План самообразования на 2024-2025 учебный год Тема: «Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем мире, как в предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т.д. Все эти изменения привели к психологическим изменениям. В современном мире становится всё больше детей с отставанием в психическом развитии, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с различными речевыми проблемами. Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции.
Сейчас появляется много современных прогрессивных методик в системе образования. Жизнь совершенствуется и нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.
Одним из актуальных направлений внедрения в образовательный процесс является использование нейроигр, кинезиологических упражнений и мнемоники. Эффективность нейроигр, кенезиологических упражнений, мнемоники доказана наукой и практикой. Замечено, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейроигры, кинезиологические упражнения и мнемоника. Данные технологии развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребёнка. При этом воздействие нейропсихологических игр и упражнений имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Нейроигры, кинезиологические упражнения является отличным дополнением к основной образовательной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Актуальность данной темы плана по самообразованию заключается в том, что он направлен на изучение и применение новых технологий, которые можно использовать во время образовательного процесса в ДОО с целью активизации и улучшения развития всех высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, и т.д.) у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - Детский сад № 16 «Золотинка»
городского округа «город Якутск»
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
Управляющим советом МБДОУ №16 «Золотинка» протокол № ___ «____» _________ 2023 г. | Заведующий МБДОУ №16 «Золотинка» ___________Шергина А.А. «____» _________ 2023 г. |
План самообразования на 2024-2025 учебный год
Тема: «Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
Подготовил воспитатель:
Давыдова Ньургуйаана Семеновна
В.
Якутск, 2024 год.
Дата начала работы над темой: 01.09.2024г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2025г.
Цель работы:
Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию в образовательной деятельности нейроигр, кенезиологических упражнений и мнемоники.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по применению нейройгр, кенезиологических упражнений и мнемоники во время образовательной деятельности в ДОО;
- использовать нейроигры, кинезиологичексие упражнения и мнемонику во время образовательной деятельности В ДОО;
- проверить целесообразность и успешность применения нейроигр, кенезиологических упражнений и мнемоники во время образовательной деятельности в ДОО;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- создать предметно-развивающую среду для применения во время образовательной деятельности в ДОО нейроигр, кинезиологических упражнений и мнемоники.
Актуальность:
В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем мире, как в предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т.д. Все эти изменения привели к психологическим изменениям. В современном мире становится всё больше детей с отставанием в психическом развитии, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с различными речевыми проблемами. Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции.
Сейчас появляется много современных прогрессивных методик в системе образования. Жизнь совершенствуется и нам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.
Одним из актуальных направлений внедрения в образовательный процесс является использование нейроигр, кинезиологических упражнений и мнемоники. Эффективность нейроигр, кенезиологических упражнений, мнемоники доказана наукой и практикой. Замечено, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейроигры, кинезиологические упражнения и мнемоника. Данные технологии развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребёнка. При этом воздействие нейропсихологических игр и упражнений имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Нейроигры, кинезиологические упражнения является отличным дополнением к основной образовательной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Актуальность данной темы плана по самообразованию заключается в том, что он направлен на изучение и применение новых технологий, которые можно использовать во время образовательного процесса в ДОО с целью активизации и улучшения развития всех высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, и т.д.) у детей дошкольного возраста.
Этапы реализации:
Этап, срок реализации | Содержание работы | Форма отчета |
1. Подготовительный | 1.Анкетирование родителей по данной теме. 2.Составление библиографии по теме самообразования. 3. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов развитии и обучении детей дошкольного возраста. 4. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:
5.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, дидактический материал, картотека нейроигр, картотека кинезиологических упражнений, картотека упражнений по мнемоники). | 1. Список библиографии. 2.Оформление папки по самообразованию. 3. Перспективный план работы с детьми в старшей группе. |
2.Организационно-диагностический
|
| 1.Фото отчеты о проведенных мероприятиях. Консультации для родителей по данной теме; Папки передвижки. |
3.Результативный-итоговый | 1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. 2.Анкетирование родителей с целью выяснения результативности проведенной работы по теме самообразования 3.Диагностика детей на конец учебного года. 4. Самоанализ педагогической деятельности. 5. Обобщение и распространение педагогического опыта. | 1.Оформление папки по обобщению опыт; 2.Оформление уголка развития речи |
Методы и формы работы:
- беседы;
- игры;
- творческие задания;
- физические упражнения;
- работа с родителями;
- консультация для воспитателей
- мастер класс для педагогов ДОУ.
- консультации для родителей.
- мастер класс для родителей
Предполагаемые итоги реализации:
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- совершенствование образовательного процесса;
- активизация и улучшение развития всех высших психических функций у детей дошкольного возраста;
- улучшение предметной среды, которая способствует активизации и улучшению всех высших психических функций у детей дошкольного возраста;
- достижение намеченных в ФГОС и ФОП соответствующих результатов дошкольного образования;
- повышение профессионального уровня и компетентности педагога.
