Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька» (нетрадиционное рисование)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Развитие художественно - творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navigator_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 62.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа
города Райчихинска Амурской области
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 городского округа города Райчихинска
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МОАУДО ДДЮ
от « » 2022 г. __________ Королева С.А.
Протокол № 3 «» 2022 г.
Приказ № 7/а от __________202 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Акварелька»
(нетрадиционное рисование)
Ознакомительный уровень
возраст воспитанников: 6-7 лет
срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Воспитатель высшей кв.
категории
Смышляева Е. М.
г. Райчихинск
2022 г.
Содержание программы:
1 | Комплекс основных характеристик программы | |
1.1 | Пояснительная записка … ………………………………. 2 | |
1.2 | Цель и задачи программы …………………………………. 4 | |
1.3 | Содержание программы …………………………………….5 | |
1.4 | Планируемые результаты…………………………………. 10 | |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1 | Календарный учебный график……………………………...12 | |
2.2 | Условия реализации программы ………………………….. 12 | |
2.3 | Формы аттестации…………………………………………...12 | |
2.4 | Оценочные материалы…………………………………….. .13 | |
2.5 | Методические материалы…………………………………. .14 | |
2.6 | Список литературы………………………………………….15 |
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Данная программа направлена на художественно - эстетическое развитие детей средствами нетрадиционных техник рисования. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Программа разработана в соответствии:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями по приказу от 05.09.2019 г. №470).
4. Письма министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации».
5 Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
6. Устава МДОАУ.
Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты, из природного и бросового материала для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность
Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.
Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся 6-7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает.
В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг.
Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего "Я". Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Поэтому и тематика рисунков сказочная, фантастическая.
6-7-летний возраст отличается периодом активного рисования — ребенок может создать около 2000 рисунков за год, при этом содержание будет самым разнообразным — воображаемые ситуации, впечатления, иллюстрации, желания. Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений. В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали. Рисование - любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие. Особенности комплектования учебных групп: дети 6-7 лет
Состав группы – постоянный.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации программы – 36 часов в год.
Первое полугодие – 16 недель – 16 часов.
Второе полугодие – 20 недель – 20 часов.
Режим занятий: 1раза в неделю по 1 академическому часу (30 минут)
Форма обучения очная
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная модель реализации программы.
Организационные формы обучения – занятия проводятся по группам, индивидуально, со всем составом.
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания
творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие
познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания
нового.
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием нетрадиционных техник рисования, художественных
материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые
умения и навыки и показывать детям широту их возможного
применения.
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
1.3 Содержание программы
№ | Наименование тем | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 полугодие – 16 часов | ||||||
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 0,3 | 0,7 | опрос | |
2 | «Веточка смородины» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
3 | «Осень на опушке, краски разводила» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
4 | «Осенние листья» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
5 | «Ветка рябины» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
6 | «Осеннее дерево» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
7 | «Город» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
8 | «Сказочная рыбка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
9 | «Рыжая лисичка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
10 | «Пингвины в Арктике» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
11 | «Закат над морем» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
12 | «Воробушки зимой» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
13 | «Белые медведи» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
14 | «Зима. Зимний лес» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
15 | «Морозные узоры» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
16 | «Пляшущие кляксы» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
2 полугодие – 20 часов | ||||||
17 | «Узоры Дедушки Мороза» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
18 | «В зимнем парке» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
19 | «Северное сияние» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
20 | «Зимний пейзаж». | 2 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
21 | «Хрустальный замок Снежной королевы» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
2223 | «Мишка на льдине» | 2 | 0,6 | 1,4 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
24 | «Весёлые снежинки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
25 | «Салфетка для мамы» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
26 27 | «Волшебные картинки» | 2 | 0,6 | 1,4 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
28 | «Дикие животные» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
29 | «Космос» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
30 | «Красочные бабочки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
31 | «Пушистые котята» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
32 | «Сказка мыльных пузырей» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
33 | «Ожившие камешки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
34 | «Расцвели одуванчики» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
35 | «Незабудки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
36 | «Дождь» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, выставка работ, анализ | |
итого: | 36 | 12 | 24 |
Содержание программы (1 год обучения)
- Введение
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Практика: Д/и «Можно – нельзя»
Форма контроля: опрос
- «Веточка смородины» - пуантилизм, оттиск листа.
Теория: Продолжать знакомить с нетрадиционными способами рисования (печатание). Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы объектов, обращать внимание на форму, величину, пропорции частей. Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.
Практика: Дети изображают ветку смородины с помощью смородинного листа и ватных палочек
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ
- «Осень на опушке, краски разводила» - печатание листьями.
Теория: Продолжать знакомить с нетрадиционными способами рисования (печатание). Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Практика: С помощью печатанья листьями различных деревьев дети изображают осенний лес, подбирая необходимые цвета.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ
- «Осенние листья» - витражное рисование.
Теория: Продолжать учить детей рисовать клеем ПВА на файле по трафарету
Практика: Клей ПВА дети наносят по контуру, затем раскрашивают
краской свободное пространство.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ
- «Ветка рябины» - пластилинография, рисование на скорлупе
фисташек.
Теория: Учить рисовать детей с использованием природного материала
(кожура фисташек) и пластилина. Продолжить знакомить детей с
многообразием деревьев, красотой окружающего мира, развивать
эстетический вкус, чувство композиции.
Практика: Дети изображают ветку рябины с помощью красок и
природного материала.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Осеннее дерево» - рисование на мятом листе бумаги.
Теория: Учить детей тонировать фон на мятом листе бумаги различными
красками.
Практика: Дети подбирают необходимые цвета и наносят на лист бумаги.
После высыхания вырезают листья и создают коллективно осеннее
дерево.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Город» - рисования кусочками картона.
Теория: Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Развивать чувства композиции.
Практика: Дети рисуют полосками картона, набирают краску на картон и изображают дома, составляют законченный сюжет
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Сказочная рыбка» - рисование на фольге.
Теория: Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «на фольге».
Практика: Дети самостоятельно отображают образ рыбки, используя простой карандаш, с помощью тёрки делают чешуйки. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учится создавать мозаичную композицию.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Рыжая лисичка» - тычок сухой, жесткой кистью.
Теория: Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей.
Практика: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Пингвины в Артике» - «тампонирование».
Теория: Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники.
Практика: ребёнок рисует пингвинов, применяя знакомые техники рисования.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Закат над морем» - рисование мелками и акварелью.
Теория: Знакомить с нетрадиционными техниками, развивать чувство композиции и цвета и побуждать интерес к изобразительному творчеству.
Практика: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Воробушки зимой» - рисование по сырому.
Теория: Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.
Закрепить умения красиво размещать изображения на листе. Развивать композиционные умения.
Практика: Смочить лист водой и нарисовать воробья на мокром листе.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Белые медведи» - рисование с помощью пищевой плёнки и соли.
Теория: Совершенствовать умения и навыки в рисовании нетрадиционным материалом.
Практика: Фон ребята делают с помощью плёнки и соли, медведей прорисовывают с помощью шаблона.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Зима. Зимний лес» - оттиск капустным листом.
Теория: Учить прижимать капустный лист к бумаге и наносить оттиск на
бумагу. Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) капустным листом
и рисование ватной палочкой.
Практика: ребенок покрывает лист пекинской капусты белой краской,
затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения
отпечатка и создания композиции.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Морозные узоры» - рисование манной крупой.
Теория: Закреплять знания о нетрадиционной технике - рисования манной крупой.
Практика: Дети придумывают узоры, прорисовывают их клеем ПВА, затем посыпают манной крупой.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Пляшущие кляксы» - кляксография
Теория: Показать выразительные особенности кляксографии.
Практика: Дети создают рисунок с помощью клякс, дорисовывают детали для придания законченности изображения.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Узоры дедушки Мороза» - ниткография.
Теория: Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография».
Практика: Нитки обмакнуть в краску и оставить узоры на листе бумаги.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «В зимнем парке» - рисование мукой и сахаром, по трафарету.
Теория: Учить работать с новым материалом, развивать творческие способности детей.
Практика: Дети рисуют красками зимний лес, снег рисуют клеем и сахаром.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Северное сияние» - рисование по сырому.
Теория: Сформировать представление о природном явлении-северном сиянии, учить его рисовать. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, интерес к выполнению задания. Закрепить умение работать в технике «по сырому».
Практика: На мокрый лист бумаги наносится краска различных цветов.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Зимний пейзаж»– отпечаток целлофановым пакетом.
Теория: Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции.
Практика: Дети рисуют на целлофановом пакете, затем переносят рисунок на бумагу способом печатания.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
- «Хрустальный замок Снежной Королевы» - рисование солью.
Теория: Закреплять умение располагать узор в соответствии с заданной формой, придумывать детали рисунка по своему желанию. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Практика: Изображение замка по желанию при помощи красок и соли.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
22-23. «Мишка на льдине» — граттаж.
