Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зимующие птицы".
материал (старшая группа)
Дидактический материал для развития речи по лексической теме "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рассказы о зимующих птицах детям | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Зимующие птицы»
«Синицы» (Г.Снегирёв)
Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как налетит стайка синиц, лес оживает.
Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке:и лазоревки, и московки, и гренадерки с полосатыми хохолками на голове...
Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно, да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то голодные синицы замёрзнут в лесу.
«Добрая девочка» (К.Лукашевич)
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.
Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
Раздел | Программное содержание и задачи | ||||||||
Моторная сфера |
Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Упражнения для мышц шеи «Сонная сова» опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади. «Сова проснулась и вертит головой» повороты головы влево-вправо. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц «Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам». Упражнения для губ и щек «Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Упражнение для языка. «Птенчики ждут пищу» сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести». «Очень вкусная пища!» присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а. «Дятел» поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд». «Клест» вытянуть язык и свернуть его трубочкой, удерживать под счет до «шести—восьми».
Сел на ветку воробей (Обеими ладонями проводят от бровей) И качается на ней. до подбородка и обратно вверх.) Раз-два-три-четыре-пять – (Массируют височные впадины большими пальцами правой) Неохота улетать и левой руки, совершая вращательные движения)
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) | ||||||||
Лексика | существительные: свиристель, тетерев, глухарь, поползень, сойка, снегирь, синица, клест, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, кормушка, корм, помощь; прилагательные: голодные, зимующие, красногрудый, теплый, резвый; глаголы: замерзать, кормить, сыпать, каркать, чирикать, тенькать, ворковать, стрекотать, клюют, зимуют, голодают, нахохлиться; наречия: холодно, морозно, зябко; антонимы: зимующие - перелетные, яркий - невзрачный. По произведению «Синицы» Г.Снегирёва: лес, шапка, трещинка, семечка, лазоревки, московки, гренадерки, хохолки, голоса, стужа, кормушки, подсолнух; мертвым, снежная, древесного, полосатые, птичьи, лютая; заскрипит, обрушится, сыплют; звонко; пиньканьем, писком. По произведению «Добрая девочка» К.Лукашевич: зима, воробушки, бедняжки, девочка Маша, суровая, добрая, крылечко, весна; стояла, чирикали, пожалела, сыпала, прилетали, прокормила; жалобно. | ||||||||
Грамматический строй речи | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: «Какой? какая? какие?» (воробей шустрый, серый, маленький; сорока – крикливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная; ворона – важная, сердитая, крикливая… и т. д 2. Образование существительных мн.ч. в разных падежах. Р.п., Д.п., В.п., Т.п., Пр.п. 3. Согласование числительных с существительными. Один сизый голубь, два сизых голубя, … пять сизых голубей. 4. Образование сравнительной степени прилагательных с окончаниями -е, -ее. У снегиря хвост короче, чем у сороки. 5. Образование превосходной степени прилагательных со словом самый. У воробья самый маленький клюв. 6. Образование сложных прилагательных. Белобокая сорока сидит на раскидистой сосне. У красногрудого снегиря крепкий клюв. 7. Образование глаголов от звукоподражания. Чирикает, каркает. 8. Образование глаголов от глагола «лететь». (приставки: у-, за-, под-). 9. Предложно-падежное управление. — Какой птицы нет? (нет голубя) — Кто больше, кто меньше? (сова больше воробья, синица меньше голубя). — Кому корм? (предлог «для»: для воробья). — Где живут птицы? (предлоги «в», «на»: в гнезде, на дереве). 10. “Чем покормим птиц зимой?” употребление существительных в Тв. п. Чем можно покормить птиц? (Крошками, семечками, орешками, зёрнышками). #1054;бразование родственных слов. Какого цвета ворона? (Чёрного). Она такая чёрная, что от неё пошли названия новых слов: вороное – т.е. очень чёрное, конь вороной – очень чёрный, вороний глаз – лесной цветок у которого серединка чёрного цвета. Ворона – воронёнок, вороний, вороньё, вороново. снегирь – снег, снежок, снежки, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, Снегурочка, снежный, снегириный… корм – кормить, кормёжка, кормилец, корма. | ||||||||
Связная речь | «Синицы» Г.Снегирёв Беседа по содержанию рассказа: - Почему без синиц зимний лес кажется мёртвым? -Что происходит в лесу, когда прилетает стайка синиц? - Какие синицы есть в стайке? - Летом голоса синиц слышны в лесу? - А зимой? - Чем подкармливают ребята голодных синиц? Составление рассказа по сюжетной картине. «Добрая девочка» К.Лукашевич Беседа по содержанию рассказа: - Как вы понимаете фразу «стояла суровая зима»? Какая это зима? - Почему было трудно воробушкам? -Кто помог им? -Как Маша помогла воробушкам? Игра-драматизация. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | ||||||||
Взаимодействие с педагогом-психологом | Коммуникативные навыки: «На какую птицу похож наш характер?» Участники игры по очереди говорят, на какую птицу похож наш характер. Начать сравнения лучше взрослому: «Мой характер похож на синичку, маленькую, которая не сидит на месте, а твой?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какой же характер у детей. Развитие психологической базы речи: «Помоги найти маму» Цель: воспитывать доброту, желание приходить на помощь; закреплять знания о домашних животных, птицах и их детёнышах. Материал к игре: карточки с изображением взрослых домашних животных и птиц, внизу карточки кармашек; отдельно силуэты детёнышей. Ход: ребёнок находит каждому детёнышу карточку с его мамой и вставляет в кармашек. Развитие эмоционально-волевой сферы: Психогимнастика Изобразите птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передайте свое эмоциональное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их. Обыгрывание ситуаций «Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите кормушку, строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, а затем вешаете кормушку на дерево. Изобразите умную ворону, размачивающую корку хлеба; сороку-воровку, стащившую колечко. Релаксация. Цель: коррекция застенчивости, замкнутости, скованности. Ход: Закройте глаза и представьте себя маленькой синицей оранжевого цвета. (Включается музыка). Рассмотрите ее внимательно. По окончании музыки откройте глаза и пройдите за стол. Мы с вами только что представляли себя оранжевыми птицами. Сейчас мы будем вырезать птичек из листа белой бумаги. Посмотрите, как это делается. (Взрослый объясняет и показывает технологии вырезания, смешивания двух цветов: красного и желтого.) После того как все вырезали своих птичек, приступаем к раскрашиванию пальцами оранжевого узора на птичке. | ||||||||
Взаимодействие с воспитателем | Чтение и обсуждение рассказа Г. Снегирева " Синицы", К.Лукашевич «Добрая девочка», беседа о прочитанном. Подвижная игра «Совушка». Наблюдение: рассматривание следов на снегу, сравнить синицу и голубя (найти отличия). Подвижная игра «Птички и кошка». Дидактическое упражнение «Что перепутал художник?» Цель: развивать память; закрепить полученные знания о зимующих птицах Прогулка: кормление птиц в кормушке. Подвижная игра «Охотники и утки». Итоговое мероприятие: викторина «Наши крылатые соседи». | ||||||||
Взаимодействие с музыкальным руководителем | Слушание «Песенка совы Дуси» м. Т. Никитина; сл. С. Никитиной; исп. С. Никитиной «Синичка» м. и сл. А. Петряшевой; исп. К. Машура. Пение «Воробьиная песенка» м. С.Компанейца; сл. Синявского; исп. Детский хор. Игра на детских музыкальных инструментах «Птички» автор и исп. Е. Железнова #1078;елезнова+птички/ Пение, игра на детских музыкальных инструментах «Дятел» автор и исп. Е. Железнова. #1078;елезнова+дятел/ | ||||||||
Взаимодействие с родителями | Домашнее чтение произведений Г.Снегирёв «Синицы» и К.Лукашевич «Добрая девочка», обсуждение прочитанного. Рекомендации: понаблюдать с ребенком за зимующими птицами, чем они питаются, обратить внимание, какие птицы часто прилетают во двор, желательно покормить птиц вместе с ребенком. Консультация по лексической теме. Поделки родителей и детей " Кормушка для птиц", повесить рядом со своим домом. Фото выставка кормушек для птиц. Тема:"Сделаем мир добрее". Оформление информационного стенда по теме «Зимующие птицы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы»
зимующие птицы...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".
Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".
Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".
Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Фрукты".
Литературные произведения по развитию речи для детей с ОВЗ в старшей и подготовительной группе по теме "Фрукты"...
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зима".
Материал для работы по развитию связной речи у дошкольников...