Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька»
рабочая программа (младшая группа)
Занятия нетрадиционным рисованием прежде всего развивают сенсорные способности, композиционные навыки, координацию рук, мелкую моторику, способствуют развитию у детей чувства красоты, пластики, гармонии, образного мышления; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание материалов и их возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvarelkafop_2024.docx | 67.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКГО ОКРУГА
«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №131
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 14.08.2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №131 ________________ Е.А.Филимонова Приказ 139-о от 21. 08.2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Акварелька»
Возраст обучающихся: 3-4 лет
(для обучающихся второй младшей группы)
Срок реализации: 9 месяцев
Разработчик программы:
воспитатель Коляса З.Е.
г. Калининград, 2024 г.
Пояснительная записка
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
С помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходимо индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, то есть нужно искать новые способы работы с детьми. Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, это использование нетрадиционных способов рисования.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, позволяют детям быть раскрепощенными, здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Важен сам процесс - в этом и состоит основная идея художественного творчества.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы – создание современной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать деятельность обучающихся.
Ребенок с удовольствием выполняет игровые упражнения и задания, как статичные, так и подвижные.
Описание ключевых понятий
В младшем дошкольном возрасте, дети учатся пользоваться различными материалами и оригинальными способами, что позволяет ощущать незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными техниками помогает ребенку снять напряжение, несет в себе психотерапевтические элементы. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
К нетрадиционным техникам рисования относят:
• тычок жесткой полусухой кистью,
• рисование пальчиками,
• рисование ладошкой,
• оттиск пробкой,
• оттиск печатками из картофеля,
• обрывание бумаги,
• скатывание бумаги,
• оттиск поролоном,
• оттиск пенопластом,
• оттиск печатками из ластика,
• оттиск смятой бумагой,
• восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
• печать по трафарету,
• монотипия предметная,
• «знакомая форма — новый образ»,
• черно-белый граттаж (грунтованный лист),
• кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой,
• набрызг,
• отпечатки листьев,
• тиснение,
• акварельные мелки,
• тычкование,
• цветной граттаж,
• монотипия пейзажная
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Акварелька» имеет художественную направленность.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Актуальность
Данная программа дает возможность создавать работы с большой калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развивает самостоятельные мыслительные операции, а не ожидание помощи от взрослого при сложившейся нетрадиционной задаче.
Построение содержания программы предусматривает обучение детей рисованию необычными материалами, оригинальными техниками, что педагогически целесообразно, т.к. дает возможность освоения новыми знаниями, путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщений. Это раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, что удивляет своей непредсказуемостью, и подводит к новым открытиям, организует и направляет поисково-художественные действия.
Педагогическая целесообразность образовательной программы.
Педагогической целесообразностью программы является важность организации процесса занятий с детьми таким образом, чтобы сам процесс приносил детям радость. Программа нацелена на общее, гармоничное, психическое, физическое и духовное развитие. Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.
Практическая значимость образовательной программы.
Занятия нетрадиционным рисованием прежде всего развивают сенсорные способности, композиционные навыки, координацию рук, мелкую моторику, способствуют развитию у детей чувства красоты, пластики, гармонии, образного мышления; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание материалов и их возможностей.
Принципы отбора содержания образовательной программы:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Отличительная особенность данной программы заключается в следующем: создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности, личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым, развитие интеллектуальных и общих способностей ребенка, формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его). В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением.
Цели и задачи программы
Цель: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций в процессе занятий нетрадиционными видами рисования. Формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес к нетрадиционному рисованию.
- Продолжать развивать художественное восприятие, подводить детей к восприятию произведений искусства (разглядывать и чувствовать).
- Воспитывать интерес к искусству.
- Формировать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с искусством.
- Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
- Формировать умение у детей создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках.
- Обучать специальным технологиям работы с красками и гуашью, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
- Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с красками и гуашью.
- Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки художественных образов.
- Переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами.
- Знакомить детей с элементарными средствами выразительности в изобразительном искусстве.
- Формировать умение у детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки.
- Формировать умение у детей в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
- Учить находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке.
- Формировать у детей способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
- Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта и др.).
- Учить передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
- Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.
- Формировать навык свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
- Учить детей набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета.
- Приучать детей осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
- Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный); знакомить детей с оттенками (розовый, голубой, серый).
- Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
- Учить детей ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).
- Формировать у детей умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.).
- Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
- Формировать у детей умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).
- Учить детей располагать изображения по всему листу.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, творческое воображение, наблюдательность, любознательность.
- Развивать у детей эстетические чувства при восприятии изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства; содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на красоту окружающего мира, выраженного в произведениях искусства.
- Развивать у детей эстетическое восприятие.
- Развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира; отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
- Продолжать развивать у детей образное эстетическое восприятие, образные представления.
- Развивать художественно-творческие и аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
- Продолжать развивать у детей коллективное творчество.
- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
- Развивать и укреплять мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с красками, гуашью.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать и поощрять стремление детей сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным.
- Воспитывать и поощрять стремление детей делать самостоятельный выбор, помогать другому, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относиться к продуктам его труда.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы – все желающие дети от 3 до 4 лет вторых младших групп МАДОУ ЦРР д/с № 131.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих МАДОУ ЦРР д/с № 131. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп от 5 до 20 человек.
Формы обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 18 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 3-4 лет - 15 минут. Занятия проводятся 1 раз в две недели.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 18 академических часов.
Основные методы обучения
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
- 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для обучающихся на данное занятие;
- 2 часть – практическая работа обучающихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы деятельности;
- 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие. Это позволяет в увлекательной и доступной форме пробудить интерес обучающихся к изучению материала.
Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся:
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение заданий по инструкции и др.);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях. При осуществлении образовательного процесса применяются следующие методы:
- проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений);
- объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий);
- репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности);
- словесный - рассказ, объяснение, беседа (для формирования сознания).
Планируемые результаты:
- Эмоционально воспринимают содержание произведения.
- Сформированы изобразительные навыки.
- Развит интерес к художественной деятельности.
- Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.
- Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
- С помощью выразительности создают образ в рисунке.
- Оценивают то, что получилось.
- Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
- Формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
- Знают холодную и теплую цветовые гаммы.
- Выполняют изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов.
- Создают изображения по заданию педагога.
- Создают изображения по представлению и собственному замыслу.
- Создают рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
- Изображают отдельные предметы и сюжеты.
- Пользуются всеми изобразительными материалами и инструментами.
- Изображают предметы по памяти.
- Плавно и ритмично изображают формообразующие линии.
- Используют разные приёмы нетрадиционного рисования.
- Смешивают несколько цветов, создают оттенки.
Механизм оценивания образовательных результатов
Оценивание образовательных результатов проходит в форме наблюдения педагога за процессом детской практической деятельности в течение всего времени освоения программы.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формой подведения итогов реализации программы является итоговое занятие.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Акварелька» обеспечивается за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
- применение современных педагогических технологий.
Материально-технические условия реализации программы
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей, и рабочее место педагога, оснащенное компьютером с выходом в сеть интернет.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы имеется помещение, отвечающее требованиям СП. Развивающая предметно-пространственная среда включает соответствующую мебель, оснащение, оборудование и материалы.
- Серии картин:
Предметы народных промыслов- Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская, загорская, богородская). Предметые быты из бересты (шкатулки, посуда разделочные и т. п.). Роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово) кружева, вышивка и ткачество, роспись, посуды, изделия из теста и т. п.доски для лепки;
- Книжная графа:
Иллюстрации художников Л. Владимирского, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лебедева, Т. Мавриной, Л. Токмаковой, Е. и Н. Чарушиных, Т. Юфы и другие.
3.Живопись:
Натюрморт - А. Головин (Купавкин), М. Кончеловский (Поднос и овощи), П. Кончеловский (Сирень белая и розовая), (Персики), Ф.Толстой (Ветка крыжовника).
4. Пейзаж:
И. Айвазовский (Волна), (Чёрное море), Ф. Васильев (Мокрый луг), (Болото), Б. Коровин (Зимой), (Мостик). Вполенова (Московский дворик), (Золотая осень), А.Саврасов (Грачи прилетели), В. Серов (Октябрь), (Домотканово), И. Шишкин (Сосновый бор), (Сосны, освешение солнцем).
5. Портрет:
И. Аргунов (Портрет неизвестной в русском костюме), А. Архипов (Девушка с кувшино,) А. Венецианов (Захарка,) П. Кончеловский (Лизонька), А. Мыльников (Верочка), В. Поленов (Ванька с Окуловой горы.)
6. Скульптура:
Анималистическая скульптура несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера). Предметы и явления окружающего мира. Освещенность в разные части суток; изменения цвета неба, воды от разных условий (солнечной и пасмурной погоды); радуга, солнечный зайчик. Многообразие и сочетание цветов и оттенков, форм и фигур, пропорциональных и пространственных отношений, размеров, фактур.
Основное оснащение:
1. Листы бумаги разной фактуры и размера.
2. Краски: гуашь, акварель.
3. Восковые мелки.
4. Цветные карандаши и простой карандаш.
5. Кисточки разного размера, жесткая кисть.
6. Баночки для воды, тряпочки.
7.Паралоновые губки.
8.Тычки (сделанные самими).
9. Зубная щетка.
10. Восковая свечи.
11. Трафареты разной формы и на различные темы.
12. Ватные палочки.
13. Контейнеры для краски при рисовании ладошкой или пальчиком.
14. Овощи (картошка, морковь и др. твердые овощи), пробки для работы со штампами.
15. Листы бумаги тонированная в другие цвета.
16. Образцы работ.
17. Соль, манка и другие виды крупы.
18. Природный и бросовый материал.
19. Малые скульптурные формы.
20. Магнитная доска.
21. Компьютер.
22. Мультимедийный проектор.
23. Цифровой фотоаппарат.
24. Музыкальный центр.
25. Ноутбук.
27. Проектор с экраном.
