Проблемная педагогическая ситуация как эффективная технология социализации дошкольника
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
1. Социализация дошкольника.
2. Тест на саморегуляцию поведения.
3. Система педагогических технологий социализации дошкольников. Схема.
4. Проведение проблемных педагогических ситуаций. Технологическая карта проведения. Картотека ППС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_22_maya.doc | 395 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
МО 22.05.2024г.
Воспитатель Кобзева Е.В.
МБДОУ №8 "Золотая рыбка",
г. Приморско-Ахтарск.
Проведение проблемной педагогической ситуации
как эффективная технология социализации ребенка старшего дошкольного возраста
Содержание
1. Социализация дошкольника.
2. Тест на саморегуляцию поведения.
3. Система педагогических технологий социализации дошкольников. Схема.
4. Проведение проблемных педагогических ситуаций. Технологическая карта проведения. Картотека ППС.
1. Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие "дворовой социализации", изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
В то время как эффективная социализация, то есть приобщение детей к общепризнанным нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребенка в обществе и личной готовности ребенка к школе.
Однако в настоящее время образование испытывает дефицит в современных технологиях, касающихся развития личности. В детских садах отдается явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному.
Огромное противоречие существует в требовании школы (хотя это и тщательно скрывается) - научить всех читать и писать (при желании ребенка в основном играть). Детей в большинстве садов совсем не готовят к реальной жизни. Не формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих жизненных желаниях, если они расходятся с большинством детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков. Это обусловлено, с одной стороны, повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой, недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития дошкольника и заорганизованностью педагогического процесса.
Кроме того, хотелось бы отметить, что школа также заинтересована в социально развитом школьнике, в еще большей степени, чем в интеллектуально подготовленном.
Если проанализировать жизненную ситуацию современного дошкольника, то свободное общение детей занимает 10-20% времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит во время режимных моментов (прогулка, свободная игра).
Сложившаяся ситуация не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются при предоставлении ребенку соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, актуализировать психологические резервы личности соответственно ситуации общения и межличностного взаимодействия.
В соответствии с п.2.6. ФГОС ДО, "…становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий" - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка.
Одной из важнейших задач социального развития в ДОО является развитие способности у дошкольника к принятию собственных решений - на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Базой, основой развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения.
Саморегуляция - это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
Под способностью старшего дошкольника к саморегуляции мы понимаем развитую способность, связанную с оценкой, организацией и накоплением личностного опыта, приобретаемого в процессе организации совместной с педагогом деятельности. Она определяется возможностью постановки ребенком личностно значимых смыслов, целей, задач, планированием действий, самоконтролем и коррекцией результатов деятельности. Речь идет об освоении опыта рефлексивного проектирования той сферы жизни личности, которая связана с вхождением старших дошкольников в мир социальных отношений.
2. Предлагаю тест на определение педагогами саморегуляции поведения в группе.
ТЕСТ на саморегуляцию поведения.
Уважаемые коллеги, перед внедрением любой инновации в образовательной организации, необходимо провести диагностику состояния области того, на что направлена инновация. Т.к. развитие социальных навыков у дошкольника невозможно без сформированной саморегуляции поведения, мы предлагаем вам провести ее диагностику. На первом этапе диагностику проводит в группе не воспитатель этой конкретной группы, а любой педагог детского сада, в присутствии воспитателя данной группы. На втором этапе, через 1 неделю, проводит любой педагог детского сада, без присутствия воспитателя и помощника воспитателя.
Саморегуляция поведения – это принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности, умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами. Она подразумевает сознательное регулирование поведения с целью достижения желаемой цели. Осознанная саморегуляция позволяет человеку развивать индивидуальность и субъектность своей деятельности, то есть жизни.
Цель диагностики: выявить сформированность социальных навыков и саморегуляции поведения у старших дошкольников.
Форма диагностики: наблюдение за поведением детей в группе.
Кому адресована: воспитателю, психологу, методисту.
Кто проводит: знакомый или незнакомый детям взрослый.
Срок проведения: в начале или конце года.
Организация проведения:
1-й этап.
Наблюдение проводится в течение 30 - 40 мин в присутствии воспитателя во время свободной игры детей. Воспитатель никак не вмешивается в деятельность детей, занимается своими делами. Результаты наблюдения фиксируются в бланке и затем анализируются по каждой группе.
Бланк № 1 ______________________________________________
Поведение | ФИО ребенка | Количество проявлений | Описание (как проявлялось, на какой минуте) |
Бегали |
|
|
|
Кричали |
|
|
|
Дрались |
|
|
|
Отнимали игрушки |
|
|
|
Слонялись без дела |
|
|
|
Жаловались (обращались к наблюдателю) |
|
|
|
Разрешали конфликт путем переговоров |
|
|
|
Организовывали коллективную игру (обсуждали правила, распределяли роли) |
|
|
|
Организовывали индивидуальную игру |
|
|
|
Соблюдали правила группы (не шумели, дружно играли, убирали за собой) |
|
|
|
Контролировали соблюдение правил другими детьми |
|
|
|
Сохранялись такие же виды деятельности, как при воспитателе |
|
|
|
Появились новые позитивные виды деятельности |
|
|
|
Наблюдатель __________________________. Дата _____________
2-й этап.
Цель: выявить сформированность социальных навыков и саморегуляции поведения у дошкольников без присутствия воспитателя.
Форма диагностики: наблюдение во время свободных игр детей.
Кому адресована: воспитателям, психологу, методисту.
Кто проводит: незнакомый детям взрослый.
Срок проведения: в начале или конце года.
Организация диагностики: помощник воспитателя и воспитатель удаляются из группы не менее чем на 40 мин, предупреждая детей только о том, что они скоро придут. Педагоги стараются не акцентировать внимание на том, что в группе остался взрослый человек (наблюдатель). Желательно, чтобы наблюдатель был минимально знаком группе. Наблюдатель старается не привлекать к себе внимание детей, заполняя бланк. Предварительно он знакомится с детьми по фотографии группы или другим способом. Результаты наблюдения фиксируются в бланке и затем анализируются по каждой группе и сравниваются с наблюдениями 1-го этапа.
Бланк № 2 ____________________________________________
Поведение | ФИО ребенка | Количество проявлений | Описание (как проявлялось, на какой минуте) |
Бегали |
|
|
|
Кричали |
|
|
|
Дрались |
|
|
|
Отнимали игрушки |
|
|
|
Слонялись без дела |
|
|
|
Жаловались (обращались к наблюдателю) |
|
|
|
Разрешали конфликт путем переговоров |
|
|
|
Организовывали коллективную игру (обсуждали правила, распределяли роли) |
|
|
|
Организовывали индивидуальную игру |
|
|
|
Соблюдали правила группы (не шумели, дружно играли, убирали за собой) |
|
|
|
Контролировали соблюдение правил другими детьми |
|
|
|
Сохранялись такие же виды деятельности, как при воспитателе |
|
|
|
Появились новые позитивные виды деятельности |
|
|
|
Наблюдатель ______________________________Дата ______________
Задание:
После проведения диагностики саморегуляции поведения (наблюдение поведения детей в группе по бланку в задании №1), проведите анализ, развернуто отвечая на заданные вопросы:
1. Какой процент детей, участвующих в наблюдении, нарушали правила в группе?
2. Почему, по вашему мнению, они нарушали правила?
3. Какой процент детей смогли самостоятельно организовать игры?
4. Каковы были сюжеты этих игр?
3. Предлагаем следующую схему системы педагогических технологий для успешной социализации дошкольников.
Для успешной социализации необходимо применять их в течение 3-5 лет. Что касается ППС, то их содержание главным образом зависит от возраста детей и проблем конкретной группы
СХЕМА
4. Проведение проблемной педагогической ситуации. Технологическая карта. Картотека ППС.
Цель проведения каждой ППС - самоопределение детей в эмоционально-напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из своего собственного поведения.
Не секрет, что в местах родителей идеальный детский сад сидится райским местом: добрые терпеливые обожающие детей воспитатели; интересные игрушки; вкусная еда; обучение почти по школьной программе, без малейшего напряжения, но с радостью и увлечением; солярий с вечным солнцем и бассейн с тёплой морской водой… В результате ребёнок вырастает в тепличных условиях, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Даже в обычном, районном детском саду и планировка здания, и внутренний интерьер, и все устройство, начиная с огороженной территории и заканчивая диетическим питанием, предназначены для удобства, комфорта и безопасности детей. Конечно, речь не идёт о том, чтобы строить детские сады посреди ожив лённых шоссе, кормить детей пережаренным мясом или надолго оставлять их без присмотра. Но комфорт и безопасность должны быть разумны: не следует мешать малышам самостоятельно принимать решения, находить выход из экстремальных ситуаций и психологических конфликтов. У обычного ребёнка нет даже навыка разобраться в простейшей нравственной коллизии. Затеют мальчишки драку — воспитательница разнимет, переключит внимание на другое, более интересное занятие. Она всё знает, всё умеет, всегда рядом. И постепенно для детей воспитатель превращается в какое-то подобие робота, выполняющего определённые функции. Да и сам педагог не ощущает себя целостной личностью, лишь ответственным лицом, у которого отсутствует весь спектр эмоций, кроме тех, которые, как ей кажется, необходимы воспитателю. Последний не вправе пожаловаться на плохое настроение или внезапное недомогание. Если дни рождения детей торжественно отмечаются всей группой, то свои дни рождения воспитатели и нянечки почему-то тщательно скрывают. Можно предложить, например, такую задачу: группа пришла с прогулки, очень хочется есть, а обеда нет. Или внезапно отключили свет. Что делать? И пусть каждый ребёнок сам позаботится о себе. Никакой, даже самый известный диагностический тест не даст столько пищи для размышлений, как эта простенькая ситуация.
Кто-то сможет справиться с задачей, а кто-то — нет. Ведь для принятия самостоятельного решения нужна свобода выбора, а она-то как раз и отсутствует в традиционном детском саду. Результаты опроса детей старших и подготовительных к школе групп в нескольких московских садах по казали, что на вопрос, есть ли у них свобода, 70 % ответили — нет, 20 % — не знаю и только 10 % — да. А что такое свобода? Тут мнения разделились. Мальчики считают, что свобода — «это когда выходишь из тюрьмы» (видимо, сказывается влияние кинобоевиков). Девочки же утверждают — «это когда делаешь что хочешь, сколько хочешь и никто тебе не мешает», «когда сделал какое-то дело и освободился от него».
Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе. Если учесть, что она проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три- 57 четыре месяца и даже через год после проведения первой ППС, то можно представить, сколько пищи для размышлений она даёт педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям.
Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии.
Разработку и проведение ППС мы разбили на три части.
Первый этап — подготовительный. Первая его часть — воспитатели планируют, какую ситуацию они возьмут и какие цели реализуют. Вторая часть — разработка сценария. В это же время проводится диагностика детей. (Опрос малышей и родителей: как они видят заданную проблему, как её решают.) Важно выяснить, на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа.
Второй этап — создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни. ППС может проводиться как в начале, середине, так и в конце работы по проблеме. Время проведения определяется целью конкретной ППС. Возможно её использование как введение в тему. Например, «Прилёт инопланетянина» в ситуации «Космос». Внеземной гость заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на итоговом празднике как ведущий всей программы — здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения. Каждая ППС может быть организована в различные дни месяца — это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность — два раза в месяц, затем один раз в полгода и контрольная через год. Время проведения — 20—30 минут, в младших группах — 15 минут. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы.
Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения. Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами. Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте.
Степень эмоционального напряжения в ППС необходимо тщательно продумать, определить сценарием в различных вариантах. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребёнка. Ситуации следует начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально наряжённых), затем переходить к сложным, таким как прилёт Карлсона.
Третий этап - Проведение круга рефлексии после ситуации. Является обязательным.
Рассмотрим ППС на примерах.
1) Ситуация «Карлсон». Проведению ППС «Карлсон» предшествовала работа с воспитателями: их попросили написать свои ожидания относительно поведения каждого ребёнка в своей группе в рамках проблемной ситуации; подготовить на столе сумку с кошельком, журнал посещаемости; подготовить поделки и рисунки детей; разложить конструктор в групповой комнате, постройки детей; поставить на подоконники групповой комнаты комнатные растения; выяснить, есть ли у детей представления о Карлсоне. Детей не предупреждали о появлении сказочного персонажа. Воспитатель, сославшись на вызов в кабинет заведующей, вышел из группы. Через 2-3 минуты появился Карлсон. Он спросил детей, догадались ли они, кто он, и сообщил, что любит шалить. Карлсон пригласил детей пошалить и начал разбрасывать постройки детей. Затем предложил залезть в сумку к воспитателю, взять кошелёк и пойти купить для всех мороженое, сделать записи в журнале воспитателя, сорвать листья комнатных растений, чтобы сделать гербарий. Карлсон, указывая на панно с правилами поведения в группе, оформленными в виде пиктограмм и рисунков, задал детям вопросы: «Какие правила? Для кого правила? Почему нужно выполнять?» Затем он позвал детей погулять с ним. Ссылаясь на то, что долго ждать, пока дети оденутся, Карлсон попрощался и покинул группу. Дети остались одни. Через 2-3 минуты вошёл воспитатель и поинтересовался, что произошло, и что необходимо всё это спокойно обсудить». Дети рассаживаются на ковре по кругу, звучит спокойная музыка, в центре круга горящая свеча. Педагог задаёт первый вопрос: «Что сейчас произошло?» Дети отвечают по очереди, по кругу, не перебивая друг друга, не комментируя и не оценивая. Затем второй круг и следующий вопрос: «А что ты делал?» Дети пытаются говорить не о себе, а о других. Воспитатель мягко останавливает их и напоминает: «Скажи, что ты делал?» Третий вопрос воспитателя звучит так: «А что ты чувствовал?» И последний вопрос: «А что ты будешь делать, если Карлсон придёт ещё раз?».
Проведение технологии «Карлсон» дало следующие результаты. В подготовительных к школе группах дети не давали Карлсону разбрасывать конструктор, объясняли, почему нельзя нарушать правила. Некоторые дети физически блокировали действия Карлсона, не давали дотронуться до цветов, поделок, рисунков и сумки воспитателя. Никто из детей не пошёл за Карлсоном, просто проводили до прихожей сказочного героя. Подавля ющее большинство детей активно и эмоционально реагировали на предложенные проблемные ситуации. В старших группах дети обсуждали вопрос, можно или нельзя шалить, но затруднялись объяснить, почему можно или нельзя, иногда ссылались на то, что их будут ругать, если они будут делать так, как предлагает Карлсон. Дети старшей группы не так активно, как в подготовительных к школе группах, блокировали Карлсона. На предложение погулять некоторые дети откликнулись. Один ребёнок даже лично хотел проводить Карлсона, чтобы он не заблудился в здании, остальные несколько человек начали собираться на улицу. После ухода Карлсона дети эмоционально обсуждали случившееся и выглядывали в окно, чтобы посмотреть, не летит ли он.
На заключительном рефлексивном круге обсуждался вопрос «Чем баловство отличается от хулиганства?». Уже после третьего прихода Карлсона 80 % детей смогли самостоятельно ответить на этот вопрос.
2) Ситуация «Старушка». Несколько дней детям читали стихи и рассказы, все вместе разучивали песенки, в которых говорится об уважении к старикам и другим беспомощным людям (инвалидам, маленьким детям). Дети бодро рапортовали, как они будут помогать старикам. Ситуация «Старушка». Наконец день прихода старушки наступил. Её роль сыграла пожилая женщина, бывший дошкольный работник. Дети не знали её и никогда не видели, что очень важно. Ведь как бы вы ни загримировались и ни переоделись, малыши вас узнают — тогда ситуация из реальной тут же превратится в игровую. Такого допускать нельзя. Наступил решающий день. Полдник, ребята пьют кефир и едят булочки. На столах — несколько лишних чашек и булочек. Воспитателей нет: они наблюдают из укромных мест. Входит старушка с палочкой и большой сумкой в руках. Спрашивает: — Ребята, не в вашей ли группе мой внук — Вася Иванов? Несколько человек отвечают: — Нет. — Ох, как же я устала, — продолжает старушка, — у меня так болят ноги, я хочу пить. И что же наши подготовленные дети, которые на занятии бодро рапортовали о помощи старикам и старушкам? Многие отвернулись, делая вид, что ничего не происходит. Один мальчик даже заткнул уши. Посыпались замечания: — Может, бомж какой? — Может, она больная и заразная? — Хоть бы она поскорее ушла, эта противная старуха! (Из нескольких групп нашлось лишь два-три малыша, которые предложили бабушке стул и угощение.) — Как же мне найти внука? — вздыхает огорчённо бабушка. — Спросите у воспитательницы. — Но её же нет! — Тогда никак. (Лишь одна девочка предлагает пойти к заведующей и справиться у неё. Из этой группы старушка уходит ни с чем.)
Наступает завершающая часть работы — рефлексия, третья часть проблемной ситуации, — осмысление реально прожитого опыта. Входит воспитатель, рассаживает детей в круг, зажигает свечу, включает медитативную музыку. Затем следуют вопросы: 1) Что сейчас произошло? 2) Что ты делал, что чувствовал? 3) Что ты будешь делать в следующий раз, если придёт бабуля? Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т. д.
Выслушивая правдивые или не очень ответы, воспитатель не даёт никаких оценок. Можно лишь слегка вопросом выделить понравившуюся реакцию: «Оля, тебе действительно было жалко бабушку?» 60 Обычно после первого опыта около 30 % детей утверждают, что вовсе ничего не произошло, 30—40 % раскаиваются в своём поведении, остальные же считают, что для разрешения ситуации нужно было бы дождаться воспитательницу.
Но бывают и приятные неожиданности. Один мальчик, раскаиваясь, что не угостил старушку, три дня подбегал к окну, всё ждал, что она вернётся. Чтобы все дети усвоили урок, «ситуацию» повторяют 3-4 раза. Но сюжет необходимо всё время моделировать. Пусть через несколько дней на прогулке к ребятам подойдёт мама с коляской и попросит помощи или за помощью обратится ктото из детей ясельной группы с бабушкой. Практика показывает, что во втором случае уже около 70 % детей ведут себя правильно. Если же на третье и на четвёртое событие ребёнок продолжает реагировать неадекватно, значит, ему нужна серьёзная психологическая помощь специалиста.
