дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по изонити «Веселые ниточки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Программа реализовывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического процесса. На фоне изучаемых традиционно в детском саду видов изобразительного искусства (рисования, лепки, аппликации, народного декоративно-прикладного искусства) изонить имеет инновационную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izonit_programma_5-7_let.docx | 125.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 275 «Миша»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по изонити «Веселые ниточки» МКДОУ д/с № 275 «Миша»
на 2022 – 2023 учебный год
Воспитатель: Першина Е. С.
Новосибирск 2022
Введение.
Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Один из самых распространенных и любимых его видов – вышивание. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище, быт.
Очень интересным представляется плетение с помощью нитки и иголки, похожее на вышивку, – нитяная графика или изонить – это один из видов искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного нитями на какую-либо плоскость в линейных формах.
Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа “сделай сам”. В Швейцарии, например, продают изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Каждый свою первую работу может выполнить аккуратно, красиво и правильно с первого раза. Изонить сродни калейдоскопу. Сочетая треугольники, окружности, прямые линии, овалы, ромбы, прямоугольники и т.д. получают множество узоров и картин.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.
Создание произведений нитяной графики связано с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни ребенка, свойственных ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение особенности интеллекта и характера.
Пояснительная записка.
Направленность программы дополнительного образования.
Программа дополнительного образования «Веселые ниточки» (изонить) является общекультурной программой художественно-эстетической направленности.
Изонить – доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за сравнительно небольшой промежуток времени.
Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких цветных ниток. Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Данная программа направлена на практическое овладение нетрадиционным видом декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.
Актуальность. Дошкольное детство – большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.
Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему, что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок дошкольного возраста.
В процессе занятия изонитью находят свое разрешение вопросы гармоничного развития и творческой самореализации. Открытие в себе творческой индивидуальности поможет ребенку впоследствии реализовать себя в других сферах жизни – в игре, в учебе, в общении с окружающими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
Новизна. Программа реализовывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического процесса. На фоне изучаемых традиционно в детском саду видов изобразительного искусства (рисования, лепки, аппликации, народного декоративно-прикладного искусства) изонить имеет инновационную направленность.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия изонитью помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа дарит детям радость творчества, знакомит с историей возникновения и способами применения нетрадиционного вида декоративно-прикладного искусства, вооружает ребят способами владения ножницами, иглой, нитью, трафаретом и т.п.
Отличительная особенность.
Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания средствами данного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Программа опирается на общедидактические принципы: связь с жизнью и социальным опытом детей, систематичность, реалистичность, последовательность, доступность материала, наглядность, цикличность, построение от простого к сложному. Используются элементы проблемного обучения, элементы личностно-ориентированных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения; большое место отводится игровым технологиям. На занятиях главным является гуманно-личностный подход к детям в целом и, в частности, к каждому ребенку отдельно. Атмосфера свободного творчества (и сотворчества), доброжелательная оценка работы ребенка является важным условием успешной реализации программы.
Материалы программы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Программа рассчитана на детей 6- 7лет.
Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка средствами изонити.
Задачи:
- вовлечь детей в художественно-творческую деятельность;
- учить технике выполнения изонити;
- развивать навыки обращения с инструментами и материалами (иглой, нитью, ножницами, трафаретом и т.п.);
- формировать эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей.
В процессе занятий изонитью решается целый ряд образовательных задач.
Образовательная область познавательное развитие.
- Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
- Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
- Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
- Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
- Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
- Дать понятие о точке отсчёта.
- Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
- Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
- Развивать абстрактное мышление.
- Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
- Закрепить понятие «зеркальное изображение».
Образовательная область художественно-эстетическое развитие.
- Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
- Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
- Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус.
- Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
- Прививать умение использовать знания, полученные в других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).
Образовательная область социально-коммуникативное развитие.
- Воспитывать внимательное и заботливое отношение к окружающим (изготовление подарков к праздникам).
- Формировать навыки общения, труда и творчества в коллективе.
- Учить владеть иголкой, ниткой, шилом.
- Учить работе с трафаретом.
- Учить технике изонити.
- Формировать навыки безопасного обращения с ножницами, иглой, нитью.
- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Образовательная область физическое развитие.
- Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
- Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
Образовательная область речевое развитие.
- Развивать активный и пассивный словарь детей.
- Развивать объяснительную и доказательную речь.
- Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов, прилагательных, наречий; сложных синтаксических конструкций.
Формы работы с детьми.
- беседы
- наблюдения с элементами исследования
- анализ
- силуэтное моделирование
- экспериментирование с различными материалами
- дидактические игры
- посиделки
- выставки
- заучивание считалок, закличек, прибауток, разгадывание загадок
- сочинение рассказов и сказок по своим работам и др.
Методы и приёмы.
Вид | Методы | Приёмы |
Наглядные | Наблюдение Демонстрация | показ образца показ способов действий
|
Практические | Обследования Упражнения Моделирование Экспериментирование |
|
Словесные | Рассказ Беседа Чтение художественной литературы | вопросы указания пояснения объяснения беседы педагогическая оценка |
Игровые | Дидактическая игра Воображаемая проблемная ситуация | сюрпризные моменты загадывание и разгадывание загадок элементы соревнования дидактические игровые упражнения |
Формы занятий варьируются в зависимости от содержания, трудоёмкости, индивидуальных темпов освоения приёмов детьми. Занятия с целой группой детей - вводные занятия, не требующие от педагога, постоянного контроля над действиями детей. Занятия с подгруппами до 10 человек - практические занятия, требующие внимания к каждому ребёнку. Индивидуальные занятия - с детьми, недостаточно овладевшими необходимыми приёмами или работающими в индивидуальном темпе (отстают от основной группы либо опережают её). Продолжительность одного занятия 30 минут.
Типы занятий по содержанию.
- на овладение навыками выполнения изонити;
- на закрепление навыков выполнения изонити;
- на дополнение изонитью части готового изображения (выполненного в рисунке, аппликации);
- на выполнение изонити с последующим дополнением рисунком (аппликацией) недостающих деталей предмета или сюжета ("На что похоже?");
- на самостоятельное моделирование изображений с использованием трафаретов и шаблонов.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма подведения итогов.
Мониторинг освоения детьми программы в виде бесед, наблюдения педпроцесса, анализа работ; открытые занятия для родителей и педагогической общественности; выставки детского творчества.
Ожидаемый результат.
- дети вовлечены в художественно-творческую деятельность, проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству;
- владеют техникой выполнения изонити;
- имеют практические навыки обращения с инструментами и материалами (иглой, нитью, ножницами, трафаретом и т.п.), соблюдают технику безопасности;
- формируется эстетический вкус: видят красоту в окружающей действительности, умеют красиво сочетать цвета и структуру материалов, эмоционально выражают свои впечатления.
Методы оценки результативности программы.
Количественный анализ
- посещаемость
- фиксация занятий в журнале дополнительного образования
- отслеживание результата (мониторинг)
- практические материалы
Качественный анализ
- формирование новых навыков и умений
- анализ успешности деятельности и достижения целей
- сравнительный анализ исходного и текущего состояния проблемы.
Взаимодействие с родителями проводится с целью их вовлечения в процесс художественно-творческого развития детей, ознакомления с содержанием, ходом и результатами данной работы. Проводится в форме открытых просмотров, консультаций, семинаров-практикумов, оформления тематической наглядной информации, творческих мастерских, выставок детского творчества.
Календарно-тематический план занятий по изонити
на 2022 - 2023 учебный год.
Сентябрь: диагностика, введение «Изонить как вид декоративно-прикладного искусства. Знакомство с инструментами и материалами. Правила безопасности».
Октябрь: "Листик". Понятие "угол", "сторона угла", "вершина угла". Выполнение изонити на прямом угле. Дополнение изображения аппликацией.
Декабрь: "Новогодние игрушки". Открытка в подарок к Новому году. Выполнение в технике изонити углы разной величины, круг, овал, украшение синтепоном, пайетками, бисером, бусинами.
Март: "Букет цветов". Открытка в подарок маме. Заполнение изонитью смежных углов, кругов, овалов. Выбор ниток с красиво сочетающимися цветами. Наложение ниток разного цвета. Украшение бусинами, пайетками, бисером.
Май: «Весенние цветы». Открытка в подарок педагогам. Заполнение изонитью смежных углов, кругов, овалов. Выбор ниток с красиво сочетающимися цветами. Наложение ниток разного цвета. Украшение бусинами, пайетками, бисером.
Содержание программы.
Блок "Знакомство с изонитью".
Общее представление об изонити как виде декоративно-прикладного искусства. Знакомство с историей возникновения и развития изонити, со сферами её применения.
Понятие лицевой и изнаночной стороны изделия.
