Развитие самостоятельности и инициативности через педагогическую технологию социализации дошкольника «Клубный час»
методическая разработка (подготовительная группа)
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всей территории детского сада, соблюдая определённые правила, и по определенному сигналу возвращаются на площадку закрепленную за группой.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
Данную технологию мы используем четвертый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Клубный час мы проводим 1 раз в неделю в летний период (июнь, июль, август), практикуем проводить по пятницам. Может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы во время прогулки, как деятельность по интересам во время вечерних прогулок.
Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.
В чём проявляется инициатива?
Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
• свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами
– познавательная инициатива – любознательность
Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.
• тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.
– инициатива как целеполагание и волевое усилие
Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.
– познавательная инициатива – любознательность
Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– коммуникативная инициатива
Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.
• деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, на физкультурной площадке проходят подвижные игры, на музыкальной – спектакль, танцы и т. д., на творческой площадке – продуктивная деятельность и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется право свободного выбора деятельности
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
- двигательная инициатива
Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость.
• творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.
Во время «Клубного часа» удачно внедряем такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.
Предварительная работа среди родителей:
- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;
- каким образом будет обеспечена безопасность детей;
- предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)
Предварительная работа среди педагогов:
- разработать творческой группой ДОУ перспективный план «Клубного часа» на 1 сезон с определённой периодичностью проведения 1 раз в неделю;
Цель:
Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения.
Задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
План мероприятий:
1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)
2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всей территории ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее, и по определенному сигналу возвращение на закрепленную территорию за группой).
3. Итог. После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для детей все устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное – здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознано. Селестен Фене (18 век)
Цель: поддержка детской инициативы
Задачи «Клубного часа»: • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; • развивать умения ориентироваться в пространстве; • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим; • развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; • развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты; • развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; • развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; • развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты; • поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
План мероприятия: 1. Организационный этап: обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы территории ДОУ, с обсуждением где, что находится; 2. Реализация мероприятия: перемещения детей в течение 1 часа по всей территории ДОУ , соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее, и по определенному сигналу возвращение на закрепленную территорию за группой) . 3. Заключительный этап: после проведения мероприятия « Клубного часа » на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнениями.
Предварительная работа среди родителей: - информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться « Клубный час » и как это повлияет на детей; - каким образом будет обеспечена безопасность детей; - предоставить возможность родителям самим принимать участие в работе « Клубного часа » ( «Мастер-класс» )
"Почемучки" (опытно - экспериментальная деятельность: опыты с воздухом, магнитом, водой и т.д.)
«Песочные фантазии» (психологические игры с песком и водой)
Клуб «Сильные, смелые, ловкие, умелые» (игры, соревнования)
"Музыкальная гостиная" (разминка, логоритмика, игры на муз.инструментах)
"Студия творчества" (продуктивная деятельность)
"В гостях у доброй сказки" (театрализованная деятельность)
«Берегись автомобиля» (игры по правилам дорожного движения)
«Юные садоводы огородники»
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей: - дети познакомились с большинством детей сада; - освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми; - дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие; - дети стали отзывчивее друг к другу; - дисциплинирует детей; - способны к саморегуляции своего поведения; - способны осуществлять самооценку своих действий
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Перед педагогами практиками стоит задача развития личностных качеств ребенка, которая обусловлена с одной стороны социальным заказом, с другой современной парадигмой личностно-ориентированного образования, а также выполнением Федерального образовательного государственного стандарта, в котором большое внимание уделяется индивидуализации развития ребенка и его социализации, а также развитию инициативности и воображения ребенка.
Важной составляющей частью нового образовательного стандарта дошкольного образования является смещение акцентов на свободную игровую деятельность, исследовательскую и творческую активность, целесообразным является использование социо-игровых технологий в работе со старшими дошкольниками.
