«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи на основе обучения пересказу русских народных сказок» |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» «Формирование у детей дошкольного возраста связной речи на основе обучения пересказу русских народных сказок» Подготовила и провела: Учитель-логопед Близнюк С.В. |
В настоящее время ведется активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного образования, введение которых обеспечит всестороннее гармоничное развитие дошкольников. Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Концепцией государственного стандарта образования является речевое развитие.
Особое внимание уделяется формированию у детей младшего и среднего возраста связной речи на основе обучения пересказу русских народных сказок. Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу.
Пересказ оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся владеть родным языком, приобщаются к подлинно художественной речи. Известно, что в процессе овладения пересказом активизируется образное мышление дошкольников, стимулируется их творческое воображение; дети учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, соблюдать нормы звукопроизношения.
Таким образом, совершенствуются все стороны речи дошкольников: лексическая, грамматическая, фонетическая, а также интенсифицируется процесс овладения языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания. Вместе с этим идет активное пополнение и расширение словарного запаса, так как работа над пересказом обеспечивает многократное повторение нового слова в различных вариантах: вслед за педагогом, в ответах на вопрос, непосредственно при пересказе. На занятиях по пересказу дети приучаются к умственному труду, у них формируется умение усваивать речевые образы.
Для решения вышеперечисленных задач педагог использует такие методические приемы, как беседа, объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала.
Выбор приемов обучения и методика их применения зависит от степени подготовленности детей, уровня их активности, самостоятельности. Общие же методические приемы следующие.
• Вводная беседа — подготовка детей к восприятию произведения, его основной идеи.
• Выразительное чтение или рассказывание сказки педагогом.
• Беседа по содержанию сказки — педагог выясняет, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки. Беседа проводится живо, с привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоциональное восприятие сказки. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога. Для того чтобы дети могли проявить творческую активность, вопросы педагога должны направлять их мысль на центральные моменты повествования. Иногда вопросы бывают очень конкретны, отчего дети теряют к ним интерес, или сложны для младших дошкольников, поэтому педагог должен отнестись к этому этапу работы с должным вниманием.
• Повторное рассказывание (чтение) сказки педагогом — для закрепления ее целостного восприятия. Перед повторным рассказыванием (чтением) детям дается установка на внимательное прослушивание для последующего пересказа.
• Пауза — для обдумывания детьми содержания сказки.
• Пересказ сказки двумя-тремя детьми. (На начальном этапе педагог может использовать совместный или отраженный пересказ, пересказ по частям, коллективный пересказ, указание, подсказку-напоминание.)
Важным методическим приемом при обучении детей пересказу является оценка пересказа. Отметив положительные моменты и недостатки, педагог должен обязательно поощрить старание детей. После пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка. Это может быть театральное представление или можно также разыграть сказку в настольном или плоскостном театре.
Отдельные фигурки могут служить для обыгрывания сказки на коврографе, тогда их необходимо снабдить «липучками». Если же их прикрепить к длинным палочкам, то они могут быть использованы для плоскостного театра. Объемные же фигурки предназначены для разыгрывания сказок в настольном театре.
С детьми необходимо заранее разучить роли, отрепетировать диалоги, поупражняться в интонировании речи персонажей. В театрализованном представлении широко используются костюмы, декорации и другие атрибуты. Для усиления воздействия сказки рекомендуем использовать музыкальное сопровождение.
Театрализованные игры, игры на темы прослушанных произведений проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации, самостоятельной переработки материала. Игры-драматизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной, монологической и диалогической речью. В роли ведущего в играх и представлениях на первых порах может выступать взрослый, который помогает распределять роли, подсказывает реплики, объясняет, как можно передать содержание сказки своими словами, как разместить декорации и т. п.
Цветные иллюстрации могут быть использованы педагогами при рассказывании сказки или как разрезные картинки, тогда аналогичные черно-белые иллюстрации станут подсказками для малышей.
Черно-белые иллюстрации могут быть ксерокопированы и использованы как картинки для раскрашивания.
Язык произведений для пересказа дошкольниками младшего и среднего возраста должен быть доступен для понимания. Тексты следует подбирать с короткими четкими фразами, в них не должно быть сложных грамматических форм. В связи с этим необходимые для обучения пересказу русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Козлятки и волк», «Гуси –лебеди», «Заюшкина избушка», «Три медведя». Язык этих сказок отличается выразительностью, богатыми и точными определениями, сравнениями, несложными формами прямой речи. Они доступны малышам для пересказа по размеру, учитывают особенности детского внимания и памяти.
