Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»
методическая разработка
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое является одним из основных областей стандарта. В связи с этим возрастает актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях. Любое дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образовательной системы ставит своей задачей формирование первичных представлений о мире у ребенка, об окружении, о социуме и о причастности к этому социуму, о неотъемлемости от своей Родины.
Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу необходимо начинать с раннего детства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается смена ценностных ориентиров, как в обществе в целом, так и в отдельно взятой личности, что обусловлено позитивными и негативными переменами в мировом масштабе в контексте крупных социально-политических изменений. Эти изменения безусловно оказывают влияние на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения между людьми, в целом на общественную нравственность и гражданское самосознание.
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления отрицательно повлияли на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в настоящее время еще не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое является одним из основных областей стандарта. В связи с этим возрастает актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях. Любое дошкольного образовательное учреждение, являясь первой ступенью образовательной системы ставит своей задачей формирование первичных представлений о мире у ребенка, об окружении, о социуме и о причастности к этому социуму, о неотъемлемости от своей Родины.
Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания.
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу необходимо начинать с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
apo_roshchupkina.docx | 76.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рощупкина Татьяна Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте...........................................................................................3
2. Технология опыта................................................................................................10
3. Результативность опыта......................................................................................13
4. Библиографический список................................................................................16
5. Приложение к опыту...........................................................................................20
Раздел I.
Информация об опыте.
Условия возникновения опыта
Опыт возник и создавался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 2 "Ромашка" города Губкина Белгородской области. В учреждении функционирует 11 групп, 8 из которых общеразвивающей направленности, 3 группы компенсирующей направленности.
Средняя наполняемость групп общеразвивающей направленности 25 детей, групп компенсирующей направленности – 12 детей. Мальчиков – 50,1 %, девочек – 49,9%. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения. В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция нарушения развития и дошкольное образование детей в соответствии с адаптированными основными образовательными программами образовательного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
В настоящее время коллектив детского сада работает по основной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида "Детский сад № 2 "Ромашка" города Губкина Белгородской области, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авт. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.)[10]. Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающем миру.
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое является одним из основных областей стандарта. В связи с этим возрастает актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях. Любое дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образовательной системы ставит своей задачей формирование первичных представлений о мире у ребенка, об окружении, о социуме и о причастности к этому социуму, о неотъемлемости от своей Родины.
Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу необходимо начинать с раннего детства.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня патриотического воспитания и представлений детей о родном городе и крае у детей старшего дошкольного возраста. Инструментарием послужила методика по выявлению уровня знаний о родном городе (авторы Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова). [13] (Приложение 1).
На основе предложенной шкалы оценок знаний были выделены уровни знаний детей о родном крае на констатирующем этапе педагогического эксперимента. Результаты первичной диагностики также показали:
Критерий | Высокий уровень знаний | Средний уровень знаний | Низкий уровень знаний |
«Родной город» | - | 20детей (77%) | 6 детей (23%) |
«Символы родного города» | - | 18 детей (70%) | 8 детей (30%) |
«Домашний адрес» | - | 21 ребёнок (81%) | 5 детей (35%) |
«Достопримечательности» | - | 23 ребёнка (88%) | 3 ребёнка (12%) |
«Профессии родителей, жителей города» | - | 18 детей (70%) | 8 детей (30%) |
Итоги диагностики позволяют сделать вывод о необходимости и целесообразности повышения эффективности методов организации образовательного процесса, направленных на повышение уровня знаний о родном городе и воспитании чувства патриотизма.
Одной из образовательных задач детей старшего дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является решением данной задачи направлено на формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважения и чувства принадлежности своей семье, сообществу детей и взрослых.
Актуальность опыта.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается смена ценностных ориентиров, как в обществе в целом, так и в отдельно взятой личности, что обусловлено позитивными и негативными переменами в мировом масштабе в контексте крупных социально-политических изменений. Эти изменения безусловно оказывают влияние на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения между людьми, в целом на общественную нравственность и гражданское самосознание.
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления отрицательно повлияли на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Несмотря на установленные российским законодательством общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в настоящее время еще не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое является одним из основных областей стандарта. В связи с этим возрастает актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях. Любое дошкольного образовательное учреждение, являясь первой ступенью образовательной системы ставит своей задачей формирование первичных представлений о мире у ребенка, об окружении, о социуме и о причастности к этому социуму, о неотъемлемости от своей Родины.
Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания.
Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу необходимо начинать с раннего детства.
При анализе современного процесса воспитания в контексте реализации государственной политики в области воспитания выявлены следующие противоречия:
- между ценностями современного потребительского общества и стремлением воспитать ответственного, высоконравственного, компетентного, творчески развитого, инициативного гражданина своей страны;
- между необходимостью реализации государственных стратегий воспитания в детском саду и недостаточностью методов их реализаций.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию патриотических чувств у дошкольника с использованием краеведческого материала, в процессе создания патриотического уголка группы посредством интеграции тематической проектной деятельности и современных педагогических технологий.
Длительность работы над опытом.
Работа по данной проблеме велась в течение трех лет, данный промежуток времени помог определить, а также методически верно спланировать работу по формированию представлений у дошкольников о родном крае и развитию патриотических чувств, внести коррективы, изменения по результатам диагностики, определить основные направления и задачи по теме, а также спланировать поэтапную их организацию.
1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь-октябрь 2017 года.
2 этап: основной (формирующий) - ноябрь 2017- апрель 2019 года.
3 этап: заключительный (контрольный) - апрель-май 2019 года.
Диапазон опыта представлен авторской системой работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников путем создания патриотического уголка в группе и через познание своего края.
Теоретическая база опыта.
Основой педагогического опыта являлось понимание того, что Фундаментальной задачей дошкольной образовательной ступени, согласно ФГОС ДО является воспитание в детях патриотических основ. Важно взращивать в них гражданственность, чувство и понимание культурных и исторических ценностей Родины, потому что периоды детства и юности являются самой благодатной порой для привития патриотических чувств и любви к своей стране. На разных этапах развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательно-образовательного процесса.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России
Е.Ю. Александрова в своей книге «Система патриотического воспитания в ДОУ» определяет, что патриотическое воспитание – это сложный педагогический процесс, в результате которого у ребенка формируются представления, взгляды, убеждения, патриотическая позиция [1,с.23]. Именно в дошкольном возрасте идет процесс социальной адаптации, жизненного определения, становление личности, формируются основные нравственные качества ребенка. Поэтому патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
По мнению С.А. Козловой [6], для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. И начинать необходимо со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в детском саду, семье, на улице, во время праздников, мероприятий – как с помощью родителей, так и под руководством воспитателя. Но при этом следует не забывать, что сами по себе знания еще не являются патриотическими чувствами.
По мнению И.А.Петровой [29], понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Патриотическое воспитание можно определить в виде отношения человека к Родине, т.е. в проявлении его любви к Родине и в верности Отечеству.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие патриотизма составляют следующие компоненты: о народе, обычаях, истории, культуре. И начинать необходимо со знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в детском саду, семье, на улице, во время праздников, мероприятий – как с помощью родителей, так и под руководством воспитателя. Но при этом следует не забывать, что сами по себе знания еще не являются патриотическими чувствами.
Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований, несомненно, положительное явление. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее дошкольные образовательные учреждения выйдут на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения – патриотического воспитания. Однако, все идеи, мысли и эксперименты требуют серьезного осмысления как теоретиками, так и практиками.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Именно поэтому, возможности использования краеведческого материла в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть более подробно, поскольку в настоящее время наблюдается активный процесс депатриотизации российского общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями.
Г.А.Ковалева уверенна, что смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования и культуры на формирование патриотических качеств детей [17,с.23]
Нельзя не согласится с Н.Г.Комратовой, что равнодушие, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации духовной сферы личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений [21,с.111].. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение такие негативные качества личности, как эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность. Новое поколение молодежи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность [7,с.74].
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Изучив литературу, были сделаны выводы, что поэтапная и комплексная работа, включающая в себя использование краеведческого материала поспособствует тому, что процесс развитие патриотических чувств будет происходить наиболее эффективно.
Степень новизны.
Новизна опыта заключается в создании системы работы, направленной на воспитание чувства патриотизма у дошкольников с использованием краеведческого материала в процессе создания патриотического уголка в группе посредством реализации проектной деятельности; системной работы с родителями; использования доброжелательной технологии «Маршрут выходного дня».
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Данный опыт может быть реализован в различных дошкольных общеобразовательных учреждениях, при организации процесса совместной деятельности педагога с ребенком, родителя с ребёнком и самостоятельной детской деятельности.
Раздел II.
Технология описания опыта
Целью опыта является развитие патриотических чувств у дошкольников и повышение их познаний о родном крае и городе, посредством создания патриотического уголка группы. .
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- внедрить в педагогическую практику создание патриотических уголков с элементами краеведческого музея совместно с родителями;
- привлечение родителей, как непосредственных участников образовательного процесса к реализации проектной деятельности;
- разработать методические рекомендации для педагогов по созданию патриотических уголков в группе.
В основу опыта легли следующие принципы:
• Принцип деятельности заключается в том, что дошкольник, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, выступает в качестве равноправного участника - субъекта, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его способностей.
• Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения, содержания и методики.
• Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
• принцип интеграции: любая работа ведётся во взаимодействии с другим педагогом, работающим с детьми, с родителями и не замыкается в рамках одного вида деятельности.
Проведена предварительная работа с использованием бесед с показом картин, иллюстраций, фотоальбомов, чтение художественных произведений.
Для выбора и проведения диагностики была изучена соответствующая литература: программу по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живём в России» [13], методические пособия Л.А. Кондрыкинской «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»[21], Т.В. Смирновой, Т.Ю. Филипповой «Дошкольникам о родной стране» [13].
На первом этапе был изучен исходный уровень патриотического воспитания дошкольников. Для изучения исходного уровня патриотического воспитания старших дошкольников была выбрана методика по выявлению уровня знаний о родном городе (авторы Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова)[14] (Приложение 1).
Анализ полученных данных показал, что:
Высокий уровень знаний о родном городе и крае не показал ни один ребенок;
Средний уровень знаний – показали 77 % (20 детей)
Низкий уровень знаний - 23% (6 детей).
Так же в начале года был проведён опрос родителей воспитанников на предмет выявления уровня их знаний об истории своей семьи, о родном городе, крае, о национальных традициях. Иными словами опрос на определение уровня развития патриотизма и патриотических чувств у родителей.
Для этого был разработан опросник, определяющий уровень развития патриотизма и патриотических чувств у родителей (Приложение 2)
Результат опроса родителей средней группы в 2017 году показал:
88% родителей (22 человека) имеют поверхностные представления о своем роде, о истории и традициях своего города и края. Знания ограничиваются информацией о годе основания города, о некоторых знаменитостях, например о спортсмене Федоре Емельяненко. Родители знают, что этот человек их земляк. Какие-либо исторические личности прошлых времен им не известны.
Только 12% родителей (3 человека) осведомлены о традиционной кухне и традиционных ремеслах Белгородчины. О символике и цветовом значении герба и флага ни осведомлен никто. Традиций в семьях так же не придерживаются. Все традиции сводятся к всеобщим - праздник Пасхи, Масленица, Рождество. Хотя исторического значения и происхождения этих традиционных праздников не знает никто.
Полученные данные четко обозначили вектор действий по нравственно-патриотическому воспитанию и то, какую работу необходимо проводить с детьми и их родителями.
На этапе практической работы в качестве главного средства развития патриотических чувств у старших дошкольников была выбрана технология создания патриотического уголка группы в процессе реализации проектной деятельности и использовании краеведческого материала.
Проводился ряд консультаций и мастер-классов с педагогами ДОУ в области патриотического воспитания детей (Приложение 4).
На первом году работы над опытом был разработан перспективный план по развитию патриотических чувств у старших дошкольников.
Вся дальнейшая работа велась согласно перспективному плану (Приложение 3).
Работа по нравственному воспитанию включалась в разные структурные компоненты деятельности: организованная образовательная деятельность, режимные моменты, досуговые мероприятия.
Были разработаны и проведены ООД по нравственно-патриотическому воспитанию. (Приложение 9).
На практическом (втором) этапе работы над опытом, с детьми средней группы велась работа по созданию патриотического уголка на тему: «Моя семья, мой дом родной!», в котором размещались семейные фотоальбомы воспитанников (Приложения 5).
Сначала воспитанники приносили фотографии своих мам и пап, совместные семейные фотографии и прежде чем разместить их в патриотичский уголок, они рассказывали о том, как зовут родителей, кем работают, а так же о самом интересном, запомнившемся совместном семейном мероприятии.
Совместно с родителями была организована выставка - презентация «Мое генеалогическое дерево» (Приложение 6). Для проведения данной выставки, родители вместе с детьми изготавливали разнообразные виды генеалогических деревьев, изучали свою родословную и представляли его на выставке.
Перед организацией выставки - презентации «Мое генеалогическое дерево» был реализован проект «Генеалогическое древо», который являлся краткосрочным, т.е. рассчитан на две недели (Приложение 7).
Основная цель проекта заключалась в том, чтобы развивать интерес к своей семье, своим корням, своему роду.
В процессе работы над проектом у детей и их родителей формировалось представление о том, что такое семья, о ее ценности и роли в жизни каждого человека, о роли и ценности семейных традиций, об уважении к своим предкам.
Расширялись представления о ближнем окружении и формировалось умение разбираться в родственных связях. Сам процесс работы над проектом способствовал развитию, раскрытию воображения и творческого потенциала каждого ребенка. А так же, что крайне важно совместная работа способствовала установлению контакта и тесной взаимосвязи родителей и детей.
Рассматривая альбомы со старыми фотографиями в семье, родители рассказывают детям об их родных, о бабушках, дедушках, прадедушках и прабабушках, о том, как они жили, в какое время, какие духовно – нравственные ценности переносят они из поколения в поколение.
Был организован конкурс семейных рецептов или семейных правил здорового питания. На конкурс предоставлялись красиво оформленные рецепты, памятки или плакаты, которые так же размещались в патриотическом уголке группы. (Приложение 8).
На втором году работы над опытом по формированию нравственно - патриотического воспитания дошкольников для детей старшей группы был разработан перспективный план прогулок и экскурсий по ознакомлению с родным городом и краем с использованием краеведческого материала (Приложение 10).
При составлении плана и выбора тем за основу была взята программа Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России» [14] с включением краеведческого материала.
При определении содержания, технологии ознакомления детей с родным краем, проведении экскурсий руководствовались методическими пособиями Н.Г. Комратовой [22], А.Я Ветохиной, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигналь «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» [7]. Материалы данных пособий легли в основу бесед, занятий, целевых прогулок, экскурсий, игр.
На родительском собрании родители воспитанников были ознакомлены с данным перспективным планом прогулок и экскурсий.
Постепенно в патриотический уголок добавлялись предметы с элементами краеведческого музея, где размещались фотографии города, памятников, достопримечательностей; дидактические игры по ознакомлению с родным городом, книги и журналы об известным местах города.
Выходные – время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. Чтобы привлечь родителей, лучше узнать историю города и познакомить с ней детей, было предложено организовать совместную экскурсию с фотоотчетом «Семейная экскурсия». Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров. Так же это одна из эффективных форм организации, как досуга воспитанников, так и их образования. В процессе семейных прогулок доступно изучение истории, культуры и географии родного края.
Были разработаны маршруты следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка. Родители совместно с детьми посещали парк, краеведческий музей, либо памятные места города по разработанному заранее маршруту выходного дня.
Прогулку предлагалось запечатлеть в виде фотоотчета (Приложение 11).
По итогу экскурсии проводилась беседа, в которой родители спрашивали у детей, что им наиболее понравилось и запомнилось, а ответы фиксировали в свободной форме. Тут родителям и детям был предоставлен выбор, как именно это сделать.
Так же была проведена семейная фото-викторина для детей и родителей, в которой семьи соревновались в знании памятных мест города. (Приложение 12).
В процессе подготовки к викторине была проведена работа по знакомству с историей нашего города и края, историей происхождения памятных мест.
Родителям было дано задание отыскать фотоматериал и сравнить каким город был и каким стал, какое основное направление деятельности в городе, особенности инфраструктуры города
На третьем году работы над опытом для развития патриотических чувств у дошкольников происходило знакомство с подвигами наших земляков, участников Великой Отечественной войны и тружениками тыла.
Готовясь к проведению 75 годовщины Великой Отечественной Войне было проведено прочтение книг о Великой Отечественной Войне и её героях.
Особую ценность представляют воспоминания жителей нашей Губкинской территории, которые своими глазами видели, как происходила оккупация района, а затем еѐ освобождение, для этого была организована встреча с ветеранами войны, организовывался просмотр на фильма «Что бы такое никогда не повторилось».
Совместно с родителями был создан альбом «Книга памяти», размещенный в патриотическом уголке.
Кроме этого в патриотический уголок были добавлены вырезки из местных газет и журналов, на страницах которых, губкинцы могут найти публикации, рассказывающие об исторических моментах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на нашей территории.
Организована выставка семейных фотографий, детских рисунков «Когда мои бабушка и дедушка были маленькими».
Так же были организованы посещения родителей и детей краеведческого музея.
Раздел III.
Результативность
На заключительном (контрольном) этапе (2019г.), с целью проверки эффективности разработанной и проведенной работы по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников через уточнение и пополнение знаний детей о родном городе и крае, была повторно использована методика по выявлению уровня знаний о родном городе.
Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующий вывод:
Исходя из полученных результатов, можем сделать вывод о том, что у детей на контрольном этапе педагогического опыта уровень знаний заметно повысился:
средний - 31% (8 из опрошенных детей),
высокий - 69% (18 из опрошенных детей).
низкий уровень - не выявлен.
