План самообразования на 2024 г. - 2025 г.
рабочая программа (старшая группа)

Тема:  ”Использование техники оригами как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи”.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, формирование всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами.

Задачи:

- Продолжать развивать умения детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, складывание, надрезание, склеивание;

- Познакомить детей с техникой оригами;

- Формировать навыки складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами, умения «читать» пооперационные карты моделей или следовать инструкциям;

- Повысить эффективность коррекционной работы по звукопроизношению и словообразованию путем сравнивания моделей;

- Развивать все компоненты связной речи при составлении рассказа о своих поделках, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- Повысить активность правого полушария мозга и уравновесить работу обоих полушарий;

- Развивать концентрацию внимания, память, пространственное воображение, мелкую моторику рук (точность движений пальцев рук) и глазомер;

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2024_g._-2025_g.docx15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №4» города Сосновоборска  

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2024г.-2025г.

Воспитатель: Кунц Елена Александровна, высшая квалификационная категория.

Тема:  ”Использование техники оригами как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи”.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 год.

          

       

       

“Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок”.

                                                    В.А. Сухомлинский

Актуальность темы.

 

  Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются занятия с использованием техники “оригами”. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии оказывает благотворное влияние на развитие речи ребенка. 

   Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевых дефектов у детей особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности мозга. И неоценимую помощь в развитии тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи оказывают занятия по конструированию из бумаги в технике «оригами». В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит  осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности.

  Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
 В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, логика. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

  Создание оригами – это довольно быстрый процесс, намного более быстрый, чем рисование картин или вязание. Но не стоит обманываться, оригами – это отдельная наука, в которой есть свои стандарты и виды практики. Для складывания фигурок даже придумали схематичные отображения, с помощью которых можно описать процесс создания необычных и классических фигурок.

  Оригами – не только интересное занятие в игровой форме, это и форма общения, и развитие творческих способностей и самое главное познание мира и самого себя. На занятии помимо коррекционных задач решаются ещё и обучающие – владение навыками анализа и синтеза, расширение и активизация словаря, расширение личного игрового опыта и т. д. Все задачи решаются легче с учетом длительности занятия и нагрузки, с учетом игровых элементов, предварительной работы. Сама по себе постройка фигуры не дает возможности испытывать усталости и не снижает интереса к занятиям.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Эта деятельность стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

 Систематические занятия с детьми оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, формирование всесторонне интеллектуального и эстетического развития детей через занятия по конструированию в технике оригами.

Задачи:

- Продолжать развивать умения детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, складывание, надрезание, склеивание;

- Познакомить детей с техникой оригами;

- Формировать навыки складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами, умения «читать» пооперационные карты моделей или следовать инструкциям;

- Повысить эффективность коррекционной работы по звукопроизношению и словообразованию путем сравнивания моделей;

- Развивать все компоненты связной речи при составлении рассказа о своих поделках, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

- Повысить активность правого полушария мозга и уравновесить работу обоих полушарий;

- Развивать концентрацию внимания, память, пространственное воображение, мелкую моторику рук (точность движений пальцев рук) и глазомер;

- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Месяц, год

Направление деятельности

Сентябрь 2024 г.

Актуальность. Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь 2024 г.

Подборка и изучение методической литературы по данной теме.

Октябрь 2024 г. - апрель 2025 г.

Ознакомление с “оригами”.  Рассматривание базовых форм и приёмов “оригами”. Формирование навыков самостоятельного применения технических приёмов “оригами”, освоение различных техник работы с бумагой в сочетании с “оригами”. Закрепление приёмов складывания в стиле “оригами”. Создание общих композиций.

Май 2025 г.

Оценка эффективности самообразовательной работы.

Консультация для родителей.

Презентация достигнутых результатов (выставка детских работ в группе).

 

Ожидаемый результат.

– у детей сформируются навыки и умения к различным приемам работы с бумагой;

– воспитанники познакомятся с искусством оригами;

– дети будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами, композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

разовьют грамотную, выразительную связную речь;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Список используемой литературы:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. Санкт - Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

2. Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. -  Издательство: "Питер" , 2013

3. Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.

4. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.1.

5. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников  С-Пб, «Кристалл», 2012

6. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 1996

7. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.

8. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. -   Издательство: "Академия  развития" , 2007.

   9. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей.  –  Рипол Клссик, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования педагога 2024-2029 уч.год

План работы по самообразованию  на тему "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как средство формирования  предпосылок познавательных УУД"...

План самообразования 2019 - 2024 гг

План самообразования 19 - 2024 гг...

План самообразования воспитателя 2024-2025 уч.г.

Повышение профессионального уровня, повышение эффективности реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС посредством подвижных игр....

План самообразования на 2024-2025 учебный год "Коррекция связной речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обуче...

План самообразования на 2024-2025 учебный год Тема: «Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем мире, как в предметно...

План самообразования воспитателя 2024-2025 уч. г.

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности....