Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"
методическая разработка

Деева Татьяна Сергеевна

Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_v_dou.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология социализации дошкольников «Клубный час»

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые установленные правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основная цель – поддержка детской инициативы.

Основные задачи «Клубного часа»:

• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

• развивать умения ориентироваться в пространстве;

• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями

Данная технология не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Клубный час планируется проводить 1 раз в неделю, по пятницам.  Клубный час может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время. Клубный час способствует развитию и проявлению детской инициативы.

Выделяют следующие типы «Клубного часа»:

Свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещаются по оговоренной территории детского сада и самостоятельно организовывают разновозрастное общение по интересам.

– коммуникативная инициатива

Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами

– познавательная инициатива – любознательность

Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.

– творческая инициатива

Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек).  В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.

Тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.

– инициатива, как целеполагание и волевое усилие

Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.

– познавательная инициатива – любознательность

Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе.

– коммуникативная инициатива

Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.

Деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы, в группах – продуктивная деятельность.

– творческая инициатива

Детям предоставляется право свободного выбора деятельности.

– коммуникативная инициатива

Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.

- двигательная инициатива

Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуются на физическую усталость.

Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.

Во время «Клубного часа» можно внедрять такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.

После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе, садятся в «Рефлексивный круг», выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:

- Где ты был?

- Что тебе запомнилось?

- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?

- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?

- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

После проведения каждого мероприятия происходит обмен мнениями у педагогов-участников:

- что делали дети, что было особенного в поведении детей;

- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;

- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Предполагаемый результат:

Возросшее желание детей посещать дошкольную образовательную площадку и участвовать в проекте «Клубный час».  Заинтересовать родителей данным проектом и показать очевидную пользу для детского развития, социализации ребенка.

 Положительная динамика, возможность наглядной фиксации следующих изменении у детей:

-  возможность познакомиться с большинством детей дошкольной образовательной площадки;

- освоить нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;

-  развивать у детей умение коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

- воспитывать у детей отзывчивость, способность к саморегуляции своего поведения;

- Дисциплинированность, умение и желание действовать по правилам (участие в проекте дисциплинирует детей);

-  Развивать способность осуществлять самооценку своих действий.

ПРОВЕДЕНИЕ «Клубного часа»

Участники: Дети старших групп, старшие воспитатели, воспитатели всех возрастных групп, специалисты.

Дополнительная помощь в организации мероприятия: все сотрудники ДОП

Тип «Клубного часа»: Деятельностный

Время и дата проведения:____________________________________ года

Ресурсное обеспечение: перспективный план педагогической технологии «Клубный час», план-схема размещения помещений ДОУ, эмблемы для детей/ браслеты с указанием группы, спокойная музыка для рефлексивного круга, эмблемы – указатели на дверях помещений.

Предварительная работа среди родителей:

- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это повлияет на детей;

- каким образом будет обеспечена безопасность детей;

-  предложить родителям возможность в последующем самим принимать участие в работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)

Предварительная работа среди педагогов:

- разработать с творческой группой ДОУ перспективный план «Клубного часа» на 3 месяца вперед с определённой периодичностью проведения 1 раз в неделю;

- обсудить организационные моменты;

- обсудить с детьми правила поведения во время «Клубного часа»;

- определить количество групп, участвующих в мероприятии;

- уведомить всех сотрудников ДОУ о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.

Цель:

 Ввести детей в ситуацию «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения.

Задачи:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

- учить детей ориентироваться в пространстве;

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

План мероприятий

1. Организационный момент: (рассказ педагога, введение детей в ситуацию «Клубный час», обсуждение с детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где находится каждая мастерская)

2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее), и по звонку колокольчика возвращение в группу).

 По своему усмотрению дети посещают любую группу или кабинеты, участвующие в проекте (2-3 этажи), где им предоставляется возможность выбрать себе деятельность по интересу (под «невидимым» контролем взрослых участников, помощников, готовых прийти на помощь).

Так как мероприятие проводится впервые, поэтому для детей педагогами-участниками были заранее запланированы следующие виды деятельности:

Тип

Место проведения

Студии "Клубного часа"

Руководитель

1

Деятельностный

Группа "Акварельки"

"Почемучки"

(опытно - экспериментальная деятельность : опыты с воздухом, магнитом, водой и т.д.)

Воспитатели

группы

2

Деятельностный

Кабинет логопеда

«Логоритмика» «Сказка о веселом язычке»

Учитель- логопед

3

Деятельностный

Музыкальный зал

"Музыкальная гостиная"

(разминка, игры на муз.инструментах «Осенний оркестр»)

Музыкальные руководители

4

Деятельностный

Группа

"Капитошки"

«Студия творчества»

(продуктивная деятельность тестопластика, лепка из пластилина, соленого теста).

Воспитатели

группы

5

Деятельностный

Физкультурный зал

Фитнес-студия

"Задоринки"

(дыхательная гимнастика, игры, соревнования)

 Инструктор по физическому воспитанию

6

Деятельностный

Группа

«Кнопочки»

«В гостях у доброй сказки»

(театрализованная деятельность)

Воспитатели

группы

7

Деятельностный

Кабинет психолога

«Песочная терапия. Игры с песком».

Педагог- психолог

8

Деятельностный

Группа

«Капельки»

Конкурс чтецов

«В стране литературных героев»

Воспитатели

группы

9

Деятельностный

Группа

«Улыбка»

Конструирование из бумаги «оригами»

Воспитатели

группы

10

Деятельностный

Группа

«Бусинки»

Игры на развитие коммуникативного общения у дошкольников

Воспитатели

группы

11

Деятельностный

Группа

«Ручеек»

Игры и упражнения с кубиками Зайцева «Жила-была такая буква….»

Воспитатели

группы

12

Деятельностный

Группа

«Веснушки»

Рисование «Волшебный мир красок»

Воспитатели

группы

По возвращении детей в группы, проводится обсуждение – «Рефлексивный круг», где каждый участник делится впечатлениями, рассказывает о том, удалось ли соблюдать правила (если правила поведения не нарушены - «красные кружки» сохраняются), если нет, то почему; что запомнилось, что понравилось.

Педагог фиксирует проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждают их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

3. Итог.

После проведения мероприятия «Клубного часа» на педагогическом часе педагоги и старшие воспитатели обмениваются мнениями, подводят итоги:

- что делали дети, приходя на их территорию, что было особенного в их поведении;

- как реагировали дети, которые находились в своей группе, когда к ним приходили гости;

- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать;

- какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

Используемая литература

1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / - М.: Вента-Граф, 2015. – 184с.

2. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология социализации дошкольника

Клубный час - это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая уже 15 лет в Москве . Педагогическая технология его заключается в том, что дети могут в течение одного часа перем...

Консультация для педагогов на тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»

Консультация для педагоговНа тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»...

Развитие самостоятельности и инициативности через педагогическую технологию социализации дошкольника «Клубный час»

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всей территории детского сада, соблюдая определённые правила, и по...

Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой

В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой  и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...