Основные принципы Монтессори педагогики
статья (младшая группа)
Основные принципы Монтессори педагогики
Отличительная черта подхода в том, что ребенку любого возраста определенным организуется среда, в которой тот может свободно перемещаться и самостоятельно выбирать себе занятие. При этом все предложенные занятия и материалы разработаны с учётом потребностей возраста и ставят перед собой цель не просто научить ребенка механическим действиям, но раскрыть перед ним суть изучаемых явлений.
Название Монтессори воспитательная система получила от своего основателя, итальянского врача и педагога Марии Монтессори, создавшей его в начале 20 века. Подход стал настоящим прорывом для педагогики того времени, так как сместил фокус с взрослых на нужды самих детей.
Педагогическая деятельность Марии Монтессори началась с наблюдения за поведением детей и определением, по каким законам происходит развитие психики ребенка. На основе этих наблюдений она выделила несколько возрастных периодов, определила основные образовательные потребности детей разного возраста, а также разработала воспитательную систему, призванную помочь детям развиваться гармонично.
Основные принципы Монтессори педагогики
Можно выделить несколько главных принципов Монтессори педагогики:
Ребенок – это личность достойная уважительного отношения с первого дня жизни
Образование детей всегда должно быть практическим. Невозможно объяснить ребенку, что такое треугольник, не показав и не дав ему пощупать этот треугольник.
Образование не может быть одинаковым для всех. Эффективность обучения определяется искренним интересом ребенка в познании, а, значит, организация класса должна позволять создание индивидуальных программ в соответствии с интересами и способностями ребенка
Детям важно взаимодействовать с другими детьми, находящимися на разных ступеньках развития, поэтому Монтессори педагогика подразумевает использование разновозрастных групп
Каждый ребенок имеет право обучаться в своём темпе
Глобальная задача системы педагогики Монтессори – это сделать ребенка самостоятельным, разумным и уверенным в себе созидателем
Педагог не должен напрямую передавать детям знания, но должен стать мудрым наставником, умеющим создать в классе атмосферу, располагающую к обучению
Оценка ребенка должна вестись только с учётом индивидуальных способностей, отражать сильные качества ребенка и зоны роста
Нельзя допускать грубого сравнения детей между собой и их конкуренцию за оценки и похвалу взрослых
Как понять, что воспитатель придерживается педагогических принципов Монтессори?
Как же в реальности выглядит работа с ребенком в педагогической системе Монтессори? Сегодня мы предлагаем разобраться с фразами, которые зачастую можно услышать в классе.
«Я вижу, как ты стараешься!» Оцениваем не результат, а затраченные усилия
Монтессори сообщество искренне верит в то, что в детском образовании главное не результат, а сам процесс. Это же отражается и в обратной связи от педагога. Мы стараемся поощрять не сам результат («отличная работа!» или «какой красивый рисунок!»), а обращать внимание ребенка на то, как он пришел к своему результату, как работал, не отвлекаясь в течение долгого времени, как следил за почерком.
Такой педагогический приём Монтессори способствует обретением ребенка адекватной самооценки и понимания, что результат складывается из затраченных усилий.
Вместо привычной похвалы «Какой хороший мальчик!» расскажите ребенку, что в его поведении вам так понравилось «Как здорово, что сегодня ты помог младшему брату убрать его игрушки! Спасибо тебе!»
Вместо «Ты у меня настоящий художник!» попробуйте обратить внимание на усердие малыша «Я горжусь тем, что ты дорисовал всех персонажей, несмотря на то, что это было сложно»
«Что скажешь?» Помогаем малышу самостоятельно оценивать результаты своего труда
Главным учителем для малыша всегда является он сам. Взрослые же помогают ребенку научиться самостоятельно ставить цели и оценивать результаты. Огромное значение в этом процессе играет умение объективно оценивать собственную работу.
Когда ребенок спросит вас, нравится ли вам его рисунок, постарайтесь не просто выразить бурный восторг, но и подтолкнуть малыша к самостоятельному анализу: «Что ты думаешь?», «Мне очень нравится, как ты выбрала цвета, а тебе?». Приучите не искать похвалу других людей, а анализировать результаты самостоятельно.
«Что скажешь?» Помогаем малышу самостоятельно оценивать результаты своего труда
«Что может тебе помочь?» Учим ребенка самостоятельно решать проблемы
Метод научной педагогики Монтессори разворачивается вокруг главной цели – сделать ребенка самостоятельным.
Несмотря на то, что часто проще сделать что-то за малыша, очень важно потратить чуть больше времени и научить его справляться с задачей самостоятельно: «Где мы можем найти ответ на твой вопрос?», «Кто может нам помочь?», «Где ты последний раз видел потерянную книжку?»
Такие вопросы приучают малыша быть инициативней и не прибегать к помощи взрослых там, где он уже может справиться без неё.
«Как я могу тебе помочь?» Учим ребенка нащупывать границы своих возможностей и зоны роста
Принципы педагогической системы Монтессори гласят, что ребенку важно и нужно регулярно расширять границы возможного. Дети осваивают всё более сложные задания, получают всё больше ответственных поручений по дому и по классу.
Иногда случается так, что малыш не рассчитал свои силы или не был готов к сложности упражнения. Вместо того чтобы показать ему, что он маленький и безответственный, молча выполнив работу за него, можно попытаться вмешаться гораздо более мягко.
«Тебе нужна помощь?», «Давай я буду доставать тарелки, а ты ставить их на стол?», «Давай мы оставим только зеленые карточки, и ты разложишь их по размеру?», «Можем прерваться на обед, а после попробуешь ещё раз».
Такими фразами вы покажете ребенку, что вы на его стороне, видите его усилия и верите в него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_printsipy_montessori_pedagogiki.docx | 14.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы Монтессори педагогики
Отличительная черта подхода в том, что ребенку любого возраста определенным организуется среда, в которой тот может свободно перемещаться и самостоятельно выбирать себе занятие. При этом все предложенные занятия и материалы разработаны с учётом потребностей возраста и ставят перед собой цель не просто научить ребенка механическим действиям, но раскрыть перед ним суть изучаемых явлений.
Название Монтессори воспитательная система получила от своего основателя, итальянского врача и педагога Марии Монтессори, создавшей его в начале 20 века. Подход стал настоящим прорывом для педагогики того времени, так как сместил фокус с взрослых на нужды самих детей.
Педагогическая деятельность Марии Монтессори началась с наблюдения за поведением детей и определением, по каким законам происходит развитие психики ребенка. На основе этих наблюдений она выделила несколько возрастных периодов, определила основные образовательные потребности детей разного возраста, а также разработала воспитательную систему, призванную помочь детям развиваться гармонично.
Основные принципы Монтессори педагогики
Можно выделить несколько главных принципов Монтессори педагогики:
Ребенок – это личность достойная уважительного отношения с первого дня жизни
Образование детей всегда должно быть практическим. Невозможно объяснить ребенку, что такое треугольник, не показав и не дав ему пощупать этот треугольник.
Образование не может быть одинаковым для всех. Эффективность обучения определяется искренним интересом ребенка в познании, а, значит, организация класса должна позволять создание индивидуальных программ в соответствии с интересами и способностями ребенка
Детям важно взаимодействовать с другими детьми, находящимися на разных ступеньках развития, поэтому Монтессори педагогика подразумевает использование разновозрастных групп
Каждый ребенок имеет право обучаться в своём темпе
Глобальная задача системы педагогики Монтессори – это сделать ребенка самостоятельным, разумным и уверенным в себе созидателем
Педагог не должен напрямую передавать детям знания, но должен стать мудрым наставником, умеющим создать в классе атмосферу, располагающую к обучению
Оценка ребенка должна вестись только с учётом индивидуальных способностей, отражать сильные качества ребенка и зоны роста
Нельзя допускать грубого сравнения детей между собой и их конкуренцию за оценки и похвалу взрослых
Как понять, что воспитатель придерживается педагогических принципов Монтессори?
Как же в реальности выглядит работа с ребенком в педагогической системе Монтессори? Сегодня мы предлагаем разобраться с фразами, которые зачастую можно услышать в классе.
