Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"
методическая разработка
Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klubnyy_chas_v_dou.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология социализации дошкольников «Клубный час»
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые установленные правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
Данная технология не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Клубный час планируется проводить 1 раз в неделю, по пятницам. Клубный час может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время. Клубный час способствует развитию и проявлению детской инициативы.
Выделяют следующие типы «Клубного часа»:
• Свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещаются по оговоренной территории детского сада и самостоятельно организовывают разновозрастное общение по интересам.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами
– познавательная инициатива – любознательность
Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек). В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.
• Тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.
– инициатива, как целеполагание и волевое усилие
Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.
– познавательная инициатива – любознательность
Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе.
– коммуникативная инициатива
Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.
• Деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы, в группах – продуктивная деятельность.
– творческая инициатива
Детям предоставляется право свободного выбора деятельности.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
- двигательная инициатива
Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуются на физическую усталость.
• Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.
Во время «Клубного часа» можно внедрять такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе, садятся в «Рефлексивный круг», выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого мероприятия происходит обмен мнениями у педагогов-участников:
- что делали дети, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Предполагаемый результат:
Возросшее желание детей посещать дошкольную образовательную площадку и участвовать в проекте «Клубный час». Заинтересовать родителей данным проектом и показать очевидную пользу для детского развития, социализации ребенка.
Положительная динамика, возможность наглядной фиксации следующих изменении у детей:
- возможность познакомиться с большинством детей дошкольной образовательной площадки;
- освоить нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- развивать у детей умение коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
- воспитывать у детей отзывчивость, способность к саморегуляции своего поведения;
- Дисциплинированность, умение и желание действовать по правилам (участие в проекте дисциплинирует детей);
- Развивать способность осуществлять самооценку своих действий.
ПРОВЕДЕНИЕ «Клубного часа»
Участники: Дети старших групп, старшие воспитатели, воспитатели всех возрастных групп, специалисты.
Дополнительная помощь в организации мероприятия: все сотрудники ДОП
Тип «Клубного часа»: Деятельностный
Время и дата проведения:____________________________________ года
Ресурсное обеспечение: перспективный план педагогической технологии «Клубный час», план-схема размещения помещений ДОУ, эмблемы для детей/ браслеты с указанием группы, спокойная музыка для рефлексивного круга, эмблемы – указатели на дверях помещений.
Предварительная работа среди родителей:
- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;
- каким образом будет обеспечена безопасность детей;
- предложить родителям возможность в последующем самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)
Предварительная работа среди педагогов:
- разработать с творческой группой ДОУ перспективный план «Клубного часа» на 3 месяца вперед с определённой периодичностью проведения 1 раз в неделю;
- обсудить организационные моменты;
- обсудить с детьми правила поведения во время «Клубного часа»;
- определить количество групп, участвующих в мероприятии;
- уведомить всех сотрудников ДОУ о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.
Цель:
Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения.
Задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
План мероприятий
1. Организационный момент: (рассказ педагога, введение детей в ситуацию «Клубный час», обсуждение с детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где находится каждая мастерская)
2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее), и по звонку колокольчика возвращение в группу).
По своему усмотрению дети посещают любую группу или кабинеты, участвующие в проекте (2-3 этажи), где им предоставляется возможность выбрать себе деятельность по интересу (под «невидимым» контролем взрослых участников, помощников, готовых прийти на помощь).
Так как мероприятие проводится впервые, поэтому для детей педагогами-участниками были заранее запланированы следующие виды деятельности:
№ | Тип | Место проведения | Студии "Клубного часа" | Руководитель |
1 | Деятельностный | Группа "Акварельки" | "Почемучки" (опытно - экспериментальная деятельность : опыты с воздухом, магнитом, водой и т.д.) | Воспитатели группы |
2 | Деятельностный | Кабинет логопеда | «Логоритмика» «Сказка о веселом язычке» | Учитель- логопед |
3 | Деятельностный | Музыкальный зал | "Музыкальная гостиная" (разминка, игры на муз.инструментах «Осенний оркестр») | Музыкальные руководители |
4 | Деятельностный | Группа "Капитошки" | «Студия творчества» (продуктивная деятельность тестопластика, лепка из пластилина, соленого теста). | Воспитатели группы |
5 | Деятельностный | Физкультурный зал | Фитнес-студия "Задоринки" (дыхательная гимнастика, игры, соревнования) | Инструктор по физическому воспитанию |
6 | Деятельностный | Группа «Кнопочки» | «В гостях у доброй сказки» (театрализованная деятельность) | Воспитатели группы |
7 | Деятельностный | Кабинет психолога | «Песочная терапия. Игры с песком». | Педагог- психолог |
8 | Деятельностный | Группа «Капельки» | Конкурс чтецов «В стране литературных героев» | Воспитатели группы |
9 | Деятельностный | Группа «Улыбка» | Конструирование из бумаги «оригами» | Воспитатели группы |
10 | Деятельностный | Группа «Бусинки» | Игры на развитие коммуникативного общения у дошкольников | Воспитатели группы |
11 | Деятельностный | Группа «Ручеек» | Игры и упражнения с кубиками Зайцева «Жила-была такая буква….» | Воспитатели группы |
12 | Деятельностный | Группа «Веснушки» | Рисование «Волшебный мир красок» | Воспитатели группы |
По возвращении детей в группы, проводится обсуждение – «Рефлексивный круг», где каждый участник делится впечатлениями, рассказывает о том, удалось ли соблюдать правила (если правила поведения не нарушены - «красные кружки» сохраняются), если нет, то почему; что запомнилось, что понравилось.
Педагог фиксирует проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждают их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
3. Итог.
После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и старшие воспитатели обмениваются мнениями, подводят итоги:
- что делали дети, приходя на их территорию, что было особенного в их поведении;
- как реагировали дети, которые находились в своей группе, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать;
- какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Используемая литература
1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / - М.: Вента-Граф, 2015. – 184с.
2. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология социализации дошкольника
Клубный час - это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая уже 15 лет в Москве . Педагогическая технология его заключается в том, что дети могут в течение одного часа перем...
Педагогическая технология социализации дошкольника. "Клубный час".
Социализация дошкольников....
Педагогические технологии социализация дошкольника
тема "Рефлексивный круг "...
Консультация для педагогов на тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»
Консультация для педагоговНа тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»...
Развитие самостоятельности и инициативности через педагогическую технологию социализации дошкольника «Клубный час»
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всей территории детского сада, соблюдая определённые правила, и по...
Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой
В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...