Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
материал (старшая группа) на тему

 «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_patriot.docx23.78 КБ
Файл doklad_po_patriot.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 21»

Доклад

 «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

Автор:

Просекова Юлия Юрьевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

Дата: 24.05.2016 г.

Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде государственных документов:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) 
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ 
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ. 
Одной из годовых задач МБДОУ «Детский сад №21» является: совершенствование  системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей. 

Социально-коммуникативное развитие

- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; 
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений: 
- о себе, других людях, объектах окружающего мира, 
- о малой родине и Отечестве, 
- о социокультурных ценностях нашего народа, 
- об отечественных традициях и праздниках, 
- о планете Земля как общем доме людей, 
- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания: 
- произведений искусства; 
- мира природы; 
- становление эстетического отношения к окружающему миру; 
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 

         К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели, указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 
Идеи разных авторов мы активно используем в своей деятельности. Но ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
      Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
       Моя личная концепция заключается в том, что включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада.
        Начала эту работу в сентябре 2015 года. Мониторинг на начало учебного года по разделу «Формирование целостной картины, мира и расширение кругозора» образовательной области «Познавательное развитие» выявил, что у 9% детей – высокий уровень, у 32%  дошкольников средний уровень сформированности первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; у остальных  детей  это 59 % отмечается низкий уровень знаний по данному разделу (затрудняются называть свой домашний адрес, не могу назвать имя-отчество своих родителей,…). 
Это убедило меня в необходимости целенаправленной работы в этом направлении.
Цель ее: формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности. 
Для достижения данной цели определила следующие задачи: 
1. Разработать проекты по данной теме.

2. Привлечь родительскую общественность к реализации проектов.

3. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
4. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
5. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
6. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России; 
7. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
8. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
       Определила перечень проектов по возрастам. Было решено, что целесообразно организовывать по 2 проекта патриотической направленности в год. Учитывая, что проектная деятельность ведется и по другим направлениям, для наших деток я считаю это достаточным. За 1 год было проведено 2 проекта:

  • «Моя малая Родина»
  • «Мемориалы славы»

Самый первый, и поэтому самый запоминающийся был проект «Моя малая Родина». Во время беседы с детьми, которая проводилась в рамках проекта, ребятам был задан вопрос: «На какой улице живёт ваша семья?» И оказалось, что свой адрес знает только один ребёнок. Полина не только назвала улицу, но и рассказал о своём дворе, о постройках и зданиях, расположенных рядом. Естественно, что и другим детям захотелось рассказать о своих улицах, но практических знаний детям не хватило.
На вопрос «Как мы можем узнать об этом?» ребята предложили такие формы работы:
• Спросить у родителей.
• Прогуляться по улицам.
• Прочитать о городе в книгах или интернете.
       Предложенные детьми формы работы мы тоже постарались включить в проект, тем самым сразу запланировав тесное взаимодействие с родителями. 
Пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству. 
Конечным стало занятие – путешествие «По улицам города» на основе макетов, выполненных совместно с родителями. В зависимости от макета, мы знакомились либо с двором,  в котором ребёнок проживает, либо с улицей,  постройками расположенные рядом. Каждый ребёнок провёл презентацию, и с гордостью рассказал о своём макете. 
Заключительным проектом стал проект «Мемориалы славы» 

Целью проекта стало создание условий для формирования у ребёнка представлений о мемориалах славы как культурно - историческом наследии нашего города.

Для решения этой цели были использованы следующие задачи:

  1. Познакомить с мемориалами славы г. Бийска, как культурно - историческом наследии нашего города.
  2. Развивать у ребёнка навыки поисковой деятельности.
  3. Воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к  воинам - бийчанам.
  4. Воспитывать желание делиться информацией со сверстниками и взрослыми.

В рамках проекта ребёнком были посещены мемориалы славы города Бийска. Создан альбом «Мемориалы славы г. Бийска» который был представлен детям в группе. Заключительным этапом проекта стала групповая экскурсия к мемориалам славы на улице Радищева и Докучаева.

В результате данного проекта дети  узнали о мемориалах славы г. Бийска, как о культурно - историческом наследии нашего города. У детей   сформировалось чувство патриотизма  к воинам - бийчанам.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Участие в проектной деятельности дало нашим детям возможность развить внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствовало воспитанию патриотических представлений.
У детей расширились представления о родной земле, ее столице, городах; улицах
Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
Научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
Все это отразилось на результатах мониторинга в конце года: 
- увеличился высокий уровень развития до 45%, а низкий уровень, составил 12%:
средний уровень -43%

Результат моей работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических представлений у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Для  подготовительной группы запланировано ещё 2 проекта:

- «Богатыри земли Русской»

В рамках проекта запланирована экскурсия в выставочный зал.
- «Российская Армия».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад № 21»

Доклад

 «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

Автор:

Просекова Юлия Юрьевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 21»

Дата: 24.05.2016 г.

Тема: «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны нашел свое отражение даже в ряде государственных документов:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) 
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». N 273- ФЗ 
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». N 32-ФЗ. 
Одной из годовых задач МБДОУ «Детский сад №21» является: совершенствование  системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель патриотического воспитания, которое должно начинаться уже в дошкольном возрасте, когда мы начинаем знакомить ребят с родным краем, с его народом, бытом и традициями. На основе этих знаний у них формируются такие нравственные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает вопросы патриотического воспитания в содержание трех образовательных областей. 

