Технологическая карта занятия по ОО "Социально-коммуникативное развитие" по теме "Нетрадиционные символы России"
план-конспект занятия

Щедрова Ольга Владимировна

Формирование представлений детей о России через нетрадиционные символы России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Нетрадиционные символы России».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель занятия: формирование представлений детей о России через нетрадиционные символы России.

Задачи занятия:

Образовательные задачи: Познакомить с нетрадиционными символами России: матрешкой, березой, ромашкой, самоваром, медведем; Закрепить представления у детей о государственных символах России(герб, флаг, гимн).

Развивающие задачи: Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей.

Воспитательные задачи: Воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Словарная работа: нетрадиционные символы, иностранные гости.

Планируемый результат занятия: дети знают нетрадиционные символы РФ, употребляют в речи новые слова.

Подготовительная работа: подобрали и изготовили атрибуты (ромашки, флаги, гербы), разучили стихи и песни о России, государственных символах.

Материалы и оборудование: разрезные картинки флагов разных государств,  гербы разных стран, игрушка Матрешка, самовар, игрушка медведь,  магнитофон, записи гимна России, головные уборы разных стран, макет березы, ноутбук .колонка, телевизор, цветы ромашки, конверты, распечатки нетрадиционных символов РФ.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

        Деятельность педагога        

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности

Дети сегодня к нам  приехали иностранные гости, то есть гости из других стран.

-Как вы думаете для чего к нам приехали иностранные гости? Еще и в наш детский сад, в нашу группу?

Гости отвечают – что бы узнать о вашей стране.

-Давайте узнаем из каких стран наши гости?

-Ребята, а вы смогли бы рассказать о нашей стране?

Игровой,

Сюрпризный

Проблемная ситуация

Дети подходят к гостям здороваются,  спрашивают из какой они страны к нам приехали.

Дети подходят и задают вопрос «Для чего вы приехали к нам?»

Ответы детей.

Проявляют интерес, соглашаясь включиться в деятельность

2.

Основной этап

Уточнить и систематизировать знания детей о нашей стране.  Развивать память, мышление, воображение, внимание, мелкую моторику, воспитывать патриотические чувства и любовь к малой Родине.

Удовлетворение двигательной активности детей.

- В какой стране мы живем?

-Как называют жителей нашей страны?

-Таисия знает и прочитает стихотворение о нашей замечательной стране.

У каждой страны есть свои государственные символы. -Давайте их назовем.

-Познакомьте гостей с государственными символами РФ.

Посмотрите внимательно, кто собрал флаг РФ ?

-Правильно это флаг нашей страны. Назовите цвета флага РФ.

-Помните, мы с вами учили стихотворения о государственных символах?

Ребята, на мольберте мы будем собирать государственные символы нашей страны.

О флаге рассказали, теперь следующий символ?

 

-Правильно ребята –это герб нашей страны .

-Где мы можем увидеть герб нашей страны?

-Ребята и третий символ нашего государства?

-Что такое гимн? Где его исполняют?

-Давайте нашим гостям исполним небольшой фрагмент.

-О государственных символах мы рассказали, а теперь познакомимся с нетрадиционными   символами  нашего государства

Загадывание загадки о ромашке.

"Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое?" (ромашка)

Рассказ воспитателя о ромашке Ромашка – самое распространенное растение в России, она всегда сопутствовала русскому человеку.  Ромашка это чистота, юность и любовь. 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, символом, которого является ромашка. Этот цветок – нежный символ природной красоты нашей необъятной Родины.

Что бы узнать следующий символ, нам нужно просмотреть видеоролик, и по описанию узнать этот символ.

Воспитатель вместе с детьми подходят к экрану, на экране появляются фрагменты матрешки и звучит голос,

Эту игрушку вытачивают из древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая. Сначала грунтуют, затем расписывают и после лакируют. Лицо игрушке обычно рисует мужчина, а расписывает женщина

Воспитатель:  вы догадались о чем идет речь?

На экране появляется матрешка и звучит небольшой рассказ от ее имени

«Меня зовут Матрешка. Появилась я  более 100 лет назад. Создали меня токарь по дереву Василий Звездочкин  и художник Сергей Малютин. Состоять я могу из восьми и более фигур. Изображение девочки может чередоваться с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя куколка самая маленькая, обычно изображает, спеленатого младенца. Сейчас темы для росписи стали разнообразными: я могу быть сказочным персонажем, знаменитостью, достопримечательностью. Я  самый популярный национальный сувенир.самый известный в мире позитивный символ России. Я добрая, красивая, жизнерадостная, с традиционными ценностями, и воплощаю в себе лучшие черты русского народа.

 А теперь следующий символ. Вам нужно прослушать загадку, а в отгадке вы узнаете о каком нетрадиционном символе идет речь.

Есть дерево стройное
С белым стволом,
Отметинки чёрные
Видно на нём! (Береза)

Воспитатель рассказывает о  этом символе. Береза. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Береза является символом России. В ней отразилась душа народа, его мудрость, история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез.

 На одном из  музыкальных занятий мы с вами водили хоровод, давайте вспомним и покажем нашим гостям.

Узнать о следующем символе вам помогут эти карты-схемы. У меня две карты-схемы, как одновременно нам выполнить сразу два задания?

 Воспитатель рассказывает об этих символах.

Самовар. Когда слышишь о традиционном русском чаепитие, то представляешь себе пузатый медный самовар. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение.  Именно самовар - стал символом гостеприимного дома.

Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой - в их умении постоять за себя.

Ребята когда иностранные гости уезжают из нашей страны они обязательно на память  увозят  сувенир. Вот и наших гостей мы не отпустим с пустыми руками. Предлагаю  сделать для них небольшой подарок, который будет напоминать о государственных и нетрадиционных символах нашей страны.

 Что мы можем подарить нашим гостям, сделанное своими руками?

Словесные:

ситуативный разговор, вопросы, инструкция.

Наглядный

Практический

Наглядный,

словесный

Практический

Наглядный

Словесный

Словесный: беседа

Наглядный: просмотр видеоролика

Мы живем, в стране Россия

Жителей нашей страны называют Россияне

Ребенок читает стихотворение

Ответы детей (государственные символы нашей страны это-флаг, герб ,гимн)

Дети делятся на пары подходят к столу, где расположены конверты с разрезными флагами разных государств, работают в паре, собирают флаги состоящие из 6 частей, среди  них собирают флаг РФ.

Дети внимательно изучают собранные разрезные картинки и находят среди различных флагов, флаг РФ Дети дают ответы:  (цвета флага России -белый, синий, красный) Ребенок читает стихотворение:

Белый цвет –березка

Синий –неба цвет

Красная полоска –солнечный рассвет.

Ребенок подходит к мольберту и прикрепляет на  магнит  флаг РФ.

Дети: подходят ко второму столу и находят герб РФ среди других.

Ответы детей.

Ребенок читает стихотворение:

У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Ребенок подходит к мольберту прикрепляет герб РФ.

Это гимн.

Ответы детей Дети  вместе с воспитателем исполняют  первый куплет) акцентируют внимание на то, что во время исполнения гимна все должны встать

Дети отгадывают загадку

Слушают рассказ воспитателя

Дети подходят к экрану телевизора и внимательно смотрят видеоролик.

 

Анализируют. Дают ответы.

Дети демонстрируют матрешку.

Дети слушают загадку, отгадывают.

Дети  берут платочки, звучит музыка и вместе с воспитателем поют и водят хоровод вокруг березы.

Предлагают разделиться на две команды.

Дети работают с картой, в конце пути находят нетрадиционные символы (медведя и самовар) Приносят, ставят на стол.

Ответы детей:

Звучит фоновая музыка, дети рассаживаются за столы.

Дежурный приносит заранее подготовленные картинки с нетрадиционными символами, заготовка открытки с флагом России, клей-карандаш, кисточки.

Слушают воспитателя, отвечаю на вопросы.

Осваивают способ решения поставленной педагогом задачи: собирают разрезные картинки

Дети закрепят знания о традиционных символах РФ;  составят связные высказывания по составленным картинкам.

3.

Заключительный этап

Развивать память, мышление, связную речь детей.

-Ребята  на внутренней стороне открытки у нас уже нарисован флаг нашей страны, а на внешнюю сторону  вы выбираете любые нетрадиционные символы и приклеиваете их. Когда вы все сделаете, подходите к нашим гостям и дарите открытки.

-Поделитесь с гостями впечатлениями что для вас было трудно?

-А с чем вы справились легко?

-Вы молодцы! Вы все хорошо справились с этой работой!

Словесный: беседа.

Дети дарят открытки-сувениры.

Подводят итог. Высказывают мнение.

У детей сформированы знания о нетрадиционных символах РФ,

        

Оценка проведенного занятия.

Занятие «Нетрадиционные символы России» было представлено для рабочей группы по экспертизе работ  г.Канска в рамках профессионально конкурса "Лучший по профессии" на уровне городского методического объединения. Присутствовало 12 педагогов.

Занятие было проведено в увлекательной форме –путешествие в формате маршрутной игры, с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, информационно- коммуникативная технология, маршрутная игра.

Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная работа.

Итог занятия был организован в виде рефлексивной беседы (побуждение детей к самооценке).

Результат: Грамота за 1 место среди 6 детских садов г.Канска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия на тему "Государственные символы городов России"

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Государственные символы городов России»...

Технологическая карта занятия, тема «Нравственно-патриотическое воспитание». Название: «Символы России».

Цель – Формирование элементарного  представления о символах нашей страны, развитие познавательного интереса. Образовательные:- Закреплять  понятие  «символы нашей стран...

Технологическая карта НОД в старшей группе Тема: "Наша Родина - Россия"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любовь к своей родине.Задачи: Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.Формировать патриотические чувств...

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми "Береза - как символ России"

Представлена технологическая карта занятия по познавательному развитию "Береза - как символ России"...