Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ПРИНЯТА решением педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Протокол № 1 от 30.08.2019 года | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок» Марчихина О.И. Приказ от 30.08.2019 года № 2П МП |
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-15
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Акварелька»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 37 недель
Автор- составитель:
Земских Марина Валерьевна –
педагог по изобразительной деятельности
пос. Шоссейное
2019
Организационная модель проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень | Показатели | Специфика реализации | |||
Массовые программы | Групповые программы | Микро-групповые программы | Индивидуальные программы | ||
ознакомительный | Количество обучающихся | До 15 человек | |||
Возраст обучающихся | 4-5 лет | ||||
Срок обучения | 37 недель | ||||
Режим занятий | 20 мин в неделю (1/20 мин) | ||||
Minобъем программы | 12 часов 30мин. | ||||
Особенности состава обучающихся | Однородный | ||||
Форма обучения | Очная | ||||
Особенности организации образовательного процесса | Традиционная и нетрадиционная |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
1.1.1 Направленность программы
Направленность программы –художественная.
1.1.2 Актуальность Программы
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.
Средствами изобразительного искусства предлагается решать задачи художественно - эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
1.1.3 Отличительные особенности Программы «Акварелька»
В программу включён материал разной степени сложности, каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности, что даёт возможность каждому ребенку развиваться с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется знакомству с произведениями художников, работающих в разных жанрах, знакомство с произведениями иллюстраторов. Дети учатся изображению различными художественными материалами, обучаются традиционной технике изображения и нетрадиционной.
Включение в программу литературных, театральных, музыкальных произведений, игровых упражнений, направленных на сохранение здоровья детей, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей. Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы Т.А.Копцевой «Природа и художник», Н.И. Очерет «Пособие по нетрадиционным приемам и методам в изобразительной деятельности»
1.1.4 Адресат программы
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (4-5 лет).
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 37 недель.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, длительностью не более 20 мин.(12 часов 30 минут).
Объем учебного времени для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более 20 мин.
1.1.6 Форма обучения
Форма обучения - очная.
1.1.7 Оптимальная наполняемость группы
15 человек, допустимая – 15 человек.
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Совместная познавательная, развивающая, художественная деятельность взрослого и детей.
Программа построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире и принцип научности формируется у детей личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения
заданий.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.
1.1.9 Режим проведения занятий
1 раз в неделю по 20 мин., всего 12 часов 30 минут в год на протяжении 37 недель.
1.2 Цель и задачи программы
1.2.1 Цель программы
Создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся средствами художественной деятельности.
Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
развитие мелкой моторики и образного мышления.
1.2.2 Задачи программы:
Обучающие:
- Накопление и передача эстетического опыта, формирование духовно богатой личности;
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности;
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительном творчестве;
- Обучение традиционным и нетрадиционным техникам изображения
- Формирование творческого и аналитического мышления посредством знакомства с произведениями мировой художественной культуры
- Обучение «языку изобразительного искусства».
- Приобщение к мировой художественной культуре.
Развивающие:
- Развивать и приумножать опыт творческой деятельности
- Развивать «культуру творческой личности» (самореализация личности).
- Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
- Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическое (эмоционально-ценностное) отношение к миру
- Воспитание культуры ребёнка
- воспитание духовно богатой, гармонично развитой личности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий; развивающая пространственно-предметная среда.
