Принципы Монтессори - педагогики в современном дошкольном образовании
статья на тему
В статье представлены основные принципы Монтессори-педагогики, которые помогут нашим детям успешно развиваться в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
montessori.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы Монтессори - педагогики
в современном дошкольном образовании.
«Я не готовлю ребёнка к школе, я готовлю его к жизни».
М. Монтессори
В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек открыла в Петербурге первую школу по системе Монтессори. Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи современных педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим принципам. И это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, в непрерывно меняющемся мире.
Основным отличием метода Монтессори является отношение к ребенку как уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, путем, реализовать творческий потенциал.
Ключевые моменты системы Монтессори и положительные изменения в ребенке.
1. Свобода выбора по мнению Монтессори нужно дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате ситуации выбора:
ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
учится делать выбор;
учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.
2. Наличие специального комплекта дидактического материала Монтессори. Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори - среды. В результате получим:
всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
3. Контроль ошибок. В Монтессори - материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого. У ребёнка происходит:
формирование адекватной самооценки;
развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
самоконтроль;
4. Монтессори – педагог - это педагог, прошедший специальную подготовку по данной системе. Необходимо знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори - среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку), что способствует быстрому и эффективному усвоению задач материала ребенком;
возможность поэтапного освоения навыка;
развитие точности восприятия;
развитие концентрации внимания;
5. Наличие определённых правил в Монтессори – среде.
Соблюдение правил:
Убери за собой;
Работа на ковриках;
По классу передвигаемся тихо;
Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др. Кроме того в системе педагогу отводится роль по формированию нравственных, личностных качеств:
умение рационально использовать пространство;
умение нести ответственность за собственный выбор;
потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);
развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.
6. Разновозрастность. Необходимо присутствие в среде детей всех возрастных категорий в определенном (3года) диапазоне.
Подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность.
формируется чувство взаимопомощи;
младшие имеют возможность учиться у старших;
старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
7. Дети – активные участники процесса обучения.
Часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и сами рассказывают их своим товарищам. Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);
в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.
Психологические принципы.
Не делай за ребёнка то, что он может сделать сам.
Помоги мне это сделать самому! - принцип, которым следует руководствоваться. Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Отсутствие оценок взрослого.
Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
Отсутствие соревновательного мотива.
Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим»
Эти ключевые моменты педагогики Марии Монтессори базируется на следующих принципах:
Антропология ребенка. Гетерогенность. Возрастная периодизация.
Принцип условий свободы развития ребенка.
Принцип концентрации внимания.
Принцип специально подготовленной обучающей среды.
Принцип сенситивности.
Принцип ограничения и порядка
Принцип актуального и ближайшего развития.
Принцип социального воспитания и интеграции.
Как и у всякой системы, здесь тоже есть свои минусы:
Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. В системе нет ролевых и подвижных игр.
Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в России была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны, воплощают в жизнь идеи Марии Монтессори в России, воспитывая, современное поколение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными тр
Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного ...
Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании.
В статье раскрыта особенность педагогической системы Монтессори, которые определяют её актуальность в современном ДОУ. Дано описание истории развития оригинальной системы, её основные идеи ...
Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.
Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....
Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применяемые в дошкольном образовании
К основным общенаучным принципам и подходам методологии педагогики относятся:1. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип включает в себя связь между получаемыми знаниями ребенком н...
Арт-педагогика и арт-технологии в современном дошкольном образовании
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок познает окружающий мир, а в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пыт...
Консультация для педагогов "Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании"
Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем, доказавших свою ценность и получивших мировое признание, может стать базой для решения различных во...
Основные принципы Монтессори педагогики
Основные принципы Монтессори педагогики Отличительная черта подхода в том, что ребенку любого возраста определенным организуется среда, в которой тот может свободно перемещаться и самостоятельно ...