дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по изонити «Веселые ниточки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Першина Евгения Сергеевна

Программа реализовывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического процесса. На фоне изучаемых традиционно в детском саду видов изобразительного искусства (рисования, лепки, аппликации, народного декоративно-прикладного искусства) изонить имеет инновационную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izonit_programma_5-7_let.docx125.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 275 «Миша»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности по изонити «Веселые ниточки» МКДОУ д/с № 275 «Миша»

на 2022 – 2023 учебный год

Воспитатель: Першина Е. С.

Новосибирск 2022

Введение.

Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Один из самых распространенных и любимых его видов – вышивание. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище, быт.

Очень интересным представляется плетение с помощью нитки и иголки, похожее на вышивку, – нитяная графика или изонить – это один из видов искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного нитями на какую-либо плоскость в линейных формах.

Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа “сделай сам”. В Швейцарии, например, продают изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Каждый свою первую работу может выполнить аккуратно, красиво и правильно с первого раза. Изонить сродни калейдоскопу. Сочетая треугольники, окружности, прямые линии, овалы, ромбы, прямоугольники и т.д. получают множество узоров и картин.

Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью.

Создание произведений нитяной графики связано с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни ребенка, свойственных ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение особенности интеллекта и характера.

Пояснительная записка.

Направленность программы дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Веселые ниточки» (изонить) является общекультурной программой художественно-эстетической направленности.

Изонить – доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за сравнительно небольшой промежуток времени.

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких цветных ниток. Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Данная программа направлена на практическое овладение нетрадиционным видом декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность. Дошкольное детство – большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему, что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок дошкольного возраста.

В процессе занятия изонитью находят свое разрешение вопросы гармоничного развития и творческой самореализации. Открытие в себе творческой индивидуальности поможет ребенку впоследствии реализовать себя в других сферах жизни – в игре, в учебе, в общении с окружающими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

Новизна. Программа реализовывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического процесса. На фоне изучаемых традиционно в детском саду видов изобразительного искусства (рисования, лепки, аппликации, народного декоративно-прикладного искусства) изонить имеет инновационную направленность.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия изонитью помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

Педагогическая целесообразность.

Данная программа дарит детям радость творчества, знакомит с историей возникновения и способами применения нетрадиционного вида декоративно-прикладного искусства, вооружает ребят способами владения ножницами, иглой, нитью, трафаретом и т.п.

Отличительная особенность.

Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания средствами данного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность. Программа опирается на общедидактические принципы: связь с жизнью и социальным опытом детей, систематичность, реалистичность, последовательность, доступность материала, наглядность, цикличность, построение от простого к сложному. Используются элементы проблемного обучения, элементы личностно-ориентированных технологий, индивидуализация и дифференциация обучения; большое место отводится игровым технологиям. На занятиях главным является гуманно-личностный подход к детям в целом и, в частности, к каждому ребенку отдельно. Атмосфера свободного творчества (и сотворчества), доброжелательная оценка работы ребенка является важным условием успешной реализации программы.

Материалы программы подобраны так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Программа рассчитана на детей 6- 7лет.

Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка средствами изонити.

Задачи:

  • вовлечь детей в художественно-творческую деятельность;
  • учить технике выполнения изонити;
  • развивать навыки обращения с инструментами и материалами (иглой, нитью, ножницами, трафаретом и т.п.);
  • формировать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей.

В процессе занятий изонитью решается целый ряд образовательных задач.

Образовательная область познавательное развитие.

  • Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
  • Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
  • Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
  • Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.
  • Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
  • Дать понятие о точке отсчёта.
  • Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
  • Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
  • Развивать абстрактное мышление.
  • Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.
  • Закрепить понятие «зеркальное изображение».

Образовательная область художественно-эстетическое развитие.

  • Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
  • Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
  • Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.
  • Прививать умение использовать знания, полученные в других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

Образовательная область социально-коммуникативное развитие.

  • Воспитывать внимательное и заботливое отношение к окружающим (изготовление подарков к праздникам).
  • Формировать навыки общения, труда и творчества в коллективе.
  • Учить владеть иголкой, ниткой, шилом.
  • Учить работе с трафаретом.
  • Учить технике изонити.
  • Формировать навыки безопасного обращения с ножницами, иглой, нитью.
  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Образовательная область физическое развитие.

  • Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
  • Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

Образовательная область речевое развитие.

  • Развивать активный и пассивный словарь детей.
  • Развивать объяснительную и доказательную речь.
  • Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов, прилагательных, наречий; сложных синтаксических конструкций.

Формы работы с детьми.

  • беседы
  • наблюдения с элементами исследования
  • анализ
  • силуэтное моделирование
  • экспериментирование с различными материалами
  • дидактические игры
  • посиделки
  • выставки
  • заучивание считалок, закличек, прибауток, разгадывание загадок
  • сочинение рассказов и сказок по своим работам и др.

Методы и приёмы.

Вид

Методы

Приёмы

Наглядные

Наблюдение

Демонстрация

показ образца

показ способов действий

  • показ схемы, чертежа, логарифма

Практические

Обследования

Упражнения

Моделирование

Экспериментирование

  • исследование образца
  • выполнение изделия
  • использование инструментов и материалов
  • составление изображений из углов и окружностей
  • оформление работы в раму и т.п.

Словесные

Рассказ

Беседа

Чтение художественной литературы

вопросы

указания

пояснения

объяснения

беседы

педагогическая оценка

Игровые

Дидактическая игра

Воображаемая проблемная ситуация

сюрпризные моменты

загадывание и разгадывание загадок

элементы соревнования

дидактические игровые упражнения

Формы занятий варьируются в зависимости от содержания, трудоёмкости, индивидуальных темпов освоения приёмов детьми. Занятия с целой группой детей - вводные занятия, не требующие от педагога, постоянного контроля над действиями детей. Занятия с подгруппами до 10 человек - практические занятия, требующие внимания к каждому ребёнку. Индивидуальные занятия - с детьми, недостаточно овладевшими необходимыми приёмами или работающими в индивидуальном темпе (отстают от основной группы либо опережают её). Продолжительность одного занятия 30 минут.

Типы занятий по содержанию.

  • на овладение навыками выполнения изонити;
  • на закрепление навыков выполнения изонити;
  • на дополнение изонитью части готового изображения (выполненного в рисунке, аппликации);
  • на выполнение изонити с последующим дополнением рисунком (аппликацией) недостающих деталей предмета или сюжета ("На что похоже?");
  • на самостоятельное моделирование изображений с использованием трафаретов и шаблонов.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма подведения итогов.

Мониторинг освоения детьми программы в виде бесед, наблюдения педпроцесса, анализа работ; открытые занятия для родителей и педагогической общественности; выставки детского творчества.

Ожидаемый результат.

  • дети вовлечены в художественно-творческую деятельность, проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • владеют техникой выполнения изонити;
  • имеют практические навыки обращения с инструментами и материалами (иглой, нитью, ножницами, трафаретом и т.п.), соблюдают технику безопасности;
  • формируется эстетический вкус: видят красоту в окружающей действительности, умеют красиво сочетать цвета и структуру материалов, эмоционально выражают свои впечатления.

Методы оценки результативности программы.

Количественный анализ

  • посещаемость
  • фиксация занятий в журнале дополнительного образования
  • отслеживание результата (мониторинг)
  • практические материалы

Качественный анализ

  • формирование новых навыков и умений
  • анализ успешности деятельности и достижения целей
  • сравнительный анализ исходного  и текущего состояния проблемы.

Взаимодействие с родителями проводится с целью их вовлечения в процесс художественно-творческого развития детей, ознакомления с содержанием, ходом и результатами данной работы. Проводится в форме открытых просмотров, консультаций, семинаров-практикумов, оформления тематической наглядной информации, творческих мастерских, выставок детского творчества.

Календарно-тематический план занятий по изонити

на 2022 - 2023 учебный год.

Сентябрь: диагностика, введение «Изонить как вид декоративно-прикладного искусства. Знакомство с инструментами и материалами. Правила безопасности».

Октябрь: "Листик". Понятие "угол", "сторона угла", "вершина угла". Выполнение изонити на прямом угле. Дополнение изображения аппликацией.

Декабрь: "Новогодние игрушки". Открытка в подарок к Новому году. Выполнение в технике изонити углы разной величины, круг, овал, украшение синтепоном, пайетками, бисером, бусинами.

Март: "Букет цветов". Открытка в подарок маме. Заполнение изонитью смежных углов, кругов, овалов. Выбор ниток с красиво сочетающимися цветами. Наложение ниток разного цвета. Украшение бусинами, пайетками, бисером.

Май: «Весенние цветы». Открытка в подарок педагогам. Заполнение изонитью смежных углов, кругов, овалов. Выбор ниток с красиво сочетающимися цветами. Наложение ниток разного цвета. Украшение бусинами, пайетками, бисером.

Содержание программы.

Блок "Знакомство с изонитью".

Общее представление об изонити как виде декоративно-прикладного искусства. Знакомство с историей возникновения и развития изонити, со сферами её применения.

Понятие лицевой и изнаночной стороны изделия.

Знакомство с инструментами и материалами: картон, бархатная бумага, игла, нитки, ножницы, трафарет. Закрепление правил безопасного обращения с материалами и инструментами, их хранения.

Формирование умения подбирать нитки разной толщины, красиво сочетающихся цветов (между собой и с тоном основы).

Блок "Формирование навыка заполнения угла в технике изонити".

Знакомство с углом как фигурой, его вершиной, сторонами.

Овладение техникой заполнения различных, отдельно взятых, углов: прямого, острого, тупого.

Развитие способности находить сходство угла, выполненного в технике изонити с предметами и явлениями окружающей действительности, дополнять изображение рисованием или аппликацией отдельных деталей.

Блок "Моделирование сложных изображений из углов разной величины и расположения".

Выполнение в технике изонити вертикальных и смежных углов.

Овладение навыком наложения ниток разных оттенков и цветов.

Развитие сенсорно-аналитических навыков: выделение частей целого, деталей, их пространственного расположения и цветового решения.

Выполнение сложных предметных и сюжетных изображений, состоящих из множества различных углов.

Формирование навыка самостоятельного моделирования изображений с использованием трафаретов.

Диагностическая карта мониторинга

результативности реализации программы.

Имя, фамилия ребёнка

Критерии

Знание общих сведений об изонити как декоративно-прикладном  искусстве

Умение отмерять нитку, вдевать в иглу, завязывать узелок.

Навыки пользования ножницами.

Соблюдение правил безопасного обращения с инструментами и материалами.

Умение подбирать нитки по толщине и цвету,  находить интересные цветовые решения.

Владение техникой заполнения угла (прямого, острого, тупого).

Владение техникой заполнения смежных м вертикальных  углов.

Умение анализировать сложные изображения, выполнять их в технике изонити.

Владение навыком самостоятельного моделирования изображений с применением трафаретов.

Владение навыком наложения ниток разных цветов друг на друга.

Умение дополнять работы рисованием или аппликацией.

Проявление настойчивости, самостоятельности и аккуратности в работе.

Проявление творческой инициативы, художественного вкуса.

Уровни освоения программы:

Высокий - ребёнок самостоятельно справляется с заданиями, выполняет правила техники безопасности, проявляет волевые качества и художественный вкус.

Средний - ребёнок справляется с заданиями с частичной помощью взрослого, выполняет правила техники безопасности (с напоминанием), не всегда проявляет волевые качества и художественный вкус.

Низкий - ребёнок практически не справляется (или справляется со значительной помощью взрослого)с заданиями, не знает правил безопасного обращения с материалами и инструментами, не проявляет волевые качества и художественный вкус.

Литература и источники.

  1. Бурундукова  Л.И «Волшебная изонить»-М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2010.
  2. Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
  3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
  4. Н.Н. Писларь. Изонить: маленькие «шедевры». НМЖ «Школа и производство»№2. – М./ «Школа-Пресс»,2008.
  5. Изонить(Текст).- http://klk.pp.ru/2007/08/14/izonit.html.
  6. http://images.yandex.ru

Приложение.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.

  • Храните иголки и булавки в игольнице.
  • Не берите иголки и булавки в рот.
  • Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
  • Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
  • Не перекусывайте нитку зубами — можно испортить эмаль и поранить губы.
  • До и после работы проверь количество игл.
  • Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если она потеряется.
  • Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ.

  • Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  • Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми   острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
  • Нельзя резать на ходу.
  • При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ШИЛОМ, ЦИРКУЛЕМ.

  • Игла шила должна хорошо держаться в ручке.
  • Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  • Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
  • При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
  • При работе шило направлять острием от себя

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ

  • Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
  • Клей храните в плотно закрытой упаковке.
  • При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
  • Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
  • Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.

ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
  • Свет должен падать слева или спереди.
  • Нельзя опираться грудью на стол.
  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
  • Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40 см.
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

ЗАГАДКИ

Игла

***

Птичка-невелика:

Носик стальной, хвостик льняной.

***

Одна подружка

Пролезла другой в ушко.

***

Сама коротка, а хвост длинен.

***

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Ножницы

***

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик.

***

Смотри, раскрыл он пасть,

В нее бумагу можно класть:

Бумага в его пасти

Разделится на части.

Шило

***

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОНИТИ.

Заполнение угла

Заполнение окружности.

Заполнение дуги.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ.

  • Для работы детям потребуются следующие инструменты и материалы:
  •  иглы с удлинённым ушком,
  • разноцветные нитки (катушечные, ирис, мулине и т.п.),
  • ножницы с округлыми концами,
  • цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон (размер на первом этапе обучения не более 15см Х 15см),
  • линейка (её могут заменить трафареты углов и окружностей с нанесёнными отметками под будущие дырочки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая акварелька»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Веселая акварелька»...