В начале года родители обязательно предупреждаются о проведении в садике таких ситуативных занятий. После каждого мероприятия воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку: «Ситуация». Это сигнал для пап и мам. Они должны обязательно расспросить ребёнка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы, возможно, зафиксировать их письменно. Часто приходится наблюдать существенные расхождения в том, что делал ребёнок на самом деле, что говорил на рефлексии и что потом рассказал дома. Анализ таких сведений — неоценимая информация для педагога и психолога. Тут ребёнок, его семья, взаимоотношения с родителями раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Интересно, что, когда перед «ситуацией» воспитатель прогнозирует поведение детей, количество правильных попаданий обычно невелико (всего 20 %). И сюрпризы здесь бывают как приятные, так и не очень. А значит, ППС приносит пользу и воспитателям, и родителям. Члены семьи начинают видеть в ребёнке личность, их удаётся привлечь к жизни детского сада. Да и отношения между малышами, их видение друг друга часто меняются. «Серые», незаметные вдруг выходят в лидеры, становятся звёздами группы, а лжелидеры, не в меру захваленные воспитателями (как правило, за интеллектуальные достижения или послушание), меркнут.
Каждая «ситуация» повторяется два-три раза, с интервалом в две-три недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.
3) У воспитателя болит ухо.
Пока воспитанники группы находились на физкультурном занятии, воспитатель перевязала себе голову платком, как будто у неё болит ухо, и легла на кушетку в спальне. Дети, вернувшись с физкультурного занятия, удивились, что воспитатель их не встречает. Но стали переодеваться, как обычно. Периодически некоторые из детей пытались подходить к воспитателю, чтобы показать правильно убранную физкультурную форму. Воспитатель на детей не реагировала и делала вид, что у неё очень сильно болит ухо. Дети замолчали, сели за столы, каждый на своё место, и стали тихо сидеть, ничего не предпринимая и не разговаривая друг с другом. Наконец, одна из девочек подошла и спросила, что случилось и почему воспитатель к ним не выходит. Воспитатель встала с кушетки, вышла к детям и сказала им, что у неё очень сильно болит ухо. Тогда многие дети стали рассказывать, что у них тоже, бывало, болели уши, а также делились, к каким средствам прибегали их родители, чтобы вылечить. Через какое-то время воспитатель сделала вид, что ухо разболелось ещё сильнее. Кто-то из детей предложил сходить к медсестре. Остальные согласились, и все дети убежали к медсестре (медицинская сестра была заранее предупреждена о педагогической ситуации). Медсестра поднялась в группу, «капнула» воспитателю лекарство в ухо, сделала компресс. Но «боль» в ухе все никак не проходила. Тогда один из детей, чья бабушка работает в детском саду, побежал к ней спрашивать, что делать в такой ситуации. Бабушка предложила вызвать «скорую помощь». Дети в группе, посовещавшись, решили, что это правильный выход, и принесли воспитателю телефон, чтобы она вызвала себе «скорую помощь». Но воспитатель решила, что пока чувствует себя не так плохо, и «скорую» вызывать не будет. Однако, по совету медсестры, согласилась на укол лекарства. Через какое-то время воспитателю стало лучше, и ухо болеть перестало.
4) У воспитателя болит горло.
Пока дети были на музыкальном занятии, воспитатель обмотала себе горло шарфом. Когда дети вернулись в группу, то увидели, что воспитатель сидит за столом с завязанным горлом и молча чистит им фрукты на второй завтрак. Однако дети не обратили на это внимания. Одна из девочек спросила: «Это вы для нас чистите фрукты?» Воспитатель молча кивнула. «Мы можем взять фрукты?» — снова спросила девочка. Воспитатель снова кивнула, не говоря ни слова, и раздала фрукты детям. Пока дети ели фрукты, воспитатель молчала. Дети, поначалу весело говорившие, замолчали и к концу второго завтрака притихли и смотрели на воспитателя. Наконец одна из девочек спросила: «Татьяна Николаевна, у Вас болит горло?» Воспитатель молча кивнула. Тогда некоторые из детей стали рассказывать, что у них тоже, бывало, болело горло. И рассказывали, как правильно надо парить ноги, полоскать горло. Одна из девочек посоветовала воспитателю выпить скорее горячего чаю и утеплить горло и ноги. А некоторые из детей во время разговора стали проявлять безразличие и пошли заниматься своими делами. Воспитатель, под наблюдением детей, выпила горячего чая, прополоскала горло. На следующий день бабушка одного из воспитанников, по настоянию ребёнка, принесла воспитателю облепихового варенья. А некоторые из детей выясняли, все ли их рекомендации воспитатель выполняла.
5) ППС можно включать в "Ситуации месяца" и в "Клубный час".
Проблемная педагогическая ситуация «Воспитатель заболел».
Цели: учить детей самоопределяться в эмоционально-напряжённой ситуации; формирование умения принять собственное решение без участия взрослого.
Этап 1. Подготовка. С воспитателями запланировали ситуацию «Воспитателю стало плохо». Обговорили и распределили роли, как вести себя, если ребёнок обратится за помощью. Ситуацию решили провести во время «Клубного часа». Главную роль отвели методисту, поскольку дети хорошо её знают, поэтому трудностей в общении возникнуть не должно. Разработали план сценария. На ежедневных кругах рефлексии и в беседах воспитатели говорили о здоровье близких, сочувствии и сострадании к окружающим.
Этап 2. Проведение проблемной педагогической ситуации. В 10:00 в детском саду прозвенел звонок, оповещающий о начале «Клубного часа». Дети по 2-3 ребёнка вышли из своих групп. Подготовительная к школе группа пошла к заведующей на 1 этаж. Методист дождалась, когда дети разойдутся, и легла на лестничной площадке в уголке на кушетке, руками ухватилась за живот. Через 2 минуты с 1 этажа по лестнице стали подниматься дети старшей группы. Первой увидела Л.Н. девочка и села рядом с ней, погладила по голове и спросила: «Что болит?» Получив ответ, что очень сильно болит живот, опять погладила по голове и сказала: «Ничего, так бывает. Надо руками животик погладить и скоро всё пройдёт». Л.Н. начала гладить живот, но боль не проходила. За время общения подошли ещё дети, все собрались вокруг «больной». Мальчик из старшей группы тоже поспешил на помощь со словами: «Что у вас болит, как вам помочь?» «Больная» стала жаловаться на то, что у неё болит живот и уже голова, что ей плохо. Дети принимают решение, что «больную» надо поднять и отвести в кабинет. Вчетвером они помогают подняться и под руки ведут Л.Н. в кабинет. Там усаживают на стул. Мальчик уходит, а девочка и двое ребят из средней группы дежурят возле «больной». Девочка предлагает погладить живот, приговаривая, что всё пройдёт. Появляется мальчик, приносит в стаканчике воду и даёт попить. «Больной» становится немножко лучше. Затем дети начинают придумывать, что делать дальше, потому что «больная» стонет и просит помочь. Мальчик предлагает позвонить в службу скорой помощи «103». Затем девочка предлагает отвести «больную» в кабинет к доктору. Дети берут «больную» за руки и ведут на 1 этаж в медицинский кабинет. Взрослых никто не зовёт, не просят у них помощи. По коридору взрослые не встречаются (заранее объясняем персоналу, почему нужно уйти). В медицинском кабинете дети укладывают Л.Н. на кушетку. Спрашивают, удобно ли лежать. «Больная» говорит, что голова лежит неудобно. Через несколько минут девочка несёт свёрнутую белую одежду и говорит: «Вот вам подушка под голову, вообще-то это моя кофта». За кофтой через несколько минут дети приносят шапку, чтобы было удобнее. Дальше события разворачиваются более действенно. Мальчик уходит за воспитателем в группу, а девочки и двое мальчиков из средней группы начинают придумывать, как и чем лечить «больную». Подключается воспитатель старшей группы, которого привёл мальчик, предлагает детям померить у «больной» давление, даёт понюхать «нашатырь» (кусочек ваты), а затем звонит в службу скорой помощи, разговаривает по телефону, в присутствии детей сообщает о симптомах, о том, какую первую помощь оказали дети, спрашивает, что ещё нужно сделать.
Дальше даёт по очереди двум детям рассказать по телефону о том, где нашли «больную» Л.Н., какую помощь оказали. Л.Н. становится значительно лучше: голова и живот перестают болеть. Она поднимается, благодарит детей, говорит, что уже хорошо себя чувствует. В это время звенит звонок, оповещающий окончание «Клубного часа», дети уходят в группы.
Этап 3. Подведение итогов. В старшей группе на кругу рефлексии дети очень оживлённо обсуждали то, что случилось. Один мальчик придумал, что тоже помогал Л.Н., но мальчик, который реально помогал, не удержался и сказал, что он обманщик. Сами «спасатели» рассказывали, как помогали, что делали, что всегда нужно больным помогать. В подготовительной группе на кругу рефлексии дети объяснили, что они не стали помогать больной потому, что водили за ручку малышей (детей из младшей группы) и не могли их просто так бросить (нужно было отвести в группу, а в коридоре оставлять нельзя). А когда они отвели малышей и вернулись, то «больной» уже не было. На вопрос воспитателя «А если кому-то станет плохо опять, что вы будете делать?» дети ответили, что будут помогать, отведут к доктору, позовут воспитателя, попросят позвонить в службу скорой помощи «103». Примерно трое детей из группы ответили, что ничего не будут делать, потому что у них «Клубный час».
6) Проблемная педагогическая ситуация «Турист приходит в бассейн». В городе Приморско-Ахтарске ее можно проводить на море в летний период.
Задачи: воспитание у детей самостоятельности и ответственности; формирование знаний и принятие правил поведения в бассейне; знакомство с этикетом общения, использование его в повседневной жизни; воспитание дружеских отношений между детьми, уважительного отношения к окружающим; формирование умений ориентироваться в проблемной ситуации и принимать решения, независимо от мнения окружающих. Предварительная работа: воспитателям даётся инструкция о проведении циклов тематических бесед по правилам безопасного поведения в бассейне. Инструктор по бассейну проводит дополнительный инструктаж детей по технике безопасности. В бассейне устанавливается скрытая видеокамера. Все сотрудники детского сада предупреждаются о мероприятии.
Ход. Перед началом занятия инструктор включает видеокамеру. Занятие в бассейне начинается традиционно, проводится разминка, дети погружаются в воду. В это время приоткрывается дверь, помощник воспитателя говорит, что всех педагогов просят срочно собраться в кабинете заведующего, и педагоги уходят (помощник остаётся тайно присматривать за детьми). В другую дверь входит человек, представляется туристом и говорит, что заблудился. Турист просит детей объяснить, где он находится. Турист обходит вокруг бассейна, восхищается помещением и спрашивает, не может ли он, ненадолго, остаться с ними. Далее погружается в воду и начинает предлагать детям всячески нарушать правила поведения в воде и сам демонстрирует следующее поведение: бросается предметами; брызгается, бегает в воде; выходит из воды и бегает вокруг бассейна, разбрызгивая воду; шумит, толкает детей; предлагает уйти из бассейна и отправиться вместе с ним в далёкое путешествие, рассказывая о дальних странах, чудесных островах. Если дети не поддаются на провокации, турист уходит, а если дети поддались, то вмешивается педагог, наблюдавший всё это время тайно. Если турист уходит сам, возвращается педагог и спрашивает детей, что произошло.
Итог. Реакция детей: дети успешно прошли испытание, восемь из десяти не поддались на провокации и не позволили провокатору исполнить свою миссию. Дети сосредоточенно слушали и принимали решение. Действовали сплочённо и дружно. Реакция родителей: очень интересная и необычная форма работы, показывает, кто из детей действительно усвоил правила, а кто с лёгкостью пускается на нарушения и всяческие приключения.
Рефлексивный круг Вопросы педагога: «Что необычного произошло сегодня в бассейне? Кто может описать этого человека? Что вы чувствовали, когда встретились с туристом? Как вы думаете, что дальше он будет делать?».
7) Проблемная педагогическая ситуация «Мусор в коридоре».
Цель: дать детям возможность самостоятельно принять решение; найти выход из экстремальной ситуации; принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям.
Этап 1. Педагоги запланировали ситуацию с разбрасыванием мусора по коридорам детского сада. Таким образом решили продиагностировать, все ли дети считают детский сад своим домом. Разработали сценарий, распределили своё участие в проблемной педагогической ситуации. На утренних кругах рефлексии беседовали с детьми о чистоте в доме, о том, как приятно помогать взрослым, о том, что нужно следить за порядком и чистотой.
Этап 2. Создание реальной ситуации. Утро. Совсем скоро прозвенит звонок, оповещающий о начале клубного часа. В группах проходят круги рефлексии. На них дети определяются, куда они пойдут и чем хотят заниматься. В это время методист со старшим воспитателем разбрасывают по коридорам мусор: бумаги, фантики от конфет, пустые пластиковые бутылки и др. Ставят в определённых местах четыре мусорных корзины. Звенит звонок, и коридоры наполняются детьми. Подготовительная группа выходит из своего помещения. Их удивляет количество мусора, но они быстро собирают его и уходят в малышовую группу взять с собой ребят. Дети старшей группы тоже собирают мусор, но не все. Когда дети средней и младшей групп вышли в коридор, они стали активно интересоваться: «Кто набросал мусор? Кто это у нас мусорит и нарушает правила?» Очень быстро весь мусор был собран в мусорные корзины. Клубный час пошёл своим чередом, дети разошлись по группам, и коридоры практически опустели. Педагогическая ситуация закончилась, но методист решила её продолжить. Опять разбросала мусор, а корзины убрала. Осталась только одна возле охраны. Когда дети опять появились в коридоре, началось самое интересное. Не все дети так активно, как в первый раз стали собирать мусор. Некоторые дети вообще перешагивали через бумажки и бутылки и спокойно шли дальше. На вопрос методиста: «А вам ничего не мешает? Вам комфортно?» дети утвердительно отвечали, что им всё нравится. Некоторые дети подготовительной группы и некоторые из младшей группы активно собирали мусор (сколько поместилось в руки). Обнаружили, что выбрасывать его некуда. Что делать? Стали искать. Часть мусора отнесли в группу в корзину, часть в урну для бахил, а потом нашли корзину. Остальной мусор сложили в эту корзину и вокруг неё. Никита вместе с Игорьком из младшей группы утрамбовали корзину, и весь мусор поместился. Дальше дети стали гадать, кто же разбрасывает мусор. Нашли клочок бумаги с двумя буковками и решили, что это закодированное письмо от старушки Шапокляк. Методист подбросила к мусору записку: «Ха-ха-ха! Я раскидываю мусор. Шапокляк». Найденная записка произвела огромный эмоциональный всплеск. Подготовительная группа активно стала обсуждать, где же прячется хулиганка, где её искать. Нашли на полу подобие следов, по ним прошли до бельевой кладовки и решили, что за дверью прячется Шапокляк. Потом детское воображение нарисовало Шапокляк в плаще-невидимке. После клубного часа в течение еще нескольких дней дети говорили о старухе Шапокляк.
Этап 3. На кругах рефлексии дети говорили о том, что случилось в саду. Решили, что старуху Шапокляк нужно больше не пускать в детский сад, потому что она только хулиганит, мусорит, не знает правил. Эта ситуация была своего рода диагностикой того, как дети проявят свои навыки социализации и умение принять самостоятельное решение в нестандартной для их возраста ситуации.
Проведённая проблемная педагогическая ситуация «Мусор в коридоре» дала следующие результаты. В подготовительной группе дети пришли к выводу, что мусор по коридорам разбрасывал чужой человек (мы не мусорили, мы знаем правила). Этим человеком была Шапокляк. Если она придёт ещё, то: мы её не пустим; мы её накажем; мы не будем с ней дружить и играть; мы покажем ей правила. Дети старшей группы не так активно участвовали в уборке мусора. В обсуждении затруднялись объяснить, почему в коридоре был мусор, почему они его не убирали. Подавляющее большинство детей в детском саду активно и эмоционально реагировали на предложенную проблемную ситуацию.
8) Проблемная педагогическая ситуация «Помоги знакомому человеку».
Цель: приобретение детьми собственного жизненного опыта. Задачи: развитие саморегуляции; становление самосознания и активной жизненной позиции; развитие свободного общения взрослых и детей; воспитание чувства товарищества. Предварительная работа: за день до проведения проблемной ситуации дети с воспитателем на рефлексивных кругах обсуждали, что без разрешения воспитателя выходить из группы нельзя; сформулировали правило — без спроса дети группу не покидают, и не важно, кто за ними пришёл — родители или кто-то другой.
Персонажи: младший воспитатель из соседней группы. Ход.
Воспитатель объявила детям, что она отправляется за красками в кладовку (помещение рядом с раздевалкой и группой) и если детям что-то понадобится, то они смогут её там найти. Когда воспитатель уходит, в группу входит младший воспитатель из соседней группы, просит детей помочь ей, а для этого она просит подойти к воспитателю и отпроситься. В старшей группе дети изъявили желание помочь, но сказали, что без спроса не могут покинуть группу. При этом они не подошли к воспитателю, чтобы отпроситься. В подготовительной группе несколько детей сказали, что готовы пойти с младшим воспитателем прямо сейчас, но их остановила девочка, которая подошла к воспитателю и попросила разрешение уйти.
Рефлексивный круг Вопросы педагога: «Что сейчас произошло? Что ты делал? Что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз, когда к тебе придёт человек с просьбой о помощи?».
9) Проблемная педагогическая ситуация «Пеппи - Длинный чулок».
Задачи: научить аргументированно отстаивать свою позицию; формировать умение самоопределяться в эмоционально напряженной ситуации; развивать способность следовать правилам, несмотря на провокационные действия героя; формировать социальные навыки (умение отказывать, умение адекватно реагировать на незаслуженные обвинения).
Предварительная работа: Знакомство с книгой о Пеппи, обсуждение с детьми персонажей и характеров героев. Вопрос детям: «А вы хотели бы чтобы Пеппи пришла к вам в гости?». Беседы о правилах пожарной безопасности. Предварительный прогноз поведения каждого ребенка (составляет воспитатель группы). Оборудование: скрытая камера, костюм Пеппи, рюкзачок, дрова, спички, шампура, сосиски.
Ход. Установление позитивного контакта с детьми.
Этап 1. Пеппи: "Ого-го! Всем привет, а вот и я! Вы меня узнали? Я Пеппилотта Виктуалия Рульгардина Крисминта Эфраимс Доттер Длинный чулок, или просто Пеппи. А что вы тут делаете? Ответы детей. Пеппи: Вот здорово! А можно мне с вами? Первый этап заканчивается тогда, когда установлен позитивный контакт.
Этап 2. Нарушение правил. Пеппи: "А-а-а-а! Я вспомнила! У меня же сегодня День рождения! На день рождения нужны угощения. Сейчас-сейчас (роется в рюкзаке достаёт шампура и сосиски). Пеппи, подходя к окну: - Так на улице холодно, значит здесь жарить будем. Ну, чего смотрите, у меня Де-нь ро-ж-дени-я! Буду вас сосисками угощать, жареными. Вот вкуснятина! Хотите? Ответы детей. Пеппи ходит по группе выбирает место: Вот тут удобно всем будет. Ага, где-то у меня дрова тут. Ну, чего встали несите бумагу! Костёр разводить будем. Ответы детей. Пеппи:- Раз на ковре нельзя, так давайте на столе! Мы быстренько пожарим, не сырыми же их есть. Ну, правда все быстро успеем. Даже никто не заметит. Ответы детей. Пеппи:- Ну, всё у вас какие то заморочки, даже скучно стало! Не хотите угощения, ну и ладно! Но подарок мне нужен, У МЕНЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! Сейчас я выберу себе подарок (ходит по группе и видит сумку воспитателя). О, вот о такой сумке я и мечтала! (берет сумку) Ну, все с подарком я определилась! Ответы детей. Пеппи: - Ну вот опять, заладили нехорошо, не твоё, нельзя! А, придумала! Давайте быстренько собирайтесь и пойдём ко мне на виллу под названием «Курица». Там у меня всё можно, и костры везде разводить и брать всё, что твоей душе угодно. Да хоть на потолке прыгать! Точно едем! Вы пока одевайтесь, я тарантас свой подгоню, а то пешком долго добираться будем. Я быстро, и вы поторопитесь! Пеппи выходит, закрыв за собой дверь. Детей оставляют одних на несколько минут, чтобы произошло самоопределение.
Этап 3. Рефлексия. Входит воспитатель и спрашивает: «Что у вас здесь происходит?». Воспитатель предлагает сесть в круг и обсудить ситуацию. Вопросы для обсуждения: - Что сейчас произошло? - Что вы делали и что чувствовали? - Что вы будете делать, если Пеппи вернется? А смогли бы вы Пеппи показать, как правильно ?
10) Проблемная педагогическая ситуация "Чемодан".
Задачи: формировать умение самоопределяться в эмоционально напряженной ситуации; воспитывать навыки безопасного поведения в социуме; развивать социальные навыки (умение следовать правилу обращения с найденными вещами, умение обращаться за помощью, умение справляться со страхами).
Оборудование: скрытая камера, красивый чемодан с игрушками, военная форма и имитация метало искателя. Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Можно ли брать чужие вещи?», «Чем опасны могут быть «забытые предметы?», «Что нужно делать при нахождении чужой вещи?».
Ход ППС: Дети возвращаются в группу после занятия в другом помещении, педагога задерживают. В группе стоит красивый закрытый чемодан. Воспитатель отсутствует до тех пор, пока дети не решат, что они будут делать. 1. Если дети не открыли чемодан. Педагог предлагает вызвать специальные службы. Тогда приходит военный проверяет чемодан на безопасность и уносит чемодан. 2. Если дети открыли чемодан. . Педагог спрашивает: Откуда здесь, появились новые игрушки? Уверены ли дети, что это предназначалось именно им? Складывает их в чемодан и предлагает детям найти хозяина. Рефлексия: - Что произошло в группе? - Почему дети открыли (не открыли) чемодан? - Как надо поступать с найденными вещами?
11) Проблемная педагогическая ситуация "За окном".
Задачи: научить аргументированно отстаивать свою позицию; формировать умение самоопределяться в эмоционально напряженной ситуации; развивать способность следовать правилам, несмотря на провокационные действия героя; формировать социальные навыки (умение отказывать, умение следовать полученным ранее инструкциям, умение отвечать за принятые решения).
Время проведения: в теплое время года (при открытой форточке) в помещении на первом этаже. 10 мин. - сама ситуация, 15 минут - рефлексия. Оборудование: скрытая камера, воздушные шарики. Предварительная работа: беседы с детьми о безопасном поведении с незнакомыми людьми.
Ход. Педагог выходит из группы, и раздается стук в окно. За окном стоит приятная женщина (незнакомая детям). Машет им руками и просит открыть окно. Женщина: Ребята, здравствуйте! Никак не могу попасть в ваш сад, откройте, пожалуйста, мне окно, я и залезу! Ответы детей. Женщина: Смотрите, я вам вот эти шарики подарю. Вы только меня впустите! Если не хотите впускать просто откройте окно, я вам шарики отдам и уйду, приду в другой раз. Женщина: Ну, ребят вам, что трудно? Откройте! Неужели вам меня нисколько не жалко? Стою тут, мучаюсь, пить хочу. А вы не впускаете. Ответы детей. Появляется воспитатель, женщина быстро уходит.
Рефлексия: Педагог спрашивает, что произошло, предлагаем сесть в круг и обсудить ситуацию. Вопросы в кругу: - Что сейчас произошло? - Что вы делали и что чувствовали? - Что вы будете делать, если такая ситуация повторится?
Картотека ППС:
1) Карлсон.
2) Старушка.
3) У воспитателя болит горло.
4) У воспитателя болит ухо.
3) Воспитатель заболел (во время "Клубного часа" или "Ситуации месяца").
4) Турист приходит в бассейн.
5) Мусор в коридоре.
6) Помоги знакомому человеку.
7) Пеппи - Длинный чулок.
8) Чемодан.
9) З окном.
10) Конфеты от незнакомого человека.
11) Пропали стулья.
12) Нет обеда.
