Клубный час - эффективная технология социализации дошкольника
проект
Клубный час - время, в течение которого ребенок может свободно перемещаться по детскому саду, выбирая себе занятие по интресам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klubnyy_chas.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МО 08.11.2024г. Кобзева Е.В. МБДОУ №8 «Золотая рыбка»
Клубный час как инновационная форма взаимодействия с дошкольниками в рамках социально-коммуникативного развития в соответствии с ФОП ДО.
Форма взаимодействия «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу. Эта технология уже более 15 лет успешно применяется под авторским руководством Н. П. Гришаевой в нескольких детских садах г. Москвы. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное — огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Нами были определены основные цели «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
• учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
• помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации
Правила поведения детей во время «Клубного часа»:
- «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
- «Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь»;
- «Кто первый взял игрушку, тот в неё и играет»;
- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;
- «Говори спокойно»;
- «Ходи спокойно»;
- «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал»;
Организационные моменты «Клубного часа».
Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), например с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;
Порядок начала программы «Клубного часа».
Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».
С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;
2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся; 3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;
4) выдаётся план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематический, деятельностный или творческий;
5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу»;
6) после завершения «Клубного часа» все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение — рефлексивный круг.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить. Обсуждаются такие вопросы:
- Где ребёнок был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему? Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа», и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения каждого мероприятия
После проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями о том:
• что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
• как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);
• соблюдали ли дети правила и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
• какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
При реализации данной технологии возникли вопросы, касающиеся проведения «Клубного часа». После первых мероприятий стало ясно, что не все дети могут соблюдать правила. Тогда была введена система «Красных кружков». Каждому ребёнку на время «Клубного часа» выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в специально сделанную им самим сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа». Взрослый обязательно говорит ребёнку за что он отобрал кружок. На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков он должен будет рассказать, кто и за что их забрал. Если у ребёнка забирают один кружок, он сразу идёт в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час» (далее — КЧ). Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час» ребёнок пропускает. Проведение КЧ показало, что дети средних и младших групп очень болезненно реагируют на изымание у них кружочков. Необходимо при нарушении правил отводить этих детей в группу сразу после нарушения и не допускать его на следующий КЧ, а кружки не отбирать. У детей старших групп можно забирать кружок. Опыт показал, что детям КЧ очень нравится. Дошкольники с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно привести их в детский сад в день его проведения. Постоянно спрашивают с тревогой, а будет ли «Клубный час». Родители поначалу беспокоятся о безопасности своего ребёнка во время мероприятия. Однако, видя его реакцию и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к КЧ, стремясь приводить ребёнка именно в день его проведения. Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. На начальной стадии проведения КЧ (в первые полгода) рекомендуется проводить деятельные и тематические КЧ и, конечно, 1 раз в месяц свободный. Через полгода можно включить КЧ на группообразовывающий квест, музейный, а на втором году работы в основном проводить КЧ типа «большая игры, уровень 1», на третьем году — «большая игра» 2-го и 3-го уровня. Для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения детей, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час… и намечают, как его лучше провести. А ведь, судя по опросу родителей, 80 % дошкольников даже дома никогда не планируют своё время и деятельность. «Клубный час» доказал: пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы. Один рассуждает: «Сегодня мне не удалось побывать везде, где хотелось. Я очень долго играл в физкультурном зале. Но в следующий раз я все успею». Другой сокрушается: «Вначале я перебегал из группы в группу, а потом не успел порисовать». Поначалу некоторые воспитатели и педагоги скептически относятся к «Клубному часу». Среди детей всегда находятся такие, кому не очень интересно в помещениях, где не организована какая-либо деятельность при помощи взрослых. Они часто нарушают правила, проверяя границы пространства и дозволенного. Но примерно к шестому мероприятию намечается резкая тенденция на снижение нарушения правил, взрослые больше и разнообразнее предлагают виды деятельности, а дошкольники — свои проекты. Также регулярное проведение рефлексии, обсуждение в кругу того, что происходило во время «Клубного часа», дисциплинирует детей не только во время самого мероприятия, но и в другие режимные моменты, что позволило установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Они становятся отзывчивее друг к другу. Снижаются конфликты среди детей во время проведения групповых занятий. Воспитатели используют рефлексию и в другие режимные моменты. По не очень понятной причине слабо осваиваются «Клубные часы» на участке детского сада, несмотря на то что это самое простое для реализации. В перспективе планируется помощь старших детей воспитателю в проведении занятий с малышами, в освоении пространства дошкольной организации: старшие будут брать младших по их желанию за руку и проводить по территории детского сада во время «Клубного часа» и приводить обратно в группу после его окончания. Таким образом, постепенно все дети ДОО дошкольники узнают большинство включаются в «Клубный час».
В целом регулярное проведение «Клубного часа» 1 раз в неделю даже в течение полугода позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
• дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;
• у многих детей снижается уровень агрессивности, особенно во время проведения «Клубного часа»;
• воспитатели практически перестают делить детей на своих и чужих, проявляют больше самостоятельности в творчестве не только в организации «Клубного часа», но и в другие режимные моменты;
• родители постепенно меняют своё скептическое отношение к детскому саду («Неужели такое возможно в обычном детском саду!») и стремятся к сотрудничеству с ним. Часто педагоги спрашивают: «Что является критериями успешности проведения «Клубных часов»?» По итогам опроса воспитателей ДОО были определены следующие показатели:
• в день КЧ посещаемость не менее 90%;
• после проведения КЧ дети постоянно играют по его проблематике;
• более половины детей самостоятельно выполняют задания КЧ (если оно было);
• КЧ проводится регулярно 1 раз в неделю;
• на протяжении всего КЧ у 3/4 детей был интерес к нему;
• после КЧ на рефлексивном круге не менее 3/4 детей хотят высказаться о нём;
• более 30 % родителей интересуются КЧ или хотят в нём поучаствовать;
• не менее 30 % действий детей проходит самостоятельно, без показа и напоминания взрослых.
• при проведении свободного «Клубного часа», во время которого дети самостоятельно организуют своё общение и деятельность — в основном игру, — могут возникнуть трудности, связанные с тем, что современные дошкольники не умеют играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Клубный час» - как современная технология социализации дошкольников.
Выступление на Р.М.О....
Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"
Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"...
Педагогическая технология социализации дошкольника. "Клубный час".
Социализация дошкольников....
Развитие самостоятельности и инициативности через педагогическую технологию социализации дошкольника «Клубный час»
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всей территории детского сада, соблюдая определённые правила, и по...
План работы театральной студии "Апельсин", реализуемый в рамках технологии социализации дошкольников "Клубный час"
Педагогический коллектив МКДОУ №1 «Улыбка» на педагогическом совете, принял решение вести работу по внедрению современных технологий социализации дошкольников. Наиболее интересной нам пока...
Эффективная технология социализации дошкольников «Ситуация месяца» (средняя группа)
Основная цель технологии — развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций....
Проблемная педагогическая ситуация как эффективная технология социализации дошкольника
1. Социализация дошкольника. 2. Тест на саморегуляцию поведения....