АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)

Актуальность.

В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприятия и самостоятельного обследования окружающих предметов, развитие способов решения поисковых задач в самостоятельной и совместной деятельности.

Экспериментирование как нельзя лучше подходит для реализации вышеуказанных задач. Ведь в процессе эксперимента в сознании ребенка  начинает формироваться картина мира, путем наблюдения, улавливании закономерности, подведении ребенка к ответу на поставленный в процессе экспериментирования вопрос. Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Кроме того, в процессе совместной деятельности мы решаем и социально-коммуникативные задачи: у детей развивается стремление к совместному взаимодействию в практической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №368"

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

 ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

«МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ»

по экспериментированию

 (Средняя группа)

Автор : Семенова Е.В.

                                                                       


                 .

Пояснительная записка

     

Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду.

     

Актуальность. 

В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприятия и самостоятельного обследования окружающих предметов, развитие способов решения поисковых задач в самостоятельной и совместной деятельности.

Экспериментирование как нельзя лучше подходит для реализации вышеуказанных задач. Ведь в процессе эксперимента в сознании ребенка  начинает формироваться картина мира, путем наблюдения, улавливании закономерности, подведении ребенка к ответу на поставленный в процессе экспериментирования вопрос. Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Кроме того, в процессе совместной деятельности мы решаем и социально-коммуникативные задачи: у детей развивается стремление к совместному взаимодействию в практической деятельности.

Цель:

развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи: 

Познавательные:

  • Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Формировать коммуникативные навыки.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • Опыты с воздухом
  • Опыты с водой
  • Опыты с бумагой
  • Опыты с природными материалами

Оборудование детской лаборатории:

Приборы - «помощники»:

  • лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, листья деревьев, семена;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Форма организации кружковой деятельности

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Возраст детей: 4-5 лет.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Метод наблюдения:

  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод:

  • опыт

Словесные методы:

  • рассказы воспитателя.
  • рассказы детей.
  • загадки
  • напоминание о последовательности работы
  • беседы.

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Формы реализации программы:

  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

Ожидаемые результаты:

Ребенок знает

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;

Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения

Перспективный план экспериментальной деятельности

в средней группе.

Опыты с воздухов

Опыты с водой

Опыты с бумагой

Опыты с природными материалами

Сентябрь

Волшебный веер

Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера.

Есть ли у воды вкус?

Цель: исследовать воду на вкус.

Какая бывает бумага.

Цель: познакомить детей с основными свойствами бумаги.

Что такое природные материалы?

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.  

Октябрь

Мельница

Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.

Всегда ли вода прозрачная?

Цель: исследовать воду на прозрачность.

Как сгибается бумага.

Цель: продолжаем знакомить детей с основными свойствами бумаги

Природные материалы и вода.

Цель: исследовать взаимодействие природных материалов с водой.

Ноябрь

Воздушный шар

Цель: исследовать давление воздуха

Почему одни предметы плавают, а другие тонут?

Цель: исследовать плавучесть предметов  

Есть ли у бумаги звук?

Цель: исследовать звук, который издает бумага при сгибании.

Поверхность природных материалов.

Цель: исследовать поверхность природного материала методом отпечатков.

Декабрь

Есть ли в почве воздух?

Цель: проверить, есть ли в почве воздух

Лед -- это вода?

Цель: исследовать различные состояния воды

Как пишут кисточка и карандаш на бумаге?

Цель: выяснить, как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой.

Состав песка.

Цель: выяснить состав песка.

Январь

Воздух и звук

Цель: исследовать каким образом звук распространяется в воздухе

Пар --  это вода?

Цель: убедиться в том, что пар состоит из воды

Может ли бумага стать мостом?

Цель: исследовать, может ли бумага служить мостом

Песок, глина и вода.

Цель: исследовать взаимодействие песка и глины с водой.

Февраль

Падение и воздух

Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе.

Есть ли у воды форма?

Цель: узнать, имеет ли вода форму.

Может ли бумага удержать сыпучие предметы?

Цель: узнать, можно ли бумагой удержать сыпучие материалы.

Состав почвы.

Цель: узнать состав почвы.  

Март

Реактивная сила воздуха

Цель: наблюдать реактивную силу воздуха.

Есть ли в воздухе вода?  

Какая сила у бумаги?

Цель: выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги.

Почва и вода.

Цель: сравнить, как приятая и разрыхленная почва взаимодействуют с водой.  

Апрель

Перемещение воздуха в пространстве

Цель: исследовать перемещение воздуха в пространстве.  

Какие материалы воду пропускают?

Цель: узнать, какие материалы пропускают воду.

Может ли бумага стать ножом?

Цель: исследовать режущие свойства бумаги.  

Сухая и мокрая почва.

Цель: сравнить сухую и мокрую почву.

Май

Экологический проект «Причины загрязнения воздуха»

Цель: выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения.

Экологическая викторина «Что узнали о воде»

Цель: исследовать влияние на воду природного материала

Экологическая игра «Злой пират»

Цель: сравнить скорость разложения бумаги и полиэтилена в почве.

Проект «Куда посадить лук »

Цель: сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок.  

Литература        

  1. Марина Султанова «Простые опыты с воздухом»
  2. Марина Султанова «Простые опыты с водой»
  3. Марина Султанова «Простые опыты с бумагой»
  4. Марина Султанова «Простые опыты с природными материалами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп

Рабочая программа(перспективный план организации образовательной деятельности) по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК» (Вторая младшая и средняя группа)

Актуальность: В ходе диагностики, проводимой в сентябре 2022 года, было выявлено, что уровень речевого развития и мелкой моторики находится на достаточно низком уровне.Так как мелкая моторика напрямую...