Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зима".
методическая разработка (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Материал для работы по развитию связной речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рассказы о зиме детям33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Зима. Приметы зимы»

«Проказы старухи-зимы» (К.Д.Ушинский)

Разозлилася старуха зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего стала она до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться: стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху [Стреха, застреха – нижний край крыши, образующий навес.] забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поле, завалила сугробами леса; одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет; медведь в берлоге лапу сосет; заинька прыгаючи греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.

Пуще злится зима – до рыб она добирается; посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей еще теплее.

«Ну, постой же, – думает зима, – дойму я людей», – и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так, что бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой подсмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примется топором махать, даже пот прошибет. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись; от лошадей пар валит; извозчики ногами потапывают, рукавицами похлопывают, плечами передергивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те ее не боятся! Катаются себе на коньках да на санках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да еще мороз кличут: «Приди-ка подсобить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют; а мальчик схватит снега, давай тереть – и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости. Со стрех зимние слезы закапали… видно, весна недалеко!

«Какая бывает зима» (М.Пляцковский)

Спросили однажды у Слона:
— Какая бывает зима?
— А что это такое? — удивился Слон.

Спросили однажды у Северного Оленя:
— Может быть, ты ответишь, какая бывает зима?
— Зима бывает очень долгая, — сказал Олень. — Она у меня на родине длится целый год. А когда год кончается, то зима начинается снова.

Спросили однажды у Красногрудого Снегиря:
— А по-твоему, какая бывает зима?
— Зима бывает трудная, — пропищал в ответ Снегирь. — Хорошо если не позабудут насыпать хлебных крошек в кормушки. А если забудут, то где их найдёшь?

Спросили однажды у Рыжей Дворняжки:
— Наверное, ты знаешь, какая бывает зима?
— Бр-р-р! Холодная! — не задумываясь пролаяла Собака. — Хорошо ещё, если конура есть! В ней погреться можно.

Спросили однажды у медведя:
— А ты что думаешь, Топтыгин? Какая бывает зима?
— А чего про неё говорить-то? — пробурчал медведь. — Ведь зима бывает короткая — тянется всего одну ночь! Заснёшь в берлоге зимой, а проснёшься, глядишь, уже — весна.

Спросили однажды у Мальчишки:
— Ну-ка, скажи ты: какая бывает зима?
— Зима бывает весёлая! — крикнул Мальчишка. — Зимой все катаются на санках, на лыжах и на коньках! А ещё — играют в снежки!

Вот какая бывает зима!

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

  • Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и щек

«Снегири радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Упражнение для языка

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

  • Развитие мелкой моторики «Лёд»

Чтоб на льду не растянуться

ладони перед собой, пальцы сжаты.

Лёг Андрюшка на живот

положить ладони на стол.

Ведь не может поскользнуться,

кто не ходит, а ползёт

ладони тихо скользят – ползут по столу то, сжимаясь, то разжимаясь.

Развитие общей моторики «Зима»

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Плавные движения руками.)

Лексика

существительные: зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, пурга, сосулька, пороша, январь, февраль, декабрь, иней, буран, стужа, наст;

прилагательные: стылый, ледовый, легкий, пушистый, зимний, морозный, искристый, хрупкий, резной, жесткий, прозрачный, резкий, рыхлый, трескучий, жестокий, суровый, студеный, санный, искристый, липкий, крещенские (морозы);

глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать, падать, ложиться, трещать, сковывать, оттаять, кружиться трещать;

наречия: холодно, морозно, зябко;

антонимы: холодный – теплый, хрупкий – крепкий, зимний – летний, ветер — (безветрие, тихая погода), заморозки — (оттепель);

синонимы: метель - вьюга – пурга, снежок - комок.

По произведению «Проказы старухи-зимы» К.Д.Ушинского:

старуха зима, писк, дубрава, стайки, думушка, стреха (стреха, застреха – нижний край крыши, образующий навес), сугроб, хлев, сено, пойло,

морозцы, клинья, подклинки, кровля, оконницы, брёвна, тулуп, валенки, обозы, извозчики; глубокие (норы), лютее, ледяная, малые;

задумала, сжить, добираться, надоели, подула, посорвала, разметала, забился, накинулась, запорошила, завалила, перепрыгивают,

потрескивают, пощелкивают, не испугалися, запрятались, жуют, дойму (людей), заволокли, лопаются, затопили (печки), пекут (блины),

подсмеиваются, примется, махать (топором), прошибет (пот), потянулись, валит (пар), потапывают, передергивают (плечами), похваливают

(морозцы), кличут (мороз), приди-ка подсобить, побелеют, схватит, тереть, разгорится (лицо); прежде всего, прыгаючи, пуще, бойко, сверху,

теплее, обиднее, недалеко;

образные средства языка: задумала она всякое дыхание со света сжить; полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны; одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом; идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают; шубы теплые; белка в дупле орешки грызет; медведь в берлоге лапу сосет; морозцы бойко бегут, молоточками громко постукивают; без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят; рыба вся вглубь ушла; заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так, что бревна лопаются; щипнет зима со злости одного мальчугана; разгорится у него лицо, как огонь; заплакала со злости; зимние слезы закапали.

По произведению «Какая бывает зима» М.Пляцковского:

слон, олень, снегирь, собака, дворняжка, Топтыгин, медведь, мальчишка, крошки, кормушка, конура, берлога; северный (олень), красногрудый (снегирь), рыжая (дворняжка), хлебные (крошки), трудная, долгая, холодная, короткая, весёлая; удивился, спросили, ответишь, длится, кончается, начинается, пропищал, не позабудут насыпать, забудут, не задумываясь пролаяла, найдёшь, скажи, погреться, пробурчал, тянется, заснёшь, проснёшься, глядишь, катаются, крикнул, играют; однажды, когда, снова, в ответ, наверное; по-твоему; кончается – начинается, заснёшь – проснёшься;

образные средства языка: ведь зима бывает короткая - тянется всего одну ночь!

Грамматический строй речи

#1048;гра «Скажи по-другому» (подбор синонимов)

Холодный день — ... (морозный).

На улице холодно — ... (зябко, морозно).

Белый снег — ... (чистый).

Зимой выпал белый ... (чистый, светлый) снег.

Снег блестит — сверкает, переливается.

#1048;гра «Пропущенное слово» (подбор местоимений к именам существительным — одушевленным и неодушевленным).

Река покрыта льдом — замерзла ,., (она).

Вьюга разбудила сонный лес — и проснулся ... (он).

Снег сугробами пышно лежит — всю землю укрыл до весны ... (он).

Лиса осторожно крадется — ступает по снегу мягко и осторожно .., (она).

Над нами ясное ночное небо — все в звездах ... (оно).

Суровые снежные метели засыпали зимние леса — заснули ... (они).

#1048;гра «Как сказать иначе (употребление в речи причастий).

Заяц спрятался. — Заяц какой? — Спрятавшийся заяц».

Зима наступила — наступившая зима.

Поля укрыты — укрытые поля.

Река покрыта льдом — покрытая льдом река.

#1048;гра «Составь словосочетание» (образование имён прилагательных от существительных).

Зима и месяц – зимний месяц. Холод и лед – холодный лед. Колючка и иголка – колючая иголка. Сила и мороз – сильный мороз. Лед и дворец – ледовый дворец. Снег и зима – снежная зима. Избушка и заяц – заячья избушка. Пух и снег – пушистый снег. Зима и вечер – зимний вечер. Серебро и сосульки – серебряные сосульки.

5. «Сосчитай – ка». (Согласование количественных числительных с существительными.)

Одна зимняя ночь, две зимние ночи… пять зимних ночей.

;Зима пришла к нам с чем?» чить составлять предложения с предлогом С, образовывать существительные единственного и множественного числа в разных падежах).

Зима пришла к нам с метелями, с вьюгами, с сугробами, со снежинками, с буранами, с забавами, с горками и пр.

;Семейка слов» (Образование однокоренных слов). Снег – снежный, снегопад, снеговик, снежок.

#1054;бразование сложных слов. Снег падает – снегопад. По снегу катится – снегокат. Голый лед – гололед. По снегу ходит – снегоход.

Связная речь

«Проказы старухи зимы» К.Д.Ушинский

Пересказ сказки К. Ушинского «Проказы Старухи-Зимы», по опорным картинкам.

Беседа по содержанию.

О чем говорится в сказке?

- До кого сначала добралась зима? (до птиц)

- Почему ей не удалось заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны)

- Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Почему звери не испугались зимы? (у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют)

- Потом на кого зима накинулась? (На рыб)

- Рыбы что сделали? (Ушли под лёд, а там еще теплее)

- И зима подумала, кого мне еще донять? И стала донимать людей. Как люди спасались от мороза? (люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются)

- А если кто-то в лес идет за дровами, что на себя надевают? (тулуп, валенки, рукавицы)

- А что самое обидное показалось зиме? (Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся!)

- Что делают ребята? (Катаются на санках, играют в снежки, лепят из снега, горы стоят)

- Почему зима заплакала? (От злости)

- Как вы поняли, что весна недалеко? (Закапали зимние слёзы – капели)

- Ребята, в сказке говорилось, разозлилась старуха – зима, значит, она какая была? (Злая) Какими другими словами можно сказать, какая она? (сердитая, холодная, суровая)

Викторина по сказке.

«Какая бывает зима» М.Пляцковский

Пересказ сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима»

Инсценирование по ролям.

Беседа по сказке.

В этой сказке все одинаково говорят о зиме?

Почему слон не знает, что такое зима? Где он живёт? Там бывает зима со снегом и морозами?

Где живёт северный олень? Почему у него зима бывает целый год?

Почему для снегиря зима трудная? Может снегирь под снегом найти себе зёрнышек?

Какой бывает зима для собаки? Где может укрыться собака от снега, ветра и мороза?

Почему медведь считает, что зима короткая? Что делает медведь зимой?

Чем так нравится зима мальчишке? Какие весёлые игры есть зимой?

ИКТ (презентация) «Уточнение значения слов»: северный олень, красногрудый снегирь, зимующие птицы, берлога, кормушка, конура, зимние забавы.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки

Полилог с детьми на тему «Любишь ли ты зиму»

Развитие психологической базы речи

«Герои рассказа»

Развитие памяти (долговременного произвольного запоминания).

В рассказе «Какая бывает зима» было много героев животных и птиц. Чтобы нам им лучше запомнить, давайте поиграем в игру. В начале занятия я каждому из вас загадаю загадку о герое, а вы отгадаете и запомните своего героя до кона занятия.

Передаем мяч и каждому ребенку загадываем загадку про героя, которого он должен запомнить до конца занятия. В конце занятия встаем в круг, передаем мяч, и каждый называет героя, который был ему загадан: слон, олень, снегирь, собака, медведь, мальчик.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Психогимнастика

Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую и др.

«Подбери эмоцию» - развитие эмоциональной сферы, эмоционального интеллекта.

На доске каточки с изображениями героев рассказа и эмоций. Нужно составить пары, подобрать каждому герою ту эмоцию, которую он испытывал, описывая зиму.

Слон – недоумение, растерянность

Олень – грусть

Медведь – скука

Снегирь – грусть

Собака – недовольство, злость

Мальчик – радость.

Релаксацияснятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Представьте, что снег в нашей сказке не холодный, и на нем можно полежать, как на перинке. Ложитесь на подушки, руки свободно положите вдоль тела, ладошки вверх, ножки расслабьте. Закройте глаза, послушайте волшебную музыку и попробуйте представить картину.

Тихо падают снежинки

Легкий ветер гонит их.

То построит хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок пушистый,

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись.

По замерзшему асфальту

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся,

Землю всю покрыть стремятся.

Взаимодействие с воспитателем

Знакомство с автором произведения «Проказы старухи-зимы», чтение, обсуждение прочитанного.

Квест - игра «Проказы старухи зимы»:

Задание 1 - «Четвертый лишний» (снегирь- синица-ласточка-воробей; шуба- рукавицы- сарафан-шапка; санки- скакалка- лыжи-коньки)

Задание 2 - «Собери из частей целое». Собрать разрезную картинку по теме «Зима».

