Конструкт занятия по развитию речи: "Приятного аппетита" по произведению В Осеевой "Печенье".
учебно-методический материал (старшая группа)

Карионова Наталия Федоровна

Материал является поучительным и занимательным по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт занятия

Тема: «Приятного аппетита по произведению В.Осеевой «Печенье».

Цель: Развитие у детей познавательных интересов о нравственном поведении во время чаепития за столом, развитие способности тонко чувствовать и оценивать поступки героев, проговаривать предложения через совместную речевую деятельность.

Задачи:

Развивающие:

· Стимулировать детей на:

- проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении речевых задач;

- желание высказывать собственное мнение о поступках литературного персонажа;

· Развивать речевую активность в составлении предложений по вопросам;

. Развивать диалогическую речь, рассказывая эпизоды общения героев из художественного произведения;

. Совершенствовать умение составлять рассказ по произведению, опираясь на мнемотаблицу;

. Развивать слуховое и зрительное внимание;

Обучающие:

  • Словарная работа: сахарница, чаепитие, «зазвенела чашками», «рассыпчатые», «неначатый чай».
  • Активизация слов: угощайтесь, приятного аппетита, передайте пожалуйста, спасибо, благодарю, какой приятный чай, какое вкусное печенье, рассыпчатое печенье.
  • Речевое развитие: пословицы, поговорки: «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами». «Ешь побольше, а говори меньше». «Ешь калачи да поменьше лепечи». «Когда я ем, я глух и нем».

Воспиитательные:

- Воспитывать заботливое отношение к родным и близким;

· Развивать умение быть дружелюбным по отношению к действиям других детей.

· Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, требующим умственного решения.

Материалы и оборудование: чайная посуда, салфетки, розетка с печеньем, тарелочки; мнемотаблица; иллюстрации к произведению В.Осеевой «Печенье»

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной речевой деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:

· проявление интереса к художественному произведению, к речевой деятельности;

· самостоятельность в составлении ответов на вопросы, в проговаривании диалога по произведению, пословиц и поговорок;

· активность в высказывании своих мыслей по поводу поведенческих качеств героев рассказа;

· инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

· способность эмоционально проговаривать слова из диалога персонажей;

· владение конструктивными формами речи при составлении рассказа по мнемотаблице;

· готовность быть активным рассказчиком;

· владение умением придумать иное содеражание рассказа с положительными нравственными качествами героев произведения;

В ходе организации совместной познавательно-речевой деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, чтения (восприятие литературного произведения).

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций по теме: «Уроки вежливости».

- Чтение В.Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Танины достижения», «Бабушка и внучка», «Просто старушка».

- Проигрывание сюжетов в игровом уголке по теме: «Приходите в гости к нам», «День рождения куклы Кати», «У бабушки в гостях», «В гостях у друга Миши».

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, вопросы, рассматривание картинок, наблюдение, показ, уточнение.

Последовательность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность.

Портрет В. Осеевой. Книги В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Танины достижения», «Бабушка и внучка», «Просто старушка»

Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, чей портрет перед вами? Информация о писательнице: Осеева очень любила работать с детьми. В течении многих лет она работала воспитателем. Поэтому писательница полностью посвя-тила своё творчество детской литературе. Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине, уважению к семье, показывают как правильно поступить.

Педагог предлагает посмотреть на выставленные книги, иллюстра-ции, которые ранее читались и просматривались.

Дети называют писательницу, слушают рассказ об Осеевой, просматривают знакомые книги, иллюстрации.

Просматривая книги Осеевой и иллюстрации, дети называют их названия.

Заинтересованность воспитанников предло-женным материалом.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности к речевой активности.

Актуализация знаний детей.

Художественное слово.

Включение детей в целепо-лагание.

Побуждение к речевой деятельности.

Эмоциональный настрой.

Детям предлагается вниманию прослушать произведение «Печенье».

Вопросы детям:

- Как называется произведение, которое вы только что прослушали? После ответов детей педагог комментирует: «Всё действие проходило за столом при чаепитии с печеньем. То, что произошло было по поводу печенья, которым должна была угоститься семья»

- Кто сидели за столом?

- Что сделала мама перед чаепитием?

- Что значит «бабушка весело зазвенела чашками?»

- Когда все были за столом, что сделал Вова и что сказал?

- Как мальчики повели себя в действии с печеньем?

- Почему за столом было тихо?

- Когда печенье было всё съедено, как повели себя Вова и Миша?

- Что делала мама? А что же бабушка?

- Что значит «неначатый чай?»

- Ребята, как по-вашему мнению рассказ грустный или радостный?

- Что вы чувствуете, приятная ситуация или неприятная?

Воспитанники слушают чтение педагогом художественного произведения.

Проявляют интерес к услышанному.

Отвечают на поставленные вопросы.

Готовность к вниманию.

Активное включение в разговор.

Проговаривание более точных ответов на вопросы.

Включение детей к ситуации за столом в рассказе «Печенье» в другой интерпритации, как должно происходить с учётом этикета.

-Ребята, а как должно было бы происходить с приятной стороны, когда мама высыпала печенье в тарелку, а бабушка весело зазвенела чашками.

