Проект "Патриот"
материал (средняя группа) по теме
Проект разработан для детей средней группы, на тему "Нравтсвенно-патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2012.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»
Название проекта:
«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»
Тип: социально-педагогический.
Вид: Нравственно-патриотический
Продолжительность проекта: сентября – ноябрь.
Возраст участников проекта: Средний.
Партнёры: воспитатели, родители
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы
Форма работы: групповая, фронтальная
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Актуальность проекта
Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Гипотеза
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо ( «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Пробуждать интерес к сказкам;
Развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит:
Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Повысить интерес к русским народным сказкам.
Обеспечение проекта:
Теоретическое обеспечение:
программная литература по проектированию: Романова Т.А. «Проектирование развития ДОУ»,
журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989
Методическое обеспечение:
создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
Диагностико-дидактическое обеспечение:
дидактические игры;
дидактическое пособие «Играем в сказку»;
Методы проекта:
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов
1 этап. Подготовительный
Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.
2 этап. Основной
Разделы проекта | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности детей |
Художественно – речевая деятельность. | Занятие по развитию речи и художественной литературы, по окружающему миру | Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания. |
Настольный кукольный театр | Показ сказок «Волк и семеро козлят» «Репка», «Теремок» | Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои. |
Варежковый театр | Показ сказки «Колобок», помогает детям делать выводы | Озвучивают действия героев |
Пальчиковый театр | «Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра | Развивают мелкую моторику рук |
Инсценировка сказок «Теремок», «Репка» | Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы | «Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Узнай сказку» «Собери сказку» «Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент» | Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику |
Изобразительная деятельность | Организует выставку работ, оказывает практическую помощь | Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок |
Работа с родителями | Помогает в организации совместного досуга | Инсценировка сказки «Теремок». Совместная изобразительная деятельность. Изготовление поделок. |
Организационные формы работы
Рефлексивно-оценочный этап:
В конце проекта организовали.
Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились; инсценировка сказки: «Теремок».
Результативность проекта:
- Дети научились понимать смысл сказок
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя
- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины
- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев
- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в жизни детского сада.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в младшем возрасте.
- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.
Воспитатель: Старцева О. А.