Задание 3 - «Сделай узор снежинки по образцу». Собрать узор из счетных палочек, так как показано на картинке.

Задание 4 - «Зимние забавы» - дорисуй недостающий атрибут герою и раскрась картинку.

Знакомство с автором произведения «Какая бывает зима».Чтение, обсуждение прочитанного.

Отгадывание загадок по произведению:

Слышите могучий топот, Видите длиннющий хобот, Это не волшебный сон

Это африканский…… (слон)

С хозяином дружит, Дом сторожит

И лает, и кусает

И в дом не пускает (собака)

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет. Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами. А на ножках тех копыта, Зверь хороший, не сердитый. Мох жует он целый день. Это северный … (олень).

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна (медведь)

Птички на деревья сели Ты только посмотри

На зимовку прилетели

С красной грудкой…… (снегири)

Мчусь как пуля я вперед

Лишь поскрипывает лед

Люблю я веселиться

На коньках, на лыжах прокатиться (мальчик)

Пластилинография «Волшебная снежинка» - лепка снежинки на диске.

Пальцеграфия «Снегопад» - рисование снегопада пальчиками на тонированном листе бумаги.

Рассматривание иллюстраций «Зима в картинах великих художников»

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

Музыка малочисленных народов севера «Песня оленевода»

;t=7s

Предложить мысленно отправиться на родину оленя, прослушать песню и представить себе бескрайние просторы севера, северное сияние. Познакомить со звучанием народного инструмента северных народов – варгана. Вспомнить, кого еще запрягают на севере (собак). Покататься на санях: один ребенок везет сани, другой – пассажир, все двигаются друг за другом по кругу.

Пение

Слова Л. Некрасовой, музыка Е. Тиличеевой «Что нам нравится зимой?»

Ход: Вспомнить с детьми, что можно веселого делать зимой, как играть, какие праздники отмечать. Разучить веселую песню про зимние забавы, дополнить ее различными движениями по тексту, чтобы точно не замерзнуть.

Логоритмические упражнения

Е. Каменоградский «Шагаем как медведи». [Сборник «Праздник каждый день» средняя группа, стр.183]. Вспомнить, как шагают медведи. Порассуждать, легко ли медведю вылезать из берлоги зимой, легко ли самим ребятам просыпаться по утрам в детский сад. Предложить изобразить пробуждение медведя: без музыки дети лежат на ковре, затем потихоньку потягиваются, переворачиваются, с началом музыки начинают медленно двигаться вперевалочку на четвереньках в рассыпную по залу.

Игровая деятельность

Слова и музыка М. Картушиной «Бобик и воробьи»

Ход: Подумать, что можно сделать, чтобы согреться. Предложить превратиться в птичек, сесть на корточки в кружок и поиграть. В центре круга сидит водящий – Бобик. Под музыку дети-воробушки (можно заменить на снегирей) выполняют движения по тексту, с окончанием песни воробьи разлетаются в гнезда (на стулья), а Бобик их догоняет.

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений «Проказы старухи-зимы» К.Д.Ушинского и «Какая бывает зима» М.Пляцковского, обсуждение прочитанного

Рекомендации: понаблюдать с ребенком за изменениями в природе, что происходит с животными,

растениями, как звери в лесу переносят холод и голод, обратить внимание на характерные признаки зимы;

прослушать вместе с детьми музыкальное произведение П.И. Чайковский «Метель» (Вальс).

Семинар-практикум «Пальчиковые игры на тему «Зима»

Оформление информационного стенда «Логопед советует» по лексической теме «Зима».

Цифровые образовательные ресурсы

«Зима в картинах великих художников» -

«Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинский (диафильм озвученный) 1986 г.

Видеопрезентация «Дикие животные зимой»

Видеоролик «Какая бывает зима».

Развивающий мультфильм для детей «Зимние игры и развлечения»

П,И. Чайковский Времена года – «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"

Целью мастер-класса является  создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи.  ...

План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг

Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет  с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников....

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".

Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Фрукты".

Литературные произведения по развитию речи для детей с ОВЗ в старшей и подготовительной группе по теме "Фрукты"...