Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Домашние животные".
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема «Домашние животные»
Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!
«Неважный это друг, — подумала собака. — волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты такая-разэдакая!.. Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
«Спор животных» (К.Д.Ушинский)
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
– Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.
Раздел | Программное содержание и задачи | ||||||||||||||||
Моторная сфера |
Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога. Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки. Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц. «Корова и теленок жуют жвачку» (имитация жевания). «Котенок зевает» (широко открыть рот. Сделать круговое движение нижней челюстью - подбородком рисовать букву о). Упражнения для щек и губ. «Бульдог сердится». Выдвигаем нижнюю челюсть, открыв рот. Прикусить верхнюю губу нижними зубами. «Собака рассердилась, у нее хотят отнять косточку». Прикусывать нижнюю губу верхними зубами. «Фырканье лошади». Вибрация губ. Упражнения для языка. «Кошка лакает молоко». Высунуть широкий язык, поднять его кончик вверх чашечкой и спрятать язык в рот. «Теленок сосет молоко». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз в рот.
| ||||||||||||||||
Лексика | существительные: буренка, жеребёнок, ягнёнок, баран, пес, боров, крол, крольчиха, верблюд, верблюдица, осел, олень, оленуха, копыта, рога, грива, вымя, стадо, табун, свора, отара, ферма, конюшня, коровник, свинарник, конура, клетка, хлев,овчарня, запасы, сено, пойло, шуба, мех, свинарка, доярка, телятница, конюх; прилагательные: белолобый, беспородный, верный, быстроногий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый,пушистый, гладкий, рогатый, горбатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, копытные, мясомолочная (порода), бодливые; глаголы: зимовать, питаться, запасать, кормить, поить, визжать, мычать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить; мяукать, блеять, лаять, рычать, мычать, ржать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, царапаться, бодаться, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать, жевать, доить, подковать, объездить; наречия: быстро, медленно, жалобно, тонко, полезно, тепло; антонимы: большой - маленький, крупный - мелкий, высокий – низкий, трусливый – смелый, рогатый – безрогий, быстро- медленно. синонимы: будка – конура, осел – ишак. По произведению К.Д. Ушинского «Спор животных»: «заспорили между собою»; «соху и борону таскаю»»; «сам на мне в город ездит»; «добро стерегу»; «семью молоком кормлю»; «хорош на своем месте». По произведению «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка): «местечко для ночлега»; «уши от страха трясутся»; «неважный друг»; «глухой овраг»; «медведь богатырь»; «бранить»; «шкур с нас снимет»; «трусливый»; «теплая конура». | ||||||||||||||||
Грамматический строй речи | 1. Образование существительных ед. и мн. ч. в разных падежах:Р.п. - Нет собаки - собак. Т.п. - Корову кормят травой, сеном. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: корова – коровушка; лошадь – лошадка; собака - собачка. 3. Образование существительных мн.ч., обозначающих детенышей животных Теленок – телята, жеребенок - жеребята. 4. Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе: одна лошадь, две лошади, пять лошадей. 5. Образование однокоренных слов: собака – собачий – собачка – собачушка. 6. Образование глаголов с помощью приставок: лошадь – прискакала, ускакала, перескочила… 7. Образование притяжательных прилагательных Морда (чья?) – лошадиная, коровья, собачья и т.д. 8. Образование сложных слов Длинная грива – длинногривая. Короткий хвост – короткохвостая. 9. Предложно-падежное управление за, в, на, под, у. — У кого кто? (предлог «у»: у коровы - теленок, у собаки - щенок.) —Детеныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»). 10. Многозначность Хвост, конь. 11. Объясни выражение: «собака – друг человека». | ||||||||||||||||
Связная речь | «Спор животных» К.Д.Ушинский - Беседа по рассказу - Пересказ рассказа близко к тексту по картинному плану. «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка) - Беседа по рассказу - Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы. | ||||||||||||||||
Взаимодействие с педагогом-психологом | Коммуникативные навыки Игра «Дорисуй рисунок» (изображение домашнего животного). Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось. Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети. Развитие психологической базы речи «Помоги найти маму» Цель: воспитывать доброту, желание приходить на помощь; закреплять знания о домашних животных, птицах и их детёнышах. Материал к игре: карточки с изображением взрослых домашних животных, внизу карточки кармашек; отдельно силуэты детёнышей. Ход: ребёнок находит каждому детёнышу карточку с его мамой и вставляет в кармашек. Развитие эмоционально-волевой сферы Психогимнастика Включается запись (шум дождя). Это шум дождя. Давайте представим щенка, который промок под этим дождём. Покажем, как ему холодно, как грустно; покажите сердитого козленка; ласкового котёнка, который просит молочка» (имитация движений). А теперь, улыбнемся, друг другу и пусть наша улыбка поднимет всем настроение. Упражнение «Ласковые лапки» Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. Упражнение «Чудесный сон котенка» Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо? | ||||||||||||||||
Взаимодействие с воспитателем | Знакомство с творчеством и биографией К.Д.УшинскогоЧтение и беседа по произведениям: К.Д.Ушинский «Спор животных» и мордовская народная сказка «Как собака друга искала».Обсуждение отличий между авторской и народной сказкой. Ознакомление с малыми фольклорными формами по теме «Домашние животные». Слушание диска со звуками, которые издают домашние животные. Беседа-рассуждение «Если бы ты был домашним животным, то каким и почему?». Беседа «Не обижай бездомных животных». Проблемная ситуация “Если я принесу домой котенка, щенка…”. Просмотр презентации «Профессии собак». Пантомима «Домашние животные». Просмотр мультфильмов «Котенок по имени Гав», «Верните Рекса». Разгадывание загадок Ю. Коринца «Кто живет у нас в сарае?» Конструирование из бумаги ««Щенок» (оригами). Лепка «Лошадь». Графические диктанты по теме. Работа с трафаретом «Домашние животные». Работа с палочками Кюизенера (выкладывания будки для собаки, клетки для кролика по образцу). Работа с крупой «Выложить домашнее животное по контуру». Игра-драматизация по прочитанным сказкам. Дидактические игры «Раздели на животных на домашних и диких», «У кого какой детеныш?», «Узнай по тени домашнее животное». Настольная игра «Зоологическое лото», «Разрезные картинки» (домашние животные). Знакомство с профессией ветеринар. Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин». Строительная игра «Строим ферму». Подвижные игры «Кони гуляют гурьбой на лугу»,«Лохматый пес», «Кот и мыши», «Кошки-мышки». | ||||||||||||||||
Взаимодействие с музыкальным руководителем | Слушание «На ферме» Определить, каких животных мы слышим. Пение Песня-игра «Купим мы, бабушка, тебе» «Кто пасется на лугу» сл.Ю.Черных, муз. А.Пахмутова Танец «Зверобика» Логоритмическая игра Иго-го лошадка ржет Иго-го и конь поет Бе-бе-бе овечка блеет Бе-бе-бе баран умеет Гав-гав-гав собака лает Гав-гав-гав дом охраняет Му-му-му мычит корова Му-му-му споет бык снова Игра «Еду, еду к бабе, к деду» Слушание «Человек собаке друг» сл. М.Либин, муз. В.Комарова Пение «Пропала собака» сл. А.Ламм, муз. В.Шаинский Игра «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой, «Пастух и козлята», рус. нар. песня,обраб. В. Трутовского. Развитие звуковысотного слуха. «Три поросенка» | ||||||||||||||||
Взаимодействие с родителями | Домашнее чтение произведений «Спор животных» К.Д.Ушинского и сказки «Как собака друга искала», беседа о прочитанном. Рекомендации: показать детям картинки домашних животных, по возможности понаблюдать за повадками собаки, лошади, коровы и других домашних животных, рассмотреть иллюстрации в книгах, видео, поговорить, чем питаются, какую пользу приносят; послушать их голоса, придумывание загадок о животных. Проектная совместная деятельность с родителями «Мой домашний питомец». Консультация для родителей «Животные в семье». Привлечение активных родителей к распечатке раскрасок на тему «Домашние животные». Фотовыставка «Наши питомцы» (совместное с родителями творчество) Оформление стенда по лексической теме (рекомендации родителям по лексической теме). Экскурсия в контактный зоопарк. Оформление информационного стенда по лексической теме. | ||||||||||||||||
Цифровые образовательные ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/18/picture-370206-1387390157.jpg)
Презентация к занятию по развитию связной речи детей по лексической теме "Домашние животные"
На слайдах подобран материал, помогающий объяснить ребенку происхождение сложных слов, понять метафорический смысл образных выражений (фразеологизмов), составить самостоятельный рассказ по серии карти...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".
Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".
Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".
Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Фрукты".
Литературные произведения по развитию речи для детей с ОВЗ в старшей и подготовительной группе по теме "Фрукты"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зима".
Материал для работы по развитию связной речи у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1514400-1709042653.jpg)
Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Зимующие птицы".
Дидактический материал для развития речи по лексической теме "Зимующие птицы"...