Средствами выразительного чтения, вопросами, уточняющими пояснениями педагог стремится сосредоточить внимание детей на содержании сказок, добивается, чтобы дети поняли прочитанное и эмоционально отнеслись к описанным событиям и поступкам героев. Поскольку речевая практика детей на занятиях по пересказу строится на языковом материале прочитанного произведения, педагог различными приемами привлекает внимание детей к определенным словосочетаниям, оборотам речи, ритмическим особенностям текста. Он побуждает детей к повторению тех или иных предложений, т. е. к следованию языковым образцам.
В процессе такой работы дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса, темп речи. Дети приобретают первоначальный опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям.
Можно проводить дидактические игры «Из какой я сказки?», «Закончи сказку», «Исправь ошибку», литературные викторины.
Игра «Из какой я сказки?»
Цели: развитие зрительного восприятия, речевого слуха, памяти, мышления, речи.
Оборудование: вырезанные из картона или плотной бумаги фигурки волка, козы, кошки, собаки для наборного полотна или фланелеграфа.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно фигурки животных и объясняет детям, что сейчас один из героев сказок расскажет о себе, а им нужно будет отгадать, кто это и из какой он сказки.
Педагог выразительно читает: «Вы, детушки, вы, батюшки. Отгадайте, из какой я сказки. Я серый, зубастый, страшный. Я хочу съесть козлят».
Дети называют героя и сказку, объясняют, как они догадались, из какой сказки герой. (К концу обучения в младшей группе можно привлечь детей к составлению рассказов-описаний о героях сказок.)
Игра «Исправь ошибку»
Цели: развитие зрительного восприятия и внимания, сообразительности, речи.
Оборудование: фигурки персонажей сказки «Репка» для фланелеграфа или наборного полотна.
Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно изображения репки и остальных персонажей сказки «Репка», нарушив последовательность появления по сюжету. Детям предлагается внимательно рассмотреть получившуюся иллюстрацию и рассказать, что на ней не так. Дети меняют персонажей местами и комментируют свои действия.
Иллюстрации ко всем сказкам представлены в пособии в виде контурных и цветных рисунков. Цветные рисунки могут быть разрезаны на 2—4 части и использованы с целью развития зрительного гнозиса и конструктивного праксиса в игре в «разрезные картинки». Для обучения младших дошкольников составлению иллюстраций из частей можно использовать черно-белые контурные рисунки (см. приложение), сверху на которые накладываются части цветной иллюстрации. Если цветную иллюстрацию снабдить «липучками», ее можно составлять из частей не на столе, а на наборном полотне.
Занятие по пересказу русской народной сказки
«Три медведя»
Образовательные цели. Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного высказывания.
Развивающие цели. Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Совершенствовать грамматический строй речи. Работать над общими речевыми навыками (звукопроизношением, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи). Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи, голоса, интонации.
Воспитательные цели. Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.
Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Медведь».
Ход занятия
1. Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки. Педагог приглашает детей за столик и ставит перед ними объемные фигурки
пособия: стол, стульчики. Она задает детям следующие вопросы:
— Узнали ли вы сказку, для которой я принесла вот эту мебель? Как она называется? Почему стульчики в этой сказке разного размера: большой, средний и маленький? Почему на столе три мисочки: большая, средняя и маленькая?
— Кому из вас читали эту сказку? Кто видел мультфильм по этой сказке?
— О ком эта сказка?
— Чем она закончилась?
2. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на наборном полотне.
Педагог убирает фигурки, помещает на коврограф иллюстрацию и выразительно рассказывает сказку.
Три медведя
Одна девочка (На наборное полотно выставляется фигурка девочки.) пошла в лес по грибы и заблудилась. Стала она искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. (На наборное полотно выставляется изображение домика.)
В домике жили три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Медведей дома не было. Они ушли гулять по лесу. {На наборное полотно, чуть в стороне, выставляются фигурки медведей и тут же убираются.)
Дверь в домик была открыта. Девочка вошла и увидела на столе три миски с похлебкой: большую, среднюю и маленькую. {Изображение домика отодвигается в сторону, а в центр наборного полотна выставляется изображение стола с мисками.) Около каждой миски лежала ложка.
Взяла девочка самую большую ложку и похлебала из самой большой миски, потом взяла среднюю ложку и похлебала из миски поменьше, потом взяла самую маленькую ложечку и стала есть из самой маленькой мисочки. Мишуткина похлебка показалась ей лучше всех.
Захотела девочка сесть и увидела у стола три стула: большой, поменьше и маленький. {На наборное полотно выставляются три стула.) Полезла она на большой стул и упала. Села на средний стул, но на нем было неловко. Села на маленький и засмеялась, так было хорошо. Взяла она маленькую мисочку и стала есть. Съела всю похлебку и давай качаться на стульчике. Стульчик сломался, и девочка упала на пол.
