Эффективная технология социализации дошкольников «Ситуация месяца» (средняя группа)
материал (средняя группа)
Основная цель технологии — развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_situatsiya_mesyatsa.docx | 22.02 КБ |
tehnologiya_situatsiya_mesyatsa.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
Эффективная технология социализации дошкольников «Ситуация месяца»
(средняя группа)
Подготовили: воспитатели
Андреенкова Е. М., Сукач М. Ю.
г. Гагарин
2021г
Если проанализировать жизнь современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10 % до 20 % времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит во время режимных моментов (прогулка, свободная игра). Такое положение вещей не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить своё поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно условиям общения и межличностного взаимодействия.
Жизнь детей в городе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. По данным опроса родителей лишь 1% детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых; самостоятельно; без участия взрослых решают конфликты во дворе, ходят в гости к друзьям. Самостоятельность детей проявляется, по мнению 60 % родителей, лишь в выборе игрушек, продуктов, игр и занятий дома, в соблюдении правил поведения в общественных местах.
Таким образом, ДОО становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Для этого необходимо полностью изменить технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребёнка. Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения. Поэтому одной из главных задач воспитания в детском саду является обучение ребёнка сознательному управлению своим поведением и формирование у него необходимых личностных качеств. Таким образом, механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОО являются:
• создание развивающей трасформируемой среды — как предметной, так и среды «Развивающего общения»;
• трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОО значимых образцов социального поведения;
• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
• создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность;
• разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в ДОО.
Решить данные задачи позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника в образовательном комплексе. Основная цель технологий — развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Мы решили использовать в своей работе технологию «Ситуация месяца» и «рефлексивный круг», так как они больше подходят по возрастным особенностям детей нашей группы (4-5 лет).
Каждую «Ситуацию» дети проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой «Ситуации» проводится заключительный праздник. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги должны исходить из возрастных особенностей детей, содержания типовой программы, по которой работает детский сад, проблем конкретного детского сада, философских оснований жизнедеятельности человека, проблем приобщения ребёнка к мировой культуре, освоения им социальных ролей: я — как личность, я — как член коллектива, я — как член семьи, я - как житель города, я — как часть природы, я — как гражданин, я — как житель Земли, я — как мальчик или девочка. Мы не отходили от программы детского сада, поэтому наши ситуации проходили в соответствии с календарно – тематическим планированием.
В содержании «Ситуаций» нет ничего выходящего за рамки государственной программы, однако в методах, группировке материала есть значительные новации. Весь материал даётся детям в игровой форме и подобран под проблематику «Ситуации». Например, наши дети весь месяц работали по «ситуации» «Зима». Чтобы заинтересовать и вовлечь детей в работу мы сделали адвент – календарь, куда включили список дел и заданий на каждый день. Снимая снежинку с календаря, дети расшифровывали картинку и выполняли задание: разучивание стихотворения, пальчиковые игры, наблюдения за живой и неживой природой, подкормка птиц, зимние подвижные игры на площадке, экспериментирование, коллективные работы «Вот на ветках снегири», « Зимний пейзаж. Вид из окна», презентации, лепка «Весёлый снеговик», рисование «Зимнее дерево». Одна из последних снежинок в календаре содержала особенный сюрприз для детей - праздник, который прошёл на улице в виде соревнований. Мы создали «проблемную педагогическую ситуацию»: в группу к детям приходят сказочные герои - волк и медведь, они не могут кататься на лыжах и санках, как им быть, дети предлагают свою помощь и приглашают медведя с волком на прогулку. Они помогают сказочным персонажам научиться кататься и на лыжах, и на санках, а также медведь и волк участвуют вместе с детьми в соревнованиях. И все вместе справляются с «ситуацией».
Каковы цель и функции заключительного праздника по «Ситуации месяца»? Как организуется праздник? Из чего складывается его сценарий?
Прежде всего, для детей — это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов — возможность поделиться опытом, так как каждая «Ситуация» развертывается совершенно по-разному в каждой группе.