Методическое обеспечение реализации образовательной программы предусматривает наличие методических материалов и современных литературных источников, плакатов, наглядного материала, поддерживающих процесс обучения.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Содержание программы
(18 часов, 1 час в две недели)
№ темы | Название темы | Количество часов | Содержание |
1 | «Осенний натюрморт» Печатанье сухими листьями. | 1 | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя технику печатанья сухими листьями. Развивать чувство композиции, цвета. Продолжить знакомить детей с жанром – натюрморт. |
2 | «Четвероногий друг» Метод тычка. | 1 | Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Освоение техники пуантилизм. |
3 | «Вот она, какая, осень золотая» Кляксография трубочкой+ оттиск листьями. | 1 | Познакомить детей с новым приемом рисования - кляксография трубочкой. Развивать воображение. |
4 | «Ежик» Метод тычка. | 1 | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. |
5 | Пейзаж «Отражение в воде» Монотипия. | 1 | Познакомить детей с новым способом - монотипия. Способствовать развитью воображения. |
6 | «Первый снег» Монотипия, рисование пальчиками. | 1 | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. |
7 | «Ледяное царство в голубой сказке» Набрызг. | 1 | Познакомить с новым способом рисования «набрызг». Учить создавать образ дворца из разных прямоугольников. Развивать воображение, насыщая рисунок деталями. |
8 | «Морозный узор» Восковые мелки + акварель. | 1 | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. |
9 | «Совы» Тонирование +тычок. | 1 | Формировать у детей обобщенное представление о совах, развивать цветовосприятие, творчество. |
10 | «Белая береза» Граттаж. | 1 | Учить отображать особенности березы при рисовании. Совершенствовать умение работать в технике граттаж. |
11 | «Семеновские матрешки» Оттиск печатками. | 1 | Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. |
12 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» Освоение техники рисования – ниткография. | 1 | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. |
13 | «Веточки вербы» Техника батик. | 1 | Закрепить умение самостоятельно рисовать с натуры ветку вербы, прорисовывать ее детали тонкой кистью. |
14 | «Ваза для мамы» Рисование ватными палочками. | 1 | Учить создавать композицию, узор, создавать подарок своими руками. |
15 | «Ранняя весна» Монотипия пейзажная. | 1 | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. |
16 | «Ветка с первыми листьями» Оттиск печатками. | 1 | Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки. |
17 | «Сирень» По – сырому. | 1 | Тонировать листы бумаги «по сырому», передавая образ сирени. |
18 | «Летите бабочки» Предметная монотипия. | 1 | Закрепить представление о симметрии как о средстве выразительного образа. |
Учебный план
№ занятия | Название темы | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | Самоподготовка | |||
1 | «Осенний натюрморт»
| 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
2 | «Четвероногий друг» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
3 | «Вот она какая, осень золотая» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
4 | «Ежик» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
5 | Пейзаж «Отражение в воде» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
6 | «Первый снег» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
7 | «Ледяное царство в голубой сказке» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
8 | «Морозный узор» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
9 | «Совы» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
10 | "Белая береза» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
11 | «Семеновские матрешки» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
12 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
13 | "Веточки вербы» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
14 | «Ваза для мамы» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
15 | «Ранняя весна» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
16 | «Ветка с первыми листьями» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
17 | "Сирень» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
18 | «Летите бабочки» | 1 | 0,25 | 0,75 | 0 | Рефлексия |
Итого: | 18 | 0 | 4,5 | 13,5 | 0 |
Календарный учебный график
Наименование | Период |
Начало учебного года | 02 сентября |
Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней |
Периодичность учебных занятий | 1 раз в 2 недели |
Количество занятий в учебном году | 18 занятий |
Количество часов всего | 18 часов |
Окончание учебного года | 30 мая |
Период реализации программы | 02.09.2024 – 30.05.2025 |
Рабочая программа воспитания
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
1) гражданско-патриотическое
2) нравственное и духовное воспитание;
3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
4) интеллектуальное воспитание;
5) здоровьесберегающее воспитание;
6) правовое воспитание и культура безопасности;
7) воспитание семейных ценностей;
8) формирование коммуникативной культуры;
9) экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсии, игровые программы, диспуты.
Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.
Планируемый результат: повышение мотивации к изобретательству и созданию собственных конструкций; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерами робототехническим конструктором, правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Сентябрь |
2. | Игры на знакомство и командообразование | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь-май |
3. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь-май |
4. | Защита проектов внутри группы | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Октябрь-май |
5. | Участие в конкурсах различного уровня | Воспитание интеллектуально- познавательных интересов | В рамках занятий | Октябрь-май |
6. | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль |
7. | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март |
8. | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Декабрь, май |
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022г. № 1028.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
4. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
8. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области"
Литература для педагогов:
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб: КАРО, 2010.
3. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; КАРО, 2010 г.
4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
6. Лыкова И.А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009
7. Фатеева А. А. "Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007г.
8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька"
дополнительная программа художественной напрвленности "Акварелька"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Пиши - читай»
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи, что служит основой овладен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»
Основная цель программы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через творчество, с учетом физиологических и пси...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька» (нетрадиционное рисование)
Развитие художественно - творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька»
Предметом проведения ДООП «Акварелька» является приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. «Акварелька» даёт возможность зн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая акварелька»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Веселая акварелька»...