Сенсорная интеграция
консультация
Применение методов сенсорной интеграции способствует созданию психологического комфорта ребенка в новой среде в период адаптации к ДДУ.
Вопрос значительного изменения современных дошкольников по сравнению со своими же сверстниками пару десятилетий назад волнует многих педагогов. Традиционные педагогические методы и приемы не приносят желаемого результата. Технический прогресс и специфика современного общества влияют на развитие ребёнка, в том числе дошкольника . Недостаток разнообразных сенсорных стимулов – одна из значимых причин отклонений в развитии ребенка. К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Последствиями сенсорной депривации становятся повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость .Чтобы этого не произошло, необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития.Важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов.Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром
Все это заставляет искать новые методы, средства, способы взаимодействия с воспитанниками для их успешного развития и формирования гармоничной личности.
Имея представление о сенсорной интеграции, педагоги могут не только понять причины А-типичного поведения, но и наметить приоритетные направления работы для повышения комфорта пребывания детей в саду и помощи им в адаптации.
Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
«Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.
Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда и педагога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
В связи с тенденцией увеличения количества детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП) возрастает актуальность такой проблематики, как адаптация и сопровождение детей,имеющих нарушения в работе сенсорной интеграции. Этот вопрос занимает сейчас лидирующие позиции в научном сообществе, так как у общества возрос запрос на тему специфики сопровождения,развития, адаптации и социализации детей с ООП.
Для достижения высокого уровня сенсорной интеграции необходима целенаправленная работа специалиста на всех уровнях, влияющая непосредственно на качество и сроки достижения запланированной цели — социализацию ребенка
Сенсорная интеграция является основой для устной и письменной речи, полноценной социализации в общество. Если во время сензитивного периода организовать правильное развитие сенсомоторных процессов, то дошкольнику будет намного легче осваивать социальные и интеллектуальные способности, особенно если это ребенок с ОВЗ.
Теречева М.Н., Павлова Л.Н. под дисфункцией сенсорной интеграции понимают комплексное церебральное расстройство,при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, слуховую,зрительную,обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к нарушению регуляции поведения,эмоций, развития координации, речи и как следствие влияет на развитие, обучение и социальную адаптацию ребенка .
Отечественные и зарубежные ученые Э.Дж., Кислинг У., Коробкина Л.А.,Ледлофф Ж., Чупаха И.В., Пужаева И.Ю.,Соколова И.Ю. отмечают, что метод сенсорной интеграции представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде –
Поэтому главными линиями всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, как с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормотипичным развитием, выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция. Таким образом, для достижения оптимального владения сенсорными эталонами детьми, необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания,разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития на всех занятиях в дошкольной образовательной организации для всех категорий воспитанников.
Также сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ) и формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Сенсорная интеграция является основой для устной и письменной речи, полноценной социализации в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорика | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методов сенсорной интеграции способствует созданию психологического комфорта ребенка в новой среде в период адаптации к ДДУ.
Вопрос значительного изменения современных дошкольников по сравнению со своими же сверстниками пару десятилетий назад волнует многих педагогов. Традиционные педагогические методы и приемы не приносят желаемого результата. Технический прогресс и специфика современного общества влияют на развитие ребёнка, в том числе дошкольника . Недостаток разнообразных сенсорных стимулов – одна из значимых причин отклонений в развитии ребенка. К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Последствиями сенсорной депривации становятся повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость .Чтобы этого не произошло, необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития.Важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов.Развитие процессов обработки информации происходит во время активного и разнообразного взаимодействия ребенка с окружающим миром
Все это заставляет искать новые методы, средства, способы взаимодействия с воспитанниками для их успешного развития и формирования гармоничной личности.
Имея представление о сенсорной интеграции, педагоги могут не только понять причины А-типичного поведения, но и наметить приоритетные направления работы для повышения комфорта пребывания детей в саду и помощи им в адаптации.
Взаимодействие пяти органов чувств – это сенсорная интеграция для дошкольников.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
«Интересно» - это «детское» определение сенсорной интеграции.
Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда и педагога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
В связи с тенденцией увеличения количества детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП) возрастает актуальность такой проблематики, как адаптация и сопровождение детей,имеющих нарушения в работе сенсорной интеграции. Этот вопрос занимает сейчас лидирующие позиции в научном сообществе, так как у общества возрос запрос на тему специфики сопровождения,развития, адаптации и социализации детей с ООП.
Для достижения высокого уровня сенсорной интеграции необходима целенаправленная работа специалиста на всех уровнях, влияющая непосредственно на качество и сроки достижения запланированной цели — социализацию ребенка
Сенсорная интеграция является основой для устной и письменной речи, полноценной социализации в общество. Если во время сензитивного периода организовать правильное развитие сенсомоторных процессов, то дошкольнику будет намного легче осваивать социальные и интеллектуальные способности, особенно если это ребенок с ОВЗ.
Теречева М.Н., Павлова Л.Н. под дисфункцией сенсорной интеграции понимают комплексное церебральное расстройство,при котором дети неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, слуховую,зрительную,обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь приводит к нарушению регуляции поведения,эмоций, развития координации, речи и как следствие влияет на развитие, обучение и социальную адаптацию ребенка .
Отечественные и зарубежные ученые Э.Дж., Кислинг У., Коробкина Л.А.,Ледлофф Ж., Чупаха И.В., Пужаева И.Ю.,Соколова И.Ю. отмечают, что метод сенсорной интеграции представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде –
Поэтому главными линиями всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, как с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормотипичным развитием, выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция. Таким образом, для достижения оптимального владения сенсорными эталонами детьми, необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания,разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития на всех занятиях в дошкольной образовательной организации для всех категорий воспитанников.
Также сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ) и формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Сенсорная интеграция является основой для устной и письменной речи, полноценной социализации в общество.
Роль сенсорной интеграции в социализации дошкольников заключается в следующем:
- Адекватное восприятие, анализ и реагирование на мир. Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние работают совместно, формируя полноценное изображение мира.
- Влияние на когнитивные способности. Эффективность сенсорной интеграции улучшает способность детей к сосредоточению, повышает их возможности запоминания и воспроизведения информации.
- Развитие языковых и речевых навыков. Успешная обработка слуховых данных помогает детям различать необходимые звуки для формирования слов и фраз, а зрительное восприятие поддерживает умения в чтении и письме, облегчая распознавание букв и слов.
- Развитие коммуникационных умений. Гармоничное развитие рецепторных способностей способствует развитию коммуникационных умений, что требуется для обучения и социализации ребёнка.
- Улучшение контроля движений. Результативное взаимодействие сенсорных систем способствует лучшему контролю движений, повышая их точность и уверенность при выполнении разнообразных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"
Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...
статья на тему "Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста"
Про сенсорное развитие...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...
От сенсорного развития к сенсорной интеграции.
Педагогический проект....
Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.
Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...
НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...
Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»
Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...