Опыт работы в рамках проекта "Широка страна моя родная"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
В данном опыте представлен материал по реализации с детьми старшего дошкольного возраста проекта "Широка страна моя родная". В ходе проекта дети путешествовали по Россиии, знакомились с уголками, народами России, их обычаями и традициями. Прослеживаются этапы реализации проекта и итогши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
духовно-нравственное воспитание, опыт работы | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
в рамках духовно – нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста
«Широка страна моя родная»
Подготовили воспитатели: Аркашева С.А., Павличенко Е.В.
… детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и отечества, их красоты и величия… В.А. Сухомлинский |
Самоценность дошкольного детства понимается так: именно в дошкольном возрасте закладываются начальные ценностные основы мировоззрения.[1. С.]
Россия – огромная страна, вдоль которой расстилаются различные природные зоны, где проживают люди разных национальностей и культур со своими традициями и обычаями. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагог формирует у воспитанников представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.
Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано руками дедушек и бабушек, мам и пап, к их труду, ко всему, что их окружает, участвовать в создании красоты и порядка.
Большую работу по воспитанию у детей духовных ценностей важно начинать еще с детского сада.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов при формировании патриотических чувств очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Нами был разработан проект «Широка страна моя родная».
Вид проекта: информационно — творческий
По срокам проведения: долгосрочный октябрь 2015 – май 2016г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников в процессе знакомства с Россией в рамках проектной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей любовь к Отечеству и его историческому прошлому.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием России.
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь, учить свободно мыслить, фантазировать.
4. Развивать познавательный интерес к изучению своей страны.
6. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свою страну и его граждан.
1 этап – подготовительный, теоретический. Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности. октябрь 2015г
2 этап – основной. Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями. октябрь – апрель 2016
3 этап – заключительный. Анализ деятельности по реализации проекта.
Формы взаимодействия с детьми:
- непрерывная образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
- презентации
- творческие мастерские
Формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- сотворчество детей и родителей.
В основе проекта лежала игра – путешествие по России, которая включала в себя:
«Путешествие на Крайний север»,
«Путешествие в тайгу»,
«Путешествие в тундру» и др.
«Народные умельцы» (Гжелевские мастера, Золотая хохлома),
Были дебри и«Путешествие в Москву»,
«Народный костюм» и другие.
Путешествуя мы знакомились с климатическими особенностями регионов, разнообразием животных и растений, людьми, населяющими их. Изучали национальную одежду, традиции и обычаи, знакомились с кухней, музыкой, литературой, народными танцами и играми.
Например, во время путешествия по крайнему Северу мы с детьми останавливались на станциях: «Природа вокруг нас», где знакомились с особенностями климата, животными и растениями; «Люди вокруг нас» - знакомились с коренными жителями (чукчи, ханты, манси) их традициями, обычаями, национальной одеждой, кухней; «Музыка вокруг нас» - слушали игру на народных инструментах - воргане, пензере (бубне), смотрели исполнение народных танцев; «В гостях у сказки» - знакомили с фольклором народов Севера (сказки: «Кукушка» ненецкая, «Великий Сэкен» чукотская, загалки, пословицы и поговорки); «Игровая» - знакомились и играли в национальные игры «Один лишний» (Биир ордук), «Ястреб и утки» (Кырбый уонна кустар); на станции «Народные умельцы» с детьми раскрашивали народные костюмы, рисовали «Мандалу», «Чуму».
Результатом проекта служила мини-конференция «А я иду шагаю по стране», где детьми при поддержке родителей были представлены презентации, слайд-шоу тех мест нашей страны, где они побывали. Они презентовали эти места, делились своими впечатлениями от увиденного (Москва, Санкт Петербург, Самара и другие уголки нашей страны). Также детьми были изотовлены поделки животных России из природного и бросового материала. Ребята составляли описательные рассказы о них, месте обитания, питании, приводили интересные факты.
В ходе реализации проекта было осуществлено:
Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов
Проведение цикла тематических занятий.
Подбор пословиц, поговорок, загадок о культуре народов России.
Подборка «Энциклопедические данные о России».
Подборка «Игры народов России».
Подборка «Сказки народов России».
Подборка «Русские народный песни».
Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме».
Подборка образцов русских народных промыслов;
Фонотека народных танцев, песен;
Подборка дидактических игр «Укрась кокошник» и др.
В процессе реализации проекта у детей сформировались представления о символике России, истории государства, городах, народах, проживающих на территории страны, их традиции и обычаи, национальные костюмы, народные инструменты, фольклор. Расширили представления о широте и красоте просторов нашей Родины. Таким образом, работа по формированию духовных ценностей и мировоззрению дошкольников должна носить комплексный характер, пройти через все направления развития тонкой нитью.
Родина у каждого своя.
С первых шагов до последнего вздоха.
С первых дорог до последнего взлёта.
С первых лучей и до заката.
Помни, Родина – это свято!
Л.Г. Свинина.
Используемая литература:
1.Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности. Дошкольное воспитание 2004 - №8 с. 20-21.
2.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина, - М., 2005.
3.Муленко И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М., 2006.
4.Натарова В.И. Моя страна: практическое пособие. – Воронеж, 2005. 5.Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы «Широка страна моя родная».
Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатле...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.
Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).Образов...
Проект "Широка страна моя родная"
Приобщение дошкольников к истории и культуре свой страны...
Методическая разработка ПРОЕКТ "Широка страна моя родная"
Презентация к проекту о России...
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями на тему: «Широка страна моя родная»
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями на тему: «Широка страна моя родная»...
Опыт работы по Проекту «Родные истоки» по направлению на сохранение и развитие языков, традиций, культуры народов родного края проживающих в Алькеевском районе села Борискино
Цель:• Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, истории, традиций, обычаев, особенностей народов, проживающих на территории села Борискино Алькеевского района Республики Тата...
Программа кружковой работы по патриотическому воспитанию «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…»
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого...