Программа кружковой работы по патриотическому воспитанию «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…»
методическая разработка (старшая группа)

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергинская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского союза Николая Ивановича Сирина»

«ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…»

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

Разработчик:

Поварницына С. А., воспитатель

с.п. Сергино, Октябрьский район

2024 г.

Содержание

Наименование разделов

Стр.

I

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность Программы

4

1.2.

Цель и задачи Программы

5

1.3.

Принципы

7

1.4.

Формы и методы организации работы

7

1.5.

Средства реализации

8

1.6.

Проектирование воспитательно-образовательной деятельности по Программе

8

1.7.

Предполагаемый результат

9

1.8.

Содержание образовательной деятельности по Программе

9

1.9.

Комплексно – тематическое планирование

10

II

Педагогическая диагностика

18

2.1.

Цель и задачи

19

2.2.

Принципы

19

2.3.

Процедура педагогической диагностики

19

2.4.

Карта оценки эффективности педагогического воздействия

21

Библиография

22

I. Пояснительная записка

При разработке данной Программы были изучены следующие нормативные документы:

1.Конституция Российской Федерации (высший нормативный акт РФ 1993г.) Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,…, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,…, должны воспитывать настоящих патриотов своей Родины.    

2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273. Статья 64. Дошкольное образование. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493. Программа определяет основные пути развития патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

4.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Регламентирует базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне.

5.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»

6.Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне» Призывает хранить и беречь память о защитниках Родины, заботиться об участниках и жертвах войны, показывает необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира

7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (П.1.4) определяет одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

1.1. Актуальность Программы

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; С.Н. Николаева в своих исследованиях рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие обращают внимание на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова считают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России во всей ее многогранности. 

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

1.2. Цели и задачи.

Патриотическое воспитание в дошкольном образовании проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по Федеральным государственным образовательным стандартам подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Задачи в соответствии с Федеральной образовательной программой:  приобщение детей ( в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

Программные задачи формирования основ гражданственности и патриотизма дошкольников 5-6 лет: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, малой родине; знакомство детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, любви и уважения к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; развитие патриотических чувства, уважения и гордости за поступки Героев Отечества; поддержка детской любознательности по отношению к родному краю, эмоционального отклика на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развивать интерес к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство с официальными и неофициальными государственными символами России; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

1.3. Принципы

В основу Программы положены следующие принципы:

-научной обоснованности и практической применимости.

-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

-интеграция образовательных областей

-комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

-наглядность.

-учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, характеризующих любовь к семье, малой родине.

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

1.4.Формы и методы организации работы.

Программа по патриотическому воспитанию в старшей группе подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении.

В рамках федеральных государственных образовательных стандартов у детей старшего дошкольного возраста направление патриотическое воспитание входит во все образовательные области с применением следующих форм: тематические занятия, целевые прогулки, экскурсии и наблюдения, творческая, продуктивная, игровая деятельность.

Патриотическое воспитание дошкольников определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в группе, игра, изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация), конструирование, прослушивание музыкальных произведений, театрализованное представление, прогулки-экскурсии, рассказ, викторина, спортивные соревнования, тематические беседы, творческое дело, выставка, чтение литературных произведений.

1.5. Средства реализации Программы

Классификация средств реализации Программы по патриотическому воспитанию старших дошкольников: художественные средства -способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений, художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств; знакомство с природой родного края - вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи; собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) - каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики патриотического поведения; общение -оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о  нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.;  атмосфера, в которой живет ребенок - окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

1.6. Проектирование воспитательно - образовательной деятельности по Программе

Организованная образовательная деятельность в рамках Программы с дошкольниками 5-6 лет проводится 2 раз в месяц, продолжительностью 20-25 минут во второй половине дня, в середине занятия проводится физкультминутка. Основная работа проводится вне организованной образовательной деятельности. При реализации Программы используются следующие образовательные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, визуальные, проектные. В основу организации образовательного процесса определён блочно -тематический принцип.

1.7. Предполагаемый результат.

