ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensornaya_integratsiya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсированной направленности № 7»
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»
Автор: Учитель- логопед Замахайлова Р.И.
Воспитатели: Подсекаева С.Г.
Трещихина Т.В.
г.Урай 2019 г.
Карта проекта
Название проекта | Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Автор проекта | Замахайлова Римма Ильсуровна учитель- логопед группы № 4 Трещихина Татьяна Васильевна Подсекаева Светлана Григорьевна воспитатели группы №4 |
Тип проекта | Долгосрочный, практико-ориентированный, игровой. |
Период реализации | 01.10.2019 г. – 29.05.2020 г. |
Аннотация проекта | Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируется взаимодействие пяти органов чувств. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. |
Актуальность | Федеральные государственные образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим, особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка. Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью. Известно, что успешность умственного, физического воспитания, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией и выражает эти знания в речи. Сенсорное и речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией. В связи с этим, перед нами встала проблема: «Как решать задачи речевого и сенсорного развития во взаимосвязи, в комплексе?» Для решения этой проблемы было решено разработать проект «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ОВЗ». |
Цель проекта | Активизировать речевую деятельность и укрепить здоровье детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством сенсорной интеграции. |
Задачи проекта | 1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; 2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников; 3. создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, звуками; 4. накопление и обогащение двигательного опыта; 5. оздоровление детей. 6. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников; 7. повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов. |
Участники проекта | Воспитанники средней группы № 4 для детей с тяжелыми нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели группы № 4, |
Этапы проекта:
- Подготовительный этап: 02.09.2019г. – 04.10.2019г.
- Практический этап: 07.10.2019г. – 15.05.2020г.
- Итоговый этап: 12.05.2020г. – 22.05.2020г.
Предварительная работа:
- ознакомление участников проекта с его целью и задачами;
- подготовка необходимых материалов;
- опрос среди родителей;
- подбор научно-методической литературы.
Основное содержание проекта (формы, методы и приемы)
Словесные методы | Создают у дошкольников предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание. |
Наглядные методы | Применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, электронных презентаций. Эти методы помогают создать у дошкольников конкретные представления об изучаемых действиях |
Практические методы | 1. Упражнение; 2. Игровой; 3. Соревновательный; Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у дошкольников образовались некоторые навыки игры |
Формы обучения: | Индивидуальная, фронтальная, групповая |
План-график реализации проекта
Этапы и сроки реализации | Мероприятия | Период выполнения и ответственный |
I этап- Подготовительный 02.09.2019г.-04.10.2019г. | Изучение игр и подбор более эффективных форм работы с детьми. Знакомство с требованиями организации развивающей среды с учетом возрастных особенностей детей.
Создание условий, необходимых для внедрения и осуществления проекта. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и педагогов. | 02.09.2019г. Учитель- логоед Замахайлова Р.И. 04.09.2019г. Воспитатели группы №4 12.09.2019г. Воспитатели и логопед группы № 4 23.09.2019г. Учитель- логопед Замахайлова Р.И |
II этап– Практический 07.10.2019г.-15.05.2020г. | Проведение презентации «Я и мое тело» Игры на развитие зрительного восприятия «Найди и промолчи», «Клад», «Вспомни предмет», «Найди пару», «Ориентир», «Лабиринт», «Времена года», «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?», «Какой формы этот предмет», «Найди Машу», «Разные фигуры», Матрешка, «Чего не стало», «Слушай и действуй». Игры на развитие слухового внимания «Подними сигнал», «Что услышал в тишине?», «Передай по сигналу», «Что звучит», «Где звенит колокольчик», «Кто за дверью?», «Опиши словами», «Съедобное- несъедобное». Игры на развитие тактильного восприятия Игры: с пластилином, глиной, тестом, мозаикой, конструктор, пазлы. Иры с природным материалом (шишки, камни, ракушки и т.д) Игры с водой и песком, массажер су-джок, самомассаж, экспандеры, сухой дождь, «Чудесный мешок», «Холодно-горячо- тепло», Крио гимнастика. Конкурс среди родителей «Волшебная коробка» (изготовление сенсорных коробок) Игры на развитие обонятельного восприятия Ароматические лампы, арома палочки, пакетики со специями, мешочки с травами, ароматические масла. «Угадай по запаху». Игры на развитие вкусового восприятия «Что сегодня на обед», Фрукт или овощ, «Кисло или сладко», «Солено или сладко». Мастер – класс для педагогов «Зимние забавы» (развитие речи дошкольников, через сенсорную интеграцию) Консультация для родителей «Сенсорные игры дома» | 07.10.- 11.10. 2019 г. Воспитатели группы № 4, воспитанники В течение всего периода Воспитатели и логопед группы № 4, воспитанники В течение всего периода Логопед, воспитатели и воспитанники группы группы № 4 В течение всего периода Логопед , воспитатели, родители, воспитанники 15.11.2019 Логопед, воспитатели, родители группы № 4 В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники В течение всего периода Логопед , воспитатели, воспитанники Январь Логопед , воспитатели, воспитанники группы № 4 12.03.2020 Логопед группы №4 |
III этап – Итоговый 18.05.2020г.- 29.05.2020г. | Создание стенгазеты «Как чудесен этот мир» Исследование эффективности проводимой деятельности на основе анализа мониторинга: - сенсорное развитие детей на начало года; -сенсорное развитие на конец года | 05.05.2020 Логопед , воспитатели, родители, воспитанники 12.05.2020г.- 22.05.2020г. Логопед группы № 4 |
Ресурсы
Временные | 02.09.2019 г.- 22.05.2020 г. |
Информационные | Просветительско-профилактическая информация; мультимедийное сопровождение, слайд шоу, презентации. |
Интеллектуальные (экспертные) | Методические пособия по сенсорной интеграции; диагностический инструментарий выявления сенсорного развития детей. |
Кадровые | Сотрудники ДОУ (специалисты и воспитатели). |
Организационные | Администрация ДОУ. |
Материально-технические | Проектор, экран, ноутбук, сенсорное оборудование. |
Методические источники:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры и упражнения для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
В зависимости от возраста ребенка семьи, обратившейся за помощью, логопед должен научить родителей способам и приемам, помогающим предотвратить нарушения речи. ...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний - восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развит...
Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие
В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...
Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...
Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...
«Речевая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и её развитие через различные формы и приемы обучения»
Речь и детям, и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родители должны знать, что речь – это приобретен...
Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»
Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...