100% (26 чел) опрошенных детей уверенно отвечают на вопрос о названии родного города;
84% (22 ребенка) могут ответить на дополнительный вопрос об истории г. Губкин.
69% (18 детей) безошибочно нашли герб и флаг города Губкин и рассказали о них;
77% (20 детей) называют улицы города, свой домашний адрес и адрес расположения детского сада;
Узнают, называют достопримечательности родного города 100% детей и 46% (12 человек), смогли рассказать о достопримечательностях и, помимо этого, смогли назвать несколько примечательных мест Губкина.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что дети стали лучше знать историю своего края, у них повысился интерес к своей малой родине.
За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам проведенного мониторинга развития патриотических чувств детей.
Повторный опрос родителей в 2019 году показал, что как дети, так и родители повысили свой уровень патриотического воспитания или значительно расширили свои познания в вопросах касающихся истории и традиций родного города, страны. Очень многие родители, в процессе совместной работы, в расширили свои познания в отношении истории своих корней, своего происхождения.
В процентном соотношении видно, что уровень информированности родителей вырос с 5% до 87%. затруднились с ответом и ответили отрицательно 6 и 7%.
Таким образом, подводя итог о проделанной работе, можем отметить следующие результаты: дети узнали много нового о родном городе и крае, смогли увидеть их красоту и богатство своими глазами. В итоге дошкольники не только научились восхищаться красотой окружающего мира, но в них удалось заложить ростки любви и чувства гордости к родному городу и краю.
Эти результаты показывают, что целенаправленное и систематическое использование краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать патриотическому воспитанию детей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 208 с.
- Бабаева Т.И. Задачи и условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду/Т.И.Бабаева // Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие для студентов высш. учеб. заведений. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – С.3-29.
- Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/К.Ю.Белая. – М.: Творческий центр Сфера, 2018. – 175 с.
- Белявцева Л.В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине/Л.В.Белявцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). – СПб.: СатисЪ, 2016. – С. 53- 55.
- Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Жигналь. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 192 с.
- Виноградова Н.Ф. Родной край / Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2017. – 172 с.
- Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т. Доронова// Дошкольное воспитание. – 2016. – №1. – С.49-55.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателя ДОУ. / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Издательство Скрипторий, 2016. – 109 с.
- Колесникова И.А.Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков и др. – М.:ИНФРА, 2018.-98с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2019. – 35 с.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2017. – 79 с.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 416 с. 75
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/С.А.Козлова.– М.: Академия, 2014. – 160 с.
- Комратова Н.Г. О гражданском воспитании дошкольников/ Н.Г.Комратова //Дошкольное воспитание. – 2018. – №10. – С.10-19.
- Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 208 с.
- Краеведение: пособие для учителя. / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова. / Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 2016. – 158с
- Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/М.Ю.Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 197 с.
- Остапца А.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности/ А.А. Остапца, Г.Н. Абросимова, М.Е. Трубачева. – М.: Арктика, 2016. – 176 с
- Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
- Петрова И.А. С чего начинается патриотизм. // Дошкольная педагогика. – 2002. – № 2. – С.5.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика 1990. – 288 с.
- Хохлова Т.И. Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в семье». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rirorzn.ru/publication/doshkolnoe-obuchenie/konsultatsiya-dlya-roditeleypatrioticheskoe-vospitanie-v-seme/
- Ясева Н.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста/Н.Ю.Ясева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2018. – №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-deteydoshkolnogo-vozrasta
Приложение
- Приложение №1 - Методика по выявлению уровня знаний о родном городе.
- Приложение №2 - Результаты опроса родителей на определение уровня развития патриотизма и патриотических чувств.
- Приложение №3 - Перспективный план 2017-2019 годы
- Приложение №4 - Семинар-практикум для педагогов
- Приложение №5 – Фотоматериалы к патриотическому уголку
- Приложение №6 - Выставка-презентация «Генеалогическое древо»
- Приложение №8 - Проект «Генеалогическое древо»
- Приложение №8 - Фото – отчёт семейных рецептов и правил здорового питания
- Приложение №9 - Конспекты НОД
- Приложение 10 - Перспективный план прогулок и экскурсий
в старшей группе
11. Приложение 11 - Фото - отчет «Семейная экскурсия в парк» и Маршрут выходного дня
12. Приложение 12 - Фото-викторина для детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»
Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр...
Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Первые чувства патриотизма, доступны ли они малышам?...
Педагогический опыт работы по теме «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через любовь к своему Отечеству»
Педагогический опыт...
Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"
В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СВОЕГО КРАЯ
Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к сво...
Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...