«Формирование у детей дошкольного возраста 4-7 лет монологической речи с помощью мнемотаблиц
классный час (старшая группа)

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения, владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_4.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у детей дошкольного возраста 4-7 лет монологической речи с помощью мнемотаблиц

Цель: Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс. 

Задачи:

изучить влияние мнемотехники на речевое развитие детей дошкольного возраста;

изучить методическую литературу по данной теме;

изучить терминологию работы с использованием «Мнемоквадрата», «Мнемодорожки», «Мнемотаблиц»;

создать картотеку мнемотаблиц для развития речи;

способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения;

способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;

способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

        В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнеров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения, владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

На тот момент у многих детей речь была невнятная, ограничен словарный запас, слабо развито воображение.

По результатам диагностики младшей группы были дети с низким и средним уровнем развития речи.

Анкетирование родителей по проблеме речевого развития детей показало, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить.

Поиск решений этих проблем натолкнул меня на инновационные технологии – применение приемов мнемотехники.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить ее с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Поэтому работа в этом направлении началась со средней группы.

Актуальность

Основной целью дошкольного образования по ФГОС является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен.

В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано наглядно образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные события. Великие педагоги С.Л.Рубинштейн, А.М.Леушина, Л.В.Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.

Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, представлений об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

 Мнемотехника помогает развивать:

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

-воображение;

-связную речь;

-мелкую моторику рук.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развитьассоциативное мышлениеи воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Ведущая педагогическая идея опыта

Основной идеей моего педагогического опыта является использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО.

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки развития личности ребенка и мыслительной деятельности.Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка.

Успешное решение задачи формирования связной речи зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В процессе планирования и реализации работы с дошкольниками в рамках речевого развития с использованием мнемотехнических приемов решаются следующие проблемы:

поиск и апробация эффективности приемов развития речи,

совместная работа педагога и воспитанников по отбору конкретных техник запоминания,

развитие всех психических и познавательных процессов (речи, памяти, воображения, мышления),

развитие произвольного внимания,

формирование логического мышления.

Содержание опыта работы по теме: «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников» поможет преодолеть вышеназванные противоречия.

Новизна

Приемы мнемотехники были использованы во всех видах деятельности воспитательно-образовательного процесса, основываясь на интересах детей.

Самое ценное – это самостоятельно придуманные детьми символы. Таким образом, мнемотехника повлияла не только на развитие памяти, речи, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Результатом обобщения опыта стала картотека мнемотаблиц сказок, рассказов, стихотворений, загадок, а также авторские разработки мнемотаблиц стихотворений совместно с детьми и авторских конспектов непосредственной образовательной деятельности.

Адресная направленность

Данный опыт работы может использоваться в полном объеме воспитателями, логопедами, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений в процессе организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста и родителями.

Область применения опыта: по возрасту воспитанников, в соответствии с психо-физическими особенностями развития.

Технология опыта

Целью данного опыта является:

Создание условий для успешного развития связной речи детей дошкольного возраста через мнемотехнику.

Взяв за основу мнение известных педагогов и методистов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему в работе по обучению детей связной речи использовались приёмы мнемотехники.

Работа проводилась по 4 направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогами

4. Организация предметно-пространственной среды группы детского сада. Создание картотек мнемотаблиц.

Этапы реализации программы: подготовительный, основной, заключительный.

1-й этап подготовительный

Было организовано обследование, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Анализ результатов по средней группе показал, что уровень развития связной речи дошкольников недостаточен.

2 этап - основной

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.

Для начала детей знакомила с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняла задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. 

В результате реализации работы по развитию связной речи с использованием мнемотехник воспитанники научились применять мнемотехнические приемы:

в процессе ознакомления с окружающим миром;

при заучивании стихов;

при пересказах художественной литературы;

при обучении составлению рассказов;

при отгадывании и загадывании загадок;

для обогащения словарного запаса;

при воспитании культурно-гигиенических навыков;

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Разучивание стихотворений

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.

1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.

2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).

3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.

4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.

5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.

6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).

7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.

Родителей я тоже научила составлять такие мнемотаблицы, и они с удовольствием пользуются этим приемом при разучивании стихотворений со своими детьми дома (рисуют разноцветные мнемотаблицы).

Составление рассказов о временах года

Провожу игру «Составление описательного рассказа по опорным картинкам»с использованием наглядно-игрового пособия «Круглый год».

Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

Составление описательных рассказов о животных и предметах

С помощью мнемотехники обучаю детей составлять описательные рассказы по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном, изображённом на картинке.

Пересказ сказок

Педагог медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.

Пересказ рассказа

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служит планом рассказа. Педагог сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.

Методика работы с мнемотаблицами при пересказе:

1.Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.

2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель мнемотаблицы.

3.Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.

4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.

Рассказ о профессии

Подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий – одна из основных задач образовательных учреждений. В увлекательной игровой форме знакомить ребят с огромным миром профессий необходимо уже с детского сада. Детям рассказывают о многообразии профессий и на основе этих знаний формируют представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Для реализации этой цели мною было изготовленамнемотаблица «Професии», подобраны картинки с изображение представителей разных профессий, картинки с изображением орудий труда, наборы инструментов, дидактическое пособие «Одежда для профессий». Провожу дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Третий лишний», «Кто потерял этот предмет» и другие.

Загадывание и отгадывание загадок

В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением – читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы..

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей позволяет сделать вывод, что в своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:

-наглядность;

-план высказывания.

Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Особенности данного метода – применение не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Работая над данным проектом, я изучала и использовала методическую литературу и электронные ресурсы:

Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказывании детей дошкольного возраста»,СПб: Детство-Пресс, 2010.

Акимова Г. «Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург,У-Фактория, 2006.

Большева Т.В. "Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники". - СПб: Детство-Пресс, 2005.

Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;

№3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996

Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи». « Логопед» 2008. 4. С.102 -115.

Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».

Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» М. Книголюб, 2005.

Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005

https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov;

https://infourok.ru/innovacionniy-obobschenniy-pedagogicheskiy-opit-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-detey;

https://infourok.ru/obobschenie-opita-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-razvitii-svyaznoy-rechi-doshkolnikov;

ttps://infourok.ru/opit-raboti-na-temu-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-obuchenii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pereskazu;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/innovatsionnyy-obobshchennyy-pedagogicheskiy-opyt-ispolzovanie-priemov;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/04/obobshchenie-opyta-na-temu-mnemotablitsy-kak-sredstvo;

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/12/08/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta;

http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1957; http://raguda.ru/ds/mnemotablicy-dlja-doshkolnikov-po-razvitiju-rechi.html;

МДОУ Комсомольский детский сад "Ромашка"

Отчёт по самообразованию

2023 - 2024 г.г.

                                 Воспитатель:    Якк Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи"

«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи на основе обучения пересказу русских народных сказок»...

Формирование способностей детей дошкольного возраста с помощью интегрированных методов

Этот материал поможет воспитателям проводить организованные образовательные деятельности более интересными....

«Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

План самообразования по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Презентация. Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. На помощь дошкольникам приходит мнемотехника (мнемоника) ...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...

План самообразования «Формирование у детей дошкольного возраста (4-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации...