Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Животные холодных стран".
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_holodnyh_stran.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Животные холодных стран»

Отважный пингвинёнок (Геннадий Снегирев «Про пингвинов»)

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Кит (Е. Чарушин «Животные жарких и холодных стран»)

Кит — самый большой зверь на свете. Он в море живёт, плавает в воде, как рыба.

Заплывёт кит в холодные моря, где один лёд да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он. Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решётки, а называются эти решетки китовым усом.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Массаж лица, рук и шеи

Гордится морж усами

Рисуем усы

И острыми клыками

Стучим пальчиками по щёчкам

На краю Земли живёт

Массаж головы

Где снег вокруг и лёд

Ноготками царапаем шейку

  • Артикуляционная гимнастика

Упражнения для мышц шеи «Поморник выглядывает добычу». Опустить голову вниз. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков о, у.

Упражнение для челюсти «Тюлень». Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

Упражнения для губ и щек

«Исхудавшие пингвины»- втянуть щёки;

«Морж широко открывает рот и ловит планктон»- окошечко;

«Полярная сова и пингвин снесли яйца»- губы трубочкой вытянуть маленькой и затем большой;

«Тюлень цедит воду сквозь зубы»- улыбочка, сблизить зубы: с-с-с-с-с-с-с.

Упражнение для языка

«Морж на лежбище»- положить широкий язык на нижнюю губу;

«Дельфин-нарвал»- острый язык, иголочкой;

«Дельфин-нарвал на охоте»- острым языком двигать влево- вправо;

«Тюлень ловит рыбу»- язык чашечкой;

«Птенец пингвина пробивает скорлупу»-стучать за верхними зубами острым кончиком языка: т-т-т-т-т-т-т-т-т;

«Морской слон рычит»- язык за верхними зубами р-р-р-р-р.

  • Развитие мелкой моторики

Белые медведи мороза не боятся,

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки

в стороны и соединять.

Нравится им в море ледяном купаться.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в

стороны и соединять.

Не страшны им в Арктике клыкастые моржи,

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого.

На рыбу и тюленей охотятся они.

Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

  • Развитие общей моторики

«Кто на Севере живет»

По ледяной пустыне медведица идет.

Идут по кругу вперевалочку, медленно

За нею медвежата торопятся вперед.

Убыстряют шаг

Трещит мороз жестокий

Обнимают себя руками

Повсюду снег и лед.

Повороты с вытянутой рукой вправо-влево

По полынье холодной за нерпой морж плывет.

Идут, делают гребки руками

Бегут, спешат олени.

Им виден путь едва

Руки скрестить над головой – «рога»,

бегут, высоко поднимая колени

Над ними тихо кружит полярная сова.

Покружиться вокруг себя, руки в стороны

Лексика

существительные: понятие «животные севера», Север, Антарктида, Арктика, белый медведь, северный олень, пингвин, тюлень, котик, морж, песец, куница, поморник, сова (полярная), мох, северное сияние, вечная мерзлота, айсберг, льдина, ягель;

прилагательные: огромный, лохматый, косолапый, неуклюжий, быстрый, медлительный, толстый, олений, песцовый, совиный, тюлений, медвежий, полярный, северный;

глаголы: нападать, защищать, прыгать, тянуться, плавать, нырять, рычать;

наречия: быстро, сильно; быстро, холодно, морозно, ветрено, стремительно, тяжеловесно;

антонимы: короткий –длинный, проворный - неповоротливый, быстрый – медлительный, колючий – пушистый.

По произведению «Отважный пингвинёнок» Г. Снегирева: бросаться в море, на высоте трёхэтажного дома, сносил ветер, вскарабкался, отважный.

По произведению «Кит» Е. Чарушина: круглый год, стая, гоняется, в китовом усе застрянет, пластины, решётка.

Грамматический строй речи

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными:

«Какой? какая? какие? «Кит – толстый, огромный.

