Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая акварелька»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Веселая акварелька»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_veselaya_akvarelka.docx | 55.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток»
г. Смоленск
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Веселая акварелька»
Возраст: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Наумович Анастасия Сергеевна,
Воспитатель первой квалификационной категории
г. Смоленск
2022
- Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа (далее Программа) «Веселая акварелька» является программой художественной направленности.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами, а со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Актуальность программы заключается в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и снятия психологических зажимов и страхов перед рисованием. Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключаются в ее инновационном характере. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Назначение программы
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
- Адресат программы: программа предназначена для дополнительных занятий с детьми от 3 до 4 лет.
2. Целевой раздел
Цель и задачи программы
Цель Программы: создание условий для развития у детей устойчивого интереса к изобразительному творчеству, проявления индивидуальных способностей, формирования самостоятельной творческой деятельности через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник.
Задачи Программы:
Образовательные:
- Формировать художественное мировосприятие.
- Обогащать словарный запас художественными терминами.
- Формировать навыки обращения с изобразительным материалом.
- Формировать художественную грамотность.
Развивающие:
- Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства, развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
- Развивать у детей чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия, воображение;
- Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное.
- Улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера.
- Развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе.
- Формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, терпение, волю, усидчивость, трудолюбие.
- Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, умение откликаться на проявление прекрасного, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы.
- Воспитание уважительного отношения к результатам детского творчества.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Объем программы – 64 часа.
Режим занятий
Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятия – 15 минут.
Формы организации и проведения занятий
Форма обучения – очная. Форма организации занятий: подгрупповая, индивидуальная. Формы проведения занятий: предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными техниками, обсуждение и выбор приема рисования, вручение готовых работ родителям, детям в качестве подарков.
Ожидаемые результаты и способы оценки
Реализация программы должна обеспечить:
- сформированное у воспитанников эмоционально-положительное отношение к процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него появляется чувство удовлетворения от своей работы);
- умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- развитые навыки пользования тычком, карандашами, кистью, мелками, нетрадиционными художественными материалами, красками «гуашь»;
- владение достаточным словарным запасом, свободно общается с педагогом и сверстниками;
- эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- участие воспитанников в творческих выставках и конкурсах.
Формы и методы оценки результативности программы:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование (оценка результативности программы проводится два раза в год (сентябрь, май) с помощью мониторинга для отслеживания уровня освоения детьми программного материала в рамках занятий кружка запланированных программой;
- текущие и итоговые выставки;
- творческие конкурсы.
3. Содержательный раздел
Методы и технологии реализации программы
Занятия по программе включают в себя все разнообразие методов организации занятий. При реализации программы используются следующие методы обучения:
- словесный (беседы, диалоги, обсуждения, художественное слово);
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- частично-поисковый (в форме игры);
- исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
- диагностический.
В работе с детьми используются следующие нетрадиционные художественные техники:
- рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается;
- рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается;
- тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности;
- оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка;
- скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Ученый план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Диагностика | 5 | 10 | 15 | Диагности- ческие карты |
2 | «Мой любимый дождик» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
3 | «Веселые мухоморы» Рисование пальчиками | 10 | 20 | 30 | Рисунок |
4 | «Опята – дружные ребята» (рисование грибочков) Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
5 | «Желтые листья летят» Рисование ладошками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
6 | «Осеннее дерево» (коллективная работа) Рисование ладошками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
7 | «Осень вновь пришла» Рисование пальчиками, оттиск поролоном | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
8 | «Вот ежик – ни головы, ни ножек…» Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
9 | «Птички клюют ягоды» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
10 | «Свитер для друзей» Рисование ладошкой и пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
11 | «Солнышко» Рисование ладошками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
11 | «Ягоды на тарелочке» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
12 | «Букет из осенних листьев» Печатание листьями | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
13 | «Рябинка» Рисование пальчиками, скатывание бумаги | 10 | 20 | 30 | Поделка |
14 | «Мы рисуем, что хотим» Разные техники рисования | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
15 | «Виноград» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
16 | «Зайчик» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
17 | «Лес» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
18 | «Красивые цветы» Рисование ладошками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
19 | «В гостях у жирафа» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
20 | «Снежные комочки» Рисование тычком жесткой кистью | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
21 | «Птицы клюют ягоды» Рисование пальчиками, оттиск пробкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
22 | «Маленькой елочке холодно зимой» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
23 | «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) Рисование техникой тычкования | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
24 | «Вишневый компот» Оттиск пробкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
25 | «Шарики воздушные, ветерку послушные...» Разные техники рисования | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
26 | «Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
27 | «Мои рукавички» Оттиск пробкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
28 | «Маленькой елочке холодно зимой...» Разные техники рисования | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
29 | «Красивая салфеточка» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
31 | «Веселый снеговик» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
32 | «Снег кружится» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
33 | «Снежинки» Свеча + акварель | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
34 | «Цветочек для папы» Рисование ладошкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
35 | «Кораблик для папы» Скатывание бумаги | 10 | 20 | 30 | Поделка |
36 | «Елочка» Восковые мелки + акварель | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
37 | «Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками | 10 | 20 | 30 | Рисунок |
28 | «Волшебные картинки» Рисование ладошкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
39 | «Веселый осьминог» Рисование ладошками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
40 | «Бабочка» Рисование ватными пальчиками, тампонирование | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
41 | «Мое любимое животное» Тычок | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
42 | «Божьи коровки на лужайке» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
43 | «Нарядные матрешки» Оттиск печатками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
44 | «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) Техника бумагопластики | 5 | 10 | 15 | Поделка |
45 | «Два жадных медвежонка» Оттиск смятой бумагой, ватные палочки | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
46 | «Ночь и звезды» Рисование манкой, скатывание салфеток | 5 | 10 | 15 | Поделка |
47 | «Зайчишка» Тычок жесткой полусухой кистью | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
48 | «Рыбки в аквариуме» Рисование ладошкой, пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
49 | «Закат» Рисование пальчиками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
50 | «Ветка мимозы» Скатывание салфеток | 5 | 10 | 15 | Поделка |
51 | «Жили у бабуси два веселых гуся» Рисование ладошкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
52 | «Клоун» Рисование восковыми мелками | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
53 | «Морковка» Рисование пальчиком | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
54 | «Красивые цветы для пчелки» Рисование ладошкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
55 | «Травка» Рисование ладошкой | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
56 | «Одуванчик» Рисование пальчиком | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
57 | Оформление коллажа «Подводное царство» Разные техники рисования | 5 | 10 | 15 | Поделка |
58 | «Сиреневый букет» Скатывание салфеток | 5 | 10 | 15 | Поделка |
59 | «Рисуем, что хотим» Разные техники рисования | 5 | 10 | 15 | Рисунок |
60 | Диагностика | 5 | 10 | 15 | Диагности- ческие карты |
Календарный учебный график
Год обучения, группа | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество ученых недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год Вторая младшая | 2022 | 202 | 64 | 64 | 64 | Вторник, четверг Вторая половина дня |
Календарно-тематический план на 2023-2024 учебный год
Тема занятия | Нетради-ционные техники | Задачи | Материал | |
Октябрь | ||||
1. «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки | |
2. «Веселые мухоморы» (1 занятие) | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов | |
3. «Веселые мухоморы» (2 занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) | С предыдущего занятию + сухие листья | |
4. «Опята – дружные ребята» (рисование грибочков) | Рисование пальчиками | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца – прямые линии (ножки грибов) | Бумага размером 1/2 альбомного листа, гуашь коричневая | |
;Желтые листья летят» | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие | Бумага размером 1/2 альбомного листа, гуашь желтая | |
6. «Осеннее дерево» (коллективная работа) | Рисование ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы, салфетки | |
7. «Осень вновь пришла» | Рисование пальчиками, оттиск поролоном | Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона | Бумага размером 1/2 альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная | |
8. «Вот ежик – ни головы, ни ножек…» | Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ежика пальчиком | Бумага размером 1/2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая | |
Ноябрь | ||||
1. «Птички клюют ягоды» | Рисование пальчиками | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции | 1/2 листа различных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках, пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц | |
2. «Свитер для друзей». | Рисование ладошкой и пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор | Две куклы – мальчик девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. | |
3. «Солнышко» | Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы голубой бумаги с кругом желтого цвета | |
4. «Ягоды на тарелочке» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета | |
5. «Букет из осенних листьев» | Печатание листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность | Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки | |
6. «Рябинка» (1-е занятие) | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции | Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины | |
7. «Рябинка» (2-е занятие) | Скатывание бумаги | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции | Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины | |
8. «Мы рисуем, что хотим» | Разные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющееся в наличии. | |
Декабрь | ||||
1. «Виноград» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зеленого цвета. | |
2. «Зайчик» | Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы серой бумаги с изображением зайчика, гуашь белого цвета | |
3. «Лес» | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки. | |
4. «Красивые цветы» | Рисование ладошками | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь, салфетки | |
5. «В гостях у жирафа» | Рисование пальчиками | Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение жирафа, гуашь | |
6. «Снежные комочки» | Рисование тычком жесткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жесткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя все пространство листа | Бумага размером 1/2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь | |
7. «Птицы клюют ягоды» | Рисование пальчикамиОттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции | Бумага размером 1/2 альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки | |
8. «Маленькой елочке холодно зимой». | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы елочек | |
Январь | ||||
1. «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жесткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковер) | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая | |
2. «Вишневый компот» | Оттиск пробкой | Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать прием получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. | Силуэт банки, красная гуашь | |
3. «Шарики воздушные, ветерку послушные...» | Разные техники | Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним – ватными палочками. | Бумага размером 1/2 альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета | |
4. «Украшение чайного сервиза» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды | |
5. «Мои рукавички» | оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета | |
6. «Маленькой елочке холодно зимой...» | Разные | Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом – губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле) | Бумага размером 1/2 альбомного листа серого цвета, губка, ватные палочки, гуашь белая | |
Февраль | ||||
1. «Красивая салфеточка» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства. | Белая бумага размером 50*#1043;уашь разных цветов. | |
;Веселый снеговик» | Рисование пальчиками | Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции | Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета | |
3. «Снег кружится». | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик | Листы голубой бумаги | |
4. «Снежинки» | Свеча + акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | |
5. «Цветочек для папы» | Рисование ладошкой | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Ватман, гуашь разных цветов | |
6. «Кораблик для папы» (1-е занятие) | Скатывание бумаги | Закрепить технику – скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки | |
7. «Кораблик для папы» (2-е занятие) | Скатывание бумаги | Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность | Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки | |
8. «Елочка» | Восковые мелки + акварель | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность | Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти | |
Март | ||||
1. «Цветы для мамы» (1-е занятие) | Рисование ладошками, пальчиками, печатками. | Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы. | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки | |
2. «Цветы для мамы» (2-е занятие) | Рисование ладошками, пальчиками, печатками | Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность | Желтая гуашь, плотный лист с изображением круга, салфетки. | |
3. «Волшебные картин-ки» | Рисование ладошкой. | Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции | Листы белой бумаги размером 20*#1043;уашь разных цветов | |
4. «Веслый осьминог» | Рисование ладошками | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать ее краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Листы белой бумаги размером 20*#1043;уашь синего цвета | |
5. «Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампониро-вание | Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек | |
6. «Мое люби-мое животное» | Тычок | Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное | Готовые формы животных | |
7. «Божьи коровки на лужайке». | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и темно-зеленого цветов, черная гуашь в мисочках | |
8. «Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки | |
Апрель | ||||
1. «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | Техника бумагоплас-тики | Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста) | Силуэт петушка, клей, салфетки | |
2. «Два жадных медвежонка» | Оттиск смятой бумагой, ватные палочки | Учит рисовать животных | Газета, ватные палочки, Бумага размером 1/2 альбомного листа, коричневая гуашь | |
3. «Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | |
4. «Зайчишка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки | |
5. «Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации | |
6. «Закат» | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки | |
7. «Ветка мимозы» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы | |
8. «Жили у бабуси два веселых гуся» | Рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали | Нарисованное заранее озеро, гуашь, маркеры для рисования деталей | |
Май | ||||
1. «Клоун» | Рисование восковыми мелками | Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма | Контур предмета, восковые мелки, белая бумага | |
2. «Морковка» | Рисование пальчиком | Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации | Листы белой бумаги с изображением моркови, гуашь оранжевого и зелёного цвета | |
3. «Красивые цветы для пчелки» | Рисование ладошкой | Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение | Листы белой бумаги, гуашь зеленого и красного цвета, салфетки | |
4. «Травка» | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета | |
5. «Одуванчик» | Рисование пальчиком | Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию | Листы белой бумаги, гуашь желтого, зеленого цвета. | |
6. Оформление коллажа «Подводное царство» | Разные техники | Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом | Плотный синий ватман, силуэты рыбок, зеленая гуашь, клейстер, салфетки | |
7. «Сиреневый букет» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени | |
8. «Рисуем, что хотим» | Разные техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Все имеющиеся в наличии |
#1054;рганизационный раздел
Структура и основные принципы занятий
- Подготовка рабочего места к изобразительной деятельности.
- Игровая беседа, подразумевающая устное изложение начальной теоретической части занятия по различным понятиям и терминам, связанным с изобразительной деятельностью и искусством (Словесные методы). Демонстрация наглядных пособий по теме, образцов детских работ (Наглядные методы).
- Объяснение последовательности технического исполнения творческой работы (Наглядные, практические методы).
- Выполнение творческой работы ребенком одновременно с педагогом или самостоятельно.
- Обзор готовых работ.
Условия реализации Программы
Отдельное помещение: большой стол и стулья, раковина, экран и мультимедийный проектор, ПК
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата, фактуры и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Гуашь.
4. Восковые мелки, пастель, сангина, уголь.
5. Трубочки для коктейля.
6. Блюдца, палитры.
7. Емкости для воды.
8. Кисти круглые и плоские разного размера.
9. Салфетки.
10. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
11. Клей ПВА.
12. Восковые свечи.
13. Поролоновые штампы.
Методическая литература
- Волшебный мир народного творчества / под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2001.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2008.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 2004.
- Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: Сфера, 2008.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- Королева Т.В. Занятия по рисованию в детском саду. – М.: Владос, 2017.
- Малкина Н., Коричева Н. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография // Дошкольное воспитание. 2011. – № 3. – С. 53-62.
- Никологорская О.А. Волшебные краски. – М.: АСТ-Пресс, 2017.
- Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: Сфера, 2016.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2014.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька"
дополнительная программа художественной напрвленности "Акварелька"...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька» (нетрадиционное рисование)
Развитие художественно - творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька»
Предметом проведения ДООП «Акварелька» является приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. «Акварелька» даёт возможность зн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по изонити «Веселые ниточки»
Программа реализовывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического процесса. На фоне изучаемых традиционно в ...