Конструкт занятия по развитию речи: "Приятного аппетита" по произведению В Осеевой "Печенье".
учебно-методический материал (старшая группа)
Материал является поучительным и занимательным по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт занятия
Тема: «Приятного аппетита по произведению В.Осеевой «Печенье».
Цель: Развитие у детей познавательных интересов о нравственном поведении во время чаепития за столом, развитие способности тонко чувствовать и оценивать поступки героев, проговаривать предложения через совместную речевую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
· Стимулировать детей на:
- проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении речевых задач;
- желание высказывать собственное мнение о поступках литературного персонажа;
· Развивать речевую активность в составлении предложений по вопросам;
. Развивать диалогическую речь, рассказывая эпизоды общения героев из художественного произведения;
. Совершенствовать умение составлять рассказ по произведению, опираясь на мнемотаблицу;
. Развивать слуховое и зрительное внимание;
Обучающие:
- Словарная работа: сахарница, чаепитие, «зазвенела чашками», «рассыпчатые», «неначатый чай».
- Активизация слов: угощайтесь, приятного аппетита, передайте пожалуйста, спасибо, благодарю, какой приятный чай, какое вкусное печенье, рассыпчатое печенье.
- Речевое развитие: пословицы, поговорки: «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами». «Ешь побольше, а говори меньше». «Ешь калачи да поменьше лепечи». «Когда я ем, я глух и нем».
Воспиитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к родным и близким;
· Развивать умение быть дружелюбным по отношению к действиям других детей.
· Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, требующим умственного решения.
Материалы и оборудование: чайная посуда, салфетки, розетка с печеньем, тарелочки; мнемотаблица; иллюстрации к произведению В.Осеевой «Печенье»
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной речевой деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
· проявление интереса к художественному произведению, к речевой деятельности;
· самостоятельность в составлении ответов на вопросы, в проговаривании диалога по произведению, пословиц и поговорок;
· активность в высказывании своих мыслей по поводу поведенческих качеств героев рассказа;
· инициативность в общении со сверстниками и взрослым;
· способность эмоционально проговаривать слова из диалога персонажей;
· владение конструктивными формами речи при составлении рассказа по мнемотаблице;
· готовность быть активным рассказчиком;
· владение умением придумать иное содеражание рассказа с положительными нравственными качествами героев произведения;
В ходе организации совместной познавательно-речевой деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, чтения (восприятие литературного произведения).
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме: «Уроки вежливости».
- Чтение В.Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Танины достижения», «Бабушка и внучка», «Просто старушка».
- Проигрывание сюжетов в игровом уголке по теме: «Приходите в гости к нам», «День рождения куклы Кати», «У бабушки в гостях», «В гостях у друга Миши».
Методы и приёмы: художественное слово, беседа, вопросы, рассматривание картинок, наблюдение, показ, уточнение.
Последовательность | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность. Портрет В. Осеевой. Книги В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово», «Танины достижения», «Бабушка и внучка», «Просто старушка» | Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, чей портрет перед вами? Информация о писательнице: Осеева очень любила работать с детьми. В течении многих лет она работала воспитателем. Поэтому писательница полностью посвя-тила своё творчество детской литературе. Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине, уважению к семье, показывают как правильно поступить. Педагог предлагает посмотреть на выставленные книги, иллюстра-ции, которые ранее читались и просматривались. | Дети называют писательницу, слушают рассказ об Осеевой, просматривают знакомые книги, иллюстрации. Просматривая книги Осеевой и иллюстрации, дети называют их названия. | Заинтересованность воспитанников предло-женным материалом. Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности к речевой активности. |
Актуализация знаний детей. Художественное слово. Включение детей в целепо-лагание. Побуждение к речевой деятельности. Эмоциональный настрой. | Детям предлагается вниманию прослушать произведение «Печенье». Вопросы детям: - Как называется произведение, которое вы только что прослушали? После ответов детей педагог комментирует: «Всё действие проходило за столом при чаепитии с печеньем. То, что произошло было по поводу печенья, которым должна была угоститься семья» - Кто сидели за столом? - Что сделала мама перед чаепитием? - Что значит «бабушка весело зазвенела чашками?» - Когда все были за столом, что сделал Вова и что сказал? - Как мальчики повели себя в действии с печеньем? - Почему за столом было тихо? - Когда печенье было всё съедено, как повели себя Вова и Миша? - Что делала мама? А что же бабушка? - Что значит «неначатый чай?» - Ребята, как по-вашему мнению рассказ грустный или радостный? - Что вы чувствуете, приятная ситуация или неприятная? | Воспитанники слушают чтение педагогом художественного произведения. Проявляют интерес к услышанному. Отвечают на поставленные вопросы. | Готовность к вниманию. Активное включение в разговор. Проговаривание более точных ответов на вопросы. |
Включение детей к ситуации за столом в рассказе «Печенье» в другой интерпритации, как должно происходить с учётом этикета. | -Ребята, а как должно было бы происходить с приятной стороны, когда мама высыпала печенье в тарелку, а бабушка весело зазвенела чашками. - Что должны были сказать мама и бабушка мальчикам перед тем, как есть печенье? («Приятного аппетита!») - А мальчики могли такое же сказать бабушке с мамой? - Вова и Миша как должны были брать печенье с тарелки? - В таком случае было бы тихо за столом? - Если бы всё было по этикету, то приятная была бы обстановка или неприятная? - За столом как было бы? Весело или грустно? Педагог предлагает изменить диалог между Вовой и Мишей по правилам этикета. «Все уселись за стол. - Какое приятное печенье – сказал Миша. - Оно, наверно, вкусное! – добавил Вова. – Бабушка, налей нам пожалуйста чаю! – Попросил Миша. – Спасибо, бабушка, – ответил Вова. – Приятного всем аппетита, – сказала мама. – Спасибо мамочка. – ответили мальчики. За столом всем было приятно и весело. | Ребята высказывают своё мнение, проговаривая предложениями. Обговаривают с педагогом вариант диалога мальчиков по этикету. Самостоятельное проигрывание диалога детьми. | Активность мыслительного процесса у воспитанников. Активность, эмоциональность детей в проговаривании диалога в другом варианте от рассказа «Печенье». |
Игра «Приятного аппетита». | Педагог водящий с мячом организует детей в круг. Он называет блюдо, бросая мяч ребёнку. Ребёнок должен поймать мяч, сказав при этом заветную фразу: «Приятного аппетита!» Затем этот же ребёнок бросает мяч водящему, называя сам блюдо. Водящий, поймав мяч, желает в ответ «приятного аппетита» | Ребята встают в круг. Играют с педагогом, соблюдая правила игры. | Проговаривание и запоминание названий блюд. |
Пословицы и поговорки. | – «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами». – «Ешь побольше, а говори меньше». – «Ешь калачи да поменьше лепечи». – «Когда я ем, я глух и нем». | Воспитанники проговаривают вместе с педагогом и самостоятельно. | Самостоятельное проговаривание пословиц, поговорок. |
Второе занятие. Включение воспитанников на составление рассказа «Печенье» по мнемотаблице. | Педагог предлагает вниманию детей мнемотаблицу. Для начала проиграть ситуацию на диалог мальчиков. Рассказ самого педагога., как образца. | Рассказывание диалога по ролям. Рассказ с опорой на мнемотаблицу. | Вести диалог героев рассказа с изменением голоса, интонации. Умение вести рассказ последовательно, близко тексту. |
Упражнение по этикету. Деятельность на внимание, на правильное проговаривание фраз. | Педагог читает «Благодарное стихотворение». Мама мне вкусную кашу сварила. Маму за это я благодарила, Я обняла её, поцеловала, Я ей «Большое спасибо» сказала. – Ребята, как вы благодарите своих родных и близких? – Какие слова благодарности порадуют маму, бабушку? - Обед был просто замечательным! - Какой прекрасный ужин! - Спасибо, всё было очень вкусно! - Мамочка, ты у меня самый лучший повар? - Бабуля таких вкусняшек я давно не ела! | Проговаривание стихотворения вместе с педагогом. Проговаривание вариантов благодарных слов. | Запоминание благодарных слов по этикету. |
Пословицы и поговорки. | – «Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами». – «Ешь побольше, а говори меньше». – «Ешь калачи да поменьше лепечи». – «Когда я ем, я глух и нем». | Воспитанники проговаривают самостоятельно. | Запоминание пословиц и употребление их в обиходе. |
Итог занятия. | Читает педагог. Я говорю «спасибо» вам | Воспитанники слушают. | Понимание детьми этикета, используя слова благодарности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт занятия по развитию движений в первой группе раннего возраста по теме "Прилетайте птички"
В конструкте описано подробно организация совместной деятельности педагога и детей; деятельность педагога и деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результ...
Конструкт занятия по развитию речи(игры) для детей младшей группы
Тема: Путешествие в страну «Веселых игр»Возраст: 3-4годаЦель: формирование диалогической речи посредством дидактических игрЗадачи:Обучающие:Закреплять у детей умение похвалить друг друга, ...
Конструкт занятия по развитию речи для детей младшей группы на тему Воздушный транспорт
Возраст: 3-4годаЦель: формирование диалогической речи посредством дидактических игрЗадачи:Обучающие:Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.Развивающие:Развива...
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) Валентина Александровна Осеева «Волшебная иголочка» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Тема«Волшебная иголочка»Длительность ОД:30 минутВозраст:6-7 летЦель:Формировать представление о своеобразии произведения «Волшебная иголочка», через чтение художественного прои...
Конспект занятия по развитию речи: приятные и неприятные звуки.
Развивать слуховое внимание и фразовую речь, речевые, исследовательские навыки, формировать умение определять направленность звука и его пользу для организма....
Конструкт занятия по развитию речи и сенсорике "Путешествие в зоопарк"
Конструкт занятия...
Конструкт занятия по развитию речи "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города».
Конструкт занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста "Работа с картой города Тюмени «Их имена в названьях улиц родного города".Цель: формировать знания детей об...