обучения детей родному башкирскому языку: потребность возрождения национальных языков, развития национальных культур, сохранения самобытности народов РБ.

1.2.Цель: развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе традиционной башкирской культуры: пословиц, сказок, народной музыки, игр, праздников, танцев; воспитание уважения к родителям, старшим членам семьи, сестрам и братьям; привитие культуры здорового образа жизни на основе обычаев и традиций; формирование ценностно-смысловых представлений о мире на родном башкирском языке.

Задачи:

  • Обогащение словарного запаса.

  • Правильное произношение звуков, свойственных только башкирскому языку.
  • Составление предложений.
  • Развитие связной речи.
  • Ознакомление детей с башкирской литературой и фольклором, культурой башкирского народа (традициями, национальной одеждой, праздниками, декоративно-прикладным искусством и т.д.).
  • Формирование и развитие первоначальных умений и навыков овладения речью в устной форме;
  • Умение воспринимать речь на слух и вести несложный разговор (диалог);
  • Умение составлять небольшие описания картинки, предмета.
  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения.
  • воспитание интереса и любви к башкирскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение башкирским языком на бытовом уровне.
  • совершенствование работы по обеспечению полного развития личности дошкольника с учетом особенностей и традиций народной педагогики.

1.3.Основные принципы  и  подходы  к  формированию рабочей  программы:

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А. Петровский) о признании самоценности дошкольного периода детства.  

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

 В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

   Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

         Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

  Программа: - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании «минимума» материала);и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках  организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы  с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;

Принципы работы:

1. Доступность.

2. Систематичность и последовательность.

3. Наглядность.

4. Динамичность.

5. Дифференциация.


Средства реализации:

1. Специально организованное обучение, интегрированное по всем образовательным областям Программы

2. Совместная деятельность педагога с детьми:

- экскурсии (по городу,  в краеведческий музей, в гимназии, ЦНК «Урал-Батыр»  и т.д.);

- наблюдения в природе;

- чтение художественной литературы (писатели Республики Башкортостан);

- рассматривание иллюстрационного материала

- подвижные игры народов Республики Башкортостан;

- праздники и развлечения;

- детское художественное творчество.

3. Развивающая среда, способствующая развитию родного языка, интереса к окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для  национального  воспитания.

Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста, старшей группы  ( 5 – 6 лет)

Программа разработана на основе  программы «Шатлык» (авт.: Ф.Г.Азнабаева, Нафикова З.Г) и «Программы комплексного обучения и воспитания детей в башкирских детских садах». (авт. Нафикова З.Г., Галеева .Г.Г.)

1.4.Значимые для разработки и реализации программы характеристики:

Образовательная программа реализуется с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Старшая группа (5 - 6 лет)

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

     Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

      Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений.

     Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем,  которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.

Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.

Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.  К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Восприятие детей в 5 – 6 лет

 Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Внимание детей в 5 – 6 лет

 Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания  к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.

Память детей в 5 – 6 лет

 В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Мышление детей в 5 – 6 лет

 В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Воображение детей в 5 – 6 лет

 Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко

воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных,  и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным,  в  результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Речь детей в 5 – 6 лет

 Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети

могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.  

        1.5.Особенности организации образовательной деятельности:

Программа имеет возрастную привязку: для детей 5-6 лет.

Реализация программы рассчитана сроком: на 1 год.

Особенности построения программы:

группа

Количество ОД в неделю

Длительность

1 ОД

Словарная работа на  1ОД

старшая

1

30 мин.

3-4 новых слов вводится на каждой ОД.

Формы организации образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная.

Для расширения кругозора воспитанников, расширения знаний о башкирском языке используются:

- игры на развитие речи;

- работа по подгруппам;

- игры на развитие внимания;

- упражнения на развитие логического мышления.

- название предметов по их признакам;

Программа предполагает применение подгрупповых форм организации ОД и использование современных средств обучения, создание на ОД педагогических ситуаций, овладение элементарными навыками  общения.

Ведущей формой организации ОД является подгрупповая.

Наряду с подгрупповой формой работы, во время ОД осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. ОД  планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей дошкольников.

Обучение башкирскому языку начинается с запоминания отдельных слов, правильное их произношение и умение использовать их в предложении. Материал объясняется с помощью демонстрационного материала (картин, игрушек, муляжей), наглядных пособий, мимики, жестов и телодвижений.

Как известно, в жизни детей дошкольного возраста главный вид деятельности – игра. Поэтому на занятиях башкирского языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.)

Технические средства также играют немаловажную роль в изучении башкирского языка. Песни желательно прослушивать на  аудиозаписи. Это развивает у детей эстетический вкус и любовь к природе. Также прослушивая мелодии разных народов, дети учатся узнавать их национальные особенности.

Следует отметить о роли башкирской народной музыки, песен, танцев в организации занятий, праздников при обучении башкирскому языку для психологического оздоровления детей, просветление их эмоционального фона, в создание комфортной творческой атмосферы в детском саду.

На занятиях занимаются постановкой и автоматизацией звуков, которые свойственны башкирскому языку, развивают и активируют связную разговорную речь, знакомят детей с детской художественной литературой, обычаями, традициями.

Методическое обеспечение

          Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют интеллектуальному развитию воспитанников, ставя их в позицию активных участников.

С целью создания условий для самореализации детей используются:

  • включение в ОД игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  •  Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, подгрупповых  форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На ОД широко применяются:

  • создание проблемной ситуации;
  • словесные игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы подгрупповой работы;
  • методы индивидуальной работы.

Значительное место при проведении ОД занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.

Большинство игровых упражнений, игр выполняется коллективно, часто в кругу.Существует большое разнообразие словесных, дидактических игр, упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Обучение башкирскому языку в ДОУ основывается на принципе коммуникативности, поэтому все методы обучения направлены на изучение башкирского языка, как  средства общения.

Методы реализации программы


Практические 


Словесные 


Наглядные 


1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса  к обучению башкирскому языку.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребёнка.

3. Оформление зон в группе для нравственно – познавательного развития. 


1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Подвижные игры.

7. Развлечения.

8. Моделирование ситуаций.

9. Консультации.


1. Организация выставок, конкурсов.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Аудиовизуальная техника.

5. Информационно – агитационные стенды.

6. Театральная деятельность разнообразных видов.

7. Личный пример

     1.6.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основные задачи :

  • создание в группе условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • активизация родителей в вопросах национального воспитания, обучения родного башкирского языка.
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, детском саду, городе ;
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Формы взаимодействия с семьей

Социально-педагогическая диагностика:

  • беседа;
  • анкетирование;
  • дни открытых дверей в детском саду;
  • собрания-встречи.

Информирование

  • стенды;
  • консультирование;
  • газеты, журналы;
  • семейные календари;
  • буклеты;
  • новые интернет-сайты.

Принципы родительского образования

  • целенаправленности — ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
  • адресности — учета образовательных потребностей родителей;
  • доступности — учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;
  • индивидуализации — преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
  • участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Основные формы сотрудничества с семьёй

* Знакомство с семьёй: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.

* Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и подгрупповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские утренники, национальные праздники и развлечения, создание памяток, выпуск газеты, оформление стенда «Дружная семья», «Мы изучаем башкирский язык», стенгазет и фоторепортажей.

* Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, национальных праздников, концертов, экскурсий, акций.

  1.7.Планируемые результаты:


Знают и называют на башкирском языке:

- улицу, на которой живут и на которой расположен детский сад;

- предметы домашнего обихода, их названия; традиционные блюда башкирской кухни;

- элементы национальной одежды, характерные их детали;

- колыбельные песни, прибаутки, сказки, произведения (стихи, рассказы) башкирских писателей, поэтов;

- народные праздники, предметы народного декоративно-прикладного искусства, названия народных игр;

- свое имя и фамилию, имя, отчество родителей, значение своего имени. 

Умеют:

- использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;

- с помощью взрослых составлять меню для традиционных Дней башкирской кухни;

- отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;

- описывать предметы быта;

- проявлять интерес к предметам материальной культуры (к концу 5 года жизни);

- организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы;

- играть в народные, подвижные игры;

- полученные художественные умения отражать в рисунках, аппликациях;

- организовывать театрализованную деятельность;

- проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан. 


Имеют представление (элементарное)

- о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда;

- о труде скотовода, пчеловода;

- о разных жанрах фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- о жанре башкирских сказок – сказки о животных.

Способы  определения  результативности  работы: диагностика проводится 2 раза в год на основе программы: «Земля отцов» (авт.Гасанова Р.Х.)  и «Программа – руководство, конспекты занятий и диагностические задания для обучения государственному башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах.» (авт. Нафикова З.Г, Азнабаева Ф.Г.)

 2.Календарно – тематический план на 2024-2025 учебный год:

Время проведения

Тема

 Цели и задачи

Методичекие приемы

Словарная работа

06.09.24

1

Здравствуй, детский сад!

(Балалар баҡсаһы)

Дать общее понятие о детском саде, знакомство с тематическими уголкам детского сада, с названиями дргих групп.

Беседа о детском саде, о воспитателях, об игрушках, о тематических уголках.

Һау булығыҙ! Һаумыһығыҙ!

13.09.24

2

Мои любимые игрушки

(Һаумыһығыҙ, уйынсыҡтар)

Формировать умение запоминать полученную информацию, развивать память, воспитать любовь к своему второму дому

Чтение стихотворений о детском саде

Балалар баҡсаһы, уйынсыҡ

20.09.24

3

Моя семья

(Ғаиләм)

Введение новых лексических единиц, обозначающих членов семьи, обобщающее слово «семья»; формирование навыков диалогической речи; упражнение в правильном произношении  звуков, воспитать любовь к семье

Беседа о семье, папка с картинками на тему “Семья”

Ғаилә, әсәй, атай, ағай, апай, улым, ҡыҙым

30.09.24.

4

Это я

(Был мин)

 Ознакомить с местоимениями я, ты, он,она, мы, вы. Познакомить с названиями частей тела; закрепить умение понимать, различать вопросительные предложения со словами «что?», «кто?» и уметь отвечать на них; развивать фонематический слух и восприятие, воспитат в детях уважительное отношение к себе

Игра на внимание “Покажи ...”

Кәүҙә, баш,аяҡ, ҡул, танау, ауыҙ, күҙ, сәс

Был нимә?

07.10.24.

5

Единство Россия- Башкортостан

(Башҡортостанһәм Рәсәй, берҙәмлек)

Знакомство с символами, стерриторией на карте. Развивать память и мышление.Воспитать любовь к Родине

Прослушивание гимна, просмотр картин – символы РБ и РФ

Республика, Башҡортостан, Рәсәй, берҙәмлек

14.10.24.

6

Родной дом, родной край

ыуған йорт)

Беседа о родном городе. Знакомство с достопримечательностями города. Дать понятие о малой Родине. Развивать воображение, память, связную речь. Воспитать любовь к малой Родине

Путешествие по городу. Просматривание картин, презентация

Тыуған ил, йорт, кесе тыуған илем.

21.10.24.

7

Башкортостан - родная республика

(Башҡортостан - тыуған республикам)

Ознакомление с названием Республики Башкортостан. Понятие о большой Родине. Ознакомить с картой Башкортостана. Беседа о столице – Уфе. Дать понятие о гербе и флаге. Развивать речь, память и мышление.

Чтение стихотворений Прослушивание гимна РБ

Тыуған республикам

28.10.24.

8

Природа Башкортостана

(Башҡортостан тәбиғәте)

Рассказатьо достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, горе Янган-тау. Развивать речь и мышление детей.Воспитать бережное отношение к природным культурам родного края

Цветныеоткрытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан».
Прослушивание песни  «Юрюзань».

Тәбиғәт, тау, йылға, күл, мәмерйә

.24.

9

Приветствие

(Танышыу)

Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться, правильно называть свое имя; введение новых лексических единиц

(здравствуй,привет, до свидания, пока, да, нет, спасибо, хорошо, мальчик, девочка); выработка умений понимать вопросы: Кто это? Что это? Как тебя зовут? )

Игра “Я - ...”

Һаумыһығыҙ! Һау булығыҙ! Рәхмәт

Был кем? Исемең нисек?

15.11.24.

10

Наша семья. Имя, фамилия.

(Беҙҙең ғаилә. Исем, фамилия)

Дать понятие о значении моего имени. Отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» Научить детей давать полный ответ. Развивать связную речь, память. Воспитать любовь и уважение к семье, к членам семьи.

Просматривание открыток. Беседа о членах семьи, о профессии родителей, о родственниках, о соседях

Исем, ғаилә,  фамилия.

22.11.24.

11

Игрушки

(Уйынсыҡтар)

Обогащение словарного запаса детей за счет названий игрушек. Развивать память, мышление.Воспитать бережное отношения к игрушкам.

Выучить потешки

Уйынсыҡ, ҡурсаҡ, машина

29.11.24.

12

Детский фольклор.

(Балалар фольклоры)

Объяснение сути данного жанра детского фольклора. «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.Воспитать любовь к детскому фольклору

Балалар фольклоры

06.12.24.

13

Считалки

(һанамыштар)

Разучивание считалок.

Считалки « Куда отправился абзый - агай?»

Һанамыштар, абзый, агай.

13.12.24.

14

Зимние игры и забавы

(Ҡышҡы һәм мәрәкә уйыны)

Разучивание, объяснение условий игр.

Ҡышҡы,  мәрәкә,  уйын.

20.12.24

15

Скоро Новый год!

(Тиҙҙән яңы йыл!)

Беседа о временах года, о зиме, о празднике! Учить детей отвечать «Да», «Нет». Воспитать трепетное чувство к праздникам

Просмотр картин. Рисование – «Моя елочка»

Яңы йыл байрамы,шыршы, шыршы уйынсыҡтары Эйе\юҡ

27.12.24

16

Зима в Башкортостане

(Башҡортостанда ҡыш)

Беседа об основных приметах зимы.  Развивать память и мышление. Воспитать интерес к народным приметам.

Просматривание презентации

Ҡыш, кар, буран.

10.01.25

17

Животные

(Хайуандар)

Знакомство домашними и дикими животными. Развивать речь, память, мышление.

Просматривание картинок, слайдов. Развивающая игра – «Найди половинку картины»

Хайуан, йәнлек, януар, йорт хайуандары, ҡырағай йәнлектәр

17.01.25

18

Сказки про животных

(Хайуандар тураһында әкиәттәр)

Воспитать бережное отношения к животным

Чтение сказок

Хайуан, йәнлек, януар, йорт хайуандары

24.01.25

19

Домашние птицы

(Йорт ҡоштары)

Дать информацию одомашних птицах. Информация о птицах мира. Развивать любознательность, память детей.

Просматривание картины.

Ҡош, ҡоштар

31.01.25

20

Дикие птицы

(Ҡырағай ҡоштар)

Дать информацию о диких птицах. Воспитать бережное отношения к птицам, к природе

Лепка - Воробей

турғай, күгәрсен, йылы яҡ, ҡышлаусы

07.02.25

21

Башкирские  сказки

(Башҡорт әкиәттәре)

Понятие о народных сказках. Чтение сказка о хитром работнике и глупом бае. Развивать усидчивость, внимание, мышление.Воспитать любовь к народным сказкам

Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.

Әкиәт, халыҡ әкиәте, бай, ярлы

14.02.25

22

Праздник День Защитников Отечества

(Ватанды Һаҡлаусылар Көнө)

Информация о празднике. Беседа о Защитниках Родины. Развивать умственные способности,связную речь.Воспитать любовь к героям Родины

Просматривание картин

Байрам, Ватан,

Ватанды һаҡлаусылар көнө

21.02.25

23

Военные профессии

(Хәрби һөнәрҙәр)

Беседа о военных профессиях

Просматривание презентации

Хәрби һөнәрҙәр

28.02.25

24

Праздник мам и бабушек

(Әсәйзәрбайрамы)

Беседа о празднике.

Дать информацию о празднике 8 марта. Развить память и мышление, творческое воображение. Воспитать любовь и уважение к мамам и бабушкам

Изготовление открытки для мам и бабушек вместе с девочкой с Луны Зухра-кыз

әсәй, өләсәй, байрам, ҡотлау открыткаһы

06.03.25

25

Весенние башкирские народные праздники

(Башҡорт халыҡ байрамнары)

Беседа о весенних башкирских народных праздниках

Просмотр презентации

Байрам,халык

13.03.25

26

Овощи

(Йәшелсәләр)

Информация об овощах и фруктах, ягодах. Понятие об обобщающем слове. Развивать внимание, память.

Просмотр картин, плакатов

Йәшелсә, емеш-еләк, алма, ер еләге,ҡарбуз

20.03.25

27

Фрукты

(Емеш-еләктәр)

Информация об фруктах. Воспитать любовь и уважение к труду взрослых

Емеш, еләк

27.03.25

28

Обрядовый фольклор башкирского народа


Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарными праздниками «Кәкүк сәйе”. Развивать творческие способности , речь детей. Воспитать любовь к народному фольклору

Прослушивание народных мелодий, связанных с этими праздниками.

Фольклор, йола, көй

03.04.25

29

Из истории письменности
(Языу тарихы)

Письменность башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры. Сведения о медресе, школах, гимназиях, университетах. Развивать речь детей, внимание, память. Воспитать интерес к письменности, к грамотности, к учебе

Путешествие  на лошади

Яҙыу, яҙма,мәҙрәсә, мәктәп

10.04.25

30

Башкирские народные блюда

(Башкорт халык аштары)

Информация о башкирских народных блюдах. Развивать память, творческие способности, воображение. Воспитать интерес к башкирским блюдам.

Просматривание картинок. Наглядный пример. Рисование – нарисовать Стол для угощения

Аш-һыу, сәксәк, ҡорот, ҡаҙы, тултырма

17.04.25

31

Посуда и продукты питания

(Кашык-аяк )

Беседа о продуктах питания. Ознакомить с названиями посуды. Отвечать на вопрос «Что это?» Развивать память и мышление, связную речь детей. Воспитать бережное отношение к труду взрослых

Темаичекие папки и плакат

Ҡашыҡ-аяҡ, ҡалаҡ, тәрилкә, сынаяҡ, сәйнүк

Был нимә?

24.04.25

32

Наши земляки.

(Батыр якташтар)

Беседа о наших земляках-героях. Развивать связную речь, впечатлительность, мышление.

Карта республики.

Геройҙар,батырҙар, карта, Башҡортостан Республикаһы

01.05.25

33

Герои

(Геройзар)

Воспитывать чувство восхищения героизмом своих земляков

Цветные фоторепродукции, открытки, портреты.

Геройзар, hугышта

08.05.25

34

Славные сыны Башкортостана

(Башкортостан батырзары)

Сообщение о героях башкирского народа. Беседа о ВОВ, о параде, о Победе.

Просмотр тематических папок с фотографиями

Герой, батыр, генерал Шаймуратов.

15.05.25

35

Одежда и обувь

(Кейем-hалым)

Расширение словарного запаса детей за счет названий одежды, обуви; закрепление умений вести мини-диалоги, развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук. Воспитать любовь и уважение к труду взрослых

Тематичкеские папки с картинками

Кейем-һалым, баш кейеме, аяҡ кейеме

22.05.25

36

Башкирский народный костюм

(Башкорт халкының милли кейеме)

Информация о том, что одевали башкиры раньше. Понятие о народной одежде, о народном костюме. Развивать речь и мышление. Воспитать интерес к народным костюмам

Просматривание картин, тематических папок. Наглядный пример: кукла в башкирском наряде

Башҡорт халыҡ кейеме, камзул, елән, бүрек, ситек

29.05.25

37

Волшебные слова

Беседа о волшебных словах. Дать понятие о волшебных словах. Развивать речь, мышление, память, самостоятельность. Воспитать в детях уважительное отношение к сверстникам

Подвижная игра «Скажи волшебное слово»

Зинһар, зинһар өсөн, ғафү ит, рәхмәт!ҙур үҫ

С целью создания условий для самореализации детей используются:

  • включение в ОД игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  •  Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, подгрупповых  форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На ОД широко применяются:

  • создание проблемной ситуации;
  • словесные игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы подгрупповой работы;
  • методы индивидуальной работы.

Значительное место при проведении ОД занимают игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания, речи детей.

Большинство игровых упражнений, игр выполняется коллективно, часто в кругу. Существует большое разнообразие словесных, дидактических игр, упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Обучение башкирскому языку в ДОУ основывается на принципе коммуникативности, поэтому все методы обучения направлены на изучение башкирского языка, как  средства общения.

                  Материально – технические условия

  • Интер активная доска
  • Музыкальный центр
  • CD и аудио материал
  • мультимедийное оборудование

                   Наглядно – образный материал

  •  Иллюстрации и репродукции
  • Наглядно – дидактический материал
  • Игровые атрибуты
  • «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы)
  • Художественная литература
  • Башкирские детские костюмы
  • Открытки для рассматривания
  • Уголок башкирской национальной культуры

      3.Методическое обеспечение:

1.Галиева Г.Г., Нафикова З.Г.Учебно – воспитательная программа для башкирских детских садов.

2. Азнабаева Ф.Г.  Нафикова З.Г. “Шатлык”. Программа  - руководство обучения башкирскому языку как государственному детей разных национальностей  в детских садах (в комплекте)

3. Гасанова Р.Х. «Земля отцов»

4.Нафикова З.Г, Азнабаева Ф.Г.    Программа – руководство, конспекты занятий и диагностические задания для обучения государственному башкирскому языку детей разных национальностей в детских садах.( г.Уфа. 2018)

5Ягафарова А.Ш, Юлмухаметов М.Б.

Радуга. Хрестоматия для детских садов на башкирском языке.

6.Абуталипова Р.А, Амирханова Г.И, Юлмухаметов М.Б.

«Лейсан».Учебник для изучения башкирского языка в детских садах. (г.Уфа,

7. Гасанова Р.Х. «Я Родину хочу познать» : методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа.(г.Уфа, 2007)

8. Зигангирова Г.М.

     «Мои маленькие друзья» : стихи, игры на башкирском языке.

9. Нафикова З.Г. «Растём играя» (на башкирском языке)

10.Гершова Ф.З. Уч.издание. Путешествие  петушка – батыра и его друзей.(пьесы – сказки по мотивам башкирских сказок.

11.Сулейманов А.М. Башкирский детский фольклор.

12.Азнабаева Ф.Г»Волшебные звуки»(на башкирском языке», методическое пособие, (г.Уфа, 2024)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...