Педагогический проект "Юные экспериментаторы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №101 «Жар –птица»
Волжского района г. Саратова
410037, г. Саратов, ул. Муленкова А.П., д 3/1 т.: 79-53-59
Педагогический проект
«Юные экспериментаторы»
Саратов 2024 г.
Проект
«Юные экспериментаторы»
№ | Содержание | Стр. |
1. | Паспорт проекта | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
2.1. | Цель и задачи проекта | 6 |
3. | Особенности реализации проекта | 7 |
4. | Планирование деятельности | 9 |
4.1. | Организационный этап | 9 |
4.2. | Деятельностный этап | 9 |
4.3. | Обобщающий этап | 10 |
5. | Список использованных источников | 11 |
6. | Приложения | 12 |
Приложение 1. | 12 |
1. Паспорт проекта
Название и тип проекта | Проект «Юные экспериментаторы» |
Автор-разработчик | Воспитатели: Шлыкова Наиля Зиннятовна |
Участники проекта | Воспитатели; родители; воспитанники ДОУ. |
Сроки | Сентябрь 2024 г. – Апрель 2025 г. |
Основания для разработки проекта | 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). 4. Программа развития ДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица». 5.Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица» Волжского района г. Саратова. |
Цель проекта | Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. |
Задачи проекта |
|
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный этап Цель: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. II этап. Деятельностный этап Цель: Совместная деятельность детей и педагога. III этап. Обобщающий этап Цель: Анализ результатов проектной деятельности. |
Планируемые результаты проекта | Для воспитанников: Повысить уровень знаний в данной области. Подготовить методическое обеспечение в помощь детям. Для родителей: Предложить родителям поучаствовать в подборе материала для игр с песком / крышки от бутылок Индивидуальные беседы. Значение экспериментальной деятельности для детей. Папка-передвижка. Игры с водой и песком. Это интересно. |
Форма итогового мероприятия | Итоговое развлечение: «В мире экспериментов» |
Продукты проекта | Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, оборудование и материалы для организации опытов. |
2. Пояснительная записка
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
2.1. Цель и задачи проекта
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта для детей:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3. Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развивать наблюдательность;
5. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6. Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач;
7.Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Особенности реализации проекта
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также, как и игровая. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
3.1. Механизм оценки эффективности проекта
1. Анкетирование родителей.
2. Анализ реализации этапов проекта.
3. Анализ продуктов проекта.
3.2. Применение педагогических технологий
В проекте используются:
1. Здоровьесберегающие технологии:
-дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);
-артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, речедвигательные игры, коммуникативные игры);
- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).
2. Личностно-ориентированная технология:
Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка.
3. Игровые технологии:
В результате, игровые технологии позволяют:
- поддерживать самостоятельные игры детей;
- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии:
В проекте ИКТ используются для:
- подбора иллюстративного и дидактического материала;
- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;
- для методического сопровождения проекта;
- для оформления документации, отчётов.
5. Развивающие технологии:
В рамках развивающих технологий применяются:
- игровые проблемные ситуации;
- проблемные и поисковые вопросы;
- карточки-схемы, творческие задания.
Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно: осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций.
4. Планирование деятельности
4.1. Организационный этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта. Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр. | Сентябрь |
2. | Планирование проекта, выбор форм, методов, приёмов реализации проекта. | Сентябрь |
3. | Изучение методической литературы и интернет – ресурсов по теме проекта. | Сентябрь |
4. | Составление перспективного плана мероприятий проекта. | Сентябрь |
4.2. Деятельностный этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Занятия «Мы экспериментаторы» «Волшебница вода» «Секреты кока –колы» «Бумага и ее свойство» Наблюдения: на прогулке и в режимных моментах - за свойствами воды - свойствами воздуха - за свойствами бумаги | Октябрь |
2. | Опыты: Личная радуга (оборудование: ёмкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.) Личная радуга 2 (оборудование: тарелка вода конфеты скитлс) | Ноябрь |
3. | Обследование снега. Экспериментирование: что произойдет со снегом, если его принести в теплую комнату. Экспериментирование: что произойдет, если воду вынести на мороз. Подвижная игра «Заморожу, заморожу» | Декабрь |
4. | Сбор и изготовление материала для уголка по экспериментированию. Обратить внимание детей на следы, оставленные кем-то на снегу. Экспериментирование «Оставь свой след» | Январь |
5. | Опыты: Само надувающийся шарик (оборудование: воздушные шарики, пустая бутылка (1 или 1,5 л), чайная ложка, воронка, столовый уксус, пищевая сода.) | Февраль |
6. | Опыты: Лавовая лампа (оборудование: соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.) | Март |
7. | Опыты: Мягкое яйцо (оборудование: 2 куриных яйца, 2 стеклянные банки, вода, уксус.) | Март |
8. | Опыты: Танцующая монетка (оборудование: бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.) «Рыбалка» (оборудование: стакан воды, кубик льда, нитка.) | Апрель |
9. | Рисуем сухим песком (из бутылочки). П/игра «Где же, где же наши ручки?» Рисуем палочкой на мокром песке. | Апрель |
4.3. Обобщающий этап
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Проведение познавательно - игрового развлечения «У природы нет плохой погоды» | Март |
2. | Презентация проекта «Юные экспериментаторы». | Март |
3. | Презентация «Итоги проектной деятельности» «Экологическое воспитание средствами познавательно – творческой активности детей дошкольного возраста» | Апрель |
4. | Итоговое развлечение: «В мире экспериментов» | Апрель |
- Список использованных источников
- Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников/О. А. Новиковская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ, 2008.
- Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – с.76.
- Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
- Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
- Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство – пресс, 2003.
6. Приложения
Приложение 1.
Подвижные и малоподвижные игры:
- «Ветер»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, развивает воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища.
- «Ветер – хорошо и плохо»
Цель: формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений и животных.
- «Южный ветер – северный ветер»
Цель: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
- «Дождик»
Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей.
- «Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его, развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
- «Что лишнее»
Цель: закрепить знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли, развивать слуховое внимание.
Дидактические игры:
- «Что сначала, что потом?»
Цель: Познакомить детей с пластичным материалом.
- «Хорошо – плохо»
Цель: Развивать речь и любознательность.
- «Узнай по вкусу»
Цель: Поддерживать интерес к исследованиям.
- «Волшебница вода»
Цель: Уточнить знания о твердых и жидких веществах.
- «Поезд времени»
Цель: Развивать речь – доказательство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование кружка "Юные экспериментаторы"
планирование кружка "Юные экспериментаторы"...
"Маленькие экспериментаторы в детском саду".
Детская экспериментаторская деятельность — явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) мож...
Рабочая программа"Юный экспериментатор"
В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...
Программа кружка "Юный экспериментатор"
В программу входит: пояснительная записка, план кружка....
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "
Педагогический проект " Юные экспериментаторы "...
Краткосрочный педагогический проект: « Юные экспериментаторы»
Экспериментальная деятельность с детьми среднего и старшего возраста...
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)
Актуальность.В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприя...