АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)
Актуальность.
В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприятия и самостоятельного обследования окружающих предметов, развитие способов решения поисковых задач в самостоятельной и совместной деятельности.
Экспериментирование как нельзя лучше подходит для реализации вышеуказанных задач. Ведь в процессе эксперимента в сознании ребенка начинает формироваться картина мира, путем наблюдения, улавливании закономерности, подведении ребенка к ответу на поставленный в процессе экспериментирования вопрос. Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Кроме того, в процессе совместной деятельности мы решаем и социально-коммуникативные задачи: у детей развивается стремление к совместному взаимодействию в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №368"
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
«МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ»
по экспериментированию
(Средняя группа)
Автор : Семенова Е.В.
.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду.
Актуальность.
В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприятия и самостоятельного обследования окружающих предметов, развитие способов решения поисковых задач в самостоятельной и совместной деятельности.
Экспериментирование как нельзя лучше подходит для реализации вышеуказанных задач. Ведь в процессе эксперимента в сознании ребенка начинает формироваться картина мира, путем наблюдения, улавливании закономерности, подведении ребенка к ответу на поставленный в процессе экспериментирования вопрос. Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Кроме того, в процессе совместной деятельности мы решаем и социально-коммуникативные задачи: у детей развивается стремление к совместному взаимодействию в практической деятельности.
Цель:
развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
- Опыты с воздухом
- Опыты с водой
- Опыты с бумагой
- Опыты с природными материалами
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники»:
- лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, листья деревьев, семена;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Форма организации кружковой деятельности
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: 4-5 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
Метод наблюдения:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод:
- опыт
Словесные методы:
- рассказы воспитателя.
- рассказы детей.
- загадки
- напоминание о последовательности работы
- беседы.
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Формы реализации программы:
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
Ожидаемые результаты:
Ребенок знает
- Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- Правила охраны природы;
- Правила личной безопасности;
Имеет представление
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о построении простейших гипотез
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения
Перспективный план экспериментальной деятельности
в средней группе.
Опыты с воздухов | Опыты с водой | Опыты с бумагой | Опыты с природными материалами | |
Сентябрь | Волшебный веер Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера. | Есть ли у воды вкус? Цель: исследовать воду на вкус. | Какая бывает бумага. Цель: познакомить детей с основными свойствами бумаги. | Что такое природные материалы? Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение. |
Октябрь | Мельница Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. | Всегда ли вода прозрачная? Цель: исследовать воду на прозрачность. | Как сгибается бумага. Цель: продолжаем знакомить детей с основными свойствами бумаги | Природные материалы и вода. Цель: исследовать взаимодействие природных материалов с водой. |
Ноябрь | Воздушный шар Цель: исследовать давление воздуха | Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Цель: исследовать плавучесть предметов | Есть ли у бумаги звук? Цель: исследовать звук, который издает бумага при сгибании. | Поверхность природных материалов. Цель: исследовать поверхность природного материала методом отпечатков. |
Декабрь | Есть ли в почве воздух? Цель: проверить, есть ли в почве воздух | Лед -- это вода? Цель: исследовать различные состояния воды | Как пишут кисточка и карандаш на бумаге? Цель: выяснить, как пишущие инструменты (карандаш, кисточка) взаимодействуют с бумагой. | Состав песка. Цель: выяснить состав песка. |
Январь | Воздух и звук Цель: исследовать каким образом звук распространяется в воздухе | Пар -- это вода? Цель: убедиться в том, что пар состоит из воды | Может ли бумага стать мостом? Цель: исследовать, может ли бумага служить мостом | Песок, глина и вода. Цель: исследовать взаимодействие песка и глины с водой. |
Февраль | Падение и воздух Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе. | Есть ли у воды форма? Цель: узнать, имеет ли вода форму. | Может ли бумага удержать сыпучие предметы? Цель: узнать, можно ли бумагой удержать сыпучие материалы. | Состав почвы. Цель: узнать состав почвы. |
Март | Реактивная сила воздуха Цель: наблюдать реактивную силу воздуха. | Есть ли в воздухе вода? | Какая сила у бумаги? Цель: выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги. | Почва и вода. Цель: сравнить, как приятая и разрыхленная почва взаимодействуют с водой. |
Апрель | Перемещение воздуха в пространстве Цель: исследовать перемещение воздуха в пространстве. | Какие материалы воду пропускают? Цель: узнать, какие материалы пропускают воду. | Может ли бумага стать ножом? Цель: исследовать режущие свойства бумаги. | Сухая и мокрая почва. Цель: сравнить сухую и мокрую почву. |
Май | Экологический проект «Причины загрязнения воздуха» Цель: выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения. | Экологическая викторина «Что узнали о воде» Цель: исследовать влияние на воду природного материала | Экологическая игра «Злой пират» Цель: сравнить скорость разложения бумаги и полиэтилена в почве. | Проект «Куда посадить лук » Цель: сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок. |
Литература
- Марина Султанова «Простые опыты с воздухом»
- Марина Султанова «Простые опыты с водой»
- Марина Султанова «Простые опыты с бумагой»
- Марина Султанова «Простые опыты с природными материалами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"
«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...
рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп
Рабочая программа(перспективный план организации образовательной деятельности) по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познавательное развитие» (экспериментирование) «Испекли мы колобок. Соленое тесто»
Цель: Формирование представление детей о свойствах соленого теста, научить детей делать тесто....
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК» (Вторая младшая и средняя группа)
Актуальность: В ходе диагностики, проводимой в сентябре 2022 года, было выявлено, что уровень речевого развития и мелкой моторики находится на достаточно низком уровне.Так как мелкая моторика напрямую...