Пошла девочка в другую комнату. Там стояли три кровати: большая, поменьше и самая маленькая. {Изображения стола и стульев отодвигаются в край наборного полотна, а в центр выставляются три кровати.) Легла девочка на самую большую кровать, но там было слишком просторно. Легла на среднюю кровать, но там было слишком высоко. Легла на самую маленькую кроватку и сразу заснула.
Тем временем пришли домой три медведя и захотели есть. {На наборное полотно выставляются фигурки трех медведей.) Михаил Иванович взял свою миску и заревел страшным голосом:
— Кто хлебал из моей миски?
Настасья Петровна посмотрела в свою миску и зарычала не так страшно:
— Кто хлебал из моей миски?
А Мишутка увидел свою пустую мисочку и запищал:
— Кто хлебал из моей мисочки и все выхлебал?
Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Мишутка взглянул на свой стульчик и пропищал:
— Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Пошли медведи в другую комнату. Михаил Иванович заревел страшным голосом:
— Кто лежал на моей кровати и смял ее? Настасья Петровна зарычала не так страшно:
— Кто лежал на моей кровати и смял ее? А Мишутка запищал тонким голосом:
— Кто лежал на моей кровати?
И вдруг увидел девочку и завизжал:
— Вот она! Держи! Держи ее!
А девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто. Девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
3. Беседа по сказке (после небольшой паузы). Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и задает им вопросы:
• Куда пошла одна девочка и что с ней произошло? (Одна девочка пошла в лес и заблудилась.)
• Куда она пришла? (Она пришла к домику.)
• Кто жил в этом домике? (В домике жили три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.)
• Где были медведи в это время? (Медведи ушли гулять в лес.)
• Что сделала девочка? (Девочка вошла в домик и увидела три миски — большую, поменьше и маленькую — и три ложки: большую, среднюю и маленькую. Она взяла большую ложку и похлебала из большой миски. Потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней миски. Потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой мисочки.)
• В сказке сказано не поела. Кто помнит, как сказано в сказке? (Она похлебала.)
• Что она похлебала? (Похлебку.)
• Что такое похлебка! (Это такой густой суп.)
• Какой показалась ей Мишуткина похлебка? (Мишуткина похлебка ей показалась самой вкусной.)
• Что захотела сделать девочка дальше? (Девочка захотела сесть. Полезла она на большой стул и упала. Села на средний стул, но на нем было неловко. Села на маленький и засмеялась, так было хорошо. Взяла она маленькую мисочку и стала есть. Съела всю похлебку и давай качаться на стульчике. Стульчик сломался, и девочка упала на пол.)
• Куда пошла девочка потом? (Пошла девочка в другую комнату. Там стояли три кровати: большая, поменьше и самая маленькая. Легла девочка на самую большую кровать, было слишком просторно. Легла на среднюю кровать, было слишком высоко. Легла на самую маленькую кроватку и сразу заснула.)
• Что произошло дальше? (Пришли домой три медведя и захотели есть. Михаил Иванович взял свою миску и зарычал страшным голосом: «Кто хлебал из моей миски?» Настасья Петровна посмотрела в свою миску и зарычала не так страшно: «Кто хлебал из моей миски?» А Мишутка увидел свою пустую мисочку и запищал: «Кто хлебал из моей мисочки и все выхлебал?» Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» Мишутка взглянул на свой стульчик и пропищал: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»)
• Куда потом пошли медведи и что там произошло? (Пошли медведи в другую комнату. Михаил Иванович заревел страшным голосом: «Кто лежал на моей кровати и смял ее?» Настасья Петровна зарычала не так страшно: «Кто лежал на моей кровати и смял ее?» А Мишутка запищал тонким голосом: «Кто лежал на моей кровати?» И вдруг увидел девочку и завизжал: «Вот она! Держи! Держи ее!»)
• Что сделала девочка? (А девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто. Девочка выскочила в окно и убежала.)
• Чем закончилась сказка? (Медведи не догнали девочку.)
Во время беседы педагог сопровождает ответы детей иллюстрированием сказки на наборном полотне. Это также могут делать один или несколько заранее вызванных детей.
Слушая детей, взрослый предлагает им выбрать правильную интонацию, изменить тембровую окраску голоса в зависимости от того, чью реплику они произносят.
4. Подвижная игра «Медведь». Координация речи с движением. Развитие общей моторики.
Педагог убирает фигурки с коврографа и приглашает детей в центр группового помещения, где они делают хорошо знакомое упражнение.
Как на горке — снег, снег. Дети идут по кругу на носочках, держа руки на поясе.
Один ребенок сидит на корточках в центре круга.
И под горкой — снег, снег. Дети идут по кругу в полуприседе.
И на елке — снег, снег. Дети идут по кругу на носочках, подняв руки вверх.
И под елкой — снег, снег. Дети идут по кругу в полуприседе.
