Среднесрочный проект "Я-патриот"
проект (средняя группа)

Семенова Анна Юрьевна

Среднесрочный проект "Я-патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_ya-patriot.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

Проект

по нравственно - патриотическому воспитанию

в средней группе компенсирующей направленности

«Я - патриот»

Учитель-дефектолог

Семенова Анна Юрьевна

Рефтинский

2024

Пояснительная записка:

            Проект нравственно – патриотического воспитания «Я - патриот» определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении  и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на средний дошкольный возраст.

Актуальность

«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше». 
– Н.А.Добролюбов


Патриотическое воспитание является одним из важнейших аспектов в развитии личности ребенка. Особенно актуально это вопрос в детском саду, где формируются основы мировоззрения и ценностные ориентации. Проект патриотического воспитания в детском саду имеет целью привить любовь к Родине, уважение к истории и культуре своей страны, понимание ее ценностей и традиций.

Одним из ключевых моментов в проекте является ознакомление детей с символами государства, историческими событиями, национальными обычаями и традициями. Дети изучают героическое прошлое своей страны, знакомятся с достижениями отечественной науки, культуры и спорта. Важным компонентом воспитания является формирование у детей гражданской позиции, ответственности за свои поступки и уважения к окружающим.

Патриотическое воспитание в детском саду включает в себя множество разнообразных мероприятий: праздники, экскурсии, конкурсы, игры, художественные выставки и прочее. Все они направлены на то, чтобы дети не только узнали о своей стране, но и полюбили ее, почувствовали себя частью ее истории и культуры.

Эффективное патриотическое воспитание в детском саду способствует формированию цельной личности, которая будет заботиться о своей Родине, уважать своих соотечественников и стремиться к благополучию всех граждан. Поэтому так важно продолжать развивать и совершенствовать проекты патриотического воспитания в детских учреждениях, вкладывая в них свои знания, опыт и таланты.

В рамках проекта по патриотическому воспитанию в детском саду особое внимание уделяется решению следующих социально важных проблем:

1. Формирование у детей чувства гордости за свою страну и уважения к ее символам и истории.

2. Воспитание у детей чувства ответственности за благосостояние и процветание родной страны.

3. Развитие патриотических чувств и ценностей, таких как любовь к Родине, готовность к защите ее интересов и уважение к многообразию культур и традиций.

4. Повышение уровня общественной активности и гражданского самосознания среди детей, формирование у них понимания важности участия в жизни общества.
Благодаря такому подходу к патриотическому воспитанию в детском саду, дети вырастают не только грамотными и образованными личностями, но и гордыми и ответственными гражданами своей страны.

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: творческий

По содержанию: обучающий

По числу участников проекта: групповой, подгруповой, индивидуальный

Сроки проведения: среднесрочный - февраль 2024, май 2024, июнь 2024, август 2024г.

Возраст: 4-5 лет

Участники: учитель-дефектолог.

Цель данного проекта: Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.
  • формирование элементарных знаний о правах человека;

Развивающие:

  • средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • развитие интереса к русской  культуре, традициям и промыслам;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • расширение представлений о городах России.

Воспитательные:

  • нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;
  • воспитание уважения к труду;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Материально-техническая база:

Предметно-развивающая среда, методический кабинет,   В ДОУ имеется:  музыкальный, спортивный зал с необходимым оборудованием для проведения музыкальных  и физкультурных занятий, утренников, развлечений и других культурно-массовых  мероприятий. В детском саду есть современные  технические средства обучения: музыкальный центр, мультимедийный  проектор,  ноутбук.

Формы реализации проекта:

  -беседы;

 - игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);

 - продуктивная деятельность;

 - чтения произведений художественной литературы, фольклора;

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

Цель: подготовка условий к реализации  проекта «Я - патриот»

Задачи:

  • изучить нормативную базу;
  • проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;
  • обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.

II этап: практический

Цель: реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию  

«Я - патриот».

Задачи:

  • создание развивающей среды;
  • отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
  • разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • проводить мониторинг реализации проекта;
  • принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

  • обобщить результаты работы;
  • провести коррекцию затруднений в реализации проекта;
  • спланировать работу на следующий год.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

В группе:

  • создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания родителей воспитанников.

В образе маленького патриота:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве поселка Рефтинский, Российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Содержание проекта

ФЕВРАЛЬ

Блок 1   «Защитники земли Русской»

Содержание блока:

Дети получают знания о могуществе и силе нашей армии,  начиная со времён  былинных героев и заканчивая современной армией.

Формируются представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

У детей воспитывается чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Дети получают знания об армии, у них формируются первые представления о родах войск, о защитниках Отечества военных  профессиях,  боевой  техники.

Педагоги воспитывают чувство гордости за свою армию и вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине.

Реализация:

        Рассматривание иллюстраций: с изображением различных видов войск, с изображениями исторического прошлого русской армии.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивный праздник «Слава Российской армии!».

