Педагогический проект "Юные экспериментаторы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шлыкова Наиля Зиннятовна

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №101 «Жар –птица»

Волжского района г. Саратова

410037, г. Саратов, ул. Муленкова А.П., д 3/1 т.: 79-53-59

Педагогический проект

«Юные экспериментаторы»

Саратов 2024 г.

Проект

«Юные экспериментаторы»

Содержание

Стр.

1.

Паспорт проекта

3

2.

Пояснительная записка

5

2.1.

Цель и задачи проекта

6

3.

Особенности реализации проекта

7

4.

Планирование деятельности

9

4.1.

Организационный этап

9

4.2.

Деятельностный этап

9

4.3.

Обобщающий этап

10

5.

Список использованных источников

11

6.

Приложения

12

Приложение 1.        

12

1. Паспорт проекта

Название и тип проекта

Проект

«Юные экспериментаторы»

Автор-разработчик

Воспитатели:

Шлыкова Наиля Зиннятовна

Участники проекта

Воспитатели; родители; воспитанники ДОУ.

Сроки

Сентябрь 2024 г. – Апрель 2025 г.

Основания для разработки проекта

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

4. Программа развития ДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица».

5.Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица» Волжского района г. Саратова.

Цель проекта

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта

  1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  4. Развивать наблюдательность;
  5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;
  7. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.                                                

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный этап

Цель: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

II этап. Деятельностный этап

Цель: Совместная деятельность детей и педагога.

III этап. Обобщающий этап

Цель: Анализ результатов проектной деятельности.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

Повысить уровень знаний в данной области. Подготовить методическое обеспечение в помощь детям.

Для родителей:

Предложить родителям поучаствовать в подборе материала для игр с песком / крышки от бутылок

Индивидуальные беседы. Значение экспериментальной деятельности для детей.

Папка-передвижка. Игры с водой и песком. Это интересно.

Форма итогового мероприятия

Итоговое развлечение:

 «В мире экспериментов»

Продукты проекта

Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, оборудование и материалы для организации опытов.

2. Пояснительная записка

 Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

2.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта для детей:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4. Развивать наблюдательность;

5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;

7.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.                                                

3. Особенности реализации проекта

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также, как и игровая. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

3.1. Механизм оценки эффективности проекта

1. Анкетирование родителей.

2. Анализ реализации этапов проекта.

3. Анализ продуктов проекта.

3.2. Применение педагогических технологий

В проекте используются:

1. Здоровьесберегающие технологии:

-дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);

-артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, речедвигательные игры, коммуникативные игры);

- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).

2. Личностно-ориентированная технология:

Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка.

3. Игровые технологии:

В результате, игровые технологии позволяют:

- поддерживать самостоятельные игры детей;

- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.

4. Информационно-коммуникационные технологии:

В проекте ИКТ используются для:

- подбора иллюстративного и дидактического материала;

- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;

-  для методического сопровождения проекта;

- для оформления документации, отчётов.

5. Развивающие технологии:

В рамках развивающих технологий применяются:

- игровые проблемные ситуации;

- проблемные и поисковые вопросы;

- карточки-схемы, творческие задания.

Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно: осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций.

4. Планирование деятельности

4.1. Организационный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта. Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.

Сентябрь

2.

Планирование проекта, выбор форм, методов, приёмов реализации проекта.

Сентябрь

3.

Изучение методической литературы и интернет – ресурсов по теме проекта.

Сентябрь

4.

Составление перспективного плана мероприятий проекта.

Сентябрь

4.2.  Деятельностный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Занятия «Мы экспериментаторы»

«Волшебница вода» «Секреты кока –колы» «Бумага и ее свойство»

Наблюдения: на прогулке и в режимных моментах

- за свойствами воды

- свойствами воздуха

- за свойствами бумаги

Октябрь

2.

Опыты: Личная радуга (оборудование: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.)

Личная радуга 2 (оборудование: тарелка вода конфеты скитлс)

Ноябрь

3.

Обследование снега. Экспериментирование: что произойдет со снегом, если его принести в теплую комнату. Экспериментирование: что произойдет, если воду вынести на мороз. Подвижная игра «Заморожу, заморожу»

Декабрь

4.

Сбор и изготовление материала для уголка по экспериментированию.

Обратить внимание детей на следы, оставленные кем-то на снегу.

Экспериментирование  «Оставь свой  след»

Январь

5.

Опыты: Само надувающийся шарик (оборудование: воздушные шарики, пустая бутылка (1 или 1,5 л), чайная ложка, воронка, столовый уксус, пищевая сода.)

Февраль

6.

Опыты: Лавовая лампа (оборудование: соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.)

Март

7.

Опыты: Мягкое яйцо (оборудование: 2 куриных яйца, 2 стеклянные банки, вода, уксус.)

Март

8.

Опыты: Танцующая монетка (оборудование: бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.)

«Рыбалка» (оборудование: стакан воды, кубик льда, нитка.)

Апрель

9.

Рисуем сухим песком (из бутылочки).

П/игра «Где же, где же наши ручки?»

Рисуем палочкой  на мокром песке.

Апрель

4.3. Обобщающий этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Проведение познавательно - игрового развлечения «У природы нет плохой погоды»

Март

2.

Презентация проекта «Юные экспериментаторы».

Март

3.

Презентация «Итоги проектной деятельности»

«Экологическое воспитание средствами познавательно – творческой активности детей дошкольного возраста»

Апрель

4.

Итоговое развлечение: «В мире экспериментов»

Апрель

  1. Список использованных источников

  1. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О. А. Новиковская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  2. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ, 2008.
  3. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – с.76.
  4. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
  5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
  6. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
  7. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство – пресс, 2003.

6. Приложения

Приложение 1.

Подвижные и малоподвижные игры:

  1.  «Ветер»

Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, развивает воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища.

  1. «Ветер – хорошо и плохо»

Цель: формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений и животных.

  1. «Южный ветер – северный ветер»

Цель: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.

  1. «Дождик»

Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей.

  1. «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его, развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

  1. «Что лишнее»

Цель: закрепить знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли, развивать слуховое внимание.

Дидактические игры:

  1. «Что сначала, что потом?»

Цель: Познакомить детей с пластичным материалом.

  1. «Хорошо – плохо»

Цель: Развивать речь и любознательность.

  1. «Узнай по вкусу»

Цель: Поддерживать интерес к исследованиям.

  1. «Волшебница вода»

Цель: Уточнить знания о твердых и жидких веществах.

  1. «Поезд времени»

Цель: Развивать речь – доказательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование кружка "Юные экспериментаторы"

планирование кружка "Юные экспериментаторы"...

"Маленькие экспериментаторы в детском саду".

  Детская экспериментаторская дея­тельность — явление особенное, кото­рое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...

Рабочая программа"Юный экспериментатор"

 В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...

Программа кружка "Юный экспериментатор"

В программу входит: пояснительная записка, план кружка....

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "

Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...

Краткосрочный педагогический проект: « Юные экспериментаторы»

Экспериментальная деятельность с детьми среднего и старшего возраста...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)

Актуальность.В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприя...