Программа кружковой работы по патриотическому воспитанию «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…»
методическая разработка (старшая группа)
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_v_starshey_gruppe.docx | 62.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского союза Николая Ивановича Сирина»
«ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…»
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Разработчик:
Поварницына С. А., воспитатель
с.п. Сергино, Октябрьский район
2024 г.
Содержание
№ | Наименование разделов | Стр. |
I | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Актуальность Программы | 4 |
1.2. | Цель и задачи Программы | 5 |
1.3. | Принципы | 7 |
1.4. | Формы и методы организации работы | 7 |
1.5. | Средства реализации | 8 |
1.6. | Проектирование воспитательно-образовательной деятельности по Программе | 8 |
1.7. | Предполагаемый результат | 9 |
1.8. | Содержание образовательной деятельности по Программе | 9 |
1.9. | Комплексно – тематическое планирование | 10 |
II | Педагогическая диагностика | 18 |
2.1. | Цель и задачи | 19 |
2.2. | Принципы | 19 |
2.3. | Процедура педагогической диагностики | 19 |
2.4. | Карта оценки эффективности педагогического воздействия | 21 |
Библиография | 22 |
I. Пояснительная записка
При разработке данной Программы были изучены следующие нормативные документы:
1.Конституция Российской Федерации (высший нормативный акт РФ 1993г.) Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,…, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,…, должны воспитывать настоящих патриотов своей Родины.
2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273. Статья 64. Дошкольное образование. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493. Программа определяет основные пути развития патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
4.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Регламентирует базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне.
5.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»
6.Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне» Призывает хранить и беречь память о защитниках Родины, заботиться об участниках и жертвах войны, показывает необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира
7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (П.1.4) определяет одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
1.1. Актуальность Программы
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; С.Н. Николаева в своих исследованиях рассматривает патриотическое воспитание в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие обращают внимание на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова считают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России во всей ее многогранности.
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
1.2. Цели и задачи.
Патриотическое воспитание в дошкольном образовании проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком. Патриотическое воспитание дошкольников по Федеральным государственным образовательным стандартам подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Задачи в соответствии с Федеральной образовательной программой: приобщение детей ( в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
Программные задачи формирования основ гражданственности и патриотизма дошкольников 5-6 лет: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, малой родине; знакомство детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, любви и уважения к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию; развитие патриотических чувства, уважения и гордости за поступки Героев Отечества; поддержка детской любознательности по отношению к родному краю, эмоционального отклика на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развивать интерес к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство с официальными и неофициальными государственными символами России; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
1.3. Принципы
В основу Программы положены следующие принципы:
-научной обоснованности и практической применимости.
-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
-интеграция образовательных областей
-комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
-наглядность.
-учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, характеризующих любовь к семье, малой родине.
-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
1.4.Формы и методы организации работы.
Программа по патриотическому воспитанию в старшей группе подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении.
В рамках федеральных государственных образовательных стандартов у детей старшего дошкольного возраста направление патриотическое воспитание входит во все образовательные области с применением следующих форм: тематические занятия, целевые прогулки, экскурсии и наблюдения, творческая, продуктивная, игровая деятельность.
Патриотическое воспитание дошкольников определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в группе, игра, изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация), конструирование, прослушивание музыкальных произведений, театрализованное представление, прогулки-экскурсии, рассказ, викторина, спортивные соревнования, тематические беседы, творческое дело, выставка, чтение литературных произведений.
1.5. Средства реализации Программы
Классификация средств реализации Программы по патриотическому воспитанию старших дошкольников: художественные средства -способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений, художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств; знакомство с природой родного края - вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи; собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) - каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики патриотического поведения; общение -оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.; атмосфера, в которой живет ребенок - окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
1.6. Проектирование воспитательно - образовательной деятельности по Программе
Организованная образовательная деятельность в рамках Программы с дошкольниками 5-6 лет проводится 2 раз в месяц, продолжительностью 20-25 минут во второй половине дня, в середине занятия проводится физкультминутка. Основная работа проводится вне организованной образовательной деятельности. При реализации Программы используются следующие образовательные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, визуальные, проектные. В основу организации образовательного процесса определён блочно -тематический принцип.
1.7. Предполагаемый результат.
Дети должны знать и называть:
-домашний адрес;
-место работы родителей, значимость их труда;
-место проживания: поселок, район, округ; достопримечательности, находить место на карте;
-свою нацию, культуру, традиции, должны гордится своим народом, его достижениями;
-знать столицу нашей Родины –Москву, ее историю, достопримечательности, показывать на карте. Знать символику России;
-называть представителей других национальностей, уважать их культуру и традиции;
-природу России: ее флору и фауну;
-знать, что являются жителями планеты земля; знать и называть 5-6 народов, живущих на земле.
1.8. Содержание образовательной деятельности по Программе.
Воспитывать любовь и уважение к нашей Родине – России. Формировать у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащать представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивать интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают). Уделять особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащать представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомить детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в поселке, посвященными празднику. Воспитывать уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомить детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывать позитивный отклик и чувство гордости. Обогащать представления детей о Малой Родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомить со смыслом некоторых символов и памятников поселка, развивать умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживать проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами людей, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).
1.9. Комплексно-тематическое планирование
№п/п | Блок | Задачи |
1. | Путешествие в историю | Дать представление о том, как начиналось Русское государство. Вызвать интерес к жизни наших земляков. |
2. | «Это все мое родное…» | Дать представления о размерах нашей страны, округа, района, поселка; природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края. |
3. | Быт и традиции | Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью. Знакомить с бытом народов ханты и манси. Дать представления о продуктах питания. Вызвать интерес к русским и национальным традициям, обычаям, укладу жизни разных народов. Дать представления о народных праздниках. |
4. | Этих дней не смолкнет слава | Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных Сил как долге перед Отечеством. |
5. | Моя страна в произведениях устного народного творчества, писателей, поэтов, художников | Знакомство с русской и национальной культурой, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, русскими и национальными народными играми, произведениями художественного творчества, авторскими произведениями (стихи, рассказы, сказки). |
6. | Планета на которой мы живем | Дать детям знания о планете Земля, подвести к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету. |
Содержание
Сентябрь
1 блок | «Наши предки –славяне». Беседа Цель: расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. |
2 блок | «Наш поселок» (Беседа на прогулке) Цель: Расширять и уточнять знания о родном поселке, закреплять умения, узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспитывать интерес к жизни поселка |
З блок | «В гости к бабушке Арине». Организованная образовательная деятельность. Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой, с тем как ее строили; вызвать интерес к русским традициям. Познакомить с жилищем коренных народов севера –юрта, чум, с тем почему люди живут в таких жилищах; воспитывать доброту к окружающему миру. |
4 блок | «Наш славный район». Организованная образовательная деятельность. Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут, дать знания о достопримечательностях района |
5 блок | «Осенняя ярмарка». Развлечение. Цель: приобщать детей к народному творчеству |
6 блок | «Вместе ярче». Творческий конкурс. Цель: воспитывать устойчивую культуру бережливого отношения к природе, желание экономить и беречь все энергоресурсы планеты. |
Октябрь
1 блок | «Как в Москве учились». Беседа. Цель: продолжать знакомить детей с традициями и культурой русского быта |
2 блок | «Москва –столица России». Организованная образовательная деятельность. Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей родины –Москве; желание узнавать больше об этом городе, его истории |
З блок | «У Осени в гостях». Досуг. Цель: уточнить знания детей о традициях празднования осени на Руси |
4 блок | «За правое дело –сражайся смело». Спортивные игры. Цель: познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами из которых она сделана. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга) |
5 блок | «Листопад» И. Бунин, «Скучная картина» А. Плещеев, «Осень наступила» А. Плещеев. Чтение художественной литературы. Цель: учить детей воспринимать и понимать красоту осенней природы, отраженную в произведениях русских поэтов. |
6 блок | «Знакомство с глобусом». Организованная образовательная деятельность. Цель: расширять представления детей о земном шаре, познакомить с глобусом. |
Ноябрь
1 блок | «В единстве наша сила». Тематическая беседа (4 ноября) Цель: показать детям на исторических примерах, литературных образцах силу коллективизма |
2 блок | «Природа нашего края». Организованная образовательная деятельность. Цель: Формирование представления о взаимосвязях в природе |
З блок | «Покров день» -14 ноября. Тематическая беседа. Цель: продолжать знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; воспитывать интерес к духовному наследию русского народа |
4 блок | «Великий русский полководец М. И. Кутузов». Беседа. Цель: познакомить детей с биографией М. И. Кутузова. Дать представление о нем как о полководце, горячо любящим свой народ и свою Родину. |
5 блок | Разучивание русских народных игр «Золотые ворота», «Горелки», «Салки» Цель: сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания ребенка. |
6 блок | «Знакомство детей с картой России». Организованная образовательная деятельность. Цель: знакомство детей с картой России; познакомить детей с географическим расположением нашей страны; познакомить с географическим расположением ХМАО -Югры. |
Декабрь
1 блок | «Александр Невский – великий полководец». Организованная образовательная деятельность. Цель: Познакомить детей с великим полководцем; рассказать о его роли в истории нашей Родины. |
2 блок | «Улицы нашего поселка». Беседа. Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать, что по названиям улиц можно многое узнать об истории поселка. |
З блок | «Наша добрая матрешка». Организованная образовательная деятельность. Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России |
4 блок | «День Героев Отечества». Беседа. Цель: создать условия для формирования у детей чувства гордости за свою Родину, ее героических предков |
5 блок | Выставка изделий русского народно-прикладного искусства Цель: расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного творчества |
6 блок | «Новый год шагает по планете». Виртуальная экскурсия. Цель: познакомить детей с тем, как Новый год встречают в разных странах |
Январь
1 блок | «Путешествие в прошлое книг». Беседа. Цель: ознакомление с историей развития книги и письменности. |
2 блок | «Заповедные места Югры». Виртуальная экскурсия. Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе. |
З блок | «Забавы вокруг печки». Досуговая деятельность Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью -главной частью избы |
4 блок | «Много в армии профессий». Организованная образовательная деятельность. (рисование). Цель: Способствовать умению детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать у детей интерес и уважение к Российской армии. |
5 блок | «Знакомство с мансийским орнаментом». Творческое дело Цель: Продолжать знакомить детей с национальной культурой и творчеством коренных жителей края - ханты и манси. |
6 блок | «Давайте сохраним». Организованная образовательная деятельность. Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии, обитателях Земли; систематизировать знания детей об окружающем мире и правилах поведения в природе; развивать внимание, мышление и речь; прививать любовь к природе. |
Февраль
1 блок | «Путешествие в мир бумаги». Организованная образовательная деятельность. Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении. |
2 блок | 21 февраля Международный день родного языка «Мы говорим на родном языке». Организованная образовательная деятельность. Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание. |
З блок | «Откуда хлеб пришел». Организованная образовательная деятельность. Цель: познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину. |
4 блок | «Защитники нашей страны» экскурсия к памятникам Цель: Формировать представления о родах войск (летчики, танкисты, моряки); воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей родины; воспитывать патриотические чувства к родине; обогащать словарный запас по данной теме. |
5 блок | «Одежда народов ханты и манси». Творческое дело. Цель: Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края. Воспитывать уважение, интерес к коренным народам. |
6 блок | Беседа по сказкам А. С. Пушкина на тему «В каких сказках Пушкина упоминается о русских богатырях» Цель: воспитание патриотических чувств на примере героев сказок А. С. Пушкина |
Март
1 блок | «Мы едины: Крым –Россия». Организованная образовательная деятельность. Цель: формировать представления детей об историческом значении, оснований воссоединения России и Республики Крым. |
2 блок | «Комнатные растения в русской горнице и в наше время» Организованная образовательная деятельность. Цель: закрепить понятие о том, что человек- часть природы, уточнить знания о назначении комнатных растений на Руси |
З блок | «Национальные костюмы: русский и хантыйский» творческое дело Цель: познакомить с национальными костюмами разных народов; учить находить сходство и различие, делать не сложные выводы. |
4 блок | Заучивание с детьми пословиц и поговорок о Родине, защитниках Отечества, дружбе и взаимопомощи. |
5 блок | «Земля -наш общий дом». Беседа. Цель: воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. |
6 блок | Всемирный день театра Сказка «Лесная история». Театрализованное представление. Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. |
Апрель
1 блок | Путешествие в государственный музей-заповедник Царицыно |
2 блок | Виртуальная экскурсия в «Эрмитаж» |
З блок | «Предметы, которые нас окружают» Цель: закрепить знания детей о назначении предметов, о названии материалов, из которых они сделаны. |
4 блок | «Наши защитники в мирные дни –полицейские и пожарные» Организованная образовательная деятельность. Цель: воспитывать уважение к людям разных профессий |
5 блок | Чтение произведений русского фольклора |
6 блок | «Космические дали» Организованная образовательная деятельность. Цель: Создание положительной мотивации на игровую деятельность и формирование познавательного интереса. |
Май
1 блок | «Наш родной поселок» Организованная образовательная деятельность. Итоговое занятие Цель: закрепить знания детей об истории родного поселка, его достопримечательностях |
2 блок | «Путешествие в музей природы» Организованная образовательная деятельность. Цель: Расширять кругозор детей, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и бережное отношение к окружающему миру. |
З блок | Знакомство с хантыйскими народными играми. Игровая программа Цель: Познакомить детей с хантыйской куклой Акань и традиционными играми. |
4 блок | «Этот День Победы...» досуг Цель: Обеспечить активное участие в празднике. |
5 блок | «Что мы знаем о Югре» Викторина Цель: обобщить и систематизировать знания детей о регионе в котором они живут. |
6 блок | Виртуальная экскурсия в московский планетарий |
II. Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика – это основа для проведения педагогического мониторинга, который является обязательным условием развития образовательной деятельности.
Педагогический мониторинг определяется как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности образовательной системы, являющаяся основой для прогнозирования ее развития. Проводится в ходе наблюдений за активной деятельностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для проведения мониторинга –карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную и групповую траектория развития детей группы в ходе: игровой деятельности, коммуникации со сверстниками и взрослыми и других видах детской деятельности.
2.1. Цель и задача: Выявить уровни педагогического воздействия, не ранжируя детей по их достижениям, а выявляя полноту и целесообразность использования педагогом образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.; задачей мониторинга является получение наиболее полной информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основе которых будут разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
2.2.Принципы педагогического мониторинга: последовательность и преемственность, доступность и прогностичность.
Основной метод мониторинга – включенное наблюдение, которое может дополняться изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и опросом родителей как экспертов в отношении особенностей их ребенка. Наблюдение осуществляется педагогом ежедневно, во всех образовательных ситуациях. Педагогическая диагностика проводится в начале и конце учебного года. На основе полученных результатов в начале учебного года проектируется образовательная деятельность с детьми, планируется индивидуальная работа. В конце учебного года проводится итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути их минимизации. Таким образом, определяется основа для конструктивной работы на следующий учебный год.
2.3. Процедура педагогической диагностики.
1.Педагоги, работающие в данной возрастной группе, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогического воздействия по направлениям реализации программы в отношении каждого ребенка и группы в целом.
2.Уровни определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями уровней: высокого, среднего, низкого.
3.Разработка рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности в направлении ее индивидуализации как с конкретными детьми, так и с группой детей.
2.4. Карта оценки эффективности педагогического воздействия
Патриотическое воспитание
Воспитатели_____________________________________________________________________________________________
Дата заполнения:
Начало учебного года_____________________________
Конец учебного года______________________________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Направления реализации программы | |||||||||||||||||
Знает и называет домашний адрес. | Знает место работы родителе, называет значимость их труда. | Называет поселок, район, округ в котором живет; может показать на карте. | Знает и называет дост-ности своего поселка, района, округа. | Знает и называет свою нацию, культуру, традиции. Гордится своим народом, его достижениями. | Знает столицу нашей Родины -Москву, Называет символику нашей страны. | Знает другие национальности, их культуру, традиции; называет 5-6 народов живущих на земле. | Знает и называет природу России: ее флору и фауну. | Знает, о планете Земля, как общем доме людей. | |||||||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Библиография
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.
3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кандрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. (Вместе с детьми).
4. Камратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224 с. – (Растим патриотов России).
5. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. (Растим патриотов России).
6. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработка тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград : Учитель,2007.-203 с
7. Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е. В. Михеева. –Волгоград : Учитель, 2014. – 223 с.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кандрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы тема:"Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной"
Создание системы работы по патриотическому воспитанию через ознакомление с родной страной...
Кружковая работа по патриотическому воспитанию " С Чего начинается Родина"
Пояснительная запискаДетство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настояще...
Рабочая программа кружковой работы по патриотическому воспитанию в средней группе «Вишенки» «Краевичок»
В данной рабочей программе представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы. Занятия кружка направлены на формирование у детей средней группы целостных представлений об окружа...
Опыт работы в рамках проекта "Широка страна моя родная"
В данном опыте представлен материал по реализации с детьми старшего дошкольного возраста проекта "Широка страна моя родная". В ходе проекта дети путешествовали по Россиии, знакомились с угол...
Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"
Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"...
Квест - игра в старшей группе по нравственно– патриотическому воспитанию : «Широка страна моя родная».
Квест - игра в по нравственно– патриотическому воспитанию : «Широка страна моя родная»....
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Маленький патриот" 2024-2025 уч. год
Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!Жители России всегда ...