Знакомство с инструментами и материалами: картон, бархатная бумага, игла, нитки, ножницы, трафарет. Закрепление правил безопасного обращения с материалами и инструментами, их хранения.
Формирование умения подбирать нитки разной толщины, красиво сочетающихся цветов (между собой и с тоном основы).
Блок "Формирование навыка заполнения угла в технике изонити".
Знакомство с углом как фигурой, его вершиной, сторонами.
Овладение техникой заполнения различных, отдельно взятых, углов: прямого, острого, тупого.
Развитие способности находить сходство угла, выполненного в технике изонити с предметами и явлениями окружающей действительности, дополнять изображение рисованием или аппликацией отдельных деталей.
Блок "Моделирование сложных изображений из углов разной величины и расположения".
Выполнение в технике изонити вертикальных и смежных углов.
Овладение навыком наложения ниток разных оттенков и цветов.
Развитие сенсорно-аналитических навыков: выделение частей целого, деталей, их пространственного расположения и цветового решения.
Выполнение сложных предметных и сюжетных изображений, состоящих из множества различных углов.
Формирование навыка самостоятельного моделирования изображений с использованием трафаретов.
Диагностическая карта мониторинга
результативности реализации программы.
Имя, фамилия ребёнка | Критерии | ||||||||||||
Знание общих сведений об изонити как декоративно-прикладном искусстве | Умение отмерять нитку, вдевать в иглу, завязывать узелок. | Навыки пользования ножницами. | Соблюдение правил безопасного обращения с инструментами и материалами. | Умение подбирать нитки по толщине и цвету, находить интересные цветовые решения. | Владение техникой заполнения угла (прямого, острого, тупого). | Владение техникой заполнения смежных м вертикальных углов. | Умение анализировать сложные изображения, выполнять их в технике изонити. | Владение навыком самостоятельного моделирования изображений с применением трафаретов. | Владение навыком наложения ниток разных цветов друг на друга. | Умение дополнять работы рисованием или аппликацией. | Проявление настойчивости, самостоятельности и аккуратности в работе. | Проявление творческой инициативы, художественного вкуса. | |
Уровни освоения программы:
Высокий - ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, выполняет правила техники безопасности, проявляет волевые качества и художественный вкус.
Средний - ребёнок справляется с заданиями с частичной помощью взрослого, выполняет правила техники безопасности (с напоминанием), не всегда проявляет волевые качества и художественный вкус.
Низкий - ребёнок практически не справляется (или справляется со значительной помощью взрослого)с заданиями, не знает правил безопасного обращения с материалами и инструментами, не проявляет волевые качества и художественный вкус.
Литература и источники.
- Бурундукова Л.И «Волшебная изонить»-М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2010.
- Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Н.Н. Писларь. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. – М./ «Школа-Пресс»,2008.
- Изонить(Текст).- http://klk.pp.ru/2007/08/14/izonit.html.
- http://images.yandex.ru
Приложение.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.
- Храните иголки и булавки в игольнице.
- Не берите иголки и булавки в рот.
- Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
- Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
- Не перекусывайте нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы.
- До и после работы проверь количество игл.
- Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.
- Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ.
- Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
- Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
- Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ШИЛОМ, ЦИРКУЛЕМ.
- Игла шила должна хорошо держаться в ручке.
- Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
- Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
- При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
- При работе шило направлять острием от себя
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ
- Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
- Клей храните в плотно закрытой упаковке.
- При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
- Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
- Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.
ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО
ВРЕМЯ РАБОТЫ
- Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
- Свет должен падать слева или спереди.
- Нельзя опираться грудью на стол.
- Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
- Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
- В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
ЗАГАДКИ
Игла
***
Птичка-невелика:
Носик стальной, хвостик льняной.
***
Одна подружка
Пролезла другой в ушко.
***
Сама коротка, а хвост длинен.
***
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Ножницы
***
Два конца, два кольца,
***
Смотри, раскрыл он пасть,
В нее бумагу можно класть:
Бумага в его пасти
Разделится на части.
Шило
***
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом.
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОНИТИ.
Заполнение угла
Заполнение окружности.
Заполнение дуги.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.
- Для работы детям потребуются следующие инструменты и материалы:
- иглы с удлинённым ушком,
- разноцветные нитки (катушечные, ирис, мулине и т.п.),
- ножницы с округлыми концами,
- цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон (размер на первом этапе обучения не более 15см Х 15см),
- линейка (её могут заменить трафареты углов и окружностей с нанесёнными отметками под будущие дырочки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...