Реализация основных принципов музейной педагогики в ДОУ
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Реферат содержит информацию об основных принципах музейной педагогики,особенности организации мини-музеев в ДОУ, а также сообщение о деятельности мини - музея «Русская изба» на базе нашего дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kval.docx | 73.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра дошкольного образования
Реализация основных принципов
музейной педагогики в ДОУ
(реферат)
Исполнитель: Егорова Галина Михайловна, воспитатель МАДОУ № 9, г. Топки |
Консультант: Мельник Елена Ивановна, методист кафедры дошкольного образования |
Кемерово 2013
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.. Основные принципы музейной педагогики………………………………. 5
2. Особенности организации мини-музеев в ДОУ…………………………. 11
3. Мини - музей «Русская изба»…………………………………………….. 15
Заключение……………………………………………………………………. 19
Список литературы…………………………………………………………… 22
Приложения.
Приложение 1. План работы музея «Русская изба»
на 2013-2014 учебный год……………………………………………………. 23
Приложение 2. Конспект занятия по развитию речи «Русская печь
— всему дому кормилица» (подготовительная группа) ……………………29
Введение
«Все начинается с детства…» - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, общество.
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствует большое разнообразие музейно-образовательных программ, предлагаемых для внедрения в дошкольных учреждениях.
Музей… Волшебный мир. Переступая порог, оказываешься в совсем другом мире, времени и пространстве. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию.
Безусловно, детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Деятельность мини-музеев в детском саду актуальна и эффективна.
Мини-музеи способствуют расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
В создании мини-музеев принимают участие не только педагоги, но и ребята и их мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Каждый мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, с экспонатами можно играть и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
Мини-музей в детском саду – это не просто хранилище, а живой организм в процессе познания.
1.Основные принципы музейной педагогики
Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение человека в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя частью культуры.
Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
На сегодняшний день существует несколько подходов к определению музейной педагогики как педагогическому направлению. Одни утверждают, что музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе. Под музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальный и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идет об «омузеивании» образования или об «образовании культурой».
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Педагоги, воспитатели, родители, осознавшие великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного феномена, выражают порой недоумение: водят своих воспитанников в музеи, а ожидаемый результат все не достигается. Дети продолжают скучать, не могут сосредоточиться, не ведут себя положительным образом, а нередко отказываются от очередного посещения музея. Словом, количество никак не переходит в качество.
Музейной педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научиться в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического восприятия отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.
На предваряющих музейное посещение занятиях педагог должен раскрыть своим воспитанникам смысл такого феномена, которым является музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. «Говорящий» предмет помогает раскрыть сущность абстрактного культурологического или философского понятия («время», «культура», «музей», «памятник», «реликвия» и т.д.), объяснить сложные закономерности. В стенах музея маленькие посетители вместе с музейным педагогом продолжают начатый разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
Я слышу - и забываю.
Я вижу - и вспоминаю.
Я делаю - и постигаю.
Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:
То, что слышим, - 10%.
То, что видим, - 50%.
То, что делаем, - 90%.
В основе развивающих методик музейной педагогики лежит и постулат выдающегося русского психолога: «В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность», и постоянное обращение к опыту зарубежных психологов и педагогов, в частности американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи: «Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, с фактическим изготовлением предметов», и рекомендации выдающихся швейцарских ученых - психолога Жана Пиаже «Понятие вырабатывается у ребенка только в результате самостоятельного действия с предметом» и педагога Иоганна Генриха Песталоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Уникален опыт психолого-педагогической деятельности известного итальянского педагога Марии Монтессори, свидетельствующий: основа обучения и воспитания детей - сенсорное воспитание. Под воспитанием органов чувств Монтессори понимала умение различать цвет, форму и различные качества предметов, а утончение чувств, развитие внимания, способности к собственному суждению о предмете. Важно и интересно для музейной педагогики предлагаемое Монтессори широкое использование чувства осязания, которым оно часто заменяет зрение, учить видеть руками. И ныне музейные педагоги действуют согласно этому принципу, когда вместе со своими воспитанниками с трепетом касаются старинных предметов, памятников архитектуры… Этот важнейший принцип освоения ребенком окружающей действительности дополняется другим: «Помоги ему сделать это самостоятельно». Когда речь идет о таких сложных и тонких материях, как познание себя, других, окружающего мира, пагубным может оказаться любое насилие, давление, авторитарное суждение, которым подчас грешат и педагоги, и воспитатели: «Делай, как я. Люби то, что близко мне». Музейная педагогика призывает дать ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор.