Беседы: «Что такое подвиг? », «Кто Русь защищал?», «Кто такие защитники?», «Богатыри земли русской», «Русские былины», «Узнай по описанию», «Детали одежды русских богатырей».

Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря».

Создание плаката «Мой папа в армии»

Праздник – «День защитников Отечества»

Чтение русских былин, легенд «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Чтение художественных произведений об армии, о защитниках земли Русской.

Ожидаемые результаты:

Дети имеют представления героическом  прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской, о современной  армии.

Имеют первые представления о родах войск, о защитниках Отечества военных  профессиях,  боевой  техники.

Испытывают чувство гордости за свою армию и желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов,  любовь к Родине.

МАЙ

Блок 2 «Никто не забыт, ничто не забыто»

Содержание блока:

 Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет.  

Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.

Донести до детей значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. Привлечение родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям.

Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Реализация:

Рассматривание картин из серии «История России»;

Беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме всего народа.

Разучивание стихов и песен с военной тематикой. Чтение произведений

С. Михалкова «День Победы»; С. Маршака «Пограничник»; Л. Кассиль «Памятник солдату».        

Создание альбома «Нам нужен мир».

Демонстрационно-наглядный материал «Они сражались за Родину»

Ожидаемые результаты:

Расширятся представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества

Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

ИЮНЬ

Блок 3  «Родная страна»

Содержание блока:

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы  нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, народным героям осознание личной причастности к жизни Родины.

Реализация:

Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.

Прослушивание гимна.

Дидактическая игра «Узнай свой герб», «Кто, где живет?», «Узнай наш флаг»

Слушание песен о Родине.

 Беседа о государстве — «Российская Федерация»,  «Что такое Родина»,

«Страна, в которой я живу», «Мы все разные, но мы все равны», «Города России»

Выставка рисунков «Наша – родная страна»

Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий великих соотечественников

Чтение стихов  М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

Ожидаемые результаты:

Имеют представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна.

Знают, что Москва – главный город, столица нашей Родины.

Знают флаг, герб России, мелодию гимна.

Испытывают чувство гордости за героев страны

        

АВГУСТ

Блок 4 «Моя малая Родина»

Содержание блока:

Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, и т.д.

Реализация:

Наблюдения на территории детского сада.

Беседа:  «Улица  – как часть города».

Дидактические игры: «Волшебные ленты дорог»; «Улица, на которой мы

живем», «Мой дом».

Рассматривание фотографий «Мой любимый поселок».

Развивающие игры: «Кто больше знает улиц в нашем поселке?»,  «Знатоки родного поселка», и др.

Демонстрационно-наглядный материал «Мой любимый поселок»

Ожидаемые результаты:

Знают название улицы, на которой живут, название своего поселка, его

историю, традиции, достопримечательности.

Сформированы  представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины

Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.

Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков.

Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

Заключение проекта «Я - патриот»

Среднесрочный проект «Я - патриот» успешно завершен. За время его реализации дети добились значительных успехов в формировании патриотических чувств и гражданской идентичности.

В результате реализации проекта дети научились:

  • Ценить свою Родину: Дети узнали о символах России (флаг, герб, гимн), о героях своей страны, о важных событиях в истории России.
  • Понимать важность традиций и обычаев своего народа: Дети узнали о народных праздниках.
  • Чувствовать принадлежность к своему поселку: Дети узнали о достопримечательностях своего населенного пункта, о людях, которые прославили их край.

В процессе реализации проекта были использованы следующие методы и формы работы:

  • Игровая деятельность: дидактические игры, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации.
  • Чтение художественной литературы: сказки, стихи, рассказы о России, о героях, о народных традициях.
  • Наблюдение: наблюдение за природой, за животными, за людьми.
  • Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыкально-ритмические движения.

Результаты проекта:

  • Дети проявили интерес к истории своей Родины и к традициям своего народа.
  • Дети узнали о важных событиях в истории России и о людях, прославивших её.
  • Дети научились уважать традиции и обычаи своего народа.
  • Дети развивали коммуникативные навыки, творческие способности и инициативу.

Проект «Я — патриот» дал детям возможность погрузиться в мир истории, культуры и традиций своей Родины. Он помог им понять, что значит быть патриотом, и воспитал в них чувство гордости за свою страну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Патриот"

Проект разработан для детей средней группы, на тему "Нравтсвенно-патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок"....

Проект "Патриотами не рождаются..."

«ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ» ПРОЕКТА Автор проектаФамилия, имя, отчествоРЫТИКОВА О. А.Город, областьГУКОВОНомер, название ОУМуниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад ...

Проект "Патриотов растим с детства"

Патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким люд...

Проект «Патриоты России»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».С. Михалков....

Педагогический проект "Патриотами не рождаются"

Инновационный поиск новых средств работы с детьми, в частности реализации социального воспитания, выделяет метод проекта, который позволяет экспериментировать, синтезировать полученные знания, р...

презентация к проекту « Патриотами не рождаются» в старшей группе

Проблемы проекта: •Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию.••Возникший ценностный вакуум, бездуховность,     обусловленная отчуждением...