План самообразования «Формирование у детей дошкольного возраста (4-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
рабочая программа (средняя группа)
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2020-2021.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
воспитателя I категории
МКДОУ детский сад
«Солнышко»
на 2020-2023 учебный год
Сатаевой Нурии Зинатовны
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста (4-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Актуальность темы: Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и формирование речи. Работая с детьми дошкольного возраста и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л.С. и Леонтьев А.А., это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок дошкольного возраста лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Мнемотаблицы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следует сказать также, что метод мнемотаблиц не требует значительных затрат для обогащения предметно-развивающей среды, поскольку схемы и картинки в любом эстетическом оформлении и в любом количестве всегда можно найти в интернете, кроме того, они могут быть нарисованы на бумаге, на доске самими детьми или воспитателем.
К.Д.Ушинский писал:
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Цель: Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
- Задачи: Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
- Исследовать актуальность темы в рамках ДОУ.
- Разработать программу (по данной теме) для разных возрастных групп.
- Создать условия для реализации программы через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
- Апробирование и использование программы по теме в рамках реализации рабочей программы.
- Поделиться опытом работы с педагогами по теме «Формирование у детей дошкольного возраста (4-5 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц».
- Провести мастер-классы для родителей на темы «Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц». Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц». «Составления описательных рассказов с помощью мнемотаблиц»
- Организация выставки мнемотаблиц составленных детьми «Мнемотаблицы руками детей»
- Составить картотеку мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям, описательных рассказов с целью развития у детей монологической речи, воображения, творческих способностей.
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Форма отчетности, название, результат | ||
1.Диагностичесий Прогностический | Изучение методической литературы и других источников: Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез 2014 Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256с. Выявление возможностей использования мнемотехники в работе с детьми 4 – 5 лет. | Сентябрь- ноябрь сентябрь- октябрь | Составление мнемотаблиц по сказкам «Теремок» «Репка» «Маша и медведь» Результаты диагностики в форме таблицы. Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями. | ||
2.Практический | Посещение открытых занятий коллег ДОУ к педагогическому совету по речевому развитию Дидактические игры «Картинки-половинки», «Кто как разговаривает», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д. | ноябрь | Защита много-функционального дидактического пособия «Веселая улитка» на педагогическом совете ДОУ | ||
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук с помощью игровых упражнений» | декабрь | Ознакомление родителей с вариантами игры для развития мелкой моторики рук у детей. | |||
Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д. | январь | Пополнение - предметно развивающей среды | |||
Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, пальчикового, на магнитной доске. | февраль | Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы | |||
Семинар – практикум для педагогов ДОУ Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» | март | Доклад «Дидактические игры в развитии речи детей» Папка - передвижка | |||
НОД «Фантазеры» | апрель | Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя для родителей | |||
3.Обобщающий. Подведение итогов. | Итоговое мероприятие Отчёт по теме самообразования | май | Квест-игра «По следам сказки» Выступление на итоговом педсовете ДОУ в форме презентации |
Литература: 1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
4. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи"
«Формирование у детей дошкольного возраста связной речи на основе обучения пересказу русских народных сказок»...
Формирование способностей детей дошкольного возраста с помощью интегрированных методов
Этот материал поможет воспитателям проводить организованные образовательные деятельности более интересными....
Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически бога-той и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей...
«Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
План самообразования по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц»
Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога, путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
Презентация. Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) монологической речи с помощью мнемотаблиц
Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. На помощь дошкольникам приходит мнемотехника (мнемоника) ...
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...