Формирование способностей детей дошкольного возраста с помощью интегрированных методов
презентация к занятию по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Этот материал поможет воспитателям проводить организованные образовательные деятельности более интересными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативность использования интегрированных методов в воспитании дошкольников.

 Процессы интеграции, происходящие в педагогике в последние годы, являются закономерным этапом ее развития.

Педагогика, накопив за последние столетия солидный багаж содержания и технологий по отдельным предметам обучения, стремиться теперь к их объединению, понимая, что обособленность учебных предметов порождает у детей отрывочные, мозаичные представления об окружающем мире, что  изучать нужно не факты, взаимосвязи.

Поэтому уже, сегодня наблюдается устойчивая тенденция в педагогике к организации интегрированного обучения.

Анализ публикации периодических изданий, методической литературы по дошкольной педагогике показал, что в практике сложилось несколько подходов интегрированного содержания:

-тематическая организация разделов программы;

-через объединение разных видов деятельности;

-путем организации развивающей среды, обеспечивающих целостность развития личности каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами;

-обеспечение интеграции содержания образования, направленного на развитие универсальных способностей детей и организации соответствующих им действий со знаково-символическим материалом;

-интегрирование на основе общих критерий.

Интегрированное содержание дошкольного образования выступает в качестве одного из условий эффективного развития детей, одновременно уменьшая их психическое напряжение. При этом взаимодействие элементов содержания образования обеспечивает ее системность, уплотненность и усиливает развивающий эффект.

Интегрированное обучение -  это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды - художественно-творческой  и  речевой, разнообразные игры:  дидактические,  подвижные,  игры-драматизации, сюжетно-ролевые,  художественно-речевую,  музыкальную.

(Пример 1)

Занятия в средней группе начинаются с ведущей деятельности. Например, на интегрированном занятии (познание (р.р.)- художественное творчество)- ведущей деятельностью будет развитие речи. В начале 1 часть занятия:

Педагог знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию. На занятии в средней группе на тему: А.Барто «Игрушки» педагог предлагает детям дидактическую игру « Чудесный мешочек», просит их угадать, что в нем спрятано , при помощи загадок. Педагог достает игрушку, если ребенок правильно отгадал загадку. Затем дети вспоминают стихи А.Барто, написанные об игрушке. На второй части занятия педагог предлагает слепить игрушку, к прочитанным стихам и составить небольшой рассказ(3-4 предложения) о своей игрушке. Эта часть занятия- вспомогательная, так как слепленная игрушка помогает детям воспроизвести стихи. Педагог не заостряет внимание на технике выполнения работ. Дети сами подбирают приемы лепки, используя приобретенные навыки. И в заключении занятия дети рассказывают стихи, с помощью своей слепленной игрушки. Итог занятия. Ребенок постигает окружающий мир через действие, а используя в художественном творчестве приемы лепки - он действует. Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса, к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.

(Пример 2)

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными  по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии «Поможем Федоре» детям предлагалось задание разного характера:

  1. Математические(к Федоре вернулась посуда, ее надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 1 до 4, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов).
  2. Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная).

Суп готов , надо накрывать на стол для обеда, выбери посуду.(столовая)

Посуда выбрана, но ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки.

Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу- ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на ее поиски.)

  1. Задания, направленные на развитие речи,  мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жикарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драмматизация по этой сказке.
  2. Продуктивная деятельность  (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для  Федоры.)  Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски,бумага,трафареты.
  3. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряженности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие, дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

- социальные, в том числе нравственно-этические;

-эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

-логико-математические;

-естесвенно-научные.

Таким образом, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовывать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умения свободно делиться впечатлениями.

А интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .

ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...

Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »

Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования»

развитие речи детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Цель:Повысить уровень знаний педагогов по методике формиро...

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью занимательного математического материала»

Цель. Вооружить воспитателей практическими навыками для изготовления дидактической игры совместно с детьми....

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Подготовила воспитатель Первой младшей группы: Федосеева А.А.

Мастер-класс для воспитателей«Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»Подготовила воспитательПервой младшей группы: Федосеева А.А...