ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
статья (старшая группа)

С чего начинается Родина? У ребенка она начинается с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое страны.

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и воспитания духовности. Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее всей страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки [2].

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Поэтому мы осуществляем организацию взаимодействия с семьями воспитанников в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В настоящее время патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стало задачей государственной важности. Работа по данному направлению, актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.  

              Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства [1].

С чего начинается Родина? У ребенка она начинается с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое страны.

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и воспитания духовности. Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее всей страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки [2].

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. Поэтому мы осуществляем организацию взаимодействия с семьями воспитанников в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании своих детей.

Мы стараемся привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников, знакомим с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания, показываем родителям роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании.

При организации работы с семьями, мы вариативно используем традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.

Вместе с родителями разработали в группе проект: «Живая память нашей Родины».

Цель проекта: создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции детей, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубленных знаний о ВОВ.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
  • Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
  • Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению использовать полученные знания о войне в рисунках, творческих работах и рассказах.

Наши дети должны ценить слово «Мир», чтить подвиги нашего народа и гордиться своими героями. Перед нами стоит задача дать не только знания о героическом прошлом, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитать уважение к старшему поколению. Наши дети должны знать, какой ценой нам достался мир, как наш народ выстоял во время Великой Отечественной войны, какие испытания легли на его плечи.

При ознакомлении с фактами истории нашей Родины, в частности, с подвигом народа в борьбе с фашизмом в годы ВОВ мы представили вниманию детей презентацию «Великая Отечественная война 1941-1945гг», которая направлена не только на обобщение и расширение знаний детей о ВОВ, но и на формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему народу.  Мы считаем, что чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство гордости за народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность, мужество и отвагу, тем более сильное духом поколение мы получим в недалеком будущем [3].

              При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, организовываем поисковую деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия города, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях нашего города, на специальных занятиях дети обмениваются полученной информацией, предлагают свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, способствует уточнению и дополнению знаний детей.

В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории родного края, уважение к знаменитым землякам.

Провели беседы с детьми на темы: «Наши земляки-герои», «Дорога жизни», «Города-герои» и др.

Родители помогли оборудовать в группе патриотический уголок «Растим маленького гражданина», наполненный необходимым дидактическим материалом по разделам:

  • Моя семья
  • Ознакомление с родным городом, с Белгородским краем.
  • Ознакомление с защитниками Отечества.      
  • Ознакомление с нашей страной - Россией

Содержание патриотического уголка меняется по принципу событийности.

При поддержке родителей создали методическое пособие книгу памяти «По дорогам городов воинской славы». Познакомили детей с городами воинской славы: Белгород, Старый Оскол, Курск, Воронеж, Орёл.

Цель данного пособия уточнить и расширить знания, представления детей о Великой Отечественной войне, о том, как защищали страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о защитниках Отечества и в честь героев слагают стихи, песни, воздвигают памятники.

Данная книга памяти состоит из двух блоков:

  1. Информационный блок, в котором собрана информация о истории городов воинской славы в годы великой Отечественной войны.
  2. Игровой блок предлагает дидактические и подвижные игры, кроссворды, разрезные картинки и иллюстрации для раскрашивания.

При выполнении игровых заданий ребёнок может использовать материалы-карточки игрового блока. Данное методическое пособие помогает дошкольникам понять, что такое Великая Отечественная война, повышает познавательный интерес к изучению этой серьёзной темы, воспитывает патриотические чувства.

Благодаря этой форме работы дети многое узнают о великой войне и прошлых годах. С интересом играют, задают вопросы. Знакомятся с интересными фактами.

Дети очень любят, когда родители им читают. Эта книга помогает родителям организовать семейный досуг, рассказать о войне с использованием стихотворного текста, разучить с ребёнком несколько строк.

Ребята, в свою очередь, смогут прочесть наизусть отрывки из стихотворений в подарок ветеранам и труженикам тыла в дни празднования Дня Победы, тем самым почувствовать себя причастными к этому событию.

В рамках проекта приняли участие в конкурсе рисунков «День Победы глазами детей». Тематика рисунков была разная от военной техники до салюта.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Провели совместную акцию с родителями «След войны в нашей семье», «Прочти книгу о войне» (домашнее семейное чтение).

         Подготовили фотовыставки: «Дети-герои войны», «Они сражались за Родину», «Мой прадедушка – ветеран войны». Оформили альбом рассказов детей о своих прадедушках, воевавших в Великую Отечественную войну на тему: «Знаем, помним, гордимся!», где разместили детские рисунки, стихи, рассказы о войне.  Организовали «круглый стол» с родителями «Минуты памяти» (рассказы о родственниках воспитанников, принимавших участие в ВОВ)

В результате проделанной работы воспитанники имеют представления о праздничных и памятных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Дети испытывают гордость за героическое прошлое нашей Родины, за своих прабабушек и прадедушек. Наладился активный контакт с родителями в патриотическом воспитании детей.  

Работа по формированию исторического сознания молодого поколения это – лишь капля нашей благодарности в море человеческих жизней, отданных за свободу и независимость любимой Родины. Мы всегда должны помнить о том, что каждая пядь земли обильно полита кровью ее освободителей и мирных жителей. Мы обязаны сохранить правду и память о них в благодарных сердцах наших детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветохина, А.Я., Дмитренко, З.С., Краснощекова, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. СПб.: Детство - пресс, 2010. - 250с.
  2. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 с.
  3. Шорыгина, Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны.  М.: ТЦ Сфера, 2011. - 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»

В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СВОЕГО КРАЯ

Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к сво...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...