А под снегом спит медведь. Дети идут по кругу на носочках, держа руки на поясе.
Тише, тише... не шуметь! Разбегаются по группе. «Медведь» пятнает их.
И. Токмакова
5. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на последующий пересказ.
Педагог приглашает детей к коврографу, помещает на него цветную иллюстрацию и еще раз выразительно рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе.
6. Сообщение плана рассказа педагогом или распределение ролей для пересказа по ролям. Развитие памяти, функции речи.
Педагог либо сообщает план пересказа, либо распределяет роли, взяв роль рассказчика на себя. Он обязательно напоминает детям о правильном интонировании речи героев.
7. Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми. Педагог дает детям пару минут для подготовки к пересказу.
8. Пересказ сказки несколькими детьми или пересказ по ролям. Развитие связной речи, памяти, интонационной выразительности речи.
Педагог вызывает детей к коврографу и предлагает пересказать сказку, используя плоскостные фигурки для инсценирования. Дети могут пересказывать, инсценируя сказку на настольном театре.
9. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать того, кто лучше всех исполнял свою роль.
Через несколько дней проводится театрализованная игра по сказке. Можно заранее подготовить вместе с детьми маски, элементы костюмов, нарисовать декорации.
Кроме того, можно подготовить кукольный спектакль по сказке или, используя объемные фигурки нашего пособия, разыграть сказку в настольном театре.
Имея несколько пособий из серии «Любимые сказки», педагоги могут провести с детьми разнообразные игры и литературные викторины.
Игра «Из какой я сказки?»
Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи.
Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Любимые сказки».
Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовивший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой.
Игра «Кто лишний?»
Цели. Развитие зрительного внимания.
Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры. Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?»
Игра «Четвертый лишний»
Цели. Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи.
Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он — не человек, а животное.
Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно фигурки медведя, лисы, зайца и Машеньки. Дети смогут объяснить, что девочка — человек, а все остальные герои — животные.
Затем педагог помещает на наборное полотно фигурки медведя, петуха, волка и лисы и вновь предлагает детям найти лишнего героя. Дети должны выяснить, что лишний петух, потому что он — домашняя птица, а все остальные герои — дикие животные.
Поместив на наборное полотно все избушки из пособия, можно предложить детям подумать, которая из них лишняя. Дети объяснят, что лишняя ледяная избушка, потому что все остальные избушки «деревянные». Дети могут сказать, что лишняя избушка на курьих ножках, потому что у остальных избушек нет ножек.
Игра «Будь внимательным»
Цели. Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).
Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход занятия. Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней — яблоки, закрепляет речку, а в ней — камень, печку, а перед ней — дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится.
— Лебеди над яблоней.
— Яблоки под яблоней.
— Дети возле (около) яблони.
— Камень в речке.
— Дрова перед печкой.
Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п. Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке:
--- Лебеди летят над печкой.
— Дрова лежат за печкой.
— Дети стоят возле (около) речки. И т. п.
Игра «Не зевай — по порядку называй»
Цели. Развитие зрительного внимания, обучение порядковому счету, актуализация атрибутивного словаря (порядковые числительные), совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.
Ход занятия. Педагог помещает на наборное полотно фигурки зайца, лисы, волка, медведя, медведицы, медвежонка, Машеньки, Ванюшки, петуха и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем дети должны продолжить порядковый счет, начатый логопедом:
— Заяц первый, лиса вторая, волк третий и т. п. Можно предложить детям следующие вопросы:
— Который по счету волк? (Волк третий по счету.)
— А медвежонок, который по счету? (Медвежонок по счету шестой.)
— Между какими героями стоит медведица? (Медведица стоит между медведем и медвежонком.)
— Перед кем стоит Машенька? (Машенька стоит перед Ванюшкой.)
— За кем стоит петух? (Петух стоит за Ванюшкой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи"
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Логопедическая работа по формированию у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии связного высказывания на основе пересказа текста
Логопедическая работа по формированию у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитиисвязного высказывания на основе пересказа текста В последние десятилетия особенно остро обозначилась п...
статья "Влияние театрализованных игр на развитие у детей дошкольного возраста связной речи"
Больше игр, больше ролей,больше перевоплощений - и хорошая, чистая речь обеспечена вашим воспитанникам!...
конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).
План-конспект занятия по обучению пересказу детей старшего дошкольного возраста (связной речи).Обучать детей составлению пересказа по частям на основе литературного произведения; Развивать умени...
Мастер класс «Формирование у детей дошкольного возраста диалогической речи посредством игровой деятельности»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи по средством игровой деятельности.Задачи:1. Освежить знания педагогов о методах и ...
Речевое развитие детей дошкольного возраста. Связная речь: Учимся пересказу.
Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений....
Обучаем детей дошкольного возраста связной речи
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников...