ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Маленький патриот" 2024-2025 уч. год
рабочая программа (младшая группа)

Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!

Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhyok_mal._patriot_2-ya_ml._24-25.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Добрыня»

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Маленький патриот".

воспитатель второй младшей группы

Черноводская Нелли Владимировна,

2024-2025г.

Пояснительная записка

Я узнал, что у меня есть огромная семья:

И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое - это все мое, родное!

Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»

(В. Орлов)

Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!

Жители России всегда относились к нашей стране с любовью, с гордостью за свою Родину, жертвенным отношением к ней! Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последнее время произошли многие изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Актуальность

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель программы:

1. Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи программы:

1. Приобщать детей к культуре русского народа.

2.  Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу.

3.  Развивать творческие и познавательные способности детей.

4. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

5.  Воспитывать уважение к труду взрослых.

6.  Расширять знание и представление о красоте родного края, родной природы.

7.  Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Срок реализации:

Кружковая программа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми второй младшей группы составляет 15 минут.

Формы проведения кружка:

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- заочные путешествия,

- развлечения,

- исследовательская деятельность.

Ожидаемые результаты:

- Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.

- Расширятся знания и представления детей о родном крае.

- Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.

- У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, свою малую Родину.

- Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.

- Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.

Тематическое планирование.

п/п

Тема. Задача.

Форма проведения

1.

Мониторинг

2

Тема: «Мама, папа, я – дружная семья!». Задачи: учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослых и детей в семье; вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья.

НОД

2.

Тема: «Гуси-лебеди». Задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своим братьям и сёстрам; вызывать у детей интерес к сказкам, желание слушать и запоминать содержание сказок.

Чтение сказки

3.

Тема: «Я и моя мама. Задачи: развивать у детей доброе отношение к своей маме; вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.

Чтение стихотворения «Мамочка моя».

4.

Тема: «Домашние обязанности». Задачи: дать представление о семейных обязанностях; воспитывать любовь к труду, желание помогать родителям.

Рассматривание альбома

5.

 «Бабушка и дедушка приехали!» Задачи: учить детей проявлять заботу о своих бабушках и дедушках, относиться к ним с нежностью и любовью; воспитывать культуру поведения.

Сюжетно-ролевая игра

6.

Тема: «Испекла бабушка – оладушки». Задача: учить преобразовывать круглую форму шара в диск, расплющивая шар пальчиками.

Лепка

7.

Тема «Домашние животные у нас дома»

 Задачи: продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие и домашние); закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие; познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными.

Беседа

8.

Тема: «Репка»

Задачи: развивать разговорную речь детей, действовать согласно взятым на себя ролям.

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки

9.

Тема «Дом, в котором я живу!»

Задачи: воспитывать гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому, формировать этические представления.

Нод

10.

 Тема: «Строим, строим дом, вырос дом, огромный дом»

Цель: продолжать развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к дому; учить подбирать цвет бумаги в соответствии с колоритом; учить создавать аппликации домов.

Аппликация

11.

Тема:«Мой дом» Задачи: формировать эмоционально насыщенный образ родного дома, продолжать учить названия мебели, комнат.

Рассматривание иллюстраций

12.

Тема: «Мы построим новый дом»

Задачи: развивать у детей фантазию, желание создавать постройки; работать дружно и слажено.

Конструирование

13.

Тема «Улица, на которой я живу» Задачи: знакомить с понятием «улица», «адрес»; способствовать запоминанию своего адреса; воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить её.

Экскурсия

14.

Тема:«Теремок» Задача: продолжать учить детей внимательно слушать рассказ, беседовать по прочитанному.

Чтение сказки

15.

Тема: «Теремок» Задачи: способствовать развитию речевому, интеллектуальному и социальному; развивать воображение детей.

Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки.

16.

Тема:«Украсим дом к Новому году»

Цель: вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим новогодним праздником.

Рисование

17.

Тема «Что такое детский сад?» Задачи: воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности.