Теория: Учить детей рисовать в новой технике граттаж, подготавливать
фон, выполнять рисунок на картоне процарапывая палочкой.
Практика: Подготовить фон восковыми мелками и чёрной гуашью,
Рисунок нанести палочками, соблюдать технику безопасности.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
24. «Весёлые снежинки» - трафарет + соль
Теория: Продолжать закреплять технику рисования солью. Учить детей с
помощью трафарета передавать форму снежинок, их красоту,
разнообразие.
Практика: Дети наносят клей ПВА по трафарету, затем посыпают солью.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
25. «Салфетка для мамы» - узелковый батик.
Теория: Обучать простейшим приемам росписи по ткани в технике
узелкового батика.
Практика: Дети делают жгутики из ткани, затем раскрашивают ткань
гуашью подбирая цвета.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
26-27. «Волшебные картинки» - рисование ластиком.
Теория: Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения –
рисование ластиком по графиту. Совершенствовать художественно-
графические навыки детей.
Практика: Дети заштриховывают простым карандашом всю
поверхность листа. Ластиком прорисовывают изображение.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
28. «Дикие животные» -набрызг.
Теория: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования
«набрызг». Учить новым способам получения изображения.
Практика: На лист прикладываются шаблоны и покрывают лист
брызгами гуаши.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
29. «Космос» - рисование по сырому листу, набрызг
Теория: Расширять кругозор, знания детей о космосе. Закреплять навыки
создания фона с помощью рисования «по сырому», учить изображать
звездное небо, с помощью приема - набрызг (используя гуашь).
Практика: дети изображают звёздное небо при помощи шаблонов.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
30. «Красочные бабочки» - пуантилизм.
Теория: Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую
гамму, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое
восприятие.
Практика: Подбор необходимых цветов. Изображения закрашивается
точками с помощью фломастеров, маркеров.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
31. «Пушистые котята» - тычок жёсткой полусухой кистью.
Теория: Закреплять умение держать кисть, углублять представления о цвете и геометрических формах, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму.
Практика: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется контур или шаблон
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
32. «Сказка мыльных пузырей» - рисование мыльными пузырями.
Теория: Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Практика: Дети берут соломинку и дуют через нее в мыльную воду, делая как можно больше пузырьков, после бумагу легонько прикладывают сверху на пузырьки.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
33. «Ожившие камушки» - рисование на камнях.
Теория: Учить детей создавать собственные объёмные изображения, исходя из формы камня. Развивать фантазию, воображение, интерес к художественному творчеству.
Практика: Изображение рисунка на камнях гуашью.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
34. «Расцвели одуванчики» - рисование ватными палочками.
Теория: Учить детей создавать фон с помощью губки, передавать изображение одуванчиков ватными палочками.
Практика: изображение одуванчика ватными палочками.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
35. Незабудки - рисование по сырому листу.
Теория: Развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительное восприятие, фантазию, творчество. Расширить представление детей о полевых растениях, об охране природы. Формировать чувство ответственности.
Практика: Изображают цветы на листе смоченным водой.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
36. «Дождь» - рисование по мокрому.
Теория: Учить закрашивать фон, рисовать изображения предмета или природы, городского пейзажа, затем лист размещать вертикально, получая эффект стекающей краски.
Практика: Дети проводят расчёской по влажной поверхности, после чего остаются следы напоминающие капли дождя.
Формы контроля: наблюдение, выставка работ, анализ.
1.4 Планируемые результаты:
У детей сформировано творческое мышление, устойчивый интерес к
художественной деятельности. Дети проявляют художественный вкус,
фантазию, изобретательность, пространственное воображение при создании рисунка. Развиты умения и навыки, необходимые для создания
творческих работ. Знают различные виды художественного творчества. Используют в своей деятельности знакомые техники нетрадиционного рисования, применяя разнообразные материалы. У детей развито трудолюбие, желание добиваться успеха собственным трудом, внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческая самореализация.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график (приложение 1)
год обучения | начало занятий | окончание занятий | кол-во учебных недель | кол-во учебных дней | кол-во учебных часов | режим занятий |
1 год | 01.09.2022 | 31.05 2023 | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 часу (30 мин) |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Занятия проводятся в группе.
- Стеллаж для организации выставки. Шкаф для хранения материала
( кисти, краски, гуашь, бумага для рисования и другой материал)
- Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки).
- Природный материал: веточки, скорлупа грецких орехов, листья, камни.
- Методические пособия: Дидактические игры.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование,
соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной
программы.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Оценка готовых работ, наблюдение, беседы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие, открытое занятие.