- родители будут активными участниками образовательного процесса по активизации и улучшению развития всех высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты для детей:
- активизируются и улучшится развитие всех высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, и т.д.) у детей дошкольного возраста.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме самообразования.
- 2.Дать общую характеристику содержания понятия нейроигры, кинезиологические игры, мнемоника.
- 3.Исследовать эффективность использования нейроигр, кенезиологических упражнений и мнемоники во время образовательного процесса в ДОО.
- 4.Разработать презентацию «Нейроигры, кинезеологические упражнения и мнемоника как средство активизации и улучшения развития всех высших психических функций у детей дошкольного возраста»
- 5.Разработать картотеку современных нейроигр, кинезиологических упражнений и упражнений по мнемонике.
Методическая работа:
- Выбор и определение темы самообразования.
- Планирование работы по теме самообразования.
- Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой методического кабинета.
- Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
- Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.
- Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
- Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов.
- Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме.
Перспективный план по самообразованию
Месяц | Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Подбор методической литературы по теме «Применение нейроигр, кинезиологических упражнений и мнемоники как средства активизации и улучшения развития всех высших психических функций у детей дошкольного возраста» Составление плана работы. | Проведение диагностики и обработка результатов. | Анкетирование родителей «Что вы знаете о нейроиграх, кинезиолигии и мнемонике?» |
Октябрь | Разработка картотеки нейроигр для детей дошкольного возраста Разработка картотеки кенезиологические упражнения для детей дошкольного возраста. Подборка картотеки упражнений мнемонике для детей старшего дошкольного возраста. | Проведение во время образовательной деятельности упражнение замок с вращением больших пальцев. Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Упражнение «Барабанщик» Работа с мнемотаблицами. | Консультация для родителей «Мнемоника для детей старшего дошкольного возраста» |
Ноябрь | Изучение: Основные приёмы мнемоники для развития объёма памяти детей дошкольного возраста. Развитие интеллекта методом кинезиологии. | Проведение во время образовательного процесса: Упражнение «Кулак ладонь». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Перекрёстное марширование» | Консультация для родителей «Нейроигры как средство развития межполушарного взаимодействия» |
Декабрь | Выступление на педагогическом совете Презентация «Что такое нейроигры?» | Проведение во время образовательной деятельности: Упражнение «Два гуся» Ориентирование на листе бумаги с применением камушков Марбл. Глазодвигательное упражнение. Рисование с закрытыми глазами под диктовку. Работа с мнемотаблицами | Мастер –класс: Изготовление дидактических пособий для проведения нейроигр. |
Январь | Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. | Проведение во время образовательной деятельности: Упражнение «Лиса и заяц». Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и на развитие регуляции напряжения мышц. Глазодвигательное упражнение. Телесное упражнение «Колено- локоть». | Консультация для родителей на тему: «Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста» |
Февраль | Составление собственной литературной подборки по изучению «Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всесторонннего развития детей старшего дошкольного возраста» Создание медиатеки по данной проблеме. | Применение во время образовательной деятельности: Упражнение «Собака – ножницы». Упражнениение на развитие зрительно-моторной координации Глазодвигательное упражнение. Работа с мнемотаблицами. | Консультация для родителей: «Нейро игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» |
Март | Публикации на сайте «Инфоурок». | Применение во время образовательной деятельности: Упражнение «Скрещевание рук, замок». Упражнение «Копировальщик». Рисование с закрытыми глазами. | Анкетирование родителей «Знаете ли Вы что такое: нейроигры, кинезиология и мнемоника» |
Апрель | Подготовка консультации для воспитателей про изучаемой теме. | Применение во время образовательной деятельности: Упражнение «Ухо-нос». Упражнение на ориентирование в пространстве. Глазодвигательное упражнение. Упражнение на релаксацию «Путешествие на облаке» Работа с мнемотаблицами. | Консультация для родителей: «Кинезиологические упражнения и их польза в развитии детей старшего дошкольного возраста» |
Май | Распространение опыта работы. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. | Проведение диагностики и обработка результатов. | Оформление центра: «Нейроигры» |
Список литературы
1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012.
2. Дмитриева В.Г. Нейропрописи для тренировки мозга. Уневирсальный развивающий тренажор/ сост. В.Г. Дмитриева. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 79.
3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.
4. Звонцова О.А. Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 70.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис- пресс, 2015.
6. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
7. Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019.
8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...
«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».
Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...
Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших на сегодняшний день....
«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...
«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.
Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...
Самообразование на тему:«Мультипликация как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
Самообразование педагога -одна из составляющих его профессиональной компетенции.Современные условия диктуют и новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творче...