Использованная литература:
1. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. - М.: Вента-Граф, 2017. - 320 с. (Тропинки). IBSN 978-5-360-09795-2,
2. Методическое пособие "Проблемная педагогическая ситуация. Особенности ее применения в образовательном процессе ДОО". МБДОУ №79 МО города Братск, воспитатель Сердечкина Н.А. http://русалочка79.рф/wp-content/uploads/2024/02/методичка.pdf
Предварительный просмотр:
ТЕСТ на саморегуляцию поведения
Уважаемые коллеги, перед внедрением любой инновации в образовательной организации, необходимо провести диагностику состояния области того, на что направлена инновация. Т.к. развитие социальных навыков у дошкольника невозможно без сформированной саморегуляции поведения, мы предлагаем вам провести ее диагностику. На первом этапе диагностику проводит в группе не воспитатель этой конкретной группы, а любой педагог детского сада, в присутствии воспитателя данной группы. На втором этапе, через 1 неделю, проводит любой педагог детского сада, без присутствия воспитателя и помощника воспитателя.
Саморегуляция поведения – это принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности, умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами. Она подразумевает сознательное регулирование поведения с целью достижения желаемой цели. Осознанная саморегуляция позволяет человеку развивать индивидуальность и субъектность своей деятельности, то есть жизни.
Цель диагностики: выявить сформированность социальных навыков и саморегуляции поведения у старших дошкольников.
Форма диагностики: наблюдение за поведением детей в группе.
Кому адресована: воспитателю, психологу, методисту.
Кто проводит: знакомый или незнакомый детям взрослый.
Срок проведения: в начале или конце года.
Организация проведения:
1-й этап.
Наблюдение проводится в течение 30 - 40 мин в присутствии воспитателя во время свободной игры детей. Воспитатель никак не вмешивается в деятельность детей, занимается своими делами. Результаты наблюдения фиксируются в бланке и затем анализируются по каждой группе.
Бланк № 1 ______________________________________________
Поведение | ФИО ребенка | Количество проявлений | Описание (как проявлялось, на какой минуте) |
Бегали |
|
|
|
Кричали |
|
|
|
Дрались |
|
|
|
Отнимали игрушки |
|
|
|
Слонялись без дела |
|
|
|
Жаловались (обращались к наблюдателю) |
|
|
|
Разрешали конфликт путем переговоров |
|
|
|
Организовывали коллективную игру (обсуждали правила, распределяли роли) |
|
|
|
Организовывали индивидуальную игру |
|
|
|
Соблюдали правила группы (не шумели, дружно играли, убирали за собой) |
|
|
|
Контролировали соблюдение правил другими детьми |
|
|
|
Сохранялись такие же виды деятельности, как при воспитателе |
|
|
|
Появились новые позитивные виды деятельности |
|
|
|
Наблюдатель ____________________________________________
Дата ______________
2-й этап.
Цель: выявить сформированность социальных навыков и саморегуляции поведения у дошкольников без присутствия воспитателя.
Форма диагностики: наблюдение во время свободных игр детей.
Кому адресована: воспитателям, психологу, методисту.
Кто проводит: незнакомый детям взрослый.
Срок проведения: в начале или конце года.
Организация диагностики: помощник воспитателя и воспитатель удаляются из группы не менее чем на 40 мин, предупреждая детей только о том, что они скоро придут. Педагоги стараются не акцентировать внимание на том, что в группе остался взрослый человек (наблюдатель). Желательно, чтобы наблюдатель был минимально знаком группе. Наблюдатель старается не привлекать к себе внимание детей, заполняя бланк. Предварительно он знакомится с детьми по фотографии группы или другим способом. Результаты наблюдения фиксируются в бланке и затем анализируются по каждой группе и сравниваются с наблюдениями 1-го этапа.
Бланк № 2 ____________________________________________
Поведение | ФИО ребенка | Количество проявлений | Описание (как проявлялось, на какой минуте) |
Бегали |
|
|
|
Кричали |
|
|
|
Дрались |
|
|
|
Отнимали игрушки |
|
|
|
Слонялись без дела |
|
|
|
Жаловались (обращались к наблюдателю) |
|
|
|
Разрешали конфликт путем переговоров |
|
|
|
Организовывали коллективную игру (обсуждали правила, распределяли роли) |
|
|
|
Организовывали индивидуальную игру |
|
|
|
Соблюдали правила группы (не шумели, дружно играли, убирали за собой) |
|
|
|
Контролировали соблюдение правил другими детьми |
|
|
|
Сохранялись такие же виды деятельности, как при воспитателе |
|
|
|
Появились новые позитивные виды деятельности |
|
|
|
Наблюдатель ____________________________________Дата ______________
Задание:
После проведения диагностики саморегуляции поведения (наблюдение поведения детей в группе по бланку в задании №1), проведите анализ, развернуто отвечая на заданные вопросы:
1. Какой процент детей, участвующих в наблюдении, нарушали правила в группе?
2. Почему, по вашему мнению, они нарушали правила?
3. Какой процент детей смогли самостоятельно организовать игры?
4. Каковы были сюжеты этих игр?
СХЕМА
Система педагогических технологий социализации дошкольника
КАРТОТЕКА ППС.
1) Карлсон.
2) Старушка.
3) Воспитатель заболел, т .ч. во время Клубного часа или Ситуации месяца.
4) Турист приходит в бассейн.
5) Мусор в коридоре.
6) Помоги знакомому человеку.
7) Пеппи - Длинный чулок.
8) Чемодан.
9) За окном.
10) Конфеты от незнакомого человека.
11) Изчезновение стульев.
12) Нет обеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов города «Проблемная педагогическая ситуация как механизм развития саморегуляции дошкольников»
Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дош...
Эффективная технология социализации дошкольников «Ситуация месяца» (средняя группа)
Основная цель технологии — развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций....
Презентация " Сущность и специфика применение технологий эффективной социальной социализации "Ужедневный рефлексивный круг", "Проблемные педагогические ситуации"
Презентация из опыта работы....
Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой
В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...
Педагогическая технология "Проблемная педагогическая ситуация"
Педагогическая технология...
Клубный час - эффективная технология социализации дошкольника
Клубный час - время, в течение которого ребенок может свободно перемещаться по детскому саду, выбирая себе занятие по интресам....
Технологии эффективной социализации: проблемно-педагогические ситуации, круг рефлексии, к родителям через детей.
Технологии эффективной социализации: проблемно-педагогические ситуации, круг рефлексии, к родителям через детей.Технологическая карта к технологии «Ежедневный круг» Цель: формирование детс...