- Что должны были сказать мама и бабушка мальчикам перед тем, как есть печенье? («Приятного аппетита!»)

- А мальчики могли такое же сказать бабушке с мамой?

- Вова и Миша как должны были брать печенье с тарелки?

- В таком случае было бы тихо за столом?

- Если бы всё было по этикету, то приятная была бы обстановка или неприятная?

- За столом как было бы? Весело или грустно?

Педагог предлагает изменить диалог между Вовой и Мишей по правилам этикета.

«Все уселись за стол.

- Какое приятное печенье – сказал Миша.

- Оно, наверно, вкусное! – добавил Вова.

– Бабушка, налей нам пожалуйста чаю! – Попросил Миша.

– Спасибо, бабушка, – ответил Вова.

– Приятного всем аппетита, – сказала мама.

– Спасибо мамочка. – ответили мальчики. За столом всем было приятно и весело.

Ребята высказывают своё мнение, проговаривая предложениями.

Обговаривают с педагогом вариант диалога мальчиков по этикету. Самостоятельное проигрывание диалога детьми.

Активность мыслительного процесса у воспитанников.

Активность, эмоциональность детей в проговаривании диалога в другом варианте от рассказа «Печенье».

Игра «Приятного аппетита».

Педагог водящий с мячом организует детей в круг. Он называет блюдо, бросая мяч ребёнку. Ребёнок должен поймать мяч, сказав при этом заветную фразу: «Приятного аппетита!» Затем этот же ребёнок бросает мяч водящему, называя сам блюдо. Водящий, поймав мяч, желает в ответ «приятного аппетита»

Ребята встают в круг. Играют с педагогом, соблюдая правила игры.

Проговаривание и запоминание названий блюд.

Пословицы и поговорки.

– «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами».

– «Ешь побольше, а говори меньше».

– «Ешь калачи да поменьше лепечи».

– «Когда я ем, я глух и нем».

Воспитанники проговаривают вместе с педагогом и самостоятельно.

Самостоятельное проговаривание пословиц, поговорок.

Второе занятие.

Включение воспитанников на составление рассказа «Печенье» по мнемотаблице.

Педагог предлагает вниманию детей мнемотаблицу. Для начала проиграть ситуацию на диалог мальчиков. Рассказ самого педагога., как образца.

Рассказывание диалога по ролям.

Рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Вести диалог героев рассказа с изменением голоса, интонации.

Умение вести рассказ последовательно, близко тексту.

Упражнение по этикету.

Деятельность на внимание, на правильное проговаривание фраз.

Педагог читает «Благодарное стихотворение».

Мама мне вкусную кашу сварила.

Маму за это я благодарила,

Я обняла её, поцеловала,

Я ей «Большое спасибо» сказала.

– Ребята, как вы благодарите своих родных и близких?

– Какие слова благодарности порадуют маму, бабушку?

- Обед был просто замечательным!

- Какой прекрасный ужин!

- Спасибо, всё было очень вкусно!

- Мамочка, ты у меня самый лучший повар?

- Бабуля таких вкусняшек я давно не ела!

Проговаривание стихотворения вместе с педагогом.

Проговаривание вариантов благодарных слов.

Запоминание благодарных слов по этикету.

Пословицы и поговорки.

– «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами».

– «Ешь побольше, а говори меньше».

– «Ешь калачи да поменьше лепечи».

– «Когда я ем, я глух и нем».

Воспитанники проговаривают самостоятельно.

Запоминание пословиц и употребление их в обиходе.

Итог занятия.

Читает педагог.

Я говорю «спасибо» вам
За добрые слова.
Пусть на земле от добрых слов
Прибавится добра!
Пусть будет добрым каждый день,
А так же каждый час,
И солнце светит на земле
Для каждого из нас!


Воспитанники слушают.

Понимание детьми этикета, используя слова благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия по развитию движений в первой группе раннего возраста по теме "Прилетайте птички"

В конструкте описано подробно организация совместной деятельности педагога и детей; деятельность педагога и деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результ...

Конструкт занятия по развитию речи(игры) для детей младшей группы

Тема: Путешествие в страну «Веселых игр»Возраст: 3-4годаЦель: формирование диалогической речи посредством дидактических игрЗадачи:Обучающие:Закреплять у детей умение похвалить друг друга, ...

Конструкт занятия по развитию речи для детей младшей группы на тему Воздушный транспорт

Возраст: 3-4годаЦель: формирование диалогической речи посредством дидактических игрЗадачи:Обучающие:Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.Развивающие:Развива...

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Валентина Александровна Осеева «Волшебная иголочка» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Тема«Волшебная иголочка»Длительность ОД:30 минутВозраст:6-7 летЦель:Формировать представление о своеобразии произведения «Волшебная иголочка», через чтение художественного прои...

Конспект занятия по развитию речи: приятные и неприятные звуки.

Развивать слуховое внимание и фразовую речь, речевые, исследовательские навыки, формировать умение определять направленность звука и его пользу для организма....

Конструкт занятия по развитию речи "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города».

Конструкт занятия по развитию речи  для детей дошкольного возраста "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города".Цель: формировать знания детей об...