Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"День Победы".
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Фищева

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denpobedy.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «День Победы»

«Памятник советскому солдату» (Л.Кассиль)

Долго шла война. Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы. Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

«Сестра» (Л.Кассиль)

Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу. Рука болит, дышать трудно — пуля в груди мешает. Лежит и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». И глаза закрыл. И думать перестал.

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Стал Иван глаза открывать, да не так-то легко это. Смёрзлись ресницы. Вот один глаз открыл, потом другой. Видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно.

«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил:

— Умру?

— Будете жить, товарищ. Я вас сейчас перевяжу.

— Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов. — Дозвольте узнать, как вас зовут.

— Надя зовут, — отвечает, — Надя Балашова.

Перевязала она раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. Фашисты по ней стреляют, а она знай себе ползёт и раненого тащит. Маленькая, а сильная. И ничего не боится. Так и спасла она Ивана Котлова. Славная подружка, храбрая девушка Надя Балашова.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Мимический кубик; «Зеркало» - дети с помощью мимики изображают эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика. Изобразить строгого командира, хитрого врага, веселого солдата.

  • Гимнастика для глаз «Самолет»
  • Массаж биологически активных точек «Я боец отважный».

У меня есть шапка со звездой - ребром ладоней растирают лоб вправо-влево.

Я боец отважный, молодой – указательным пальцем массируем крылья носа.

Вот я сяду ловко на коня – оттягивают мочки ушей вниз.

И помчит далёко он меня – кончиками пальцев легко массируем щеки.

  • Артикуляционная гимнастика

«Язык – силач» - улыбнуться, удержать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Язычок у нас силач –

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается.

Силачу пора на отдых.

Чтобы смог он полежать,

Мышцы будем расслаблять.

«Барабанщик» - рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук-д-д-д-д-д-д. Барабанщик стучит то быстро, то медленно.

«Пулемёт». Упражнение похоже на предыдущее, только вместо звука –д- произносим –т- .Пулемёт стреляет очень быстро.

«Стреляем» - медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух стараясь, чтобы язык задрожал.

  • Развитие речевого дыхания, чувства ритма

Упражнение «Перекати-поле» на воспитание длительного плавного выдоха. Дети дуют на кусочки сухой травы до пограничных столбиков.

Игра «Азбука Морзе».

  • Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Солдатики»

«День Победы»

День Победы великой России (кулачком правой руки стукнуть в ладошку левой, затем кулачком левой руки стукнуть

в ладошку правой и т.д.)

В майский день отмечает страна (последовательно соединять пальцы правой руки с большим, начиная с указательного)

И огнями зелёными, синими (последовательно соединять пальцы левой руки с большим, начиная с указательного)

Зажигает салют небеса. (сжимать и разжимать кулачки)

  • Развитие общей моторики

Бравые солдаты взяли автоматы,

Врагов не пускают – страну защищают

Дети маршируют.

Летчики-пилоты сели в самолеты,

В небе летают, страну защищают.

Изображают самолеты, «летают».

Лексика

существительные: армия, генерал, командир, солдат, бой, атака, медаль, орден, ветеран, участник, память, тыл, салют, победа, демонстрация, фронт, памятник, мемориал, обелиск, города – герои.

прилагательные: смелые, отважные, храбрые, выносливые, мужественные, бесстрашные, героический, доблестный, храбрые, военное, мирное, братская, светлая, вечная, незабываемые, живые, слезная, невыносимая:

глаголы: победили, защищали, охраняли, шли, боролись, погибали, оставались, оборонялись, сражались, ранить, перевязать;

наречия: смело, метко, быстро, решительно, настойчиво;

синонимы: битва – бой, воевать – бороться, защищать – отстаивать, лётчик – пилот, разведчик – шпион, свобода – независимость, Родина – Отчизна, родной – близкий, расставание – разлука, неизвестный – незнакомый, мерзнуть – зябнуть, зоркий – наблюдательный, побеждать – одолевать.

По произведению Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»: война, войска, сдались, сразил, вражеская земля, Берлин, маленькая немецкая девочка, бедняга одна-одинёшенька, огонь полыхает, бомбы рвутся, пули свистят, красный флаг, огромный памятник, богатырь из камня, тяжёлый меч, советский солдат, злые враги, затеять войну, нарушить мир.

По произведению Л.Кассиль «Сестра»: фашист, пуля, бой, рана, винтовка, перевяжу, красный крест, медицинская сестра, безопасное место, Иван Котлов, Надя Балашова.

