Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Программа кружковой работы по выразительному чтению в младшей группе "Родничок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshk_o_poezii.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №15» с.Кабанск
Республика Бурятия
Принято «Утверждаю»
Советом педагогов Заведующая
Протокол №_____ Запыкина С.С..
От «__»_____2023г. «___»____2023г.
Рабочая программа
по дополнительному образованию
Кружок по выразительному чтению «Родничок»
Воспитатель первой категории
Демидкина Г.М.
Все, что может трогать
сердце, наполнять и возвышать
душу, есть поэзия.
Н.А.Бестужев.
Детский сад представляет собой фундамент, на котором базируется обучение в школе. Именно в детском саду закладываются основы нравственности, духовного развития личности, мировосприятия, развития речи.
Главная идея обучения и развития, которая закладывается на современном этапе – это всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
Знакомство с поэзией доставит малышу радость от общения со словом и убеждает нас , взрослых, в том, что поэзия для самых маленьких – это особая область детского чтения,. Которая требует внимания и уважения, и грамотного подбора стихов.
Казалось бы, глубинные переживания детства во все времена и у всех похожи. Но поэт чувствует по – другому и насыщает стихи сущностными приметами времени. Педагогу необходимо знакомить детей с современным классическим творчеством, а также с поэзией родного края, в частности, с творчеством Дружининой Т. В., В. Лунина, Л. Липатова, Цыденжап Жамбиева, А. Коренева, В. Петонова, Д.Хилтухина и т.д. Это поможет привить детям интерес к родному краю, расскажет, чем щедра и богата бурятская земля, как гостеприимен наш народ. Творчество этих поэтов говорит о существовании культурных отношений с миром. В стихах поэтов Бурятии такая музыка, такая гармония, чистота и классическая ясность. Стихи оказывают огромное влияние на детей, на их детский ум и сердце непосредственно, влияют на формирование нравственного облика; умение различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно, и воздерживаться от того, что не дозволено, уважать старших, доброжелательно относиться к сверстникам, помогать каждому, кто нуждается, быть правдивым и скромным.
Чтобы донести все это до маленького читателя, необходимо вести кружковую работу, где знакомство с поэтом, репертуар идет от желания детей, их настроения. Кружковая работа имеет свою специфику. Кроме запланированного материала, в основной части используются:
*) речевые разминки,
*) пятиминутки речевой гимнастики;
*) упражнения на технику речи (для развития силы голоса, тембра, высоты голоса);
*) синтаксические упражнения (чистоговорки, скороговорки);
*) упражнения по словарной работе.
Эти речевые разминки проводятся легко, живо, на интересном дидактическом материале.
Занятия по ознакомлению с поэзией требуют особого оснащения. Обязательны дидактические, методические пособия , в том числе мнемоквадраты, ( объем 1-2 строфы), мнемодорожки (2-3 строфы), мнемотаблицы, игровые ситуации с введением литературных персонажей.
Важно каждое занятие организовать по – разному: в уютной групповой комнате, где дети удобно устроены на фоне классической музыки, или на фоне природы, где дети будут видеть все, что отражается в изучаемом произведении; необходимо использовать интернет- ресурсы, картины местных художников ( Д – Н. Дугаров, В.В.Инкижинов, А.В.Казанский, Г.Купцов) и познается все в сравнении.
Кроме этого, воспитатель несет хорошую детскую книгу в семьи своих воспитанников, расширяет кругозор родителей знаниями о великих поэтах и современном поэтическом творчестве через все формы работы. Родители должны знать, что дошкольный возраст – сензитивный период детского словотворчества. И, начиная курс « Поэзия для дошкольников» с младшего возраста, надо стремиться использовать этот благоприятный возраст, когда дети легко впитывают образцы речи; как правило, эмоциональны, любят воспроизводить стихи. В процессе заучивания развивается память, воображение.
Таким образом, использование в работе с детьми произведений поэзии способствует:
- приобщению ребенка к основам искусства поэзии;
- воспитанию культуры речи;
- расширению поэтического репертуара за счет изучения современного классического творчества и поэзии родного края;
- нравственному, духовному, эмоционально – эстетическому обогащению.
Содержание программы.
Реализация поставленной задачи возможно лишь при условии организации личностно – ориентированной модели взаимодействия воспитателя с детьми. Материал для курса «Поэзия для дошкольников» подобран на основе объема знаний, полученных на занятиях. Поэтому в процессе кружковой работы дети расширяют, пополняют, развивают свои способности, обретают возможность свободно войти в языковое пространство произведения искусства, личностно воспринимать материал искусства. Развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи (тон, тембр голоса, интонация) способствуют четкой дикции. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь.
Итак, в младшем дошкольном возрасте педагог знакомит детей с малыми фольклорными формами ( русские народные песенки, потешки, прибаутки). Дополнительно вводится изучение стихов поэтов современности и поэтов родного края.
Логоритм проведения занятий:1 занятие- ознакомление со стихотворением, 2 занятие-закрепление материала, работа над художественной выразительностью речи, 3занятие- ознакомление с новым стихотворением, 4 занятие-закрепление материала, работа над художественной выразительностью речи В конце квартала проводится праздник книги вручением подарка- книги. В его программу входят чтение детьми стихов, потешек, народные игры, используются атрибуты и русские народные мелодии.
Цель данной программы:
Формировать интерес к заучиванию и воспроизведению стихов с использованием средств художественной выразительности.
Задачи курса « Поэзия для дошкольников»:
* Обогатить эмоциональную жизнь ребенка путем ознакомления с поэзией.
* Воспитать художественный вкус детей, поэтический и музыкальный слух.
* Научить детей умелому использованию в чтении приемов художественной выразительности ( интонация, ударение, паузы, темп речи и др.)
Сроки изучения курса : младший возраст в течение2023-24уч. года
Расписание: 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты:
- Овладения детьми навыков художественного чтения (интонационная выразительность, поэтический слух, темп и др.)
- Положительный эмоциональный отклик на поэтические произведения
- Воспитание эстетически грамотной личности, умеющей ценить прекрасное.
Младший возраст
Содержание | Цель | Формы, средства, методы и приемы педагога. |
Знакомство с русской народной потешкой « Заинька, походи…» Разучивание стихотворения Е.А.Алябьева «В лес за грибами». Потешка « Котя, котенька, коток…» Заучивание стихотворения «Дашины вопросы» Русская народная потешка «Анютины глазки купили салазки». « В гостях у заюшки». Данри Хилтухин « Вороне что…» . Хилтухин «Мороз». Алябьева Е.А. «Хочу конфет» Стих. «Мороз» Е. Благининой. Д.Хилтухин « Снежный пирожок». Праздник книги «Зимняя сказка». Знакомство, заучивание стихотворения «Мама» Русская народная потешка « Ласточка, ласточка». Утренник «Мамин день 8 Марта»
Данри Хилтухин « Как меня зовут?» ( стихотворение – загадка). Русская народная потешка « Солнышко – колоколнышко». Стих-е «Воздушный Барабанчик» Д. Хилтухин. В. Берестов « Май». « Иди, Весна, иди, красна». | Сентябрь. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить воспроизводить движения по ходу по- тешки. Доставить детям удовольствие от встречи с потешкой. Познакомить детей с данным стихотворением, донести до детей ритмичность стиха, развивать интонационную выразительность речи.
Октябрь Продолжать знакомство с устным народным творче-ством, постараться, чтобы дети запомнили слова родной речи, их мелодику, воспитывать поэтический слух. Познакомить детей со стихом из раздела «Мои мысли вслух», отражающее желание детей познать окружающий мир
Ноябрь. Познакомить детей с новой потешкой. Учить воспроизводить текст выразительно, в нужном темпе, воспитывать интерес к устному народному творчеству. Закрепить пройденный материал по изучению произведений устного народного творчества, доставить детям удовольствие от встречи с героями потешек, воспитывать доброжелательность, общительность.
Декабрь. Продолжать знакомить детей с поэзией родного края, отражающей природу. Дать детям представление о птицах (ворона,воробей).Продолжать воспитывать чувство ритма, интерес к поэзии.
Доставить детям удовольствие от встречи с новым произведением Д. Хилтухина, показать, как поэт отражает в стихах характерные особенности зимы. Закрепить названия предметов зимней одежды.
Январь. Познакомить детей с творчеством современной поэтессы, привлечь внимание родителей к проблемам и переживаниям своего ребенка . Развивать интонационную выразительность, громкость, темп. Продолжать знакомить детей с творчеством Е. Благининой. Сравнить со стих. Д.Хилтухина. Воспитывать интерес к поэзии.
Февраль.
Продолжать знакомить с творчеством поэта Бурятии Д. Хилтухина. Донести до детей ритм, мелодику стиха, вызвать у детей желание выучить стих. наизусть. Доставить детям удовольствие от встречи со знакомыми стихами, закрепить представление о характерных особенностях зимы в Бурятии, их отражении в стихах.
Март. Познакомить со стихотворением поэтессы современности, воспитывать любовь и уважение к маме Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, донести до детей богатство интонаций, развивать чувство ритма. Рассказывание стихов на утреннике о маме, о весне
Апрель. Продолжать знакомство с поэтом Бурятии Д. Хилту-хиным, показать детям, как умело и доступно поэт рассказывает о первом цветке – подснежнике. Вызвать желание разучить стихотворение – загадку.