2.4 Оценочные материалы
Для диагностики результативности освоения программы используются наблюдение педагога во время выполнения работы.
Форма проведения – наблюдение. Диагностика проводится на начальном и итоговом этапе.
Диагностическая карта
По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
Ф.И. ребёнка | Технические навыки | Точность движения | Среда выразительности (цвет, форма и т. д) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | Итого | |
Критерии оценки.
Высокий уровень – ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования. С удовольствием вступает в игру. Знает характерные особенности нетрадиционной техники рисования. Аргументирует выбор той или иной техники, правильно её называет. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов, располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. При восприятии рисунка может дать эстетическую оценку. Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого.
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования, с удовольствием вступает в данный вид деятельности. Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники. Соблюдает пропорциональность в изображении разных предметов, цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла и характеристики изображаемого. Не всегда располагает изображение по всему листу. При восприятии рисунка может дать незначительную оценку деятельности, эстетическую оценку.
Низкий уровень (удовлетворительно): учащиеся не обладают элементарными знаниями, основными способами действий.
2.5 Методические материалы
Методы обучения, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- эмоциональный настрой;
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;
- наглядные
- практические
- игровые
- рассматривание иллюстраций
- целевые прогулки
- использование ТСО
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Формы работы
С детьми:
- Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.
- Работа по подгруппам и групповая.
С родителями:
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
- Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
- Анкетирование.
С воспитателями:
- Консультации для воспитателей по работе с детьми в нетрадиционных техниках, мастер классы.
- Анкетирование.
Формы организации учебного занятия:
Традиционные занятия, практические, занятия-игры, мастер-класс, творческая мастерская.
Алгоритм проведения занятий:
- вступительная часть — указания воспитателя, беседа с детьми;
1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.
2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение текста). Беседа с детьми.
3. Конкретные указания к выполнению работы. Пояснения и показ приемов выполнения.
- основная часть - руководство процессом выполнения работы
- заключительная часть - просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем.
Дидактические материалы: Подборка мастер-классов к занятиям, иллюстраций, дидактических игр. Образцы рисунков, шаблоны, подбор натуры или модели. Материал для показа приемов рисования.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Информационно – методическое обеспечение
Перечень дидактического и методического обеспечения
1. Авторские методические пособия:
1.1.Конспекты занятий с применением нетрадиционных техник рисования.
1.2. сборник нетрадиционных техник рисования.
1.3. конспект открытого занятия для родителей по итогам учебного года.
2. Организационно-методические материалы:
2.1. перспективный план работы педагога на текущий учебный год;
2.2. календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
2.3. отчёт о деятельности педагога за прошедший учебный год;
2.4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.
3. Наглядные пособия: набор иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, шаблонны.
4. Медиапособия: учебные фильмы, мультимедиа презентации, диски с музыкой (классической и детской).
5. Раздаточный материал по темам занятий: бумага, кисти, карандаши, ластики, ватные палочки, гуашь и т. д.
Список литературы для педагога
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2007.-80 с,
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:
«Издательство Скрипторий 2003». 2013. — 72 с.
3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий— М‚: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.
4. Комарова Т.С. "Обучение детей технике рисования" Изд. 2-е. перераб. и доп. - М.. «Просвещение». 1970. - 158 с.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду,
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010. — 112 с.
6. Н. Черепкова: Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Детство-Пресс, 2021 г.
7.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
8.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
Список литературы для родителей
1. Анцифирова Н. Г. «Необыкновенное рисование» // Дошкольная педагогика. 2011.
2. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки» - Ярославль, 2014.
3. А. Никитина: «Рисование верёвочкой» Издательство: Каро, 2010 г.
4. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
5. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» .- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
Список литературы для детей
1. София Ким « Учимся рисовать животных»
2. Анна Мурзина: «Учебник рисования для детей» Харвест, 2020 г.
3. Нико Фаузер: «Первый самоучитель по рисованию для детей» АСТ, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....
Программа Дополнительного образования. Кружок по нестандартной технике рисования «Разноцветный мир детства» на 2015 – 2016 учебный год для детей средней группы
Цель данной программы доплнительного образования (кружок по нестандартному рисованию с детьми 4-5 лет) - создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использо...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Развивай-ка"(нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)
Рабочая программа "Развивайка" ( нетрадиционное рисование, лепка, аппликация)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.
Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает и охватывает всестороннее развитие ребёнка и педагогическое просвещение ...
Дополнительной образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 3-4 лет...