2. Образование существительных мн.ч. в косвенных падежах ед. и множ. Ч. На севере живет белый медвель. - На северном полюсе много белых медведей. Буду наблюдать за китом - Буду наблюдать за китами. Расскажу другу о морже. – Послушаю рассказ о моржах.

3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. Один пингвин, ….

4. Образование притяжательных прилагательных. (кит – китовый, пингвин - пингвиний)

5. Образование сложных слов. Медведь – толстопятый, олень – короткохвостый, пингвин-короткокрылый.

6. Образование существительных с суффиксом –ищ. Усищи.

7. Закрепление употребления предлогов на, с (со), под, из-под, за, из-за.

Связная речь

«Отважный пингвинёнок» Г. Снегирева

Беседа по рассказу.

Составление плана рассказа с помощью опорных картинок.

Пересказ по картинному плану (плану-схеме).

«Кит» Е. Чарушина

Беседа по рассказу.

Составление плана рассказа с помощью опорных картинок.

Пересказ по картинному плану (плану-схеме).

Пересказ с использованием мнемотаблицы

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки

«Кляксография»

Цель: развитие коммуникативных навыков и мелкой моторики, формирование образного и творческого мышления, воображения Задание: участники создают кляксы произвольной формы и представляют определенный сюжет«животные холодных стран»,коллективная работа

Развитие психологической базы речи

«Графомоторные дорожки»

Цель: зрительное восприятие, пространственное восприятие, координация движений, регулирование силы нажатия карандаша

Задание: проведи карандашом весь путь пингвинёнка от скалы в море.

Развитие эмоционально-волевой сферы

«Стулья для животных»

Цель: развитие эмоциональной сферы, самоконтроль

Задание: в центре комнаты ставятся стулья с прикрепленными картинками животных холодных стран, выражающих эмоции радости и грусти. Участникам предлагается выполнить физминутку:

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

После того, как физминутка выполнена, участники садятся на стулья и показывают заданное настроение зверей.

Взаимодействие с воспитателем

Знакомство с творчеством Е.Чарушина и Г.Снегирёва

Чтение «Отважный пингвинёнок» Г.Снегирёва, «Кит» Е.Чарушина, обсуждение прочитанного.

Рассматривание глобуса, нахождение Северного и Южного полюса.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»(животные холодных и жарких стран, ластоногие, звери и птицы)

Ситуативный разговор «Почему пингвины не могут встретиться с белыми медведями»

Аппликация из ваты «Север»

Рисование восковыми мелками «Северное сияние»

Подвижные игры «Гонки на оленях», «Берегись охотника».

Сюжетно-ролевая игра «Исследователи Северного полюса»

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

«В Антарктиде льдины землю скрыли» сл.А.Горохов, муз. В.Купревич

«На далёком Севере ходит рыба-кит»

Пение

«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»

«Пингвинята» муз.К.Обуховой, сл.Н.Нищевой

Развитие танцевально-игрового творчества

А.Ермолов «Снежный драйв»

Музыкальная игра

«Увезу тебя я в тундру» (оленьи упряжки)

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение рассказов Е. Чарушина «Животные жарких и холодных стран», Г. Снегирева «Про пингвинов».

Рекомендации: рассмотреть с ребенком картинки, видео о животных Севера; сходить на экскурсию в зоопарк (по возможности).

Папка-передвижка «О каких животных Севера должны знать дети».

Оформление информационного стенда по лексической теме.

Цифровые образовательные ресурсы

Отважный пингвинёнок. Аудиорассказы..

Кит (книга Е. Чарушина «Моя первая зоология» в электронном формате)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".

Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Фрукты".

Литературные произведения по развитию речи для детей с ОВЗ в старшей и подготовительной группе по теме "Фрукты"...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зима".

Материал для работы по развитию связной речи у дошкольников...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зимующие птицы".

Дидактический материал для развития речи по лексической теме "Зимующие птицы"...