Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
методическая разработка по теме
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реализован в группах детских садов комбинированного и компенсирующего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_kurararu_l.a.docx | 90.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»
Инновационный педагогический проект
«Развитие нравственно-патриотических чувств
у старших дошкольников через ознакомление
с родным краем, городом».
Проект подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Курарару Людмила Анатольевна
г. Нижневартовск 2013
- Актуальность педагогического проекта
В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории Отечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Коренные преобразования, происходящие в России, вызвали необходимость модернизации всей системы образования. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Исключительно важное место в этой системе занимает дошкольное образование - самая первая ступень в развитии детей. Поэтому, необходимо с ранних лет формировать первые представления об окружающем мире через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.
У детей, посещающих наше дошкольное учреждение, наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому у них возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а так же умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому работа в данном направлении является актуальной.
- Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание технологии ознакомления старших дошкольников с родным краем, городом, осуществляющей системный и интегрированный подход к развитию нравственно-патриотических чувств у воспитанников.
Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, публикационный материал о нашем регионе, о символике страны и региона, о культурологии нашего города, края.
- Повысить уровень развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» через разработку и внедрение технологии ознакомления с родным краем, городом.
- Повысить уровень компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм взаимодействия.
- Обосновать результаты педагогического опыта с целью совершенствования апробированной технологии и дальнейшего внедрения в педагогический процесс.
Объект: процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет: технология ознакомления старших дошкольников с родным краем, городом.
- Теоретико-методологические основы проекта.
Методологической основой проекта являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики.
Современные исследователи О.И.Ковалева, Л.В. Кокуева и др. в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Изучение социокультурных основ проблемы потребовало определение методологии, на базе которой создана технология ознакомления детей с родным краем. Эта методология базируется на конкретных научных подходах.
1. Системный подход - рассматривает систему знаний, которая включает в себя две подсистемы, находящиеся в противоречивых отношениях (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, идет непрерывный процесс развития неопределенных знаний в знания определенные, ясные и точные, чему уделяется основное внимание на занятиях. С другой – постоянно идет и противоположный процесс превращения ясных и точных знаний в знания неопределенные, неясные, которые проявляются в форме догадок, предположений и вопросов. Эта неопределенность представляется как своеобразная проблемность, служащая мощным стимулом познавательной активности ребенка в процессе усвоения общественного опыта.
2. Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, измерении и развитии в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н.Поддьяков, Н.Е.Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
3. Культурологический подход – подчеркивается ценность пути развития своего родного края. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми (Л.С.Выготский, В.И.Логинова)
При определении содержания образования учитываются возрастные психолого-педагогические и индивидуальные возможности каждого ребёнка. Образовательная деятельность, реализуемая в рамках проекта, построена с соблюдением следующих принципов:
Принцип наглядности предполагает использование предметов, иллюстративного и интерактивного материала, макетов, схем, моделей, которые помогают создавать представления об отдельных предметах и явлениях.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи детей.
Принцип индивидуальности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные особенности воспитанников, уровень развития их способностей к обучению.
Систематичность и последовательность подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче «от простого к сложному» и обеспечивает доступность и посильность обучения.
4. Практическая значимость проекта: заключается в разработке и внедрении педагогической технологии, предполагающей системный и интегрированный подход к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. При разработке технологии за основу взяты методы, предложенные С.А.Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н.Поддъякова:
- методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование, экспериментирование, опыты);
- методы, стимулирующие эмоциональную активность (сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
- методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности;
- методы обучения и развития творчества.
В соответствии с этими методами разработан алгоритм технологии, который включает вступительную часть, информационную часть, проблемную часть, стимулирование детских вопросов, символизацию. Данная технология ориентирована на повышение уровня развития интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
5. Основное содержание проекта.
Работа по реализации проекта проходила в 3 этапа.
1 этап – Планово-прогностический:
- выделение проблемного поля,
- актуализация проблемы,
- подбор, изучение, анализ научно-методической литературы
- прогнозирование положительных результатов,
- расчет ресурсного обеспечения.
II этап – организационно-исполнительский:
- обследование детей,
- анкетирование родителей,
- изучение и анализ полученных стартовых результатов,
- разработка и внедрение технологии по развитию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
III этап – описательно-итоговый:
- мониторинг уровня развития интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»;
- анализ результативности,
- оформление и описание результатов.
Результаты диагностики интегративных качеств дошкольников
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» (методика Н.Е. Вераксы)
Анализ результатов показал эффективность использования данной технологии, что отразилось на развитии уровня интегративного качества воспитанников «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» (методика Н.Е. Вераксы)
Уровень компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания старших дошкольников
У родителей повысился уровень компетентности в вопросах патриотического воспитания до 95%.
6.Ресурсное обеспечение проекта
Программно-методическое обеспечение
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г;
- Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;
- Г.Н.Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004;
- О.В. Дыбина Предметный мир как средство формирования творчества детей;
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010,
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России», Москва 2010.
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу», ТЦ Сфера, 2007;
- Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2005.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005;
- Сапрыкина А. Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири./ Урал. Гос. Пед. Ун-т, Сост. А. Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003;
Нормативно-правовые ресурсы:
Международный уровень:
- Конвенция о правах ребенка
Федеральный уровень:
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» ;
- Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации» , «О Государственном гербе Российской Федерации» , «О Государственном гимне Российской Федерации» ;
- Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Региональный уровень:
- Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
- Постановление Правительства ХМАО - Югры «О создании Координационного совета по патриотическому воспитанию граждан при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Муниципальный уровень:
- Распоряжение администрации города Нижневартовска «Об утверждении Плана комплексных мероприятий по воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи города Нижневартовска на 2012-2014 годы»
Материально-техническое обеспечение:
- групповая комната разделена на функциональные зоны: игровая, речевая, сенсорная, физкультурная, релаксационная, предметно-развивающая.
- наличие необходимых информационно – технических средств, пособий, игрушек, инвентаря;
- группа формируется в соответствии с нормативом.
Кадровое обеспечение характеризуется:
- уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: высшая квалификационная категория, высшее образование, Нижневартовский педагогический институт, 1996г, специализация: Дошкольная педагогика и психология; повышение квалификации: курсы «Организация работы воспитателя с детьми с недостатками речевого и интеллектуального развития», г. Нижневартовск, 2011 год, удостоверение № 0216.
7. Партнеры проекта
Партнерами в реализации педагогического проекта являются родители, педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитатель высшей квалификационной категории, общественность города: музеи, выставочные залы, библиотеки и т. д.
8.Целевая аудитория
Воспитанники детского сада компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах», группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-го и 7-го года жизни. Количественный состав - 14 человек.
- общественность города.
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
- Повысится уровень развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» у 68% воспитанников.
- Повысится уровень компетентности по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников у 95% родителей.
1. У дошкольников появится устойчивый интерес к истории родного края, города, к людям, которые их окружают и их профессиям;
2.Будет разработан перспективный план работы с детьми и родителями;
3.Будет разработана серия конспектов занятий, бесед;
4.Будет создана картотека дидактических и подвижных игр;
5.Будет разработана и апробирована рабочая тетрадь
«Мы - дети Югры»;
6.Будет создана серия мультимедийных дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем;
7.Родители станут активными участниками образовательного процесса.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Педагогическая технология может быть применена, воспроизведена и творчески дополнена любым педагогом в его практической деятельности в том случае, если этот опыт представляет для него профессиональный интерес.
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.
Опыт может быть реализован в группах детских садов комбинированного и компенсирующего вида.
В дальнейшей своей работе планирую продолжить использование технологии ознакомления с родным краем, городом; полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и распространять среди педагогической общественности города.
11. Литература
- Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007.
- Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
- Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Весна: Ин. Тел. Друг, 1993.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Москва, 2005.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств.// Авт. – сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт. – сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Сапрыкина А. Р. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири./ Урал. Гос. Пед. Ун-т, Сост. А. Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003.
- С чего начинается Родина?/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.
В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию...
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.
Консультация для педагогов ДОУ...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.
В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия и этапы р...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...