Педагогический проект "Патриотами не рождаются"
проект (старшая группа) на тему

Меркулова Галина Николаевна

 Инновационный поиск новых средств работы с детьми, в частности реализации социального воспитания, выделяет метод проекта, который позволяет экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 Работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействие объектов социального окружения, обеспечивается объединение  и интеграцию разных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_patriotami_ne_rozhdayutsya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 59  городского округа Самара

Педагогический проект "Патриотами не рождаются"

                                                           Выполнила:

 Меркулова Галина Николаевна

                                                           воспитатель, МБОУ школа №59 г.о. Самара

Самара 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

3

2.Педагогический проект «Патриотами не рождаются» в условиях реализации ФГОС ДО.

5

 

3.Заключение                                                                                                                                                                                                        

16

Литература                                                                                                

Приложение

17

                                                             Введение

Согласно положениям Закона  «Об образовании в РФ», ФГОС, принципами государственной политики в области образования провозглашены «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2). Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания на подчинение личных интересов общественным. Однако формирование социально зрелой, духовно развитой личности не происходит автоматически. Оно может быть решено только при участии всех сторон и индивидуальных ресурсов общества, а именно государственных структур, педагогов образовательных учреждений, родителей, воспитанников и т. д.  и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В связи с этим в научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества.

Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении.

Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович называют дошкольное детство «золотым возрастом развития личности», именно те навыки и основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребёнком, с человеком  на всю жизнь. Цель социального воспитания: содействовать развитию человека, как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе через накопление социального опыта и формирование социальной

 компетентности. Исследования раскрыли значительную роль в воспитании дошкольника социальных эмоций и чувств, которые становятся «механизмом эмоциональной коррекции поведения» (А. В. Запорожец)

Одним  из факторов актуальности социального  воспитания является развитие информационных и мультимедийных средств ( интернет, телевидение и др.) У ребёнка складывается виртуальное восприятие мира, что отражается на психическом развитии ребёнка дошкольного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской культуры, психики. Из наблюдений за взаимоотношениями между старшими дошкольниками МБОУ мы сделали вывод об их неспособности решать простейшие конфликтные ситуации, где более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрировали агрессивное поведение. Ещё одним из важнейших факторов социальных проблем воспитания является деятельность семьи, где формируется особая атмосфера, в которой ребёнок усваивает нормы и правила поведения и культуры. Традиционный конфликт «отцов и детей» сохраняется и сегодня. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития Наблюдая за родителями в МБДОУ, можно отметить, что они теряют свою меру ответственности, уважения, а главное любви к своим детям. И это связано, прежде всего, с низким уровнем образования родителей и социальной напряжённостью. Родители вынуждены зарабатывать деньги, а времени на воспитание детей как всегда не хватает.

 Инновационный поиск новых средств работы с детьми, в частности реализации социального воспитания, выделяет метод проекта, который позволяет экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 Работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействие объектов социального окружения, обеспечивается объединение  и интеграцию разных видов деятельности.

2. Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Патриотами не рождаются» в условиях реализации ФГОС ДО.

        Актуальность проблемы.

Современное понимание социальной роли феномена российского патриотизма сводится к признанию его приоритетного значения в процессах общественной консолидации, укрепления национальной безопасности и достижения российской гражданской идентичности населением страны.

В складывающемся постиндустриальном обществе, которое организовано на основе коммуникационных сетей, росте и расширении потоков информации, обостряется проблема сохранения и развития собственной  самобытности как фактора, противодействующего усиливающемуся воздействию процессов глобализма, негативно влияющему на формирование национального самосозна-ния и процесс полноправной интеграции страны в мировое сообщество.

В.Е. Лепский, в связи с этим, пишет: «Не устранена  угроза уничтожения российской цивилизации: в связи с разрушением базовых устоев российского бытия, ориентированного на творческое решение проблем в сложнейших жизненных условиях. Цивилизация, доказавшая всему миру высочайший креативный потенциал в космических, ядерной и других сферах, может быть превращена в сообщество роботов по обслуживанию сырьевых комплексов. Как следствие просматривается возможность уничтожения русской культуры – достояния всего человечества»1. В условиях расширения пространства глобали-зации с вариантом однополярного мироустройства, обостряется уязвимость национальной культуры и языка перед натиском массовой культуры, у населения формируется  ориентация потребления и приспособления и др. Всё это значительно сглаживает ценности и смыслы патриотизма, сужает патриотичес-кое сознание, резко снижает уровень социальной и духовной защиты общества, способствует проявлениям неустойчивости социальных отношений.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравствен-ных детей. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка. Поэтому, нравственно-патриотическое дошкольного образовательного учреждения.

Проблемы проекта:

  • Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку сложнее полюбить свой дом, семью.
  • Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о  родном городе, стране, особенностях русских традиций.
  • Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Цель проекта:

Формирование нравственно – патриотических ценностей у дошкольников.

Задачи:

  • воспитывать у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • расширить представления о городах России;
  • познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

  • формировать эмоциональный отклик и тепло бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;
  • ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Литературный обзор ( теоретическое обоснование проектной части)

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то, все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». Здесь важен акцент, не только на пассивно – созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна, с точки зрения потребительского сознания, но только она создает Человека с большой буквы.

С. И. Ожегов определял патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего Российского воспитания является патриотизм. Изучение истории проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы – первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками. «Пути и средства патриотического воспитания русского человека» включают в себя:

  • Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
  • Взгляды на патриотизм в летописях.
  • Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
  • Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
  • Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
  •  Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.

Их использование в воспитательной работе с детьми.

Для формирования чувства патриотизма важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от «ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно – нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно – нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем, в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2000-2005 годы» записано: «Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей, цель которого – становление патриотических чувств и отношений подрастающего поколения. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории и культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему.

Не секрет, что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений на некоторое время практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Представления выпускников детского сада о русской культуре, родном городе, своей стране были отрывочны и поверхностны. Объяснением этому в определенной степени может служить заидеологизированность данного раздела в условиях функционирования тоталитарного государства.

В современном российском обществе, социально – экономические инновации вызвали определенное расслоение общества, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания личности гражданина и патриота России и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Реформы многое поставили с ног на голову. А многое, напротив, вернули на их прежнее место. Изменилась страна. Изменилось  и отношение ее граждан и идее патриотизма.

В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира, иным смыслом наполнились слова – демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях, с помощью нас, взрослых и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, журналов, фильмов.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше врем, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.

Россия по праву вписана в мировую историю особой страницей мужества и стойкости. Она, по сути, является носителем идей мира и созидания, о чем говорят памятники и возрожденные после войны города. Но будем честными: и здесь, на героической земле, порой совершаются безнравственные и жестокие преступления со стороны взрослых и подростков, конечно, под разными лозунгами, но объединенные идеей нетерпимости.

Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать и сами дети. Социологическое исследование (М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова 2001г.) показало, что 11% дошкольников, среди своих страхов и опасений родителей называют различные социальные факторы: повышение цен, воровство, бандитизм, стрельба на улице, война.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. В связи  с этим, значительно возросла роль образовательных учреждений, детских организаций, в рамках которых происходит духовно – нравственное становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни. Программа Министерства Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней от дошкольного до высшего профессионального.

В последние годы усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме, в том числе, «Концепция модернизации Российского образования до 2010г.».

В примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Вераксы, в частности, говорится: «Воспитателю необходимо способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма-любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам. Осознанию себя, как гражданина своей страны».

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители (законные представители), социум.

Срок реализации: долгосрочный (1 год)

Содержание проекта

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный

этап

а) изучение литературы (психолого – педагогической, научно популярной, нормативно – правовой);

д) изучение предметно – развива-ющей среды группы

Сентябрь

Цель: Вхождение в проблему проекта.

Задачи:

1.Выяснить знания детей об истории своей страны.

2.Познакомить детей с историей Москвы,

Виды деятельности:

1.НОД «Кто основал Москву»

2. Рассматривание иллюстраций «Вид Кремля в настоящее время»

3. Чтение художественной литературы

И. Никитина «Русь», Е. Карасева «О Москве», «Город-герой

4. Беседы: «Москва – столица нашей Родины», «История белокаменной Москвы»

Д.и. «Кто больше назовет»( слова-определения к словам Родина, Москва)

 Изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме

Предложить совместно с детьми сделать макет Кремля из бросового материала.

Оформить выставку творческих работ «Кремль»

Практическая деятельность

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

1.НОД: «Самара –мой город родной. Достопримечательности нашего города»( герб, флаг, гимн)

2.Д.и. «Экскурсия по городу Самара»

3. Рассматривание набора открыток о городе Самара, описание любимых мест.

4. Слушание песен самарских композиторов.

5. Рассматривание карты России и города Самара, работа с условными обозначениями.

6. Художественное творчество. Рисунки «Уголки Самары»

  1. Чтение художественной литературы:

былины « «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич», солдатская сказка «Каша из топора», «Солдатская загадка»

2.Рассматривание репродукций: картина Васнецова «Три богатыря»

3.Д/и. «Объясни» (понимание пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках)

4. Просмотр мультфильмов про героев былин («Лебеди неправды» и др.)

5. Оформить выставку литературы о войне.

6. Организовать развлечение

« Богатыри земли русской».

  1. НОД «Русский военный костюм»
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением солдат в форме различных эпох, боевой техники(игрушки, плакаты, открытки)
  3. Рисование (блок совместной деятельности) «Солдаты»
  4. С/р игра «Разведчики»

  1. Беседа «Это ужасная война», встреча с участниками локальных войн.
  2. Художественное творчество «Войне мы скажем нет» (аппликация, рисование)
  3. Викторина «Великая Родина моя»
  4. Д/и «Доскажи словечко»

  1. НОД «Будем в армии служить»
  2. Аппликация «Открытка к Дню защитника Отечества»
  3. Загадки, стихи о солдатах и боевой технике.
  4. Д/и «Какой, какое, какие»
  5. С/р. игра «Военный госпиталь»
  6. Развлечение « Раз-два, шире шаг!»

  1. Беседа «Путешествие по музею Славы», рассматривание экспонатов, принесенных детьми для музея боевой Славы
  2. Организация в группе уголка (мини-музея) боевой Славы.
  3. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен о Великой Отечественной войне.
  4. Игра-фантазия «Если б не было войны»

  1. Беседа-экскурсия в музеи боевой Славы «Вспомним их поименно»
  2. НОД ( художественное творчество) «Гвоздика для ветеранов» (техника оригами)
  3. Подготовка к праздничному концерту для ветеранов (разучивание, стихов, песен, инсценировок)

Предложить родителям написать рассказ «Герои нашей семьи»

Предложить родителям принести фотографии родственников-участников Великой Отечественной войны.

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.  

Привлечение родителей к организации выставки произведений о войне.

Помочь организовать встречу с участниками локальных войн.

Предложить родителям совместно с детьми посетить места боевой славы в Самаре.

Предложить родителям участвовать в сборе экспонатов для мини-музея.

Помощь в оформлении альбома  «По страницам памяти»

Результаты проекта

Май

1.Праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны

2. Презентация альбома «По страницам памяти»

3. Экскурсия по мини-музею боевой Славы.

4. Выставка   творческих работ « Земля- наш дом родной»

Помощь в проведении встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организации выставки творческих работ

Предполагаемый результат:

на уровне ребенка:

  • Расширение знаний детей об известных людях родного города улицах названных в четь героев войны, памятниках и других культурных ценностях.
  • Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, формирование системы понятий духовных семейных ценностей.
  • Обогащение знаний детей о музейной культуре.
  • Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.

На уровне родителей:

  • Сформированность желания сотрудничества  с детским садом.
  • Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.

На уровне педагогов:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
  • Творческая самореализация в профессиональной деятельности.

Заключение

         Реализация проекта «Патриотами не рождаются» возможна при активном взаимодействии всех участников проекта: детей, педагогов, родителей, социума. Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим памятникам.

В процессе  реализации проекта  у детей изменилось отношение к своим близким, наблюдается проявление чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.

Расширилось представления о городах России, о родном городе Самара, с их символикой. Проявился интерес к русским  традициям, обычаям, промыслам, что повлекло за собой развитие чувства ответственности и гордости за достижения свой страны.

        Разнообразная детская  деятельность, взаимодействие всех взрослых при реализации проекта «Патриотами не  рождаются» привели к значительным результатам :

  • Презентация альбома «По страницам памяти».
  • Торжественное открытие   мини-музея боевой Славы.
  • Праздничный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны
  • Выставка   творческих работ « Земля- наш дом родной»

Литература

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Текст предоставлен правообладателем.
  2. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2009. – С.10.
  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.М.: Лика-Пресс,2003.
  4. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации// Педагогика- 2012-№ 5- с.5.
  5. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие: Мозаика- синтез; М.; 2011ISBN 978 5-86775-830-1
  6. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь де-сятилетия // Воспитание школьников. - 1993. - №6. - С. 27
  7. Федеральный государcтвенный образовательный стандарт дошкольного образования.(Электронный ресурс) – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
  8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста// Журнал «Управление ДОУ», 2004.№4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как рождаются таланты

статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...

как рождаются таланты?

материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...

Музыкальное занятие "Звуки музыка рождает, все болезни побеждает"

Музыкальное занятие для детей подготовительной к школе группы. Формировать представления детей о благотворном влиянии музыки на настроение человека, на его физическое состояние. знакомиить с произведе...

ЖАДИНАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЖАДИНАМИ СТАНОВЯТСЯ.

Не нужно думать, что жадность - это врожденное и естественное качество. Формированию жадности, как правило, способствует неправильное поведение взрослых, основанное в первую очередь на непонимании пот...

"Культура речи ребенка рождается в семье"

Папка-передвижка  в уголок  для родителей...

Конспект оздоровительного занятия на тему "Звуки музыку рождают, все болезни побеждают!"

Здоровье - это не только физическое благополучие, но и чувство психологического комфорта. Почувствовать себя хорошо, поднять себе настроение дети могут при помощи мира приятных звуков: пения и прослуш...

план- конспект НОД для детей старшего возраста" Как рождается хлеб"

Данный конспект позволит сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,расширять знания детей о хлебе....