Дети должны знать и называть:

-домашний адрес;

-место работы родителей, значимость их труда;

-место проживания: поселок, район, округ; достопримечательности, находить место на карте;

-свою нацию, культуру, традиции, должны гордится своим народом, его достижениями;

-знать столицу нашей Родины –Москву, ее историю, достопримечательности, показывать на карте. Знать символику России;

-называть представителей других национальностей, уважать их культуру и традиции;

-природу России: ее флору и фауну;

-знать, что являются жителями планеты земля; знать и называть 5-6 народов, живущих на земле.

1.8. Содержание образовательной деятельности по Программе.

Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России. Формировать у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащать представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивать интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают). Уделять особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащать представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомить детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в поселке, посвященными празднику. Воспитывать уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомить детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывать позитивный отклик и чувство гордости. Обогащать представления детей о Малой Родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомить со смыслом некоторых символов и памятников поселка, развивать умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживать проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами людей, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.). 

1.9. Комплексно-тематическое планирование 

№п/п

Блок

Задачи

1.

Путешествие в историю

Дать представление о том, как начиналось Русское государство. Вызвать интерес к жизни наших земляков.

2.

«Это все мое родное…»

Дать представления о размерах нашей страны, округа, района, поселка; природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.

3.

Быт и традиции

Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью. Знакомить с бытом народов ханты и манси. Дать представления о продуктах питания. Вызвать интерес к русским и национальным традициям, обычаям, укладу жизни разных народов. Дать представления о народных праздниках.

4.

Этих дней не смолкнет слава

Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных Сил как долге перед Отечеством.

5.

Моя страна в произведениях устного народного творчества, писателей, поэтов, художников

Знакомство с русской и национальной культурой, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, русскими  и национальными народными играми, произведениями художественного творчества, авторскими произведениями (стихи, рассказы, сказки).

6.

Планета на которой мы живем

Дать детям знания о планете Земля, подвести к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету.

Содержание

Сентябрь

1 блок

«Наши предки –славяне». Беседа

Цель: расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

2 блок

«Наш поселок» (Беседа на прогулке)

Цель: Расширять и уточнять знания о родном поселке, закреплять умения, узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспитывать интерес к жизни поселка

З блок

«В гости к бабушке Арине». Организованная образовательная деятельность.

Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой, с тем как ее строили; вызвать интерес к русским традициям. Познакомить с жилищем коренных народов севера –юрта, чум, с тем почему люди живут в таких жилищах; воспитывать доброту к окружающему миру.

4 блок

«Наш славный район». Организованная образовательная деятельность.

Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут, дать знания о достопримечательностях района

5 блок

«Осенняя ярмарка». Развлечение.

Цель: приобщать детей к народному творчеству

6 блок

«Вместе ярче». Творческий конкурс.

Цель: воспитывать устойчивую культуру бережливого отношения к природе, желание экономить и беречь все энергоресурсы планеты.

Октябрь

1 блок

«Как в Москве учились». Беседа.

Цель: продолжать знакомить  детей с традициями и культурой русского быта

2 блок

«Москва –столица России». Организованная образовательная деятельность.

Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей родины –Москве; желание узнавать больше об этом городе, его истории

З блок

«У Осени в гостях». Досуг.

Цель: уточнить знания детей о традициях празднования осени на Руси

4 блок

«За правое дело –сражайся смело».  Спортивные игры.

Цель: познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами из которых она сделана. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга)

5 блок

«Листопад» И. Бунин, «Скучная картина» А. Плещеев, «Осень наступила» А. Плещеев. Чтение художественной литературы.

Цель: учить детей воспринимать и понимать красоту осенней природы, отраженную в произведениях русских поэтов.

6 блок

«Знакомство с глобусом». Организованная образовательная деятельность.

Цель: расширять представления детей о земном шаре, познакомить с глобусом.

Ноябрь

1 блок

«В единстве наша сила». Тематическая беседа (4 ноября)

Цель: показать детям на исторических примерах, литературных образцах силу коллективизма

2 блок

«Природа нашего края». Организованная образовательная деятельность.

Цель: Формирование представления о взаимосвязях в природе

З блок

«Покров день» -14 ноября. Тематическая беседа.

Цель: продолжать знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; воспитывать интерес к духовному наследию русского народа

4 блок

«Великий русский полководец М. И. Кутузов». Беседа.

Цель: познакомить детей с биографией М. И. Кутузова. Дать представление о нем как о полководце, горячо любящим свой народ и свою Родину.

5 блок

Разучивание русских народных игр «Золотые ворота», «Горелки», «Салки»

Цель: сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания ребенка.

6 блок

 «Знакомство детей с картой России». Организованная образовательная деятельность.

Цель: знакомство детей с картой России; познакомить детей с географическим расположением нашей страны; познакомить с географическим расположением ХМАО -Югры.

Декабрь

1 блок

«Александр Невский – великий полководец». Организованная образовательная деятельность.

Цель: Познакомить детей с великим полководцем; рассказать о его роли в истории нашей Родины.

2 блок

«Улицы нашего поселка». Беседа.

Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать, что по названиям улиц можно многое узнать об истории поселка.

З блок

«Наша добрая матрешка». Организованная образовательная деятельность.

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России

4 блок

«День Героев Отечества». Беседа.

Цель: создать условия для формирования у детей чувства гордости за свою Родину, ее героических предков

5 блок

Выставка изделий русского народно-прикладного искусства

Цель: расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного творчества

6 блок

«Новый год шагает по планете». Виртуальная экскурсия.

Цель: познакомить детей с тем, как Новый год встречают в разных странах

Январь

1 блок

«Путешествие в прошлое книг». Беседа.

Цель: ознакомление с историей развития книги и письменности.

2 блок

«Заповедные места Югры». Виртуальная экскурсия.

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

З блок

«Забавы вокруг печки». Досуговая деятельность

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью  -главной частью избы

4 блок

«Много в армии профессий». Организованная образовательная деятельность. (рисование).

Цель: Способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии.

5 блок

«Знакомство с мансийским орнаментом». Творческое дело

Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси.

6 блок

«Давайте сохраним». Организованная образовательная деятельность. 

Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии, обитателях Земли; систематизировать знания детей об окружающем мире и правилах поведения в природе; развивать внимание, мышление и речь; прививать любовь к природе.

Февраль

1 блок

«Путешествие в мир бумаги». Организованная образовательная деятельность.

Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

2 блок

21 февраля Международный день родного языка

«Мы говорим на родном языке». Организованная образовательная деятельность.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание.

З блок

«Откуда хлеб пришел». Организованная образовательная деятельность.

Цель: познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину.

4 блок

«Защитники нашей страны» экскурсия к памятникам

Цель: Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки); воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей родины; воспитывать патриотические чувства к родине; обогащать словарный запас по данной теме.

5 блок

«Одежда народов ханты и манси». Творческое дело.

Цель: Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края. Воспитывать уважение, интерес к коренным народам.

6 блок

Беседа по сказкам А. С. Пушкина на тему «В каких сказках Пушкина упоминается о русских богатырях»

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героев сказок А. С. Пушкина

Март

1 блок

«Мы едины: Крым –Россия». Организованная образовательная деятельность.

Цель: формировать представления детей об историческом значении, оснований воссоединения России и Республики Крым.

2 блок

«Комнатные растения в русской горнице и в наше время» Организованная образовательная деятельность.

Цель: закрепить понятие о том, что человек- часть природы, уточнить знания о назначении комнатных растений на Руси

З блок

«Национальные костюмы: русский и хантыйский» творческое дело

Цель: познакомить с национальными костюмами разных народов; учить находить сходство и различие, делать не сложные выводы.

4 блок

Заучивание с детьми пословиц и поговорок о Родине, защитниках Отечества, дружбе и взаимопомощи.

5 блок

«Земля -наш общий дом». Беседа.

Цель: воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

6 блок

Всемирный день театра  

Сказка «Лесная история». Театрализованное представление.

Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Апрель

1 блок

Путешествие в государственный музей-заповедник Царицыно

2 блок

Виртуальная экскурсия в «Эрмитаж»

З блок

«Предметы, которые нас окружают»

Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны.

4 блок

«Наши защитники в мирные дни –полицейские и пожарные» Организованная образовательная деятельность.

Цель: воспитывать уважение к людям разных профессий

5 блок

Чтение произведений русского фольклора

6 блок

«Космические дали» Организованная образовательная деятельность.

Цель: Создание положительной мотивации на игровую деятельность и формирование познавательного интереса.

