Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»
проект по коррекционной педагогике

Трещихина Татьяна Васильевна

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируется взаимодействие пяти органов чувств. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sensornaya_integratsiya.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсированной направленности № 7»

Проект по развитию сенсорной интеграции

«Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Автор: Учитель- логопед Замахайлова Р.И.

Воспитатели: Трещихина Т.В.

Подсекаева С.В.

г.Урай 2020 г.

Карта проекта

Название проекта

 Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор проекта

Замахайлова Римма Ильсуровна учитель- логопед группы № 4

Трещихина Татьяна Васильевна

Подсекаева Светлана Григорьевна воспитатели группы №4

Тип проекта

Долгосрочный, практико-ориентированный, игровой.

Период реализации

01.10.2010 г. – 29.05.2021 г.

Аннотация проекта

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируется взаимодействие пяти органов чувств. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. 

Актуальность

Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим, особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью. Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное и речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.

 В связи с этим, перед нами встала проблема: «Как решать задачи речевого и сенсорного развития во взаимосвязи, в комплексе?»

Для решения этой проблемы было решено разработать проект «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ОВЗ». 

Цель проекта

Активизировать речевую деятельность и укрепить здоровье детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством сенсорной интеграции.

Задачи проекта

 1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

3. создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, звуками;

4. накопление и обогащение двигательного опыта;

5. оздоровление детей.

6. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

7. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Участники проекта

Воспитанники средней и старшей группы № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели группы № 4,

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап: 02.09.2019г. – 04.10.2019г.
  • Практический этап: 07.10.2019г. – 15.05.2021г.
  • Итоговый этап: 12.05.2020г. – 22.05.2021г.

Предварительная работа:

  • ознакомление участников проекта с его целью и задачами;
  • подготовка необходимых материалов;
  • опрос среди родителей;
  • подбор научно-методической литературы.

Основное содержание проекта (формы, методы и приемы)

Словесные методы

Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы

Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях

Практические методы

1. Упражнение;

2. Игровой;

3. Соревновательный;

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая

План-график реализации проекта

Этапы и сроки реализации

Мероприятия

Период выполнения

и ответственный

I этап-

Подготовительный

02.09.2019г.-04.10.2019г.

Изучение  игр и подбор более эффективных форм работы с детьми.

Знакомство с требованиями организации  развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.

Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта.

Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и педагогов.

02.09.2019г.  

Учитель- логоед Замахайлова Р.И.

04.09.2019г.

Воспитатели группы №4

12.09.2019г.

Воспитатели и логопед  группы № 4

23.09.2019г.

Учитель- логопед Замахайлова Р.И

II этап

Практический

07.10.2019г.-15.05.2020г.

Проведение презентации

«Я и мое тело»

Игры на развитие зрительного восприятия «Найди и промолчи», «Клад», «Вспомни предмет», «Найди пару», «Ориентир», «Лабиринт», «Времена года», «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?», «Какой формы этот предмет», «Найди Машу», «Разные фигуры», Матрешка, «Чего не стало», «Слушай и действуй».

Игры на развитие слухового внимания «Подними сигнал», «Что услышал в тишине?», «Передай по сигналу», «Что звучит», «Где звенит колокольчик», «Кто за дверью?», «Опиши словами», «Съедобное- несъедобное».

Игры на развитие тактильного восприятия

Игры: с пластилином, глиной, тестом, мозаикой, конструктор, пазлы.

Иры с природным материалом (шишки, камни, ракушки и т.д)

Игры с водой и песком, массажер су-джок, самомассаж, экспандеры, сухой дождь, «Чудесный мешок», «Холодно-горячо- тепло», Крио гимнастика.

Конкурс среди родителей «Волшебная коробка» (изготовление сенсорных коробок)

Игры на развитие обонятельного восприятия

Ароматические лампы, арома палочки, пакетики  со специями, мешочки с травами, ароматические масла.

«Угадай по запаху».

Игры на развитие вкусового восприятия «Что сегодня на обед», Фрукт или овощ, «Кисло или сладко», «Солено или сладко».

Мастер – класс для педагогов «Слуховое внимание» (развитие речи дошкольников, через сенсорную интеграцию)

Консультация для родителей «Сенсорные игры дома»

07.10.- 11.10. 2019 г.

Воспитатели группы № 4, воспитанники

В течение всего периода

Воспитатели и логопед группы № 4, воспитанники

В течение всего периода

Логопед, воспитатели и воспитанники группы № 4

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, родители, воспитанники

15.11.2019

Логопед, воспитатели, родители группы

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

В течение всего периода

Логопед, воспитатели, воспитанники

Январь

Логопед, воспитатели, воспитанники группы № 4  

12.03.2020

Логопед группы №4

01.09.2020г-21.09.2021г.

Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, обеспечивающий организацию всех сенсорных ощущений, которые получает человек. Ощущения является элементарным ответом нервной системы на раздражитель. Мы получаем их от взаимодействия с окружающей средой и от собственного тела. Интеграция необходима для обеспечения целостного восприятия объектов окружающего мира и себя в нем. Благодаря ей несколько ощущений объединяются в единое восприятие, в образ, в представление.

Виды сенсорной интеграции детей:

Вкусовая. Обеспечивает информацией о вкусовых качествах объекта (сладкий, горький, кислый, острый, соленый).

Активности и стимулы для вкусовой системы: разные вкусы; разная консистенция пищи; хрустящая пища; газированная вода.

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать обонятельные и вкусовые анализаторы. Развитие обоняния, познание чувства вкуса одна из сложных задач. Для стимуляции вкусового и обонятельного анализаторов мы используем:    

  • пакетики со специями;
  • флакончики с запахами
  • мешочки с ароматными травами;
  • ароматические масла
  • натуральные овощи, фрукты, продукты, (в зависимости от лексической темы);

Игры: «Фрукт или овощ?», «Помоги зайчику», «Что  сегодня  на обед?», «Угадай по запаху», «Поможем обезьянке»

Сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

• о форме, цвете, величине предметов;

• о признаках предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий);

В данный период основной задачей является разнообразие получаемых представлений. Необходимо знакомить ребенка:

• со всеми разновидностями свойств предметов (мягкий-твердый, холодный-горячий, пушистый - гладкий, деревянный, железный, каменный, стеклянный);

• со всеми цветами спектра (розовый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, коралловый и т. д.);

• с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и т. д.).

Обонятельная. Обеспечивает информацией о видах запаха приятный, съедобный или неприятный, (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий).

Стимулы для обонятельной системы: пахнущие ручки или маркеры; продукты с выраженным запахом (цитрусовые, хлеб, шоколад и др.);

ароматические масла; пахнущие крема и масла для тела.

Слуховая. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие).

Активности и стимулы для слуховой системы: Игры на восприятие звука   должны дать  представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте музыка; звон колоколов; говорящие игрушки; аудиозаписи и т. п. 

 Дидактические игры и игровые упражнения, например: «Что гудит?», «Кто за дверью», «Где звенит колокольчик?», «Узнай звук», «Кто, как кричит?», «Опиши словами», «Съедобное-несъедобное» и другие.

Зрительная. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения.

Активности и стимулы для зрительной системы: Декоративно-развивающая панель «Времена года»  -  способствует развитию зрительного восприятия, формируя представления о смене времён года. 

Тактильная. Обеспечивает ощущениями осязания, давления, фактуры, холода, боли. Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо игры с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. игры с фольгой, игры с шишками, игры с различными крупами: опускайте ручки в коробку и ищите спрятанную маленькую игрушку среди круп;

Стол-мозаика – любимая игра в мозаику  Способствует развитию цветового восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, образное мышление, тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха, лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную  антистрессовые игрушки; прикосновение к холодному или теплому; сенсорные дорожки; тактильные коробки; игры с водой. лепка из   пластилина;

·         рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

·         собирание пазлов;

·         сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу;

       шариковые ванны, су - джок способствует развитию памяти и внимания, стимулирует речевую активность.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сенсорной коробке» способствует стимуляции  тактильно-двигательных ощущений,    нормализации мышечного тонуса,  формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Вестибулярная. Обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения, а также о движущихся вокруг нас объектах.

Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте; кувыркаться;  заниматься на терапевтическом надувном мяче; качаться на качелях; вращаться на диске.

Проприоцептивная. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.

Активности и стимулы для проприоцептивной системы: выполнение физических упражнений; перенос тяжестей; ходьба, бег; хождение на руках (положение "тачка"); утяжелители на руки или ноги; отжимание (от стены, от пола, от стола);

5 ноября 2020г

 родительское собрание по ознакомлению родителей с проектной деятельностью на 2020 – 2021г.

Логопед, воспитатели, родители группы № 4

Сентябрь

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

родители

Октябрь

 В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

Ноябрь

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

Декабрь

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

родители

Январь

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

февраль

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

март

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

апрель

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

Родители.

май

В течение всего периода

Логопед , воспитатели, воспитанники

Родители.

III этап – Итоговый

18.05.2020г.-

29.05.2021г.

Создание стенгазеты «Как чудесен этот мир»

Исследование эффективности проводимой деятельности на основе анализа мониторинга:  

- сенсорное развитие  детей на начало года;

-сенсорное развитие на конец года      

05.05.2020

Логопед , воспитатели, родители, воспитанники

12.05.2020г.-

22.05.2021г.

Логопед группы № 4

Ресурсы

Временные

02.09.2019 г.- 22.05.2021 г.

Информационные

Просветительско-профилактическая информация; мультимедийное сопровождение, слайд шоу, презентации.

Интеллектуальные (экспертные)

Методические пособия по сенсорной интеграции; диагностический инструментарий выявления сенсорного развития детей.

Кадровые

Сотрудники ДОУ (специалисты и воспитатели).

Организационные

Администрация ДОУ.

Материально-технические

Проектор, экран, ноутбук, сенсорное оборудование.

Методические источники:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.

5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ГРУППЕ 1 года обучения...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

Речевые игры и упражнения для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи. ...

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная  деятельность детей связано с развитием речи ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...