Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»
проект по коррекционной педагогике
Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируется взаимодействие пяти органов чувств. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensornaya_integratsiya.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсированной направленности № 7»
Проект по развитию сенсорной интеграции
«Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»
Автор: Учитель- логопед Замахайлова Р.И.
Воспитатели: Трещихина Т.В.
Подсекаева С.В.
г.Урай 2020 г.
Карта проекта
Название проекта | Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Автор проекта | Замахайлова Римма Ильсуровна учитель- логопед группы № 4 Трещихина Татьяна Васильевна Подсекаева Светлана Григорьевна воспитатели группы №4 |
Тип проекта | Долгосрочный, практико-ориентированный, игровой. |
Период реализации | 01.10.2010 г. – 29.05.2021 г. |
Аннотация проекта | Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируется взаимодействие пяти органов чувств. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. |
Актуальность | Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим, особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью. Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное и речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией. В связи с этим, перед нами встала проблема: «Как решать задачи речевого и сенсорного развития во взаимосвязи, в комплексе?» Для решения этой проблемы было решено разработать проект «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ОВЗ». |
Цель проекта | Активизировать речевую деятельность и укрепить здоровье детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством сенсорной интеграции. |
Задачи проекта | 1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; 2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников; 3. создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, звуками; 4. накопление и обогащение двигательного опыта; 5. оздоровление детей. 6. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; 7. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов. |
Участники проекта | Воспитанники средней и старшей группы № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели группы № 4, |
Этапы проекта:
- Подготовительный этап: 02.09.2019г. – 04.10.2019г.
- Практический этап: 07.10.2019г. – 15.05.2021г.
- Итоговый этап: 12.05.2020г. – 22.05.2021г.
Предварительная работа:
- ознакомление участников проекта с его целью и задачами;
- подготовка необходимых материалов;
- опрос среди родителей;
- подбор научно-методической литературы.
Основное содержание проекта (формы, методы и приемы)
Словесные методы | Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. |
Наглядные методы | Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях |
Практические методы | 1. Упражнение; 2. Игровой; 3. Соревновательный; Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры |
Формы обучения: | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
План-график реализации проекта
Этапы и сроки реализации | Мероприятия | Период выполнения и ответственный |
I этап- Подготовительный 02.09.2019г.-04.10.2019г. | Изучение игр и подбор более эффективных форм работы с детьми. Знакомство с требованиями организации развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей. Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и педагогов. | 02.09.2019г. Учитель- логоед Замахайлова Р.И. 04.09.2019г. Воспитатели группы №4 12.09.2019г. Воспитатели и логопед группы № 4 23.09.2019г. Учитель- логопед Замахайлова Р.И |
II этап– Практический 07.10.2019г.-15.05.2020г. | Проведение презентации «Я и мое тело» Игры на развитие зрительного восприятия «Найди и промолчи», «Клад», «Вспомни предмет», «Найди пару», «Ориентир», «Лабиринт», «Времена года», «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?», «Какой формы этот предмет», «Найди Машу», «Разные фигуры», Матрешка, «Чего не стало», «Слушай и действуй». Игры на развитие слухового внимания «Подними сигнал», «Что услышал в тишине?», «Передай по сигналу», «Что звучит», «Где звенит колокольчик», «Кто за дверью?», «Опиши словами», «Съедобное- несъедобное». Игры на развитие тактильного восприятия Игры: с пластилином, глиной, тестом, мозаикой, конструктор, пазлы. Иры с природным материалом (шишки, камни, ракушки и т.д) Игры с водой и песком, массажер су-джок, самомассаж, экспандеры, сухой дождь, «Чудесный мешок», «Холодно-горячо- тепло», Крио гимнастика. Конкурс среди родителей «Волшебная коробка» (изготовление сенсорных коробок) Игры на развитие обонятельного восприятия Ароматические лампы, арома палочки, пакетики со специями, мешочки с травами, ароматические масла. «Угадай по запаху». Игры на развитие вкусового восприятия «Что сегодня на обед», Фрукт или овощ, «Кисло или сладко», «Солено или сладко». Мастер – класс для педагогов «Слуховое внимание» (развитие речи дошкольников, через сенсорную интеграцию) Консультация для родителей «Сенсорные игры дома» | 07.10.- 11.10. 2019 г. Воспитатели группы № 4, воспитанники В течение всего периода Воспитатели и логопед группы № 4, воспитанники В течение всего периода Логопед, воспитатели и воспитанники группы № 4 В течение всего периода Логопед , воспитатели, родители, воспитанники 15.11.2019 Логопед, воспитатели, родители группы В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники В течение всего периода Логопед, воспитатели, воспитанники Январь Логопед, воспитатели, воспитанники группы № 4 12.03.2020 Логопед группы №4 |
01.09.2020г-21.09.2021г. | Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, обеспечивающий организацию всех сенсорных ощущений, которые получает человек. Ощущения является элементарным ответом нервной системы на раздражитель. Мы получаем их от взаимодействия с окружающей средой и от собственного тела. Интеграция необходима для обеспечения целостного восприятия объектов окружающего мира и себя в нем. Благодаря ей несколько ощущений объединяются в единое восприятие, в образ, в представление. Виды сенсорной интеграции детей: Вкусовая. Обеспечивает информацией о вкусовых качествах объекта (сладкий, горький, кислый, острый, соленый). Активности и стимулы для вкусовой системы: разные вкусы; разная консистенция пищи; хрустящая пища; газированная вода. Для полноты формирования представлений и образов следует использовать обонятельные и вкусовые анализаторы. Развитие обоняния, познание чувства вкуса одна из сложных задач. Для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов мы используем:
Игры: «Фрукт или овощ?», «Помоги зайчику», «Что сегодня на обед?», «Угадай по запаху», «Поможем обезьянке» Сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. • о форме, цвете, величине предметов; • о признаках предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий); В данный период основной задачей является разнообразие получаемых представлений. Необходимо знакомить ребенка: • со всеми разновидностями свойств предметов (мягкий-твердый, холодный-горячий, пушистый - гладкий, деревянный, железный, каменный, стеклянный); • со всеми цветами спектра (розовый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, коралловый и т. д.); • с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и т. д.). Обонятельная. Обеспечивает информацией о видах запаха приятный, съедобный или неприятный, (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий). Стимулы для обонятельной системы: пахнущие ручки или маркеры; продукты с выраженным запахом (цитрусовые, хлеб, шоколад и др.); ароматические масла; пахнущие крема и масла для тела. Слуховая. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие). Активности и стимулы для слуховой системы: Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте музыка; звон колоколов; говорящие игрушки; аудиозаписи и т. п. Дидактические игры и игровые упражнения, например: «Что гудит?», «Кто за дверью», «Где звенит колокольчик?», «Узнай звук», «Кто, как кричит?», «Опиши словами», «Съедобное-несъедобное» и другие. Зрительная. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения. Активности и стимулы для зрительной системы: Декоративно-развивающая панель «Времена года» - способствует развитию зрительного восприятия, формируя представления о смене времён года. Тактильная. Обеспечивает ощущениями осязания, давления, фактуры, холода, боли. Игры для развития осязания (тактильного восприятия) Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо игры с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. игры с фольгой, игры с шишками, игры с различными крупами: опускайте ручки в коробку и ищите спрятанную маленькую игрушку среди круп; Стол-мозаика – любимая игра в мозаику Способствует развитию цветового восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, образное мышление, тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха, лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную антистрессовые игрушки; прикосновение к холодному или теплому; сенсорные дорожки; тактильные коробки; игры с водой. лепка из пластилина; · рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; · собирание пазлов; · сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу; шариковые ванны, су - джок способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность. Самомассаж кистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции тактильно-двигательных ощущений, нормализации мышечного тонуса, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Вестибулярная. Обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения, а также о движущихся вокруг нас объектах. Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте; кувыркаться; заниматься на терапевтическом надувном мяче; качаться на качелях; вращаться на диске. Проприоцептивная. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении. Активности и стимулы для проприоцептивной системы: выполнение физических упражнений; перенос тяжестей; ходьба, бег; хождение на руках (положение "тачка"); утяжелители на руки или ноги; отжимание (от стены, от пола, от стола); | 5 ноября 2020г родительское собрание по ознакомлению родителей с проектной деятельностью на 2020 – 2021г. Логопед, воспитатели, родители группы № 4 Сентябрь В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники родители Октябрь В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники Ноябрь В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники Декабрь В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники родители Январь В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники февраль В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники март В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники апрель В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники Родители. май В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники Родители. |
III этап – Итоговый 18.05.2020г.- 29.05.2021г. | Создание стенгазеты «Как чудесен этот мир» Исследование эффективности проводимой деятельности на основе анализа мониторинга: - сенсорное развитие детей на начало года; -сенсорное развитие на конец года | 05.05.2020 Логопед , воспитатели, родители, воспитанники 12.05.2020г.- 22.05.2021г. Логопед группы № 4 |
Ресурсы
Временные | 02.09.2019 г.- 22.05.2021 г. |
Информационные | Просветительско-профилактическая информация; мультимедийное сопровождение, слайд шоу, презентации. |
Интеллектуальные (экспертные) | Методические пособия по сенсорной интеграции; диагностический инструментарий выявления сенсорного развития детей. |
Кадровые | Сотрудники ДОУ (специалисты и воспитатели). |
Организационные | Администрация ДОУ. |
Материально-технические | Проектор, экран, ноутбук, сенсорное оборудование. |
Методические источники:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ 1 года обучения...
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»
Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма: совмес...
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст)
Презентация к занятию "В осеннем лесу"...
Речевые игры и упражнения для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи. ...
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи ...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Город Мастеров»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...