План самообразования по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
методическая разработка
Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
surkova_t.v.docx | 85.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников
План самообразования по теме:
«Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Воспитатель: Суркова Татьяна Вениаминовна
Специальность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Д/с№7»
Образование: среднее педагогическое
Дата начала работы над темой: 01.09.2020 учебный год
Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2022 учебный год
Тема по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Срок реализации: 2020-2022 учебный год.
2020-2021 учебный год - Тема «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»
2021-2022 учебный год – Тема «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи самообразования:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
- Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
- Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
- Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
- Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
- Поделиться опытом работы с педагогами по теме «Формирование у детей дошкольного возраста (3-5 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц».
- Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц», «Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц», «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
- Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы руками детей»
- Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л.С. и Леонтьев А.А., это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
К.Д.Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
2020-2021 учебный год-Тема «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2020-2021учебный год.
№ | План работы | Мероприятия | Уровень | Сроки | Предполагаемый результат |
1 | Изучения научной и методической литературы. | Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез 2014 Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с. | ДОУ | Сентябрь 2020 | Повышение теоретического, научно-методического уровня. |
2 | Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме | Консультация с педагогами ДОУ, изучить материал по педа-им наработкам в интернет источнике | ДОУ | Октябрь 2020 | Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме |
3 | Разработка программы по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц» | Утверждение на педагогическ-ом совете | ДОУ | Ноябрь 2020 | Повышение профессионального мастерства и компетентности |
4 | Изучение технологии проектной деятельности | Самообразование при помощи интернет-источников | ДОУ | Ноябрь 2020 | Повышение компетентности |
5 | Разработать проект «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» на 2020-2021 г | Составление плана по реализации проекта | ДОУ | Декабрь 2020 | Повышение профессионального мастерства и компетентности |
6 | Изучения научной и методической литературы по теме проекта | 3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. М., 2005. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005. | ДОУ | Декабрь 2020 | Повышение теоретического, научно-методического уровня. |
7 | Подбор русских народных сказок для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника | Составление мнемотаблиц | ДОУ | Январь 2021 | Использование мнемотаблиц в работе с детьми |
8 | Оформление папок передвижек «Сказки по мнемотаблице» | Ознаком-ие родителей с материалами папки-передвижки | ДОУ | Январь 2021 | Повышение компетентности родителей |
9 | Реализация проекта | Работа по плану проекта | ДОУ | Январь-2021 | Использование программы в работе с детьми |
10 | Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» | Выступление на педагогическ-ом совете | ДОУ | Февраль 2021 | Поделится теоретическими знаниями по данной теме с педагогами ДОУ |
11 | Сообщение и презентация по теме «Формирование у детей навыков пересказа русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» | Выступление на семинаре-практикуме | ДОУ | Март 2021 | Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме |
12 | Мастер-класс для родителей по теме «Пересказ русских народных сказок с помощью мнемотаблиц» | Разработка и проведение мастер-класса для родителей на собрание | ДОУ | Апрель 2021 | Повышение компетентности родителей и привлечения их к участию в данной программе |
13 | Анализ плана по саморазвитию | Круглый стол | ДОУ | Май 2021 | Оценка по саморазвитию |
14 | Составить картотеку мнемотаблиц по русским народным сказкам | Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги) | ДОУ | Май 2021 | Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми |
2021-2022 учебный год – Тема «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц»
Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год.
№ | План работы | Мероприятия | Уровень | Сроки | Предполагаемый результат | |||
1. | Изучения научной и методической литературы. | Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53 Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15 | ДОУ | Сентябрь 2021 | Повышение теоретического, научно-методического уровня | |||
2 | Разработать проект по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц для детей 4-5 лет | Составление плана работы по проекту | ДОУ | Октябрь 2021 | Повышение профессионального мастерства и компетентности педагога | |||
3 | Подбор стихотворений для чтения по образовательной программе согласно возрастным особенностям дошкольника | Составление мнемотаблиц | ДОУ | Ноябрь 2021 | Использование мнемотаблиц в работе с детьми по разучиванию стихотворений | |||
4 | Оформление папок передвижек «Учим стихи с помощью мнемотаблиц» | Ознакомление родителей с материалами папки-передвижки | ДОУ | Ноябрь 2021 | Повышение компетентности родителей | |||
5 | Совместный проект с родителями по изготовлению мнемотаблиц «Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц» | Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности дошкольников | ДОУ | Декабрь 2021 | Повышение компетентности родителей | |||
6 | Реализация проекта | Работа по плану проекта | ДОУ | январь 2022 | Использование программы в работе с детьми | |||
7 | Подготовить занятие с учётом ФГОС ДО | Открытый просмотр занятия «Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы» | ДОУ | Февраль 2022 | Поделится опытом работы по данной теме проекта с педагогами ДОУ | |||
8 | Подготовить выступление на тему «Формирование у детей навыков заучивания стихотворений с помощью мнемотаблиц» | Выступление на семинаре | ГМО | Март 2022 | Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме | |||
9 | Подготовка отчёта о проделанной работе за год | Выступление на педагогическом совете | ДОУ | Апрель 2022 | Оценка по саморазвитию | |||
10 | Составить картотеку мнемотаблиц по стихотво-рениям | Пополнение предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги) | ДОУ | Май 2022 | Использование картотеке в дальнейшей работе с детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД"
План работы на целыйгод по самообразованию для воспитателей д/с. Содержит цель, задачи , используемую литературу и описание работы по месяцам....
План самообразования по теме: " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
«Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них эколо...
«Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Презентация. Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц
Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. На помощь дошкольникам приходит мнемотехника (мнемоника) ...
План по самообразованию на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
План по самообразованию на 5 лет...
План самообразования «Формирование у детей дошкольного возраста (4-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации...
План по самообразованию на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изл...