Программа кружка "Юный экспериментатор"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Макейкина Юлия Сергеевна

В программу входит: пояснительная записка, план кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_kruzhka.docx15.33 КБ
Файл kruzhok_plan.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Юный экспериментатор» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3.Развитие умственных способностей.

4.Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

6.Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Освоение программного материала кружка «Юный исследователь» рассчитано на учебный год: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется два раза в неделю в экологическом кабинете дошкольного учреждения. При этом занятие в группе проходит – 30 минут.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Городское управление образования МДОУ

«Детский сад № 65 комбинированного вида»

Педсовет №______

________________

Утверждаю

Зав. МДОУ

________________

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЮНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАТОР»

по формированию естественнонаучных представлений у детей

                                                                                       Составила:

                                                                                       руководитель кружка

                                                                                       Панькина Ю.С.

Саранск, 2013 г.



Предварительный просмотр:

Месяц

Раздел программы

Тематика занятий

Программное содержание

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Материалы и оборудование

Результат освоения способов, знаний, умений детьми

Октябрь

Блок «Растения»

Рассматривание плодов и семян

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Иллюстрации различных растений, их частей, DVD диск.

У детей формируется знание о строении различных растений, о плоде, о семени. Развивается активность и наблюдательность. Дети знакомятся с таким прибором для исследования как с микроскопом. С помощью практических навыков дети учатся сажать растения.

Для чего растению нужны семена.

Закрепить знания о строении семени, о том, что оно – конечная стадия роста однолетнего растения. Познакомить со способами распространения семян.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Коробочки с различными семенами, DVD диск, листочки с заданиями.

В маленьком семени прячется растение

Учить различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями, DVD диск.

Условия, необходимые для роста растений

Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Луковицы на каждого, ножницы, стаканчики с водой и землёй, лейки, листочки с заданиями.

Посадим огород

Формулировка выводов после наблюдений за пересаженными растениями, картофелем, луком.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления DVD диск.

Продлим жизнь цветов (астры, бархатцы).

Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. Учить подбирать емкости в зависимости от величины растений.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Различные горшки для цветов, земля, лопатки, семена цветов.

«Живая» коллекция.

Познакомить с коллекцией семян и плодов тропических растений, которые у нас можно вырастить только в специальных (тепличных) условиях: цитрусовые, авокадо, хурма, киви и др. Вызвать желание вырастить необычное растение.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Семена тропических плодов: цитруса, хурмы, манго, вишни, DVD диск.

Опыты с овощами.

Рассмотреть строение овощей через лупу, в микроскоп – они состоят из мелких частичек. Проращивание собранных на огороде моркови, салата – что с ними происходит, если не собрать осенью.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Различные плоды, разрезанные пополам, иллюстрации плодов, лупы.

Ноябрь

Блок «Почва»

Как устроена «Волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Стакан с разными слоями почвы, DVD диск.

У детей формируется знание о почве и о её составе, а так же о песке и глине. Дети знакомятся с различными природными материалами. Активно участвуют в экспериментальной и практической деятельности.

Знакомимся с песком и глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Стакан с песком, тарелка с глиной, для каждого ребёнка маленькие тарелочки для экспериментирования, палочки, лупа.

Свойства песка и глины

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

На каждого ребёнка маленькие тарелочки с песком и глиной для экспериментирования, вода, палочки.

Песок – природный материал. Песочные чудеса

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Песок в чашечках на каждого, лупы, DVD диск.

Глина – природный материал

Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Глина, иллюстрация различных изделий из глины.

«Где вода?»

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Ёмкости с сухими песком и глиной, мерные стаканы, вода.

Животные и песок

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Иллюстрации пустыни, объекты живой и неживой природы пустыни. Кактус для эксперимента, DVD диск

Для чего человеку песок и глина

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода.

Декабрь

Блок «Камни»

Какими бывают камни

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы

У детей формируются представления о камнях, о их свойствах, о горах и вулканах. Развиваются навыки экспериментирования

Сравнение свойств камней

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Уголь, мрамор, мел, иллюстрации различных камней, листочки с заданиями, DVD диск.

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, Камни для создания модели горы, пластилин, DVD диск

Почему разрушаются горы

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок, DVD диск

Дымящиеся горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями, DVD диск

«Минеральное царство»

Познакомить детей с некоторыми полезными  ископаемыми, с их ролью в жизни людей.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Коллекции полезных ископаемых.

Янтарь и его свойства

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями выделять его свойства.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Янтарные изделия, другие виды камней, DVD диск.

Как человек использует камни

Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома. ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Иллюстрации профессии скульптора, строителя, архитектора, листочки с заданиями, DVD диск

Январь

Блок «Воздух»

Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека

У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом.

Воздух есть везде

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Игрушки, мешок, салфетка, пластилин, вода, таз, листочки с заданиями, DVD диск

Воздух всегда в движении

Доказать, что воздух всегда в движении

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Полоски бумаги, иллюстрации: парусник, ветряная мельница, ураган и т.д., флакон с духами.

«Сильный ветер, слабый ветер».

Познакомить детей с силой ветра.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Пустые картонные коробочки разные по размеру и весу, трубочки по количеству детей, фен или небольшой вентилятор.

«Надуваем воздушные шары».

Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

1 надутый воздушный шар, воздушные шары не надутые, султанчики, ленточки на каждого ребёнка.

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Воздушные шары

«Где теплее?»

Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Перышко, теплая батарея, ленточка.

«Не дышу»

Доказать, что без воздуха нельзя прожить.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Песочные часы.

Февраль

Блок «Вода»

Вода – самое удивительное вещество на Земле

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями, DVD диск

У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле

Замершая вода

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Лёд, вода в стакане, батарея, лупа, листочки с заданиями, DVD диск

Что такое пар?

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Иллюстрации природных явлений, DVD диск.

Впитывание воды

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Тарелочки с водой на каждого ребёнка, тряпочки, губки, бумага, деревянные щепки, земля, DVD диск.

Вода – растворитель

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб, DVD диск.

Игры с моделями

Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Модели свойств воды, тарелочки с водой для каждого, искусственный и природный материал для экспериментирования, листочки с заданиями.

«Кожа» воды

Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Модели свойств воды, мыльная вода, DVD диск.

Неутомимая путешественница

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями.

Март

Блок «Магниты»

Магниты

Дать детям первоначальное представление о магнитах, о том, что он может делать.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Магниты на каждого, коллекция металлов, листочки с заданиями.

Формируются представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует.

Магнит и его свойства

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями.

Вокруг твоего магнита

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли, DVD диск.

Сила притяжения

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

2 магнита на каждого, листочки с заданиями, DVD диск.

«Компас»

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Компас.

Игры с магнитами

Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Бумага, ножницы, нитки, магниты, DVD диск.

Притягивание через предметы

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы.

Как человек использует магниты

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

DVD диск, листочки с заданиями.

Апрель

Блок «Свет и зеркало»

Свет повсюду

Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Иллюстрация солнца, луны, фонарик, ткань, бумага, DVD диск.

У детей формируются знания о световых приборах, зеркале, откуда берётся свет.

Свет путешествует

Дать представление о движении света.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Зеркало, фонарик, изображение радуги, листочки с заданиями, DVD диск.

Что такое зеркало?

Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Зеркало, иллюстрации зеркал, иллюстрации предметов где можно увидеть отражение предметов.

«Электричество»

Познакомить детей с понятием «электричество»

Беседа,исследование, экспериментирование.

Шерстяная ткань, лист бумаги, нитки, шарик.

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы, просмотр DVD фильмов.

Глобус, настольная лампа, макет Солнечной системы.

«Далеко-близко»

Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

2 термометра, настольная лампа, длинная линейка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа"Юный экспериментатор"

 В основу программы экологического экспериментирования положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций.Занимательные проекты – экспериментирования ...

Программа ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

Актуальность программы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество методической литературы по данной  проблеме  (И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, Р. С. Буре, Г. Н. Година...

Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе "ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ"

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

План-программа "Маленькие экспериментаторы"

В данном документе содержится план на неделю по детскому экспериментированию для средней группы...

Программа детско-родительского клуба «Юный экспериментатор»

Целью клуба является, повышение компетентности родителей в развитии опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста через клубную деятельность....

Программа "Юные экспериментаторы"

Актуальность.Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добыват...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный экспериментатор" для детей подготовительной группы

Способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через опытно- экспериментальную деятельность....