НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)
В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготовили дидактические пособия, изготовили сами и приобрели с помощью спонсоров оборудование по сенсорной интеграции; провели консультации с педагогическими работниками дома ребенка. Представляю одну из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 69.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Пензенский дом ребенка»
Цель: объединение ресурса педагогического мастерства в области сенсорной интеграции.
Задачи:
- повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности,
- приобретение опыта коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки сотрудничества,
- повышение мотивации к самообразованию.
В рамках проекта по сенсорной интеграции «Сказочный мир» сегодня мы проведем консультацию в форме педагогической мастерской.
Она состоит из двух частей:
- Теоретическая - где мы разберемся с нарушениями в сенсорной интеграции у воспитанников дома ребенка
- Практическая – пройдет в форме новогодней лотереи. Каждый из Вас выберет дидактические пособия и представит свои игры с элементами сенсорной интеграции по коррекции определенных нарушений у детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста.
- НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА
Слайд № 2
СЕНСОРИКА – восприятие
ИНТЕГРАЦИЯ – организация.
ИНТЕГРИРОВАТЬ – собрать части в целое.
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – описывает как мы ощущаем окружающий мир и
как мы ощущаем себя в этом мире
Слайд № 3
Как проявляются нарушения сенсорной интеграции?
Вы замечали, что некоторые дети в группе странно реагируют на звуки, прикосновения, бытовые процедуры?
Например, кто-то агрессивен при приближении к нему, другой боится качаться на качелях/фитболе, третий не позволяет стричь себе ногти, мыть голову; кто-то пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду, ребенок не фиксирует взгляд на лице педагога, раздражается от яркого света, плохо следит за движущимися объектами, испытывает трудности в том, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюж; кто-то бьет себя предметами по лбу, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться; (стереотепии); малыш медленно и осторожно двигается, часто просто сидит на месте, или наоборот, испытывает потребность в постоянном движении, ребенок постоянно натыкается на мебель, сталкивается с другими людьми; жует несъедобные предметы; ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется; у ребенка задержка развития речи и моторики, нарушение сна …
Слайд № 4-5
Эти «побочные эффекты» поведения связаны с тем, что у ребенка нарушение обработки сенсорной интеграции (НОСИ) – нарушена способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители.
Слайд № 6
Как это работает?
С помощью чего мы ощущаем окружающий нас мир? Нервная система получает стимулы (информацию) ото всех органов чувств, обрабатывает ее и направляет в мозг. Мозг дает команду мышцам, суставам, языку и др.частям тела к действию.
Слайд № 7
Схема обработки сенсорной информации
Разберем простое действие — бросание мяча ребенку. Что может происходить на каждом этапе?
А.I. 1. ребенок видит мяч
2. мозг оценивает скорость движения мяча и просчитывает, когда нужно поднять руки.
3. поймал, бросил обратно.
II. 1. ребенок видит мяч
2. мозг неверно оценивает скорость движения мяча и малыш не успевает поднять руки.
3. не поймал, заплакал.
Разберем действие – захват кубика/шарика разной величины.
В. I. 1. ребенок видит кубик/шарик маленький или большой
2. мозг оценивает форму и величину предмета и просчитывает, как сложить пальцы руки (ладонный, пинцетный, щепотью/ одной/двумя руками)
3. взял предмет, играет.
II. 1. ребенок видит кубик/шарик маленький или большой
2. мозг неверно оценивает форму предмета, расстояние до него.
3. малыш промахивается или предмет выпадает из его рук.
Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.
При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.
Слайд № 8
Основные системы восприятия
Уже в утробе матери начинают работать три системы восприятия ощущений, которые образуют основу для взаимодействия всех органов чувств:
- вестибулярная система = система поддержания равновесия;
- тактильная система = система кожной чувствительности;
- проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения.
- Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития. Зрительная формируется до 6 мес., слуховая - до 4 лет, обонятельная, вкусовая - почти всю жизнь.
Выделяют также сложные формы восприятия, такие, как восприятие пространства, движения и времени.
Поэтому первоначально методика сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.
Слайд № 9
В чем причина сенсорной депривации?
Во-первых, это может быть патология беременности и родов. Если была угроза выкидыша, мама перенесла ОРВИ во время беременности, токсикоз, кесарево сечение, неправильные потуги и т. д.
Во-вторых, «сенсорный голод», когда ребенка не берут на руки, не обнимают, не позволяют ему лазить, ползать, трогать предметы на улице и в помещении. Параллельно перегружают зрительный и слуховой канал просмотром телевизора, громкими звуками при прослушивании музыки в группах.
В -третьих, у малыша ослабленная, хрупкая нервная система: слишком острая реакция на внешние воздействия; плохое восприятие информации, недостаточное взаимодействие областей мозга для понимания происходящего.
В - четвертых, воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
Слайд № 10
Нарушение обработки сенсорной информации (НОСИ) - это комплексное церебральное расстройство, при котором ребенок неправильно интерпретирует повседневную сенсорную информацию, что может приводить к проблемам с координацией движений, речью, поведением, обучением.
1. слишком громко, слишком быстро, слишком ярко, слишком больно
2. не узнает реальные предметы/картинки, или видит искаженно
3. тремор, шаркающая походка, замедление произвольных движений, двигательные и вокальные тики, синкинезии.
Слайд № 11
Целью применения элементов сенсорной интеграции в коррекционной деятельности дома ребенка является предоставление такого количества соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
II. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Слайд № 11 - 12
Как скорректировать
Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и «подавайте» ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.
Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции:
- игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром;
- ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях (тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью);
- прыжки: на батуте, в высоту, в ширину;
- работа с предметами: сортировка по направлениям (лево - право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз;
- рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)
- работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувствовать разный вес;
- качание на качелях, качание ногой;
- работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных;
- расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
А теперь предлагаем Вам снять елочную игрушку (по выбору участников). На ней Вы видите вид нарушения сенсорной интеграции. Вам предстоит с учетом данного нарушения, подобрать дидактический материал или оборудование, которое, по Вашему мнению будет способствовать его коррекции. После подготовки Вы представите свои игры.
Педагоги делятся своим опытом и предложениями.
Подведем итоги.
Общие рекомендации
- Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
- Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
- Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
- Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.
Дефектолог раздает воспитателям Анкету (см. приложение), с целью определения сенсорного профиля детей группы, для правильного планирования коррекционной образовательной деятельности.
Приложение.
(Раздаточный материал в группы)
Анкета для определения сенсорного профиля ребенка.
№ п/п | Вид сенсорного восприятия. Вопросы. | Ф.И. ребенка результат | Ф.И. ребенка результат | Ф.И. ребенка результат | Ф.И. ребенка результат |
Зрительное восприятие | |||||
Испытывает трудности, собирая мозаику и строит что-либо из кубиков? | |||||
Не может подниматься/спускаться по лестнице или шагая с препятствия/на препятствие? | |||||
С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе? | |||||
Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу? | |||||
Не различает шарик от кубика/кирпичика? | |||||
Не сличает предметы по цвету/форме/величине? | |||||
Слуховое восприятие | |||||
Не всегда отвечает, когда к нему обращаются? | |||||
Неверно понимает обращённые к нему слова? | |||||
Путает схожие по звучанию слова (например, «папа-баба», «мышка-мишка», «стол-стул»)? | |||||
Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения? | |||||
Невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед») | |||||
В тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается? | |||||
Не может правильно указать направление, откуда идёт звук? | |||||
Не может смотреть и слушать одновременно? | |||||
На групповых занятиях (играх) несколько отстранен, не интересуется происходящим или вообще избегает групповых мероприятий? | |||||
Странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая? | |||||
Разговаривает монотонно или очень громко? | |||||
Демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие? | |||||
Выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно | |||||
Тактильное восприятие | |||||
Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему? | |||||
Не любит мыть лицо и голову? | |||||
Боится осмотров у врачей больше, чем другие дети? | |||||
Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах? | |||||
Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями? | |||||
Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом? | |||||
Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т.д.)? | |||||
Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего? | |||||
Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки? | |||||
Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов? | |||||
Вестибулярное восприятие | |||||
Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей? | |||||
Не может удержать взгляд на движущемся предмете | |||||
Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)? | |||||
Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие? | |||||
Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом? | |||||
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела? | |||||
Может прыгать, кататься на велосипеде? | |||||
Меняет руки, выполняя задание? (старше 3 лет) | |||||
Путает право и лево, верх и низ, близко-далеко, спереди-сзади? | |||||
Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела? • • | |||||
Демонстрирует резкие и неритмичные движения? | |||||
Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»? | |||||
Гравитационное восприятие | |||||
Становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу? • Очень боится упасть, боится высоты? | |||||
Реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса? | |||||
Избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу? | |||||
Не получает, в отличие от сверстников, большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них? | |||||
Избегает прыгать с высоты, но если и прыгает, то прыжок отнимает у него много времени и сил? | |||||
Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила? | |||||
Никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками? | |||||
Пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота ему кажется слишком большой? | |||||
Особенно боится потерять равновесие? | |||||
Тревожится, если его внезапно потянут за плечи, когда он сидит? | |||||
Если в каком-либо разделе имеется более 3 положительных ответов, то у ребенка имеются признаки нарушения сенсорной интеграции в той или иной сенсорной системе, что в свою очередь требует коррекции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы речевого развития. Элементы сенсорной интеграции в логопедической работе.
ull;Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.• Нельзя развить речь, е...
Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
Наше существование и успешное функционирование в окружающем мире напрямую зависит от входящего потока сигналов (информации от органов чувств), процесса обработки этой информации и формирования соответ...
Помощь ребёнку с нарушениями обработки сенсорной информации
Теорию сенсорной интеграций разработала Джин Айрес в 50-х годах прошлого века. Её суть в том, что у человека есть 7 систем восприятия: обоняние, вкус, зрение, слух, тактильная...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».
Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью...
Игры с элементами сенсорной интеграции в семье
Консультация для родителей детей с ОНР....