"Маленькие экспериментаторы в детском саду".
методическая разработка по окружающему миру по теме
Детская экспериментаторская деятельность — явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) можно порекомендовать выбрать стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_eksperimentatory_v_detskom_sadu.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Маленькие экспериментаторы в детском саду»
Деятельность дошкольного учреждения имеет свою особенность, поскольку весь образовательный процесс ориентирован не на обучение дошкольников (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений и навыков), а на развитие и воспитание. При этом, воспитывая и обучая дошколят, необходимо создать особые условия для формирования любознательности, инициативности, наблюдательности.
Всем хорошо известно, что развитие познавательной деятельности имеет большое значение для формирования личности маленького человека. И важно, чтобы ребенок не просто усвоил эти знания, умения и навыки, а научился самостоятельно их приобретать, был инициативен в овладении новыми умениями и навыками под тактичным руководством взрослого (педагога, родителя) и в процессе совместной деятельности со сверстниками.
Наиболее эффективной, развивающей, соответствующей задачам является на сегодняшний день технология проблемного обучения, в частности технология детского экспериментирования. Несмотря на различные области применения данной технологии, можно выделить одну отличительную особенность: ребенок познает объект в процессе практической деятельности с ним. У китайского народа есть изречение:
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
На этом же основана и технология детского экспериментирования.
Известно, что ребенок развивается в деятельности, которая является способом самореализации и самораскрытия человека. А исследовательская деятельность вызывает у малыша непроизвольный интерес. Без каких бы то ни было волевых усилий , дошколенок может практически самостоятельно найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» и сделать множество удивительных открытий. Кроме того, детское мышление имеет наглядно-образный и наглядно-действенный характер, поэтому обучая ребенка, знания необходимо представлять визуально и так, чтобы малыш имел возможность понаблюдать, потрогать, понюхать, действовать. Таким образом, в ходе исследований происходит формирование знаний, которые приобретаются в результате активного взаимодействия с реальностью.
Детская экспериментаторская деятельность — явление особенное, которое взрослый должен уметь правильно организовывать и управлять им. В ходе эксперимента взрослому ( родителю) можно порекомендовать выбрать стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Увлеченность общим делом — источник дружественности, и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Еще А. С. Макаренко, говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности.
Эффективность этого стиля общения обеспечивается за счет целого ряда групповых феноменов. Прежде всего, это возможность получения обратной связи и поддержка от людей, которые имеют общие проблемы и переживания, возникающие во время занятий подгруппы воспитанников.
Во время занятий он окружен заботой и сам искренне заботится об окружающих, помогает и рассчитывает на помощь. Еще одна принципиально важная возможность, которая появляется в процессе практических занятий: в рамках группы дошкольник может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Все это формирует положительное отношение к занятию, развивает интересы детей, создает доброжелательное, комфортное состояние и дает возможность проявить свои способности, а также способствует развитию творческой активности. Проводя занятие, нужно стараться, чтобы соотношение речевой активности взрослого и детей было два к трем. Это развивает умственную активность детей, повышает обучающий эффект занятия. Показателем для проявления познавательной активности детей является спонтанная речь детей, то есть по собственной инициативе, когда их речевая активность не вызвана прямым вопросом. Это реплики с мест, вопросы, замечания на рассуждения товарища, предложения по решению проблемы; все вышеупомянутое является свидетельством развивающейся креативности мышления.
Для поддержания интереса детей к познавательному
экспериментированию нельзя:
• тормозить самостоятельность ребенка поминутными запретами и ограничениями, а нужно в начале исследовательской деятельности познакомить детей с правилами безопасности при работе с тем или иным объектом эксперимента;
• отказывать ребенку в совместных действиях, так как маленький исследователь не может развиваться без непосредственного участия взрослого наставника;
• высмеивать желания ребенка или быть невнимательным к нему, так как этим заглушается самостоятельность и инициативность;
• постоянно указывать малышу на ошибки, недочеты и недостатки выполнения того или иного познавательного исследования, это может привести к снижению интереса к этому виду деятельности, уменьшению познавательной активности и потере авторитета взрослого.
Необходимо
• поощрять природное детское любопытство, на основе которого происходит формирование потребности к новым впечатлениям;
• эксперименты проводить в совместной деятельности с детьми, предоставляя каждому участнику исследования, работая в группе, взаимодействовать самостоятельно с объектом исследования;
• подкреплять желание ребенка узнать что-то новое положительными эмоциями (радость, удовольствие, ликование, удивление и др.), которые высказывает взрослый, побуждающий к этому и детей;
• проявлять заинтересованность к исследовательской деятельности ребенка, беседовать с ним о целях, процессе и результате эксперимента, тем самым юный исследователь научится целеполаганию, осознает процесс и научиться делать выводы, производить умозаключения, что позитивным образом скажется на формировании его самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Оригами для самых маленьких " для воспитателей детского сада.
Данный материал я использовала в своем семинаре для воспитателей младших групп. Очень доступный текст....
Адаптация маленького человека к детскому саду (из опыта работы)
Начав свою работу в детском саду в группе раннего возраста, с детьми от одного года девяти месяцев, мне пришлось столкнуться с проблемой привыкания малышей к детскому саду. Основной своей целью с...
РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ В ДЕТСКОМ САДУ «ДРУЖАЯ СЕМЕЙКА» ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
В данной статье представлена краткая информация о совместных мероприятиях с родителями по воспитанию "маленьких патриотов"...
Адаптация маленького ребенка к детскому саду.
Консультация...
Адаптация маленького человека к детскому саду
Из опыта работы...
Консультации для родителей.Адаптация маленького ребенка к детскому саду.
Адаптация маленького ребенка к детскому садуАдаптация — это привыкание к новому окружающему миру, правилам, людям и к изменениям связанным с детским садом.Как же действовать, чтобы привыкан...
Проект "Маленькие сказочники в детском саду"
Сказки сочиненные и поставленные детьми на сцене детского сада....