«Я вижу, как ты стараешься!» Оцениваем не результат, а затраченные усилия
Монтессори сообщество искренне верит в то, что в детском образовании главное не результат, а сам процесс. Это же отражается и в обратной связи от педагога. Мы стараемся поощрять не сам результат («отличная работа!» или «какой красивый рисунок!»), а обращать внимание ребенка на то, как он пришел к своему результату, как работал, не отвлекаясь в течение долгого времени, как следил за почерком.
Такой педагогический приём Монтессори способствует обретением ребенка адекватной самооценки и понимания, что результат складывается из затраченных усилий.
Вместо привычной похвалы «Какой хороший мальчик!» расскажите ребенку, что в его поведении вам так понравилось «Как здорово, что сегодня ты помог младшему брату убрать его игрушки! Спасибо тебе!»
Вместо «Ты у меня настоящий художник!» попробуйте обратить внимание на усердие малыша «Я горжусь тем, что ты дорисовал всех персонажей, несмотря на то, что это было сложно»
«Что скажешь?» Помогаем малышу самостоятельно оценивать результаты своего труда
Главным учителем для малыша всегда является он сам. Взрослые же помогают ребенку научиться самостоятельно ставить цели и оценивать результаты. Огромное значение в этом процессе играет умение объективно оценивать собственную работу.
Когда ребенок спросит вас, нравится ли вам его рисунок, постарайтесь не просто выразить бурный восторг, но и подтолкнуть малыша к самостоятельному анализу: «Что ты думаешь?», «Мне очень нравится, как ты выбрала цвета, а тебе?». Приучите не искать похвалу других людей, а анализировать результаты самостоятельно.
«Что скажешь?» Помогаем малышу самостоятельно оценивать результаты своего труда
«Что может тебе помочь?» Учим ребенка самостоятельно решать проблемы
Метод научной педагогики Монтессори разворачивается вокруг главной цели – сделать ребенка самостоятельным.
Несмотря на то, что часто проще сделать что-то за малыша, очень важно потратить чуть больше времени и научить его справляться с задачей самостоятельно: «Где мы можем найти ответ на твой вопрос?», «Кто может нам помочь?», «Где ты последний раз видел потерянную книжку?»
Такие вопросы приучают малыша быть инициативней и не прибегать к помощи взрослых там, где он уже может справиться без неё.
«Как я могу тебе помочь?» Учим ребенка нащупывать границы своих возможностей и зоны роста
Принципы педагогической системы Монтессори гласят, что ребенку важно и нужно регулярно расширять границы возможного. Дети осваивают всё более сложные задания, получают всё больше ответственных поручений по дому и по классу.
Иногда случается так, что малыш не рассчитал свои силы или не был готов к сложности упражнения. Вместо того чтобы показать ему, что он маленький и безответственный, молча выполнив работу за него, можно попытаться вмешаться гораздо более мягко.
«Тебе нужна помощь?», «Давай я буду доставать тарелки, а ты ставить их на стол?», «Давай мы оставим только зеленые карточки, и ты разложишь их по размеру?», «Можем прерваться на обед, а после попробуешь ещё раз».
Такими фразами вы покажете ребенку, что вы на его стороне, видите его усилия и верите в него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основных принципов музейной педагогики в ДОУ
Реферат содержит информацию об основных принципах музейной педагогики,особенности организации мини-музеев в ДОУ, а также сообщение о деятельности мини - музея «Русская изба» на базе нашего дошко...
Реализация основных принципов музейной педагогики в ДОУ
Презентация к реферату...
Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики
В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...
Принципы Монтессори - педагогики в современном дошкольном образовании
В статье представлены основные принципы Монтессори-педагогики, которые помогут нашим детям успешно развиваться в современном мире....
Памятка для педагогов Основные принципы Реджио-педагогики.
Памятка для педагогов Основные принципы Реджио-педагогики....
Памятка для педагогов. Основные принципы Реджио-педагогики.
Памятка для педагогов Основные принципы Реджио-педагогики....