Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зимующие птицы".
материал (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Дидактический материал для развития речи по лексической теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рассказы о зимующих птицах детям26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Зимующие птицы»

«Синицы» (Г.Снегирёв)

Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.

Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке:и лазоревки, и московки, и гренадерки с полосатыми хохолками на голове...

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно, да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.

«Добрая девочка» (К.Лукашевич)

Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

  • Артикуляционная гимнастика

Упражнения для мышц шеи

«Сонная сова» опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

«Сова проснулась и вертит головой» повороты головы влево-вправо.

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для губ и щек

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Упражнение для языка.

«Птенчики ждут пищу» сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

«Дятел» поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».

«Клест» вытянуть язык и свернуть его трубочкой, удерживать под счет до «шести—восьми».

  • Самомассаж «Воробей».

Сел на ветку воробей (Обеими ладонями проводят от бровей)

И качается на ней. до подбородка и обратно вверх.)

Раз-два-три-четыре-пять – (Массируют височные впадины большими пальцами правой)

Неохота улетать и левой руки, совершая вращательные движения)

  • Развитие мелкой моторики «Зимующие птицы»

Шишка, ты вкусна, толста

Сцепить указательные пальцы.

И прекрасна для клеста.

Перецепить пальцы.

А снегирь, стряхнув снежинки,

«Смахнуть «снег» с тыльной стороны кисти.

Поклюет зимой рябинки.

Пальцы правой руки согнуть в щепоть – клюв и

поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».

  • Развитие общей моторики «Синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (
Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (
Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (
Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (
Присели.)
Почесала клювом грудку, (
Встали, наклоны головы влево - вправо.)
И с дорожки — на плетень, (
Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (
Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (
Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Лексика

существительные: свиристель, тетерев, глухарь, поползень, сойка, снегирь, синица, клест, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, кормушка, корм, помощь;

прилагательные: голодные, зимующие, красногрудый, теплый, резвый;

глаголы: замерзать, кормить, сыпать, каркать, чирикать, тенькать, ворковать, стрекотать, клюют, зимуют, голодают, нахохлиться;

наречия: холодно, морозно, зябко;

антонимы: зимующие - перелетные, яркий - невзрачный.

По произведению «Синицы» Г.Снегирёва: лес, шапка, трещинка, семечка, лазоревки, московки, гренадерки, хохолки, голоса, стужа, кормушки, подсолнух; мертвым, снежная, древесного, полосатые, птичьи, лютая; заскрипит, обрушится, сыплют; звонко; пиньканьем, писком.

По произведению «Добрая девочка» К.Лукашевич:

зима, воробушки, бедняжки, девочка Маша, суровая, добрая, крылечко, весна; стояла, чирикали, пожалела, сыпала, прилетали, прокормила; жалобно.

Грамматический строй речи

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: «Какой? какая? какие?» (воробей шустрый, серый, маленький;

сорока – крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная; ворона – важная, сердитая, крикливая… и т. д

2. Образование существительных мн.ч. в разных падежах. Р.п., Д.п., В.п., Т.п., Пр.п.

3. Согласование числительных с существительными. Один сизый голубь, два сизых голубя, … пять сизых голубей.

4. Образование сравнительной степени прилагательных с окончаниями -е, -ее. У снегиря хвост короче, чем у сороки.

5. Образование превосходной степени прилагательных со словом самый. У воробья самый маленький клюв.

6. Образование сложных прилагательных. Белобокая сорока сидит на раскидистой сосне. У красногрудого снегиря крепкий клюв.

7. Образование глаголов от звукоподражания. Чирикает, каркает.

8. Образование глаголов от глагола «лететь». (приставки: у-, за-, под-).

9. Предложно-падежное управление.

— Какой птицы нет? (нет голубя)

— Кто больше, кто меньше? (сова больше воробья, синица меньше голубя).

— Кому корм? (предлог «для»: для воробья).

— Где живут птицы? (предлоги «в», «на»: в гнезде, на дереве).

10. “Чем покормим птиц зимой?” употребление существительных в Тв. п.

Чем можно покормить птиц? (Крошками, семечками, орешками, зёрнышками).

#1054;бразование родственных слов.

Какого цвета ворона? (Чёрного). Она такая чёрная, что от неё пошли названия новых слов: вороное – т.е. очень чёрное, конь вороной – очень чёрный, вороний глаз – лесной цветок у которого серединка чёрного цвета. Ворона – воронёнок, вороний, вороньё, вороново.

снегирь – снег, снежок, снежки, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, Снегурочка, снежный, снегириный…

корм – кормить, кормёжка, кормилец, корма.

Связная речь

«Синицы» Г.Снегирёв

Беседа по содержанию рассказа:

- Почему без синиц зимний лес кажется мёртвым?

-Что происходит в лесу, когда прилетает стайка синиц?

- Какие синицы есть в стайке?

- Летом голоса синиц слышны в лесу?

- А зимой?

- Чем подкармливают ребята голодных синиц?

Составление рассказа по сюжетной картине.

«Добрая девочка» К.Лукашевич

Беседа по содержанию рассказа:

- Как вы понимаете фразу «стояла суровая зима»? Какая это зима?

- Почему было трудно воробушкам?

-Кто помог им?

-Как Маша помогла воробушкам?

Игра-драматизация.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки:

«На какую птицу похож наш характер?»

Участники игры по очереди говорят, на какую птицу похож наш характер. Начать сравнения лучше взрослому: «Мой характер похож на синичку, маленькую, которая не сидит на месте, а твой?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какой же характер у детей. Развитие психологической базы речи:

«Помоги найти маму»

Цель: воспитывать доброту, желание приходить на помощь; закреплять знания о домашних животных, птицах и их детёнышах.

Материал к игре: карточки с изображением взрослых домашних животных и птиц, внизу карточки кармашек; отдельно силуэты детёнышей.

Ход: ребёнок находит каждому детёнышу карточку с его мамой и вставляет в кармашек.

Развитие эмоционально-волевой сферы:

Психогимнастика

Изобразите птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передайте свое эмоциональное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их.

Обыгрывание ситуаций

«Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите кормушку, строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, а затем вешаете кормушку на дерево.

Изобразите умную ворону, размачивающую корку хлеба; сороку-воровку, стащившую колечко.

Релаксация.

Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности.

Ход: Закройте глаза и представьте себя маленькой синицей оранжевого цвета. (Включается музыка). Рассмотрите ее внимательно. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол.

Мы с вами только что представляли себя оранжевыми птицами. Сейчас мы будем вырезать птичек из листа белой бумаги. Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого.) После того как все вырезали своих птичек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжевого узора на птичке.

Взаимодействие с воспитателем

Чтение и обсуждение рассказа Г. Снегирева " Синицы", К.Лукашевич «Добрая девочка», беседа о прочитанном.

Подвижная игра «Совушка».

Наблюдение: рассматривание следов на снегу, сравнить синицу и голубя (найти отличия).

Подвижная игра «Птички и кошка».

Дидактическое упражнение «Что перепутал художник?» Цель: развивать память; закрепить полученные знания о зимующих птицах

Прогулка: кормление птиц в кормушке.

Подвижная игра «Охотники и утки».

Итоговое мероприятие: викторина «Наши крылатые соседи».

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание «Песенка совы Дуси» м. Т. Никитина; сл. С. Никитиной; исп. С. Никитиной

«Синичка» м. и сл. А. Петряшевой; исп. К. Машура.

Пение «Воробьиная песенка» м. С.Компанейца; сл. Синявского; исп. Детский хор.

#1074;оробьиная+песенка/

Игра на детских музыкальных инструментах «Птички» автор и исп. Е. Железнова #1078;елезнова+птички/

Пение, игра на детских музыкальных инструментах «Дятел» автор и исп. Е. Железнова. #1078;елезнова+дятел/

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений Г.Снегирёв «Синицы» и К.Лукашевич «Добрая девочка», обсуждение прочитанного.

Рекомендации: понаблюдать с ребенком за зимующими птицами, чем они питаются, обратить внимание, какие птицы часто прилетают во двор, желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Консультация по лексической теме.

Поделки родителей и детей " Кормушка для птиц", повесить рядом со своим домом.

Фото выставка кормушек для птиц. Тема:"Сделаем мир добрее".

Оформление информационного стенда по теме «Зимующие птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".

Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Фрукты".

Литературные произведения по развитию речи для детей с ОВЗ в старшей и подготовительной группе по теме "Фрукты"...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зима".

Материал для работы по развитию связной речи у дошкольников...