Грамматический строй речи

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: «Слова-приятели» Солдат смелый, отважный, храбрый.

2. Образование множественного числа существительных. Генералы, командиры, ветераны…

3. Согласование прилагательных и числительных в сочетании с существительными. Один мужественный воин…

4. Предложно-падежное управление.

«Один-много» (Мы пойдем — я пойду)

«Я-он-они» (Стрелять — стреляю — стреляем)

Связная речь

Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»

Беседа по рассказу.

Составление плана рассказа с помощью пиктограмм.

Краткий пересказ рассказа

Л.Кассиль «Сестра»

Беседа по рассказу

Составление плана рассказа с помощью опорных картинок.

Пересказ по картинному плану (плану-схеме).

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

Развитие психологической базы речи

«Найди безопасную дорогу для солдата» (развитие пространственных представлений)

Дети садятся за стол. Им предлагаются листы с нарисованными извилистыми линиями, простые карандаши. Они должны повторить карандашом изгибы «дорожек».

Игра на развитие памяти «Разведчики»

Цель игры. Развивать наблюдательность

1-й вариант. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д 2-й вариант (для детей 6 - 7 лет). Начало игры такое же, как в 1-м варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик, и привести туда, откуда вышел разведчик.

Развитие эмоционально-волевой сферы

Психогимнастика

Пластический этюд «Прыжок с парашютом».

Взаимодействие с воспитателем

Чтение Л.Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату».

Общение «Как я ходил на салют».

Рассматривание плакатов военного времени, беседа по ним.

Беседа «Георгиевская ленточка – символ Победы».

Прослушивание аудиозаписи военных песен.

Конструирование из бумаги «Летят самолеты».

Графический диктант «Танк».

Работа с трафаретом «Военная техника».

Ручной труд «Ремонт книг о войне».

Рисование на асфальте «Праздничный салют».

Дидактическая игра «Найди штаб по схеме», «Кому что для службы нужно?».

Настольная игра «Разрезные картинки» (по лексической теме).

Сюжетно-ролевая игра «Повара готовят обед для солдат», «Госпиталь для солдат», «Моряки», «Разведчики»

Строительная игра «Строим военный самолет», «Военные корабли на границе».

Подвижная игра «Самолеты», «Зарница».

Наблюдение за украшением детского сада к «Дню Победы»

Дидактическое упражнение «Кем я буду в Армии служить».

Рисование «Праздничный салют».

Совместное придумывание рассказа «Если б не было войны».

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание песни с просмотром презентации:

«Алеша» муз. Э.Колмановский, сл. К.Ваншенки

«На всю оставшуюся жизнь» муз. В.Баснера, сл. П.Фоменко

Танцевальные движения

Музыкально-хореографическая композиция с цветами

«Красные маки» сл. и муз. Н.Май

Пение

«Шли солдаты на войну» муз. и сл. И.Русских

«Шли солдаты на войну» муз. и сл. И.Русских

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений Л.Кассиля «Сестра», «Памятник советскому солдату», обсуждение прочитанного.

Рекомендации: рассказать ребенку о празднике, почему так назван, кого поздравляют в этот день, рассмотреть книги, фото, парад Победы в Москве и в Омске, воспитывать уважение к ветеранам войны, совместно с ребенком сходить к мемориалу, возложить цветы к памятнику.

Организация встречи детей с участниками боевых действий.

Выставка совместного творчества «Этот День Победы».

Привлечение родителей к распечатке материалов, фотографий ветеранов (прадедов) на тему «День Победы – 9 мая».

Папка-передвижка «Улицы города Омска, названные в честь героев войны».

Оформление информационного стенда по лексической теме «Во имя Победы».

Цифровые образовательные ресурсы

Л.Кассиль «Сестра»

Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"

Целью мастер-класса является  создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи.  ...

План по самообразованию на тему "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников" 2023-2027гг

Ллан по самообразованию "Роль художественных произведений в развитии связной речи дошкольников расчитан на пять лет  с учетом ФГОС и возрастных особенностей воспитанников....

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Правила дорожного движения".

Учебный материал предназначен для формирования читательской грамотности у старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: День Победы. Заучивание стихотворения Т. Белозёрова «Праздник Победы»

Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: День Победы. Заучивание стихотворения Т. Белозёрова «Праздник Победы»Цель: Создание условий для  закрепления знаний детей о праздни...

Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Овощи.Огород".

Литературные произведения для разития связной речи у дошкольников...