Беседа

18.

Тема: Экскурсия по детскому саду (беседы с сотрудниками детского сада, осмотр помещений детского сада)

Задачи: закреплять навыки знакомства с людьми; учить детей обращаться к людям на «ты» и на «Вы»; воспитывать у детей самостоятельность, решительность в общении со взрослыми людьми.

Экскурсия

19.

Тема: «В детском саду» Задачи: развивать чувства коллективизма, учить играть, дружно, не ссорясь.

Сюжетно-ролевая игра

20.

Тема «Моя любимая игрушка»

Задачи: познакомить с обобщенным словом «игрушки»; учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками; учить составлять рассказ описания своей любимой игрушки.

21.

Тема «Хорошо у нас в саду». Задачи: продолжать учить детей делиться своими мыслями, составлять рассказ, развивать мышление, речь детей.

Индивидуальная работа.

22.

Тема: "Труд помощника воспитателя". Цель: познакомить детей с трудом помощника воспитателя; закреплять названия предметов и орудий труда; воспитывать уважение к труду взрослых.

Наблюдение

23.

Тема: "Экскурсия в кабинет медсестры".

Задачи: знакомить с профессией медсестры, её обязанностями; рассказать о том, что есть в её кабинете.

Экскурсия

 24.

Тема «Мои друзья в детском саду»

Задачи: развивать представление о том, что такое дружба; помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.

Беседа

25.

Целевая прогулка по участкам детского сада. Задачи: воспитывать в детях чувство прекрасного; познакомить с природой детского сада; учить быть любознательными и наблюдательными.

Экскурсия

26.

Тема: «Покормите птиц зимой». Задачи: познакомить с дикими птицами; дать представление о том, что птицы живут на воле, и им тяжело найти пропитания зимой.

Природоохраняемая акция

27.

Тема:«Угостим птичек зёрнышками»

Задача: продолжать учить катать шарики, отщипывая пальцами маленькие кусочки пластилина.

Лепка

28.

Тема «Белая берёза под моим окном» Задачи: закрепить знания детей о времени года – весна; учить детей сравнивать разные времена года, отмечать характерные признаки каждого, уточнять что время года закономерно наступает один после другого; развивать чувственность, наблюдательность.

Рассматривание сюжетных картин.

29.

Тема «Город, в котором я живу»

Задачи: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему городу.

Индивидуальная работа.

30.

Тема: «Достопримечательности города»

Задачи: закрепить название города, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему городу; познакомить с достопримечательностями города.

Рассматривание иллюстраций.

31.

Тема «Транспорт нашего города»

Задачи: закрепить название родного города, названия видов транспорта, правила дорожного движения, формировать у детей чувства любви к своему города.

Наблюдение

32.

Тема: «Автобус» Задачи: продолжать учить брать на себя роль водителя, отвечающего за безопасность пассажиров, воспитывать любовь к родному городу.

Сюжетно-ролевая игра

33.

Мониторинг

34.

Тема «Праздник – День Победы»

Задачи: дать детям общее представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Рассматривание альбома.

35.

Тема: "Стихи о природе родного края" Задачи: видеть красоту природы в произведениях; развивать желание слушать и слышать.

Конкурс чтецов

Формы и методы включения семьи в совместную работу:

-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.

-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины).

-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города и организаций экскурсий.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

Литература:

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.

4. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.

5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.

6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.

7. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.

8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004

9. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.

10. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.

11. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.

12. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ по патриотическому воспитанию детей (вторая младшая группа)

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей (вторая младшая группа)...

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  во второй младшей группе «Отчего и почему?»...

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы

Перспективное планирование работы  для детей второй младшей группы "Патриотическое воспитание"...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Маленькие дети на большой планете!»

Цель: формировать чувство патриотизма и воспитывать любовь к Родине. Сформировать знания у детей о войне, о празднике «День Победы». Задачи:1. Сформировать у детей первоначальные...