Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».
рабочая программа

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения  России от09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28); Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); Устав  образовательной организации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33 «Радуга» города Смоленска

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 2020г.

УТВЕРЖДАЮ

ЗаведующийМБДОУ

«Детский сад № 33 «Радуга»

Ковалёва И.И..________

Приказ от

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Веселые пальчики».

Автор-составитель:

Антонович Елена Владимировна

воспитатель

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебный план.
  3. Содержание учебного плана.
  4. Календарный учебный план.
  5. Методическое обеспечение программы.

Пояснительная записка.

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения  России от09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28); Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. № 09-3242); Устав  образовательной организации.

Программа дополнительного образовательного кружка «Веселые пальчики» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  с учетом основных требований ФГОС ДО.

Программа дополнительного образовательного кружка «Веселые пальчики»  имеет стартовый уровень, отнесена к программам художественной направленности и рассчитана на 1 год обучения.

Программой предусмотрена совместная деятельность детей, как фактор, способствующий развитию общения, умение самостоятельно распределять между собой обязанности, планировать деятельность, обсуждать ее, проявлять взаимопомощь и работать в соответствии с общим замыслом.

Актуальность

Цель организации дополнительного образования на базе детского сада- совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания. Организация дополнительных образовательных услуг- это компонент социального заказа общества и результат решения федеральных и региональных задач в области образования.

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у  детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Новизна и отличительная особенность программы

Особенностью программы является то, что она интегрируется с другими общеобразовательными программами ,но ни в коем случае не повторяет их.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования позволяет создать атмосферу дошкольного воспитания насыщенной ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, где каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобретает опыт успешной творческой деятельности.

Интеграция дошкольного и дополнительного образования детей происходит на двух уровнях: внешнем и внутренним.

Внешняя интеграция позволяет детям посещать другие дополнительные образовательные учреждения

Программа «Веселые пальчики» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Цель

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.

Задачи                                                                            

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;    

  -Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.                

Образовательные:          

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;                                                  

 -Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:                                                                                        

-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха                                                          собственным трудом;                                                              

-Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую                                                                        

-Самореализацию, доброе отношение к сверстникам. 

1.1.         Принципы, лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических     материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога,  воспитанников  и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,  ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.2.         Форма проведения занятий

Индивидуальная;

Групповая;

Коллективная.

 1.3.         Методы и приемы обучения

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2.Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3.  Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

1.4.         Ожидаемые результаты:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

-Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативности.

- Индивидуальный «почерк» детской продукции.

- Способность к активному усвоению художественного опыта.

- Развитие общей ручной умелости.

- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.

- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.

- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

2.  Содержательный раздел.

Программа «Веселые пальчики» адаптированная, художественно-эстетической направленности. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, договора с  родителями. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся с детьми 5-6  лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий 18

Время занятий составляет 25 мин

2.1 Учебный план.

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

1

Работа с красками и жесткими кисточками

6

2

Работа с природным и бросовым материалом

2

3

Работа с крупой и клеем ПВА

2

4

Рисование ладошкой и пальчиками

4

5

Работа с пластилином, бумагой и картоном.

4

 Содержание программы кружка:

По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

1 «Работа с красками и жесткими кисточками». Рисование способом тычка. продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, учить смешивать краски,  познакомить с методами: «раздувание капли». «набрызг», развивать творчество и фантазию.

2  «Работа с природным и бросовым материалом». Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

3 «Работа с крупой и клеем ПВА». Учить работать с бумагой, клеем, крупой. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме , развивать аккуратность, внимательность , воображение.

4 «Рисование ладошкой и пальчиками»  Учить рисовать ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа . Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

5 «Работа с пластилином, бумагой и картоном». Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму.

2.2 Календарный учебный график.

Название месяца

Тема занятия

Содержание, форма проведения

Оборудование (материал, атрибуты, игры)

Сентябрь

1. «Золотая осень»

Цель: Рисование способом тычка. Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2.«Красивый букет»

Цель: Печатание растений Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

Октябрь

1.«Подсолнух»

Цель: Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

 Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.

2.«Ежик»

Цель: Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость

Бумага, гуашь, жесткие кисти

Ноябрь

1. «Черепашка»

Цель: Аппликация из крупы. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость

Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.

2. «Два петушка»

Цель: Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Цветные карандаши, листы бумаги

Декабрь

1. «Узоры на окнах»

Цель: Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка

«Елочка»

Цель: Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Рисунок с изображением елочки; пластилин.

Январь

«Мои руковички»

Цель: Оттиск пробкой, рисование пальчикамиУпражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Пробки, краски, бумага

2. «Снегири на ветке»

Цель: Рисование способом тычка. Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Февраль

1. «Музыка»

Цель: Пальцевая живопись Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

Бумага, гуашь

2. «Подарок папе»

Цель: Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Материал для аппликации.

Март

1. «Букет для мамы»

Цель: Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2. «Какого цвета весна»

Цель: Монотипия. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию помокрой бумаге, смешивая краски

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки

Апрель

1. «Звездное небо»

Цель: Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании спомощью данных техник.

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон

2. «Пасхальное яйцо»

Цель: Аппликация из салфеток. Учить методу торцевания

Салфетки, краски

Май

1. «Салют»

Цель: Закрепление навыка рисования акварелью или гуашью, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Акварель или гуашь, восковые мелки

2. «Цветочная поляна»

Цель: Печатание растений Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

2.2. Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, крупой  и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

3. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.

Используемый материал для работы с детьми:

Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);

Картон (цветной, белый);

Природный материал ( листья, ветки);

Фломастеры, маркеры, карандаши;

Дощечки;

Клей, пластилин, ножницы;

Линейка;

Кисти;

Демонстрационный материал:

Наглядные пособия;

Иллюстрации;

Фотографии;

Образцы работ;

Художественная литература

Технические средства:

Ноотбук;

         Наглядный материал:

Картина «Осень»;

Картина «Подсолнухи»;

Картина с изображением ёжика;

Картина с изображением черепахи;

Картина с изображением петушков

Картина с изображением снегирей;

Картина «Весна»;

Картина с изображением салюта.

2.Беседы:

Осень в гости к нам пришла.

Забавные ёжики.

Живой камень- черепаха.

Новый год.

Красавица зима.

Папин праздник.

8 марта- мамин день.

Пасха- что за праздник?

9 мая.

3. Музыкальные композиции на тему «Зима».

4. Чтение художественной литературы.

5.Консультации для родителей:

«Значение рисования нетрадиционными способами»;

«Нетрадиционные техники рисования».

3.2 Мониторинг освоения программы

-Знания детей о разных видах художественного творчества.

Высокий: владеет знаниями овидах художественного творчества.

Средний:знает и может рассказать о некоторых видах.

Низкий: может рассказать только с помощью взрослого.

 -Знания детей о различных видах изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

Высокий: владеет различными видами деятельности и приемами работы с ними.

Средний: знает некоторые виды техник и приемы работы с ними.

Низкий: может рассказать с помощью.

    -Приобретенные умения и навыки.

Высокий: самостоятельно выполняет работу, под руководством взрослого.

Средний: может самостоятельно сделать простую работу по образцу.

Низкий: выполняет работу при помощи взрослого.

Список литературы

Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные  занятия в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Ловкие пальчики»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и на...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет

       Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Говорящие пальчики»

    Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

                                    Пояснительная запискаНародно-прикладное искусство возникло на заре ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»                  ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по изонити «Веселые ниточки»

Программа реализовывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического процесса. На фоне изучаемых традиционно в ...