Социально-коммуникативное развитие

- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; 
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений: 
- о себе, других людях, объектах окружающего мира, 
- о малой родине и Отечестве, 
- о социокультурных ценностях нашего народа, 
- об отечественных традициях и праздниках, 
- о планете Земля как общем доме людей, 
- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания: 
- произведений искусства; 
- мира природы; 
- становление эстетического отношения к окружающему миру; 
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 

         К проблеме патриотизма подрастающего поколения обращались многие выдающиеся педагоги и общественные деятели, указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё отечество. 
Идеи разных авторов мы активно используем в своей деятельности. Но ФГОС ДО предполагает, что в основе социализации, развития инициативы и творческих способностей ребенка лежит его сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Время требует от современного воспитателя поиска и использования развивающих методов и приемов работы.
      Одним из наиболее эффективных методов является метод проектов. Проектная деятельность не только расширяет знания детей об окружающем мире, но и даёт им возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, успешно адаптироваться в изменившейся ситуации, обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, общения с окружающим миром, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
       Моя личная концепция заключается в том, что включение детей в проектную деятельность создает условия для успешного решения задач патриотического воспитания. Ведь в реализации любого проекта дети и взрослые объединяются, происходит интеграция знаний с опытом жизнедеятельности, интеграция воспитания и образования, интеграция воспитательных возможностей семьи и детского сада.
        Начала эту работу в сентябре 2015 года. Мониторинг на начало учебного года по разделу «Формирование целостной картины, мира и расширение кругозора» образовательной области «Познавательное развитие» выявил, что у 9% детей – высокий уровень, у 32%  дошкольников средний уровень сформированности первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; у остальных  детей  это 59 % отмечается низкий уровень знаний по данному разделу (затрудняются называть свой домашний адрес, не могу назвать имя-отчество своих родителей,…). 
Это убедило меня в необходимости целенаправленной работы в этом направлении.
Цель ее: формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности. 
Для достижения данной цели определила следующие задачи: 
1. Разработать проекты по данной теме.

2. Привлечь родительскую общественность к реализации проектов.

3. Способствовать развитию у детей любви и привязанности к семьям, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
4. Расширить представления о родной земле, ее столице, городах;
5. Познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
6. Вызвать чувство ответственности и гордости за достижения России; 
7. Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
8. Учить давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
       Определила перечень проектов по возрастам. Было решено, что целесообразно организовывать по 2 проекта патриотической направленности в год. Учитывая, что проектная деятельность ведется и по другим направлениям, для наших деток я считаю это достаточным. За 1 год было проведено 2 проекта:

  • «Моя малая Родина»
  • «Мемориалы славы»

Самый первый, и поэтому самый запоминающийся был проект «Моя малая Родина». Во время беседы с детьми, которая проводилась в рамках проекта, ребятам был задан вопрос: «На какой улице живёт ваша семья?» И оказалось, что свой адрес знает только один ребёнок. Полина не только назвала улицу, но и рассказал о своём дворе, о постройках и зданиях, расположенных рядом. Естественно, что и другим детям захотелось рассказать о своих улицах, но практических знаний детям не хватило.
На вопрос «Как мы можем узнать об этом?» ребята предложили такие формы работы:
• Спросить у родителей.
• Прогуляться по улицам.
• Прочитать о городе в книгах или интернете.
       Предложенные детьми формы работы мы тоже постарались включить в проект, тем самым сразу запланировав тесное взаимодействие с родителями. 
Пополнили уголок патриотического воспитания альбомами с семейными фотографиями, иллюстрациями, изображающими членов семьи, показывающими эмоциональное состояние людей и прочим. Что сразу же нашло отражение в деятельности детей. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи, с гордость называли их по имени отчеству. 
Конечным стало занятие – путешествие «По улицам города» на основе макетов, выполненных совместно с родителями. В зависимости от макета, мы знакомились либо с двором,  в котором ребёнок проживает, либо с улицей,  постройками расположенные рядом. Каждый ребёнок провёл презентацию, и с гордостью рассказал о своём макете. 
Заключительным проектом стал проект «Мемориалы славы» 

Целью проекта стало создание условий для формирования у ребёнка представлений о мемориалах славы как культурно - историческом наследии нашего города.

Для решения этой цели были использованы следующие задачи:

  1. Познакомить с мемориалами славы г. Бийска, как культурно - историческом наследии нашего города.
  2. Развивать у ребёнка навыки поисковой деятельности.
  3. Воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к  воинам - бийчанам.
  4. Воспитывать желание делиться информацией со сверстниками и взрослыми.

В рамках проекта ребёнком были посещены мемориалы славы города Бийска. Создан альбом «Мемориалы славы г. Бийска» который был представлен детям в группе. Заключительным этапом проекта стала групповая экскурсия к мемориалам славы на улице Радищева и Докучаева.

В результате данного проекта дети  узнали о мемориалах славы г. Бийска, как о культурно - историческом наследии нашего города. У детей   сформировалось чувство патриотизма  к воинам - бийчанам.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Участие в проектной деятельности дало нашим детям возможность развить внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствовало воспитанию патриотических представлений.
У детей расширились представления о родной земле, ее столице, городах; улицах
Ребята стали бережнее относиться к природе и ко всему живому;
Научились давать нравственную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих людей. 
Все это отразилось на результатах мониторинга в конце года: 
- увеличился высокий уровень развития до 45%, а низкий уровень, составил 12%:
средний уровень -43%

Результат моей работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования патриотических представлений у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Для  подготовительной группы запланировано ещё 2 проекта:

- «Богатыри земли Русской»

В рамках проекта запланирована экскурсия в выставочный зал.
- «Российская Армия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»

В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СВОЕГО КРАЯ

Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к сво...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...

«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»

Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на  воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...