Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transportpdd.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Транспорт. Правила дорожного движения»

Где ночуют трамваи и автобусы. С. Баруздин.

Целый день трамваи и автобусы пассажиров возят. Если на улице грязно и трамваи и автобусы станут грязные, забрызгаются, но днем им некогда мыться надо пассажиров возить. Настанет ночь — идут трамваи и автобусы к себе домой — в парк. Трамваи — в трамвайный парк, автобусы — в автобусный. А там уже их рабочие встречают, везут в автобусные и трамвайные ванны — купаться, в мастерские — чиниться и краситься. Каждый день каждый автобус моют под душем, сушат, проверяют мотор, заправляют маслом и бензином. Каждый день каждый трамвай моют и ведут в трамвайные траншеи. В траншее рабочий стоит. Трамвай наезжает, а он под трамваем стоит рамы, буксы, колеса проверит, гайки подтянет, как доктор больного выслушает — все ли в порядке. Стоят в парке трамваи и автобусы до утра. А утром опять в путь, пассажиров по городу развозить.

Как ребята переходили улицу (Н. Калинина «Малыши»)

Пошли малыши гулять. Дошли до угла, на углу — светофор. Горит в светофоре красный свет — значит, нельзя переходить улицу. Остановились ребята. Ждут, когда зеленый огонек зажжется. А машины едут по мостовой друг за другом, и конца не видно машинам. Стоит посреди улицы милиционер. Посмотрел на ребят. Поднял палочку. Остановились машины. Красный свет погас, зажегся желтый, а потом зеленый. Можно улицу переходить. Перешли малыши улицу, стали играть на бульваре. Взял Саша палочку, говорит:

— Я милиционер.

Загудели машины, поехали ребята-шоферы по улицам. А на перекрестке стоит Саша-милиционер. Все шоферы его слушаются. Поднимет он палочку — машины остановятся. Махнет палочкой — машины поедут. Никто друг на друга не наезжает, никто друг друга не толкает. Потому что милиционер за движением следит.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Представить: вы едете в переполненном автобусе. Выразить свое состояние: вам неприятно, тяжело. Показать: вы чувствуете неловкость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира.

  • Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро». Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.

Упражнения для щек и губ

«Пыхтит паровоз». Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

«Лодочка качается на волнах». Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

«Гребем веслом». Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Упражнения для языка

«Лодочка». Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

«Гудит пароход». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттяну назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

«Вагон на рельсах». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

«Самосвал высыпает груз». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.

  • Развитие мелкой моторики

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного,

на каждый ударный слог:

О них ты на улице не забывай!

Смена рук

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного,

на каждый ударный слог:

Они очень редко заходят сюда.

Смена рук

  • Развитие общей моторики

Постовой стоит упрямый Ходьба на месте.

Людям машет: «Не ходи! Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз

Здесь машины едут прямо Руки перед собой

Пешеход, ты погоди!» Руки в стороны

Посмотрите: улыбнулся Руки на пояс, улыбка

Приглашает нас идти. Шагаем на месте

Вы, машины, не спешите Хлопки руками

Пешехода пропустите! Прыжки на месте

Лексика

существительные: цистерна, контейнеровоз, платформа, тепловоз, электровоз, электричка, катер, пассажир, груз, поездка, салон, поручни, двигатель, кузов, фургон, билет, пропеллер, иллюминатор, шасси, трап, парашют, штурвал, каюта, парус, палуба, сиденье, якорь, гараж, пирс, ангар, вокзал, аэропорт, пристань, движение, обгон, дорога, остановка, тротуар, переход, светофор, улица, перекресток, авария, полицейский, регулировщик, свисток, жезл;

прилагательные: легковой, дорожный, воздушный, водный, железнодорожный, грузовой, пассажирский,специальный, электрический, удобный, быстрый; пешеходный, полицейский, пожарная, скорая, аварийная, наземный, подземный;

глаголы: ехать, лететь, плыть, управлять, причаливать, возить, прицепляться, садиться, переходить, грузить, взлетать, заправлять, доставлять, переходить, нарушать, регулировать, следить;

наречия: удобно, быстро, просторно, уютно;

антонимы: быстро - медленно, загрузить – выгрузить;

синонимы: машина — автомобиль; аэродром — аэропорт; шофер — водитель.

По произведению «Где ночуют трамваи и автобусы» С. Баруздина: парк, автобусные и трамвайные ванны, заправляют маслом и бензином, траншеи, рамы, буксы, гайки подтянет.

По произведению «Как ребята переходили улицу» Н. Калининой: мостовая, бульвар, милиционер.

Грамматический строй речи

#1048;зменение по падежам.

  • Из чего собрана машина? (Р.п. ед. ч.)
  • Подойдем к вагону (Д.п.).
  • Чем будем добираться, путешествовать? (Т.п.)
  • Грузы перевозят на чем?(П. п.)

2. Игра «Пересчет». Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе. Один самолет…два самолета…

3. Образование однокоренных слов. Вода – водный, водяной, подводный…

4. Образование глаголов с помощью приставок. Привезти, перевезти, подвезти, увезти, завезти.

5. «Из чего – какой?» Образование относительных прилагательных. Шины из резины – резиновые.

6. Образование сравнительной степени прилагательных. Путешествовать поездом медленнее, чем самолетом.

7. Использование предлогов: к, от, между, у, через, из, из-за, из-под.

Связная речь

С. Баруздин «Где ночуют трамваи и автобусы»

  • Беседа по рассказу.
  • Пересказ рассказа близко к тексту с использованием мнемотаблицы.

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

  • Беседа по рассказу.
  • Пересказ рассказа близко к тексту по картинному плану.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки:

Пластические этюды

Имитация езды на велосипеде и мотоцикле. Представить и показать: вы едете на велосипеде или мотоцикле.

«Угадайте, что я делаю». Один ребенок показывает какое-либо действие, например: заливает в бак бензин, прикручивает колесо, заводит машину, крутит руль и т. д. Другие угадывают, что он делает, а затем повторяют его действия.

Развитие психологической базы речи:

«Там, где ночуют трамваи и автобусы»

Цель: память, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление.

Задание: Определи по цвету формы рабочего, какой трамвай он чинит. (см. Приложение)

Электронный вариант упражнения:

Развитие эмоционально-волевой сферы:

«Стучи, поезд, стучи»

Все встают друг за другом,, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Образные перевоплощения

Изобразить автобус, переполненный людьми; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет.

После выполнения действия дети рассказывают, какие эмоции при этом испытывали.

Взаимодействие с воспитателем

Чтение произведений С. Баруздин «Где ночуют трамваи и автобусы» и Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Беседа о прочитанном.

Ситуативный разговор «На каком транспорте вы путешествовали»

Повторение правил дорожного движения.

Дидактические игры «Четвёртый лишний» (по видам транспорта –наземный, водный, воздушный, подземный; грузовой и пассажирский; специальный), «Кто чем управляет».

Пазлы, разрезные картинки по теме.

Отгадывание загадок о транспорте.

Строительные игры – сооружение построек по схемам «Корабль», «Автобус» и др.

Рисование угольным карандашом «Плывёт, плывёт кораблик».

Аппликация «Метро» или «Космический транспорт»

Коллективная работа – изготовление гирлянды «Поезд мчится»

Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Чей самолёт взлетит быстрее».

Сюжетно-ролевая игра «Шофёры».

Экскурсия «На нашей улице».

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

«Обнимая небо крепкими руками» муз.А.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова

Пение

«Паровоз», «Пилоты», «Авторалли» муз. К.Обуховой, сл.Н.Нищевой

«Ялик» муз.Л.Гавришевой, сл.Н.Нищевой

Песенное творчество (формирование умения сочинять мелодию)

задание «Спой, как машина сигналит на дороге»

Музыкально-ритмические движения

Игра «Светофор» муз.Ю.Чичкова

«Грузовик» муз. Л.Гавришевой, сл.Н.Нищевой

Развитие чувства ритма, музицирование

Игра на металлофоне «Смелый пилот» муз.Е.Тиличеевой, сл.Л.Дымовой

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки»

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений С. Баруздин «Где ночуют трамваи и автобусы» и/или Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Обсуждение прочитанного.

Рекомендации: понаблюдать с ребенком за движением различного транспорта, закрепить знания о транспорте и уличном движении, задать вопросы: какие машины перевозят грузы? Людей? На какой свет светофора можно переходить улицу, показать ребенку наглядно.

Консультация «Соблюдаем ПДД».

Выставка игрушек «Моя любимая машинка»

Оформление информационного стенда по лексической теме.

Цифровые образовательные ресурсы

Сказка о трамвае (дополнительное чтение)

Как ребята переходили улицу (презентация, связь с ОБЖ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников по теме: «Правила дорожного движения детям»

В работе раскрываются особенности работы с родителями по ознакомлению детей с  ППД....

Логопедическое занятие по развитию связной речи на тему "Правила Дорожного Движения"

Логопедическое занятие направлено на расширение представлений о правилах дорожного движения, на развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков....

Консультация для родителей младших дошкольников по теме «Правила дорожного движения»

Материал по правилам  дорожного движения для младших дошкольников....

Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"

Целью мастер-класса является  создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи.  ...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЁГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ТЕМУ: «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ».

В данной методической разработке представлен сценарий интерактивного игрового занятия по теме «Правила дорожного движения детям». Данный сценарий предназначен для проведения мероприя...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".

Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...