Май

1 блок

«Наш родной поселок» Организованная образовательная деятельность. Итоговое занятие

Цель: закрепить знания детей об истории родного поселка, его достопримечательностях

2 блок

«Путешествие в музей природы» Организованная образовательная деятельность.

 Цель: Расширять кругозор детей, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и бережное отношение к окружающему миру.

З блок

Знакомство с хантыйскими народными играми. Игровая программа

Цель: Познакомить детей с хантыйской куклой Акань и традиционными играми.

4 блок

«Этот День Победы...» досуг

Цель: Обеспечить активное участие в празднике.

5 блок

«Что мы знаем о Югре» Викторина

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о регионе в котором они живут.

6 блок

Виртуальная экскурсия в московский планетарий

II. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика – это основа для проведения педагогического мониторинга, который является обязательным условием развития образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг определяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы, являющаяся основой для прогнозирования ее развития. Проводится в ходе наблюдений за активной деятельностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для проведения мониторинга –карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную и групповую траектория развития детей группы в ходе: игровой деятельности, коммуникации со сверстниками и взрослыми и других видах детской деятельности.

2.1. Цель и задача: Выявить уровни педагогического воздействия, не ранжируя детей по их достижениям, а выявляя полноту и целесообразность использования педагогом образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.; задачей мониторинга является получение наиболее полной информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основе которых будут разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

2.2.Принципы педагогического мониторинга: последовательность и преемственность, доступность и прогностичность.

Основной метод мониторинга – включенное наблюдение, которое может дополняться изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и опросом родителей как экспертов в отношении особенностей их ребенка. Наблюдение осуществляется педагогом ежедневно, во всех образовательных ситуациях. Педагогическая диагностика проводится в начале и конце учебного года. На основе полученных результатов в начале учебного года проектируется образовательная деятельность с детьми, планируется индивидуальная работа. В конце учебного года проводится итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути их минимизации. Таким образом, определяется основа для конструктивной работы на следующий учебный год.

2.3. Процедура педагогической диагностики.

1.Педагоги, работающие в данной возрастной группе, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогического воздействия по направлениям реализации программы в отношении каждого ребенка и группы в целом.

2.Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, низкого.

3.Разработка рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.


2.4. Карта оценки эффективности педагогического воздействия

Патриотическое воспитание

Воспитатели_____________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:

Начало учебного года_____________________________

Конец учебного года______________________________

№ п/п

Ф.И. ребенка

Направления реализации программы

Знает и называет домашний адрес.

Знает место работы родителе, называет значимость их труда.

Называет поселок, район, округ в котором живет; может показать на карте.

Знает и

называет дост-ности

своего

поселка, района, округа.

Знает и

называет

свою нацию,

культуру, традиции. Гордится

своим народом,

его достижениями.

Знает столицу нашей Родины  -Москву, Называет символику нашей страны.

Знает другие национальности, их культуру, традиции; называет

5-6 народов живущих на земле.

Знает и называет природу России: ее флору и фауну.

Знает, о планете Земля, как общем доме людей.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Библиография

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.

3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кандрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (Вместе с детьми).

4. Камратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с. – (Растим патриотов России).

5. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. (Растим патриотов России).

6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград : Учитель,2007.-203 с

7. Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е. В. Михеева. –Волгоград : Учитель, 2014. – 223 с.

8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кандрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы тема:"Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной"

Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной...

Кружковая работа по патриотическому воспитанию " С Чего начинается Родина"

Пояснительная  запискаДетство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настояще...

Кружковая работа. Нравственно -патриотическое воспитание на тему "Хлеб всему голова"

Рассказ о том, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт....

Рабочая программа кружковой работы по патриотическому воспитанию в средней группе «Вишенки» «Краевичок»

В данной рабочей программе представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы. Занятия кружка направлены на формирование у детей средней группы целостных представлений об окружа...

Опыт работы в рамках проекта "Широка страна моя родная"

В данном опыте представлен материал по реализации с детьми старшего дошкольного возраста проекта "Широка страна моя родная". В ходе проекта дети путешествовали по Россиии, знакомились с угол...

Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"

Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"...

Квест - игра в старшей группе по нравственно– патриотическому воспитанию : «Широка страна моя родная».

Квест - игра в  по нравственно– патриотическому воспитанию : «Широка страна моя родная»....