Праздник проводится в конце каждой «Ситуации месяца». На празднике дети показывают лишь то, чему они научились и что узнали на протяжении месяца, а это не предполагает дополнительных репетиций перед праздником. Сценарий праздника известен в полной мере лишь ведущим. В сценарии всегда предусмотрен сюрпризный момент в виде проблемной ситуации, что позволяет оценить, чему действительно научились дети.
Работая над технологией «Ситуация месяца», воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Например, в «ситуации» «День защитника Отечества» мы создали альбомы «Военные профессии в стихах и картинках для детей 4 -5 лет», «Военная техника», «Картотека физкультминуток и игр по теме «День защитника Отечества». Листая эти альбомы, дети вспоминали стихотворения, выученные в течение «ситуации» месяца, самостоятельно находили ответы на вопросы, коллективно изготовили стенгазету «Парад военной техники». Воспитателю в «Ситуации» отводится роль организатора, а главные действующие лица «Ситуации» не только дети, но и родители. У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано, прежде всего, с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день эти вопросы обсуждаются на групповой рефлексии. Так в «Ситуации» «День защитника Отечества» сюрпризным моментом стал Армейский мини – музей, собранный с помощью родителей. Из бесед с родителями дети узнали назначение армейских предметов, название военных головных уборов, познакомились с военной формой лётчика, разведчика. Музейные экспонаты дети с удовольствием использовали в сюжетно-ролевых играх.
Увлекательно и с интересом для детей прошла «ситуация месяца» «Знакомство с народной культурой и традициями». Дети рисовали и расписывали дымковские платья, расписывали филимоновских лошадок, рисовали матрёшек, лепили из солёного теста дымковских птиц, филимоновских курочек и петушков, а также их расписывали. Выучили стихотворения, игры, физкультминутки по данной теме, инсценировали отрывки из сказок. В помощь детям мы создали альбомы: «Картотека физкультминуток и игр по теме «Матрёшка», «Материалы для проведения занятий по теме «Дымковская игрушка». За несколько дней до окончания «Ситуации месяца» мы составили сценарий праздника «Путешествие по народным промыслам», который предусматривал сюрпризный момент в виде проблемной ситуации. Суть, которой состояла в том, что дети должны были пояснить, в какое село или город мастеров они приехали и показать то, чему научились и что узнали на протяжении месяца по теме: «Знакомство с народной игрушкой». И хотя данная технология не предполагает дополнительных репетиций перед праздником, дети успешно справились с «ситуацией месяца».
Хочется отметить, что в данной технологии ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности.
Что касается «ежедневного рефлексивного круга», то по этой технологии мы работаем, начиная с наборной группы. Желательно, чтобы круг образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем. Во время «Ежедневного рефлексивного круга», обсуждаем различные вопросы, например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?»‚ «Что делать, если хочется подраться?»
Данная технология помогает в сплочении детского коллектива, формирует у детей умение слушать и понимать друг друга.
Подводя итог, хочется сказать, что использованные нами технологии, дают возможность для развития у детей саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Адвент - календарь
Зимние подвижные игры
Зимние эксперименты
Коллективная работа «Вот на ветках снегири»
Коллективная работа «Зимний пейзаж. Вид из окна»
Соревнования с волком и медведем
Коллективная работа «Парад военной техники»
Армейский мини – музей
Лепка, рисование и роспись народной игрушк и
Путешествие по народным промыслам
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии эффективной социализации детей. Ситуация месяца.
Самостоятельность и инициативность - это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка....
Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)
В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).Любо...
Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой
В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...
Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)
В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)...
«Технология эффективной социализации старших дошкольников – «Ситуация месяца»
Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.Основной задачей ...
Проблемная педагогическая ситуация как эффективная технология социализации дошкольника
1. Социализация дошкольника. 2. Тест на саморегуляцию поведения....
Клубный час - эффективная технология социализации дошкольника
Клубный час - время, в течение которого ребенок может свободно перемещаться по детскому саду, выбирая себе занятие по интресам....