Социо-игровые технологии требуют от ребенка максимальной степени проявления его инициативы, творчества, самостоятельности, позволяют ребенку реализоваться в творческой деятельности, способствующей развитию личности и психики ребенка, особенно процессов воображения.
Слайд 2
Мы решили в нашем детском саду внедрить новую технологию социализации детей - «Клубный час». Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения.
Слайд 3
Клубный час мы реализуем в основном в летний период (июнь, июль, август), как в рамка образовательной деятельности в режимных моментах, так и во время прогулок.
Слайд 4
Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.
Слайд 5
Для успешного внедрения этой технологии является огромное желание и участие всего педагогического коллектива, чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Данную технологию мы используем четвертый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Слайд 6
Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т.п.
Слайд 7,8,9,10,11,12,13,14
Социо-игровая технология «Клубный час» подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Что же такое свободное воспитание?! Свобода - это осознанная необходимость. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Типы «Клубного часа»:
«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
«Тематические» - которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
«Деятельностный» -- когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.
Тип «Клубного часа» который мы для себя выбрали называется деятельностный. В основу этого типа положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, на физкультурной площадке проходят подвижные игры, на музыкальной – спектакль, танцы и т. д., на творческой площадке – продуктивная деятельность и т. д.
- творческая инициатива (Детям предоставляется право свободного выбора деятельности);
- коммуникативная инициатива (Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами);
- двигательная инициатива (Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость).
№ | Тип | Место проведения | Студии "Клубного часа" | Руководитель |
1 | Деятельностный | Площадка группы "Незабудки" | "Почемучки" (опытно - экспериментальная деятельность: опыты с воздухом, магнитом, водой и т.д.) | Воспитатели: Терентьева Т.Г., Маркова Л.В. |
2 | Деятельностный | Площадка группы «Подсолнушки» | "Музыкальная гостиная" (разминка, логоритмика, игры на муз.инструментах) | Музыкальный руководитель Куликовских Н.В. |
3 | Деятельностный | Площадка группы "Васелек" | "Студия творчества" (продуктивная деятельность) | Воспитатели: Куликова А.В. Касницкая Т.О. |
4 | Деятельностный | Физкультурная площадка | Клуб «Сильные, смелые, ловкие, умелые» (игры, соревнования) | Инструктор по физической культуре Маслов С.А. |
5 | Деятельностный | Площадка группы "Ромашки" | "В гостях у доброй сказки" (театрализованная деятельность) | Воспитатели: Тарасова Е.Б., Коршун И.Н. |
6 | Деятельностный | Площадка группы «Тюльпаны» | «Песочные фантазии» (психологические игры с песком и водой) | Педагог-психолог Полесовщикова Н.А. |
7 | Деятельностный | Площадь перед главным входом в детский сад | «Берегись автомобиля» (игры по правилам дорожного движения) | Воспитатели: Гордеева Е.А., Науменко Т.В. |
8 | Деятельностный | Огород и клумбы на территории детского сада | «Юные садоводы огородники» | Воспитатели: Жежерун Л.М. Романченко Е.А. |
Слайд 15
После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются на территории своей группы, садятся в «Рефлексивный круг», начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями обмениваемся мнениями:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"
Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"...
Педагогическая технология социализации дошкольника. "Клубный час".
Социализация дошкольников....
Развитие самостоятельности и инициативности через продуктивную деятельность детей младшей группы.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с собственными интересами обеспечи...
План работы театральной студии "Апельсин", реализуемый в рамках технологии социализации дошкольников "Клубный час"
Педагогический коллектив МКДОУ №1 «Улыбка» на педагогическом совете, принял решение вести работу по внедрению современных технологий социализации дошкольников. Наиболее интересной нам пока...
Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой
В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...
«Развитие самостоятельности и инициативности через двигательную активность»
laquo;Развитие самостоятельности и инициативности черездвигательную активность» «Что такое инициатива?Это то, что человек делает так,как надо, хотя его об этом не просят...
Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час»
Педагогическая технология социализации дошкольника «Клубный час»...