Изучив эти и другие исследования, отечественные специалисты в области музейного образования сделали для себя единственный вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложней психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка.
На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - «знание через руки». В большинстве зарубежных музеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах и мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка.
Изучение и анализ практической и теоретической деятельности отечественных и зарубежных ученых, опыта работы музейных педагогов позволили предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идет о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Широкий спектр методов определяет неограниченный набор всевозможных приемов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так и на музейных экспозициях, а так же праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и наибольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моем доме», «Культуры, которые живут в моем доме».
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.
Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабженных соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами и т.д., на основе специальных музейно-образовательных программ, в которые включены музеи разного профиля. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир и культура», «Музей и окружающий мир» и др.
Тогда исторические и культурологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи - то, что составляет понятие «чувство времени», - останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
2. Особенности организации мини-музеев в ДОУ
Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев - научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили: исторические, технические, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, краеведческие и др. Возникли в XV - XVI веках.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.
Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:
-учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
-формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;
-развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
-вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения.
Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и , при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.
Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.
Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.
Цели мини-музея:
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4.Формирование у дошкольников представлений о музее.
5.Расширение кругозора дошкольников.
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9.Развитие творческого и логического мышления и воображения.
10.Формирование активной жизненной позиции.
Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции: групповое помещение, раздевалка, помещения для дополнительных занятий, студии, холлы.
Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
1.Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.
2.Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.
3.Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.
3. Мини-музей «Русская изба»
Актуальность
С изменением содержания образования педагоги, все чаще стали отмечать невозможность доступного изложения и объяснения, создания образа многих обыденных вещей.
«Стала девочка кудель прясть» – звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть? «Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем на лопату садиться?».
Даже сказки К.И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?
Как объяснить, что такое лучина, ступа, веретено и т.д.?
В то же время никто не отрицает необходимость создания у детей представлений об окружающем мире, знакомства с русской народной культурой, понимания фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.
Мини - музей «Русская изба» - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.
Цели и задачи мини - музея:
- Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций.
- Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте русского народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
- Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.
- Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
- Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям.
Материальная база
Мини - музей «Русская изба» на базе МАДОУ №9 «Сказка» г. Топки совсем в недавнем прошлом отворил свои двери для маленьких посетителей и, можно сказать, еще находится в стадии доработки. Тем не менее, небольшое, но светлое помещение, которое было отведено для музея, уже значительно преобразилось. В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много других предметов «старины глубокой». Экспонаты стоят так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и со взрослыми понять, как они действуют. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.
Предполагается, что занятия в музее будут вести воспитатели. Знакомить детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. В музее дети могут «погреться» возле печки, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку, познакомиться с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Занятия, которые педагоги будут проводить в музее, помогут детям усвоить правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты - тем и рады», « Какова хозяйка - таков и стол». Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.
Сотрудники и родители отмечают: попадая в мини-музей, погружаешься в мир милого душе быта, пропитываешься русским духом. С целью включения мини-музея в систему работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурно-историческими традициями родного края, воспитателями детского сада разработан цикл занятий, содержанием которых стали старинные русские обычаи и традиции взаимодействия человека с природой, трудом и бытом людей. Составлен план работы музея на 2013-2014 учебный год (приложение 1), который включает такие мероприятия как: «Была б мука да сито, и сама б я была сыта», «В меду да в масле и лапоть съешь», «Как рубашка в поле выросла», « Русская печь- всему дому кормилица» (приложение 2) и многие другие.
Работа с родителями предусматривает:
- посещение открытых мероприятий и активное участие в них,
- изготовление совместно с детьми пособий и выполнение творческих заданий,
- приобщение к традиционной культуре не только русского народа, но и к культуре других народов России,
- проведение консультаций, использование как практических, так и теоретических материалов, накопленных в нашем музее,
- оформление папки – передвижки «Наш мини-музей» с фотографиями детей и родителей,
- пополнение мини-музея предметами народно-прикладного искусств.
Мини - музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Заключение
Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.
Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.
Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время.
К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
Главной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской культурной традицией является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции;
- ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством;
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий в совместной деятельности с детьми, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические..мини-музеи).
Список литературы
1. Акинина, Г. А. Управленческий аспект в реализации программы «Здравствуй, школа!» [Текст] / Г. А. Акинина // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 122-127.
2. Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления [Текст] / Е. В. Долгих, Н. И. Проскурякова, Т. Н. Феодосова // Директор школы. – 2008. - № 2. – С. 82-85.
3. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» [Текст] / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122.
4. Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды [Текст] / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.
5. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
6. Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория [Текст] / А. И. Поцелуева // Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289.
Приложение 1
План работы музея «Русская изба» на 2013-2014 учебный год
Форма взаимодействия педагога с детьми | Содержание взаимодействия педагога с детьми. | |||||||
Ознакомление с предметным миром | Декоративно-прикладное | Устное народное | Музыкальный фольклор; | |||||
Сентябрь | ||||||||
Организованная деятельность с детьми. | «Своя хатка – родная матка». Цель: Познакомить детей с жилищем русского народа; дать представление о строительстве русской избы. | Рисование «Русская изба». Цель: Развивать у детей творческие способности при изображении русской избы. | Пословицы о труде. | Прослушивание грамзаписи «Как у наших у ворот», «Ах, вы сени». | ||||
Совместная деятельность | Конструирование макета избы из деревянного строителя. | Художественное конструирование из бумажных трубочек «Вот моя деревня. Вот мой дом родной». Коллективная работа. | Драматизация потешки «Ай, туки, туки. туки -застучали молотки». | Подвижная народная игра «Колышки». | ||||
Самостоятельная деятельность | Д/и «Построй избу». «Помоги плотнику». | Д/и «Укрась избушку узором». | Стихотворение «Вот моя деревня». | Слушание по аудиозаписи русских народных песен. | ||||
Октябрь | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «Без печи хатка – не хатка». Цель: познакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством, рассказать о функциях главного в избе-печи. | Работа с глиной «Горшки». | 1.Пословицы о труде. | Пение: «Лиса рожью шла»; | ||||
Совместная деятельность | Сюжетно – ролевая игра «Мастерим печь». (Роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья). | Лепка из пластилина и из глины горшков. | Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк». | Подвижная народная игра: «Селезень утку догонял». | ||||
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевые игры «Дом, семья». | Пользование ухватом. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. | Народная подвижная играя «Слепой козёл». | ||||
Ноябрь | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «Все вместе и печки, и лавочки». | Рисование: «Украсим стены и двери в избе». | Отгадывание загадок о предметах быта. | Пение: «Вот те гребень, вот те лень». | ||||
Совместная деятельность | Конструирование мебели для макета избы. | Аппликация «Домик». | Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». | Подвижная народная игра: «На горе-то мак». | ||||
Самостоятельная деятельность | Обыгрывание ситуаций с атрибутами в музее избы. | Рассматривание иллюстраций изб с предметами декораций | Изготовление настольного театра к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой». | Слушание в грамзаписи танцевальных наигрышей на гармошке, шуточные песни. | ||||
Декабрь | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «Подворье». | Лепка из глины: | Чтение отрывка из былины «Добрыня и змей», загадки про домашних животных. | Подготовка к Новому году, вождение хороводов вокруг ёлки. | ||||
Совместная деятельность | Конструирование хозяйственных построек по схемам. | Рисование домашних животных. | Рассматривание иллюстраций к былинам В. Васнецова «Богатыри | Подвижная игра «Олень» | ||||
Самостоятельная деятельность | Обыгрывание построек с использованием мелких игрушек домашних животных. | Обыгрывание поделки из глины «Лошадка на подворье». | Использование сюжета былин в театрализованной деятельности. | Подвижная народная игра «Петушиные бои». | ||||
Январь | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «Была б мука да сито, и сама б я была сыта». Цель рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них. | Лепка из глины: «Барыня». | Отгадывание загадок о крупах. | Пение: колядные песни. | ||||
Совместная деятельность | Беседа «С чем пили чай у самовара?» | Рисование: Украсим «Барыне сарафан» (дымковская роспись). | Заучивание потешки: «Ладушки оладушки» | Подвижная игра «Как у дяди Трифона». | ||||
Самостоятельная деятельность | Д\и «Приготовь кашу». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». | Лепка из пластилина пряников, баранок, печенья. | Альбом «Русское чаепитие». | Русская подвижная игра «Сковорода». | ||||
Февраль | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «В меду да в масле и лапоть съешь». Цель: Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, чем они отличаются от современных блюд; способ их приготовления | Рисование «Я был на Масленице» | Пословица «В меду да в масле лапоть съешь». | Пение: «Едет Масленица», «Блины». | ||||
Совместная деятельность | Приготовление с детьми блюд по их желанию (мучные, крупяные, молочные) | Коллективная работа из глины «Праздничный стол». | Чтение русской народной сказки «Каша из топора». | 1.Прослушивание масленичных песен. | ||||
Самостоятельная деятельность | Изготовление чучел из тряпочек и ниток. | Рассматривание иллюстраций с изображением масленичных гуляний. | Игра – драматизация по русской народной сказке «Каша из топора». | Подвижная игра «Два Мороза». | ||||
Март | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «Как рубашка в поле выросла». | Рисование «Полотенце». Цель: познакомить детей с росписью на полотенцах, показать разнообразие узоров. | Рассказывание сказки: «Как рубашка в поле выросла». | Пение: заклички «Жаворонушки». | ||||
Совместная деятельность | Рассматривание приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.). | Рассматривание репродукций о весне | Потешки о весне. | Подвижная игра «Мужичок». | ||||
Самостоятельная деятельность | Рассматривание альбома «Весна». | Изготовление с родителями скворечника | Загадки о птицах. | Слушание «Голоса птиц». | ||||
Апрель | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «Хвалят на девице шёлк, коли в девице толк». | Рисование: «Украсим сарафан девице». | Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка». | Весенние хороводы «Улица широкая», Подвижная игра «Ручеёк» | ||||
Совместная деятельность | Д\и «Соберём приданное девице». | Пословицы о труде. | Подвижная игра «Я на бочке сижу». | |||||
Самостоятельная деятельность | Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами. | Д\и «выложи узор по подолу сарафана». | Загадки об одежде. | Хоровод «Во поле берёзонька стояла». | ||||
Май | ||||||||
Организованная деятельность с детьми | «Оберег». | Изготовление русской обрядовой куклы из тряпочек «Нянюшка». Цель: научить своими руками делать игрушку-оберег. | Потешка «Расти коса до пояса». | Пение: «Была у нас Дуня», «Вот пойду я младёшенька»Колыбельные песни. | ||||
Совместная деятельность | Сборка бус из бисера. Сюжетно-ролевая игра «Дом». | Рисование «Кокошник». | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи», «Горелки». | ||||
Самостоятельная деятельность | Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.). | Уголок ряжения. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. |
Приложение 2
Конспект занятия по развитию речи
«Русская печь — всему дому кормилица»
(подготовительная группа)
Цель: закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;
Задачи: вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора: загадок, пословиц, сказок.
Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.
Предварительная работа с детьми:
Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Сивка-бурка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
Рассматривание русской печи на слайдах и на картинках в книжках. Объяснение и показ картинок, что такое ухват и что такое чугунок.
Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, лоскутное одеяло. Образование относительных прилагательных из сочетаний двух существительных.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказкам, 2 палочки с красными ленточками, квадратные листы бумаги по количеству детей в группе, наборы цветных карандашей и мелков по количеству детей в группе, маска козла.
Ход занятия:
Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад.
Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
Традиционно женщина – хозяйка дома каждый день готовила еду и поддерживала огонь в печи. Считалось, что «помогали» ей в работе духи предков. Невидимые существа «подсказывали» женщине, как правильно приготовить какое-то блюдо, отвар для лечения домашних животных или для лечения детей и мужа. Поэтому печка - это самая первая помощница и советчица хозяйки дома.
С русской печкой связано много народных обрядов. Например, когда перед свадьбой сваты приходили в дом невесты, они сначала крестились на иконы, а потом прикладывали руки к печи. Это символизировало, что чужие люди хотят приобщиться к этой семье.
А если незнакомого человека в чьём-то доме приглашали поспать на печи, то он уже становился «своим».
Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.
Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, как устроена русская печь.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадки.
Загадывание загадок.
Чего из избы не вытащишь?
(печь)
Зимой нет теплей, а летом нет холодней.
(печь)
Шуба в избе, а рукав на улице.
(печь и труба)
Без чего печь не затопить?
(без дров)
В чём варили кашу, щи в русской печи?
(в чугунке)
Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?
(ухватом)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Печь и дрова. »
Подвижная игра «Печь и дрова. »
Сначала выберем, кто будет у нас печью.
Все дети встают вкруг, взявшись за руки, а один ребёнок – в центре. Дети идут по кругу и повторяют такие слова:
«Вытащил ухват из печи чугунок. »
Ребёнок, стоящий в центре круга, медленно двигается спиной в любую сторону к детям, идущим по кругу. С кем столкнётся ребёнок из центра круга – тот выбирается печью, остальные дети – дрова.
Ребёнок-печь берёт в каждую руку палочку (длина палочек 25-30 см.) с красными ленточками – это огонь в печи и становится в центр круга.
Все остальные дети – это дрова в печи, которые образуют круг, двигаются по часовой стрелке и говорят отрывок из стихотворения Михаила Каткова «Русская печка как мама»
Русская печка как мама,
Словно молитву творит.
Печь разжигается рано,
Пламенем жарко горит.
Далее, дети подходят к печке, не расцепляя рук.
Печка в течение одной минуты старается палочками дотронуться до детей – дров.
Печка не может сдвигаться с места. Можно только поворачиваться телом и крутить руками. Те дети, до которых дотронулась печка – выходят из игры.
Дети – дрова пытаются увернуться от печки.
После игры дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.
Словообразовательное задание: «Какая бывает каша? »
Воспитатель: Каша из манки…
Дети: манная.
Воспитатель: из гречки…
Дети: гречневая.
Воспитатель: из риса…
Дети: рисовая.
Воспитатель: из овса…
Дети: овсяная.
Воспитатель: из перловки…
Дети: перловая.
Воспитатель: из кукурузы…
Дети: кукурузная.
Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.
Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги? »
Воспитатель: Пирог с капустой…
Дети: капустный пирог.
Воспитатель: пирог с яблоками…
Дети: яблочный пирог.
Воспитатель: пирог с грибами…
Дети: грибной пирог.
Воспитатель: пирог с мясом…
Дети: мясной пирог.
Воспитатель: пирог с ягодами…
Дети: ягодный пирог.
В русских народных сказках тоже не обходится без печки.
Дидактическая игра «Угадай сказку. »
Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.
1. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»
(«Колобок»).
2. «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»
(«Царевна - лягушка»)
3. «Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой! »
(«Сивка - бурка»)
4. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»
(«По щучьему велению»)
5. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон! ». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»
(«Заюшкина избушка»)
6. «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели? » Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»
(«Гуси - лебеди»)
Речевая игра «Дополни предложения. »
Русская печь нужна для…
(для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища)
Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…
(дрова, поленья)
Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…
(печь)
Зимними тёмными вечерами использовали печь для…
(освещения избы)
Воспитатель: даже частушки есть о русской печи.
Частушки.
Эх, выйду плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею - чашки
От грязнули Машки.
Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в весёлую игру, которая называется «Козёл и ребята».
Подвижная игра «Козёл и ребята. »
Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)
Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог.
Козёл: Я – Козёл, ме-ме!
Я в лес ходил.
Я дрова рубил.
Дети: А зачем тебе дрова?
Козёл: Ме-ме, печь топить.
Дети: А зачем печь топить?
Козёл: Ме-ме, кашу варить.
Дети: А зачем кашу варить?
Козёл: Ме-ме, ребят кормить.
Дети: Не хотим мы каши!
Козёл: Ме-ме, накормлю!
Догоню и накормлю!
После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит. До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры.
После окончания игры дети садятся на стулья за столы, на которых приготовлены мелки, цветные карандаши для рисования и листочки в форме квадрата 10 на 10 см или 15 на 15 см.
Коллективная работа «Лоскутное одеяло»
Воспитатель: Дети, вы, конечно, знаете, что на русской печке всегда спали и укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень – очень дорогой, поэтому даже сильно изношенная одежда шла вход. Хозяйка выбирала не износившиеся части одежды, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточно количество лоскутов, заботливая хозяйка разрезала их на разные геометрические формы, чаще всего квадраты, а потом сшивала, делая единое пёстрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным. Потому что шилось из лоскутов – кусочков ткани.
Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло.
Каждый из вас раскрасит свой кусочек так, как он хочет. Можно нарисовать какую-то картинку, узор, геометрические формы, можно просто раскрасить в разные цвета. А ещё нарисовать клетку, полоску, цветочки, листики, горошки, ёлочки, домики, человечков и всё, что вы сами захотите.
Когда дети заканчивают рисовать, все работы скрепляются между собой с обратной стороны с помощью скотча.
Коллективная работа переворачивается и все любуются получившимся «одеялом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения
Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной прог...
План воспитательно-образовательной работы по реализации основной общеобразовательной программы на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с детьми седьмого года жизни подготовительной группы.
Сентябрь 02.09.2013 – 27.09.2013...
Реализация основных принципов музейной педагогики в ДОУ
Презентация к реферату...
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ группа «В» общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет срок реализации 2016-2017 учебный год
СодержаниеI.Целевой разделСтр.1.Пояснительная записка31.1.Цели и задачи реализации Программы31.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса41.3.Возрастные и индивидуальные особен...
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...
Реферат по педагогике:"Основные категории педагогики"
Основные понятия педагогики являются : воспитание, обкчение, образование, развитие, самосрвершенствование.Воспитание-сознательное , целеноправленное, систематическое и планомерное воздействие на...