1.3 Содержание программы
1.3.1 Учебный план дополнительной образовательной программы
«Акварелька» для детей 4-5лет
Название раздела, темы | Количество часов, мин | Формы аттестации/ контроля | |||
Теория | Практика | Всего | |||
мин | мин | мин | |||
Художественно-творческое развитие дошкольников | Тема 1. Мир природы «Вводное занятие» | 5 | 15 | 20 | Диагностическая карта |
Тема 2. «Улыбка природы» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 3. «Светлые и темные краски» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 4. «Краски осенней земли» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 5. «В багрец и золото одетые леса» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 6. «Грустный и веселый цветок | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 7. «Аппетитные, ароматные, сладкие…» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 8. «Грибной дождь» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 9. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» | 5 | 15 | 20 | Выставка работ | |
Тема 10. Мир животных «Червячок сердится» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 11. «Веселая и грустная черепаха» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 12. «Заботливые пчелы» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 13. «Семья жуков» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 14. «Колючий ежик» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 15. «Как розовые яблоки на ветках снегири» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 16. «Мудрая сова» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 17. «Кот усатый, полосатый» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 18. «Медуза. Морская звезда» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 19. Какие разные животные» - обобщающее занятие | 5 | 15 | 20 | Выставка работ | |
Тема 20. Мир человека «Я – веселый художник» | 5 | 15 | 20 | отчёт | |
Тема 21. «Портрет папы» (дедушки, брата) | 5 | 15 | 20 | отчёт | |
Тема 22. «Портрет мамы» (бабушки, сестры) | 5 | 15 | 20 | отчёт | |
Тема 23. «Ожившая клякса» | 5 | 15 | 20 | отчёт | |
Тема 24. «Превращение клякс в бабочку» | 5 | 15 | 20 | отчёт | |
Тема 25. «Я – художник - фантазер» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 26. «Каркуша – любопытная ворона» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 27. «Хрюша» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 28. «Степашка» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 29. «Я и моя семья» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 30. Мир искусства. «Клоун веселый и печальный» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема31. «Веселый Незнайка» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 32. «Знайка» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 33. «Цветочный город» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 34. «Сказочные кареты» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 35. «Украшение косынки» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 36. «Музыка в красках» | 5 | 15 | 20 | Готовое изделие | |
Тема 37. Обобщающее занятие (Итоговая выставка) | 5 | 15 | 20 | Открытое занятие. Выставка работ. Диагностическая карта | |
Всего: 37 занятий – 12 часов 30 мин |
1.3.2 Содержание дополнительной образовательной программы
«Акварелька» (37 недель обучения)
Тема | Цели и задачи | Методы и приемы | Наглядность | Примечания |
Сентябрь | ||||
Занятие 1. Мир природы «Вводное занятие» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Познакомить детей с профессией художника. Познакомить с многообразием изобразительных материалов и инструментов. | «Путешествие в страну рисования» | Иллюстрации «Мастерская художника». Репродукции картин известных художников. Детские работы прошлых лет. | С.56 |
Занятие 2. «Улыбка природы» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Знакомить детей с произведениями художников. Учить анализировать картины. Отрабатывать приемы работы масляной пастелью с акварельными красками в технике «по-сырому». Учить изображать веселое, лучезарное солнышко. Развивать фантазию, художественную речь детей. | «Путешествие в мир природы» | Репродукции произведений художников на которых изображено солнце – (В.Ван Гог, А. Куинджи, В. Васнецова, К. Богаевского) | С. 57 |
Занятие 3. «Светлые и темные краски» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить анализировать картины с ярко выраженным настроением. Показать детям прием работы «по – сырому». Учить изображать «подмалевку». Развивать фантазию, художественную речь детей. | «Путешествие днем и ночью» | Наглядное пособие «Времена суток». Репродукции картин А. Куинджи, И. Левитана, К.Юона, Д. Эль Греко. | С.58 |
Октябрь | ||||
Занятие 4. «Краски осенней земли» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить детей получать составные и дополнительные цвета. Анализ наглядных пособий. Учить изображать «подмалевку». | «Путешествие на природу» | Наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Репродукции картин художников (И.Левитан, Остроухов) | С.59 |
Занятие 5. «В багрец и золото одетые леса» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Вспомнить названия основных цветов и результаты их смешивания. Проанализировать произведения художников, которые использовали живописный мазок. Учить работать методом точечной живописи. Закрепить понятие жанра пейзаж. | «Путешествие в осенний лес» | Репродукции картин В.Ван Гога, И. Грабаря и др. | С.62 |
Занятие 6. «Грустный и веселый цветок (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить передавать в работе образ цветка (согнулся, грустит, цветы шепчутся), выбирать фон в зависимости от настроения цветка. | «Путешествие в мир цветов» | Фоторепродукции разных цветов. Наглядное пособие «Цвет и форма». Работы детей по теме «Цветы» | С.63 |
Занятие 7. «Аппетитные, ароматные сладкие…» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Познакомить детей с жанром натюрморт. Познакомить детей с приемами работы пастелью. Закреплять умение анализировать произведения художников. | «Путешествие на выставку натюрмортов» | Репродукции картин К.Петрова – Водкина «Яблоки на красном фоне», И.Машкова «Натюрморт. Синие сливы» и др. Жостовские подносы, муляжи фруктов и овощей. | С. 65 |
Ноябрь | ||||
Занятие 8. «Грибной дождь» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Показать способы изображения грибов гуашью, учить дополнять рисунок, используя мозаичную живопись. | «Путешествие в грибной лес» | Различные муляжи грибов, изображения большого и маленького мухоморов в окружении солнечных зайчиков, капелек дождя. | С. 66 |
Занятие 9. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Развивать художественную речь детей. Продолжать знакомить детей с произведениями известных художников. Вызвать эмоциональное восприятие, восхищение от увиденного. | «Путешествие на природу» | Репродукции картин известных художников, природный материал. | С.67 |
Занятие 10. Мир животных «Червячок сердится» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить с помощью цвета передавать в рисунке настроение героя. Продолжать учить работать в технике «акварель +восковые мелки». | «Путешествие в подземный мир» | Иллюстрации по теме | С.69 |
Занятие 11. «Веселая и грустная черепаха» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить изображать настроение черепахи. Продолжать учить работать в технике «акварель +восковые мелки».Развивать речь детей, эмоциональное восприятие. | «Путешествие к черепахам» | Фотографии черепах | С.70 |
Декабрь | ||||
Занятие 12. «Заботливые пчелы» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Показать прием изображения заботливых пчел. Развивать фантазию и творческие способности детей. Развивать связную речь детей. | «Путешествие к пчелам» | Фотографии пчел, шмелей. Иллюстрации с изображением шмеля. | С. 71 |
Занятие 13. «Семья жуков» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить изображать беседующих между собой насекомых. Развивать способность сравнивать и анализировать их строение, форму. Прививать любовь к природе. | «Путешествие к семье жуков» | Изображения беседующих между собой насекомых | С. 71 |
Занятие 14. «Колючий ежик» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Развивать желание творить. Продолжать знакомиться с новыми произведениями художников – иллюстраторов. Учить изображать колючего ежика, используя технику «сухой кисти» | «Путешествие к ежикам» | Репродукции картин с ежами. | С. 71 |
Занятие 15. «Как розовые яблоки на ветках снегири» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить изображать снегирей гуашью и дополнять рисунок известным техниками. | «Путешествие в зимний лес» | Репродукции снегирей | С. 72 |
Занятие 16. «Мудрая сова» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Продолжать знакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов. Учить изображать сову во весь рост, передавая оперение методом тычка щетинной кистью. | «Путешествие в ночной лес» | Репродукции совы. Иллюстрации к сказкам | С.73 |
Январь | ||||
Занятие 17. «Кот усатый, полосатый» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Развивать речь детей. Сравнить форму глаз, носа и ушей кошки с портретными характеристиками человека. Учить изображать портрет кота, передавая его настроение. | «Путешествие к кошкам» | Фотографии кошек различных пород. Портреты людей. | С. 73 |
Занятие 18. «Медуза. Морская звезда» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Показать приемы работы при изображении морских звезд, купола медузы и т.д. Закрепляем приемы работы в технике «по-сырому» | «Путешествие в подводный мир» | Репродукции разных по форме медуз, звезд, кораллов. Репродукция «Садко» | С. 75 |
Занятие 19. Какие разные животные» - обобщающее занятие (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить детей работать самостоятельно, передавая не только изображение, но и его настроение. | «Путешествие в мир животных» | Иллюстрации «Мир животных» | С. 76 |
Занятие 20. Мир человека «Я – веселый художник» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Познакомить детей с портретной живописью. Учить изображать портрет человека с улыбкой на лице. | «Путешествие в картинную галерею» | Репродукции детских портретов, выполненные разными художниками (А.Дюрер, А. Матисс, В. Серов, М. Сарьян) | С. 77 |
Февраль | ||||
Занятие 21. «Портрет папы» (дедушки, брата) (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить рассматривать портреты. Закреплять знание жанра. Познакомить с этапами изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники. | «Путешествие в картинную галерею» | Мужские портреты, выполненные различными художниками (Б. Микеланджело, Д.Эль Греко, В.Суриков, В.Васнецов) | С. 78 |
Занятие 22. «Портрет мамы» (бабушки, сестры) (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Продолжать учить рассматривать портреты. Обращать внимание на выражение женских глаз, причесок, украшений. Закреплять знание жанра. Закреплять этапы изображения лица. Учить применять в оформлении рисунка известные техники. | «Путешествие в картинную галерею» | Женские портреты, выполненные различными художниками (Д. Веласкес, С. Ботичелли, К. Петров – Водкин, З. Серебрякова) | С. 78 |
Занятие 23. «Ожившая клякса» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Познакомить с техникой «дутья». Развивать фантазийное мышление детей. | «Путешествие в мир фантазий» | Иллюстрации по теме | С. 79 |
Занятие 24. «Превращение клякс в бабочку» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Показать метод получения симметричного изображения бабочки. Развивать самостоятельность и фантазию детей. | «Путешествие в мир фантазий» | Иллюстрации | С. 79 |
Март | ||||
Занятие 25. «Я – художник - фантазер» (Чудо – пряник) (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Познакомить детей с произведениями Тульских мастеров. Продемонстрировать «способы украшения пряника» | «Путешествие к Тульским мастерам» | Репродукция И. Машкова «Снедь Московская. Хлебы.». Репродукции тульских пряников. | С. 80 |
Занятие 26. «Каркуша – любопытная ворона» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Развивать умение рисовать нахохлившуюся птицу, самостоятельно, используя знакомые приемы изображения. | «Путешествие к Каркуше» | Репродукции с изображением ворон | С. 80 |
Занятие 27. «Хрюша» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить изображать поросенка Хрюшу или Пятачка упитанного или худенького. Обратить внимание на особенности его фигуры. | «Путешествие к сказочному герою» | Репродукции с изображением поросят в творчестве разных художников – иллюстраторов. | С. 81 |
Занятие 28. «Степашка» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Познакомить детей с профессией художник - мультипликатор. Показать приемы изображения зайца. Развивать желание рисовать. | «Путешествие к Степашке» | Репродукции зайцев в природе и их стилизованное изображение в творчестве художников – иллюстраторов или мультипликаторов. | С. 81 |
Занятие 29. «Я и моя семья» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить рисовать детей, используя доступные средства изображения. Развивать творческие способности детей. | «Путешествие к добрым, отзывчивым людям» | Репродукции портретной живописи. | С. 81 |
Апрель | ||||
Занятие 30. Мир искусства. «Клоун веселый и печальный» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить передавать в цвете изображения портрета клоуна. Показать приемы работы красками при изображении лица клоуна. Учить подбирать цвета, характерные веселому клоуну | «Путешествие в цирк» | Наглядное пособие «Мимика лица» | С. 82 |
Занятие 31. «Веселый Незнайка» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Закреплять знание профессии художник – иллюстратор. Проанализировать образ Незнайки в творчестве разных художников. Учить изображать портрет Незнайки – веселого человечка, дополняя рисунок. | «Путешествие к Незнайке и его друзьям» | Иллюстрации к книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», выполненные разными художниками – иллюстраторами. | С. 82 |
Занятие 32. «Знайка» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Закреплять знание профессии художник – иллюстратор. Проанализировать образ Знайки в творчестве разных художников. Учить изображать портрет Знайки – серьезного человечка на фоне книг, глобуса и т.д. | «Путешествие к Незнайке и его друзьям» | Иллюстрации к книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», выполненные разными художниками – иллюстраторами. | С. 83 |
Занятие 33. «Цветочный город» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Познакомить детей с профессией художник – архитектор. Показать способы изображения домика. | «Путешествие к Незнайке и его друзьям» | Иллюстрации к книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». | С.84 |
Май | ||||
Занятие 34. «Сказочные кареты» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Показать детям прием изображения кареты – короба и его украшения. Развивать фантазию детей, догадываясь, кому из сказочных персонажей принадлежит карета. | «Путешествие в мир сказочных карет» | Иллюстрации различных наземных транспортных средств, изящных карет. | С. 84 |
Занятие 35. «Украшение косынки» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить детей украшать платок, применяя гуашевые краски в соответствии с замыслом. Развивать фантазию, художественный вкус. | «Путешествие к мастерицам» | Иллюстрации павлопосадских платков, вологодских кружевных косынок, изделия современной промышленности: шарфы, платки, косынки. | С.85 |
Занятие 36. «Музыка в красках» (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Учить внимательно слушать музыкальные произведения, соотносить музыкальное произведение и изобразительный образ. Продолжать учить изображать подмалевок в соответствии с характером музыки. | «Путешествие в мир искусства» | Цветовые подмалевки, выполненные в технике «по – сырому» | С. 86 |
Занятие 37. Обобщающее занятие (Итоговая выставка) (теория – 5 мин., практика – 15 мин.) | Выявления уровня творческого развития детей | «Путешествие в страну Рисовандию» | Репродукции картин художников, материалы для творчества (карандаши, акварель, гуашь и т.д.) |
1.4 Планируемые результаты и способы их проверки
Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:
- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых художественно – эстетических способностей;
- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.
Диагностика проходит в два этапа: входная (сентябрь), итоговая (июнь).
Результаты позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемым к детям каждой возрастной группы.
Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к рисованию, творчеству, желания заниматься.
Способы определения результативности:
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
К концу обучения ребенок может:
- Эмоционально откликаться на художественные произведения;
- Умеет проявлять свои познания. Различать жанры изобразительного искусства;
- Проявлять инициативу, рисовать на свободную тему;
- Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве;
- Быть оригинальным в выборе сюжета;
- Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
- Работать творчески, используя нетрадиционные методы и приемы;
- Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов;
- Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем
- Свободно выбирать материал для работы.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 09 | 3- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 2. Мир природы «Вводное занятие» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
2 | 09 | 4-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 3. «Улыбка природы» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
3 | 09 | 5- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 4. «Светлые и темные краски» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
4 | 10 | 1-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 5. «Краски осенней земли» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
5 | 10 | 2- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 6. «В багрец и золото одетые леса» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
6 | 10 | 3- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 7. «Грустный и веселый цветок | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
7 | 10 | 4- недели | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 8. «Аппетитные, ароматные, сладкие…» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
8 | 11 | 1-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 9. «Грибной дождь» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
9 | 11 | 2- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 10. Любование картинами природы «Природа – художница – волшебница» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
10 | 11 | 3- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 11. Мир животных «Червячок сердится» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
11 | 11 | 4- недели | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 12. «Веселая и грустная черепаха» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
12 | 12 | 1- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 13. «Заботливые пчелы» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
13 | 12 | 2- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 14. «Семья жуков» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
14 | 12 | 3- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 15. «Колючий ежик» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
15 | 12 | 4-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 16. «Как розовые яблоки на ветках снегири» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
16 | 12 | 5- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | Занятие 17. «Мудрая сова» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность | |
17 | 01 | 1- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 18. «Кот усатый, полосатый» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
18 | 01 | 2- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 19. «Медуза. Морская звезда» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
19 | 01 | 3-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 20. Какие разные животные» - обобщающее занятие | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
20 | 01 | 4- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 21. Мир человека «Я – веселый художник» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
21 | 02 | 1- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 22. «Портрет папы» (дедушки, брата) | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
22 | 02 | 2- недели | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 23. «Портрет мамы» (бабушки, сестры) | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
23 | 02 | 3- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 24. «Ожившая клякса» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
24 | 02 | 4-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 25. «Превращение клякс в бабочку» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
25 | 03 | 1- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 26. «Я – художник - фантазер» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
26 | 03 | 2- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 27. «Каркуша – любопытная ворона» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
27 | 03 | 3- недели | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 28. «Хрюша» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
28 | 03 | 4-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 29. «Степашка» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
29 | 03 | 5- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 30. «Я и моя семья» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
30 | 04 | 1- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 31. Мир искусства. «Клоун веселый и печальный» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
31 | 04 | 2- недели | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 32. «Веселый Незнайка» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
32 | 04 | 3-неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 33. «Знайка» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
33 | 04 | 4- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 34. «Цветочный город» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
34 | 05 | 1- неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 35. «Сказочные кареты» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
35 | 05 | 2- недели | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 36. «Украшение косынки» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
36 | 05 | 3 - неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 37. «Музыка в красках» | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
37 | 05 | 4 неделя | Понедельник 16.15 – 16.35 | очная | 1 | Занятие 40. Диагностика | Изостудия | Беседа, опрос, самостоятель ная деятельность |
2.2 Условия реализации программы
2.2.1 Материально- техническое обеспечение:
№ | наименование | количество |
1. | Изостудия | |
2. | Бумага альбомная | по количеству детей |
3. | Карандаши простые | по количеству детей |
4. | Карандаши цветные | По количеству детей |
5. | Акварель | по количеству детей |
6. | Гуашь | по количеству детей |
7. | Восковые мелки | по количеству детей |
8. | Проектор | 1 шт. |
9. | Репродукции картин. | |
10. | Иллюстрации | |
11. | Баночки для промывания кисти | по количеству детей |
12. | Тряпочки | по количеству детей |
13. | Фломастеры | по количеству детей |
14. | Цветной пластилин | по количеству детей |
15. | Масляная пастель | по количеству детей |
16. | Нарукавники | по количеству детей |
17. | Штампы, дополнительные материалы для творчества | по количеству детей |
2.2.2 Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
2.2.3 Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог по изодеятельности. Образование высшее педагогическое.
Стаж работы по профилю более 5 лет. В настоящее время педагог прошла плановое повышение квалификации по программе «Вопросы организации и содержания деятельности методистов и педагогов дополнительного образования» и осуществляет подготовку к аттестации.
2.3 Формы аттестации
2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Журнал Посещаемости;
- Фотоотчет;
- Отзывы детей и родителей.
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- Готовая Работа;
- Выставка;
- Диагностическая Карта;
- Открытое занятие.
2.4 Оценочные материалы
Уровни освоения художественно - эстетического развития дошкольников
4-5 лет
Дата проведения __________________
Педагог дополнительного образования___________________________________
№ | Фамилия, имя ребёнка | Эмоционально откликается на художественные произведения | Различает жанры изобразительного искусства | Проявляет инициативу, умеет рисовать на свободную тему | Способен чувствовать характер и изменчивость природных явлений, настроения, передавать это в своем творчестве | оригинален в выборе сюжета | Умеет давать оценку продуктам своей и чужой деятельности | Работает творчески, используя нетрадиционные методы и приемы | Умеет использовать выразительные свойства художественных материалов | Умеет общаться с педагогом, сверстниками по поводу рассматриваемых на организованной деятельности проблем |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. |
Оценка уровня развития:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребёнка и т.д. (средний уровень);
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребёнка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)
2.5 Методические материалы
2.5.1 Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в очной форме.
2.5.2 Методы обучения
- Наглядные (Демонстрация Наглядных Пособий);
- Практические (Упражнение, Экспериментирование;
- Объяснительно- Иллюстративные;
- Репродуктивные;
- Частично- Поисковые;
- Исследовательско проблемные;
- Воспитательные (Убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация)
- Игровые (Дидактические Игры, Ролевые Игры, Дискуссии);
- Словесные (рассказ педагога, беседа).
2.5.3 Формы организации образовательного процесса
- Групповая;
- Индивидуально – групповая.
2.5.4 Формы организации учебного занятия
- Беседа;
- Выставка
- Галерея;
- Игра;
- Наблюдение;
- Практическое Занятие;
- Презентация;
- Творческая Мастерская.
2.5.5 Педагогические технологии
- Технология Группового Обучения;
- Технология Игровой Деятельности;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающая технология.
2.5.6 Алгоритм учебного занятия
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; (2-3 минуты)
2. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике; (15 мин.)
4. Динамическая пауза (1 минута)
5. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия. (1 минута)
2.5.7 Дидактические материалы
- Раздаточные Материалы;
- Инструкционные Карты;
- Технологические Карты;
- Задания;
- Упражнения;
- Образцы Изделий.
2.6 Список литературы
2.6.1 Основная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид изд. | Количество экземпляров. |
1 | Копцева Т.А. | «Природа и художник» | М.: 2001 |
2.6.2 Дополнительная литература
№ п/п | Авторы | Заглавие | Город, издательство, год издания. | Вид Издания. | Количество экземпляров. |
1 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1973 | Вып.1 | |
2 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1979 | Вып.2 | |
3 | Алексеева В.В. | «Что такое искусство?» | М., 1991 | ||
4 | Бакушинский А.В. | «Исследования и статьи» | М., 1981 | ||
5 | Кабалевский Д.Б. | «Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады» | М., 1986 | ||
6 | Копцева Т.А. | «Природа и художник: Пособие для учителя»» | М., 1994 | ||
7 | Копцева Т.А. | «Природа и художник: Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей 4-6 лет» | М., 1999 | ||
8 | Кульчинская Н.Л. | «Ребенок в музее» | М., 1999 | ||
9 | Левин С.Д. | «Ваш ребенок рисует» | М., 1980 | ||
10 | Лихачев Д.С. | «Земля родная» | М., 1983 | ||
11 | Макарова Е.Г. | «В начале было детство: Записки педагога» | М., 1990 | ||
12 | Макарова Е.Г. | «Освободите слона» | М., 1980 | ||
13 | Макарова Е.Г. | «Преодолеть страх или Искусствотерапия». | М., 1996 | ||
14 | Мелик–Пашаев А.А., Новлянская З.Н. | «Ступеньки к творчеству» | М., 1995 | ||
15 | Мелик–Пашаев А.А. | «Педагогика искусства и творческие способности» | М.,1983 | ||
16 | Мифы народов мира/гл.ред. С.А.Токарев | Энциклопедия: в 2-х т. | М,1991 - 1992 | ||
17 | Неменский Б.М. | «Мудрость красоты» | М.,1987 | ||
18 | Полунина В.Н. | «Искусство и дети» | М.,1982 | ||
19 | «Про все на свете»: Сборник стихов и загадок. | М., 1996 | |||
20 | Скаткин М.Н., Краевский В.В. | «Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы» | М., 1981 | ||
21 | «Современный словарь – справочник по искусству» | М.,1999 | |||
22 | Сухомлинский В.А. | «Сердце отдаю детям» | Киев, 1988 | ||
23 | «Художественное творчество и ребенок»/ Под ред. Н.А. Ветлугиной | М., 1972 | |||
24 | Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. | М., 1997 | |||
25 | Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство 17-19 веков. | М., 1999 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Магия творчества" - возраст 6-7 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисточка" - возраст 5-6 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
Программа по изо- деятельности...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...