Познакомить детей с новой потешкой, отражающей языковое богатство русского народа. Вызвать желание выучить потешку наизусть. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Май. Продолжать знакомить с природой родного края через поэтическое слово Д. Хилтухина ( весенние цветы – жарки, одуванчик, ромашки).Выучить стих. по желанию. Продолжать знакомить с творчеством В. Берестова, донести до детей красоту стиха, дать представление о весне через поэтическое слово. Создать у детей весеннее радостное настроение, используя произведения В. Берестова о весне, потешки. Воспитывать у детей общительность, доставить детям удовольствие. | Заучивание текста потешки, закрепление потешки в ходе хороводной игры с использованием музыкального сопровождения. Предварительная беседа об осени с показом иллюстраций. Использование классической музыки из серии «Времена года» П. Чайковского « Осень». Использование иллюстрации по потешке, мнемоквадрат. Прохлопывание ритма потешки. Использование приема «рисование стиха» в процессе заучивания Беседа о приближении нового времени года – зимы, с зимними забавами; с последующим знакомством с потешками .и Словарная работа (салазки).Показ иллюстраций.
Фольклорный праздник с использованием русских народных потешек, русских народных мелодий, игра «Заинька, походи». Беседа о птицах Бурятии, которых непосредственно могут наблюдать дети. Использование аудиозаписи « Голоса леса», иллюстрации. Беседа о зиме с показом картины местного художника. Мнемодорожка. Словарная работа (рукавицы, унты, студит). Использование приема прорисовывания стиха, упражнение на развитие силы голоса Заключительная беседа о зиме, .Рассматривание картины местного художника. Прослушивание аудиозаписи. «Метель». Имитация движений по содержанию стихотворения. В программе: -песни, -стихи, -выставка картин о зиме или рисунков старших дошкольников. Использование музыки бурятских композиторов. Прохлопывание ритма стиха,работа над интонацией, силой голоса (образец чтения воспитателем), мнемотаблица Небольшая беседа о весне, использование иллюстраций. Чтение потешки по ролям, сначала с воспитателем, затем в исполнении детей. Помочь детям рассказывать стих при большой аудитории, преодолеть робость, использовать прием поощрения Рассматривание альбома « Цветы Бурятии». Рассматривание подснежника. Беседа о весне родного края, ее характерных особенностях. Слайды о весне. Предварительная работа: рисование на тему « Одуванчики». Рассматривание одуванчиков на прогулке. Прохлопывание ритма ладошками. Слушание музыки П. И. Чайковского « Времена года» « Весна». Заключительная беседа о весне. Слушание классической музыки. Рассматривание иллюстраций о весне. Работа над интонационной выразительностью. Использование русских народных мелодий. Стихи, потешки, хороводные игры. Песни о весне. |
Литература:
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина, М., «Просвещение», 1979г.
- Компанцева Л. З. Поэтический образ природы в детском рисунке.
- Боголюбская М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.
- Панков В. И. Ваши помощники книги.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей.
- Гриценко З., Жукова И. Пришли мне чтения доброго. Ж-л
« Дошкольное воспитание», № 5 – 2002г., с. 97.
- Муравьева О., Михайлова М. О пользе «материнской поэзии», ж-л «Дошкольное воспитание»,№ 3 – 1998г.,с.99.
- Алябьева Е. А. «Читаем детям»,Творческий центр, Москва 2009
- Интернет- ресурсы
уровень техники речи детей
Ф и о | Речев дыха-ние | Работа над голо-сом | Дик-ция | Темп | Мело-дия | Ритм | Инто-нация | Ударе-ние | Тембр | Жела-ние заучи-вать | Чет-кос-ть | Па-мять | Внятно-сть |
|
Список детей поэтического кружка «Родничок»:
1. Болотова Даша
2. Власов Паша
3.Ишкирейкин Родион
3. Хабалова Ксения
5. Амин София
6. Скатова Соня
7. Хлыстова София
8. Хамолина Яна
9. Иванов Мирон
10. Зыков Евсей
Расписание:
4 занятия в месяц (по четвергам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа кружковой работы по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста «Пластилиновое чудо»
Для детей от 2 до 4 лет....
программа кружковой работы по обучению чтению "Почитай-ка"
Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №28» разработанной на основе приме...
Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.
Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....
ПРОГРАММА Кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Детский сад «Чебурашка» 2 корпус
Пояснительная запискаРаньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной...
Программа кружковой работы по ИЗО деятельности в младшей группе
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование дает возможность выявить и развить творческие способности детей...
Программа кружковой работы по развитию речевых способностей младших дошкольников «Говорушка»
Программа кружковойработы на 1 год с младшими дошкольниками по развитию речевых способностей...
Программа кружковой работы по выразительному чтению "Родничок"
Программа кружковой работы в средней группе "Родничок" по выразительному чтению...